Традиционное и два антикризисных решения для календарных учебных графиков на 2020/21 учебный год
Уже сейчас понятно, что новый учебный год все школы начнут с ликвидации последствий пандемии. Даже если в 2019/20 учебном году удалось выдать программу полностью, гарантий, что школьники хорошо ее освоили, нет. А значит, в сентябре нужно будет потратить время на диагностику и восполнение пробелов. Если же выдать программу полностью не успели и пострадало качество знаний учеников, придется искать часы, чтобы все наверстать. Сэкономить часы вы сможете, если оптимизируете содержание рабочих программ и учебные планы. Читайте статью на эту тему>>. Если это не помогает, дополнительные часы можно получить, скорректировав календарный учебный график. В статье найдете два антикризисных варианта графиков, в которых есть время на борьбу с последствиями коронакризиса.
Количество учебных занятий по уровням
Традиционный вариант: не менять продолжительность учебных периодов
Календарные учебные графики школа обновляет ежегодно. Если вы не планируете менять продолжительность учебных периодов, подготовьте календарные учебные графики как обычно. Так как календарный учебный график – составная часть ООП, то для каждого уровня образования нужно составить отдельный документ. Проверьте, что в графиках есть обязательные элементы:
- даты начала и окончания учебного года;
- продолжительность учебного года, четвертей или триместров;
- сроки и продолжительность каникул;
- сроки промежуточных аттестаций.
Это минимальный обязательный набор. Все остальные сведения в календарный учебный график школа включает по желанию. Когда подготовите календарные учебные графики, директор должен утвердить их приказом «О внесении изменений в ООП»▼.
Первый антикризисный вариант: сократить каникулы
Чтобы выделить дополнительное время, вы можете сократить каникулы. Количество и продолжительность каникул школа определяет сама. Сделайте это так, чтобы дети освоили ООП без переутомления и вреда для здоровья (п. 11 ч. 1 ст. 34, п. 3 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
В годовом календарном учебном плане предусмотрите равномерное распределение периодов учебного времени и каникул (п. 10.3 СанПиН школы). Детям нужен отдых, поэтому такое сокращение должно быть максимально щадящим. Например, если изначально планировали каникулы в 10 дней между триместрами или четвертями, сократите их до 7.
Продолжительность каникул определена в примерных основных образовательных программах. Согласно ПООП в течение учебного года должно быть не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для учеников 1-го дополнительного класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Однако ПООП носит рекомендательный характер, поэтому эти показатели можно корректировать по своему усмотрению. Посмотрите образец календарного учебного графика с сокращенными каникулами.
Образец календарного учебного графика с сокращенными каникулами

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Второй антикризисный вариант: продлить учебный год
Еще вариант изменения календарного учебного года – продлить учебный год. По ФГОС продолжительность учебного года может варьироваться от 33 до 37 учебных недель. Посмотрите образец календарного учебного графика с продленным учебным годом.
Образец календарного учебного графика с продлением учебного года

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Если выбираете этот вариант – не продлевайте учебный год более чем на неделю. Иначе рискуете выйти за пределы верхней границы нормы учебных часов на уровне образования. На рисунке выше на полях посмотрите, сколько учебных часов максимально можно реализовать.
Риски корректировки учебных периодов
Когда выбираете вариант с корректировкой календарного учебного графика в части сокращения каникул или продления учебного года, имейте в виду, что этот вариант связан с правовыми рисками. Статья 5.57 КоАП предусматривает административный штраф для должностных лиц за нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся. Право на каникулы является именно таким правом (п. 11 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ).
Однако школа может обжаловать предписание контролирующих органов и доказать, что права детей нарушены не были, так как каникулы и право на отдых школа учла. А баланс между учебными занятиями и временем отдыха сохранен.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Три варианта, как организовать внеурочную деятельность с сентября. Готовое новое Положение и чек-лист
Минпросвещения направило рекомендации, как проводить внеурочную деятельность дистанционно в период временных ограничений, которые связаны с эпидемиологической ситуацией (письмо Минпросвещения от 07.05.2020 № ВБ-976/04). В письме разъяснили, какую работу можно перевести в дистанционный режим. Например, можно проводить в дистанционном формате проектные и исследовательские работы, организовать деятельность школьных научных обществ, оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами. На дистант также можно перенести занятия и консультации специалистов в области реализации адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В новом учебном году нет гарантий, что из-за второй волны коронавируса не придется снова переходить на дистанционное обучение. Поэтому в статье рассмотрели три варианта, по которым можно организовать внеурочную деятельность в новом учебном году: работать традиционно, но минимально скорректировать документы, перейти на дистанционно-очный формат или полностью вынести внеурочную деятельность на дистант. Для каждого сценария нашли плюсы и оценили риски.
Проводить занятия очно, как раньше
Риски. Если в новом учебном году будет вторая волна пандемии, школам придется снова уйти на удаленную работу. Перестроить работу, внести изменения в расписание и программы, скорректировать план – все это займет много времени. Есть риск, что такая перестройка нарушит график внеурочной деятельности и программу опять не удастся пройти в полном объеме. А это нарушение федеральных норм (ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Плюсы. Все занятия внеурочной деятельности вы проводите, как и раньше, в очной форме. Педагогам привычнее готовить документы и работать в школе. Скорректировать нужно будет только школьное Положение о внеурочной деятельности.
Что сделать до начала учебного года. Чтобы иметь запасной вариант на случай повторного временного перехода на дистант, скорректируйте положение о внеурочной деятельности. Для этого внесите в список документов, на основании которых разработано положение, рекомендации Минпросвещения. Еще посмотрите чек-лист, чтобы проверить, готова ли внеурочная деятельность в вашей школе к новому учебному году, если вы ничего не меняете.
Чек-лист для замдиректора

Отметьте пункты, которые вам необходимо выполнить. Нажмите Печать внизу страницы
Проводить часть занятий дистанционно
Риски. Даже часть занятий внеурочной деятельности на дистанте может вызвать недовольство учителей, школьников и родителей. Педагогам придется вносить корректировки в рабочие программы курсов, предусматривать новые формы аттестации и оценки деятельности школьников. У учителей «старой закалки» может не хватать навыков работы с ИКТ. А значит, они не смогут подготовить и провести качественные занятия. Школьники могут не располагать техническими средствами или программным обеспечением дома и смогут освоить программу только частично.
Плюсы. Если в новом учебном году снова придется уйти на дистант, то у вас не будет проблем. Часы внеурочной деятельности, которые приходились на дистант, можно будет реализовать как раз в этот период. Вероятность непрохождения или отставания в программе будет минимальной. Учителям не нужно будет вносить в программы дополнительные корректировки.
Еще в мае Роспотребнадзор выпустил рекомендации, которые будут действовать, пока сохраняется угроза заражения (письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24). Одно из требований – максимально разобщить школьников из разных классов. Если часть занятий проводить дистанционно, это поможет решить проблему нехватки кабинетов. Такой подход позволит проводить очные занятия так, чтобы школьники из разных классов не пересекались, даже если учеба организована в две или три смены.
Что сделать до начала учебного года. Внесите изменения в положение о внеурочной деятельности. Укажите, что внеурочная деятельность реализуется с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (ДОТ и ЭО) – в дистанционно-очной форме. Отметьте, что в условиях сохранения угрозы распространения коронавируса группы для очных занятий можно создавать только из учеников одного класса. Укажите, что итоговые мероприятия по курсам внеурочной деятельности организуются в очно-дистанционном формате по выбору учителя. Посмотрите образец положения об организации внеурочной деятельности. Новые фрагменты в нем выделены цветом.
Еще измените положение об организации дистанционного обучения. Добавьте пункт о сохранении здоровья школьников в условиях угрозы заражения вирусом в список задач, которые помогает решить использование ДОТ и ЭО. Укажите, что не только образовательный процесс, но и внеурочная деятельность в вашей школе организована с применением этих технологий.
Поручите педагогам внести корректировки в рабочие программы курсов внеурочной деятельности. В пояснительной записке нужно прописать, что занятия проводятся с применением ДОТ и ЭО – в дистанционно-очной форме. Дополнить виды деятельности с учетом новых форм работы. Пусть учителя предусмотрят такие формы промежуточной аттестации и текущего контроля, которые можно реализовать как во время очных занятий, так и на дистанте. Еще в тематическом планировании нужно указать, что ученики будут изучать в очном режиме, а что – в дистанционном.
Вынести всю внеурочную деятельность на дистанционный режим
Риски. Не все курсы внеурочной деятельности можно полностью реализовать в дистанционном формате. Например, невозможно вынести на дистант часть курсов спортивно-оздоровительной направленности. Также ряд занятий других направлений требует очного взаимодействия.
Плюсы. Если повторится весенняя ситуация с закрытием школ, вы автоматически выполните требования ведомств. Внеурочная деятельность будет полностью готова функционировать в дистанционном режиме на изоляции, если это потребуется. Причем никаких срочных дополнительных изменений в части документов или организации вносить не нужно.
Что сделать до начала учебного года. Скорректируйте положение о внеурочной деятельности. В сравнении с предыдущим вариантом внесите изменения в части, в которых допускали очный вариант. Укажите, что внеурочную деятельность реализуете только дистанционно, в том числе итоговые мероприятия. Исключите пункт об использовании объектов инфраструктуры, ведь теперь занятия не проводятся очно.
Положение об организации дистанционного обучения менять не нужно. В нем уже прописано, что внеурочная деятельность организована с применением ДОТ и ЭО. Такая формулировка покрывает и частичное очное обучение, и полностью дистанционное.
Поручите педагогам внести изменения в рабочие программы в части форм обучения и аттестации, скорректировать тематическое планирование. Пусть изменят виды деятельности с учетом новой формы работы и предусмотрят формы промежуточной аттестации и текущего контроля, которые можно реализовать с помощью дистанционных технологий.
Образцы Положений

Кликните на кнопку с названием Положения, листайте страницы, кликая на стрелочки
справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Шесть частых заблуждений, которые помешают составить учебные планы по ФГОС на 2020/21 учебный год
В статье мы собрали шесть мифов об учебных планах по ФГОС, из-за которых ваши коллеги ежегодно допускают ошибки. Заблуждения в статье выстроены в порядке от самых часто встречающихся у коллег к более редким. Есть свежее заблуждение об изменениях в учебном плане из-за коронавируса.
Заблуждение 1. Для всех уровней образования нужно составить общий учебный план
Общий учебный план, как, например, общее расписание, составлять нельзя. Учебный план – это часть ООП. Для каждого уровня образования школа реализует отдельные ООП. Поэтому и учебный план как составную часть ООП вы готовите на уровень образования, а не на все время обучения в школе. Посмотрите образцы учебных планов на уровень начального и основного общего образования.
Образцы учебных планов

Кликните на кнопку и выберите учебный план, прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу
Десятиклассники в 2020/21 учебном году уже должны учиться по ФГОС, ученики 11-х классов последний год могут обучаться по ФКГОС. Так как учебный план входит в ООП уровня образования, то его нужно подготовить и для 10-го, и для 11-го класса, даже если одиннадцатиклассники еще учатся по ФКГОС. Посмотрите образцы учебных планов всех профилей.
Учебные планы всех профилей

Кликните на кнопку, посмотрите и скачайте учебный план
Заблуждение 2. Если работаете по ФГОС, то в учебный план можно включить внеурочную деятельность
План внеурочной деятельности – это самостоятельный подраздел организационного раздела ООП наравне с учебным планом на уровень образования и календарным учебным графиком (п. 16 ФГОС начального общего образования, п. 14 ФГОС основного общего образования, п. 14 ФГОС среднего общего образования). Если вы включаете внеурочную деятельность в учебный план, вы нарушаете требования ФГОС. Для ООП каждого уровня образования готовьте отдельно учебный план и план внеурочной деятельности.
При этом вы можете связать мероприятия внеурочной деятельности с учебным планом. Например, организовать внеурочную деятельность с учетом профилей, которые выбрали старшеклассники. Формы, методы и средства обучения во внеурочной деятельности должны отличаться от учебной. Поэтому нельзя называть курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» или «Трудные вопросы ЕГЭ по математике». Постарайтесь отразить в названии курса прикладной характер занятий. Из названия должно быть ясно, чем заниматься и по какому направлению: «Театр на английском», «Английский через Postproduction» и др.
Заблуждение 3. В учебном плане обязательно прописать максимальную нагрузку
Максимальная нагрузка – это верхняя граница, за которую нельзя выходить. Но вы не обязаны использовать ее полностью. Максимальную недельную нагрузку учеников устанавливает СанПиН 2.4.2.2821–10. В эту нагрузку входит обязательная часть учебного плана и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Посмотрите в таблице 1 максимальную нагрузку по классам для пяти- и шестидневной учебной недели. Занятия, которые в школе проводятся в рамках внеурочной деятельности, не входят в максимальную аудиторную нагрузку. Для них есть отдельные часы.
Таблица 1. Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки школьниковСкачать
Предусмотреть недельную учебную нагрузку ниже порогового значения, которое регламентирует СанПиН, вы можете. Но следите, чтобы общее количество учебных занятий не было ниже минимума, который определяет ФГОС уровня образования. В стандарте нет требований к количеству часов в неделю на изучение отдельных предметов, но есть общее минимальное и максимальное количество часов учебных занятий за время освоения ООП уровня образования. Распределение по уровням образования смотрите в таблице 2.
Таблица 2. Количество часов учебных занятий по уровням образованияСкачать
Заблуждение 4. Формируемая часть должна быть не больше 30 процентов
Учебный план по ФГОС состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей учебного плана устанавливает ФГОС уровня образования. На каждом уровне соотношение свое.
Среднее соотношение – 70 на 30 процентов – определяет ФГОС на уровне ООО. Ваши коллеги путаются и распространяют это соотношение и на другие уровни образования, составляют учебные планы с неправильным соотношением и ошибаются. Посмотрите верное соотношение частей учебных планов по уровням образования на рисунке.
Соотношение обязательной и формируемой частей учебного планаСкачать
Логика стандарта следующая: на уровне начального образования закладываются основы, школьникам сложнее сформулировать, чему бы они хотели учиться, поэтому там формируемая часть минимальна. Чем старше ученики, тем сильнее их интересы влияют на учебу, тем более осознан их выбор, поэтому объем формируемой части увеличивается.
Заблуждение 5. Родной язык, астрономию и второй иностранный можно включить в формируемую часть
Это обязательные учебные предметы, поэтому так делать нельзя. Во ФГОС каждого уровня образования указано, какие предметы и предметные области в обязательном порядке должны быть включены в учебные планы. Посмотрите, какие предметы входят в обязательную часть учебного плана.
Предметы, которые входят в обязательную часть учебного плана

Кликните на кнопку и выберите предметы. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Чтобы определить, какие предметы и курсы и в каком объеме включить в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, изучите потребности. Для этого проведите анкетирование школьников, их родителей и педагогических работников. Результаты анкетирования обсудите на педагогическом совете, обобщите и используйте, когда будете планировать формируемую часть. Анкеты сохраните, чтобы на федеральном контроле качества объяснить, почему именно такие курсы выбрали для формируемой части учебного плана. Также результаты анкетирования можно включить в пояснительную записку к учебному плану.
Заблуждение 6. Все часы, которые не успели выполнить в 2019/20 учебном году из-за коронавируса, можно прибавить к часам на следующий год
Из-за перехода на дистанционное обучение и вынужденного продления каникул многие школы столкнулись с проблемой отставания. Учебные планы реализованы не полностью. Возникло ложное представление, что часы, которые не выдали в этом году, можно просто приплюсовать к учебному плану на следующий год. Делать так нельзя. Ведь в этом случае недельная нагрузка школьников увеличится, а это нарушение гигиенических требований (таблица 1).
Чтобы ликвидировать отставание, вы действительно можете изменить учебные планы. Но требования ФГОС и СанПиН к ним не меняются. Вы можете добавить «сэкономленные» часы, но по-прежнему нужно будет соблюдать соотношение частей, не превышать максимальную недельную нагрузку и вписаться в вилку между максимальным и минимальным количеством учебных часов на уровень образования.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

К СВЕДЕНИЮ