ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2020года
Новости
Новые документы

Осенью начнется апробация модели цифровой образовательной среды

Что изменилось: Минпросвещения запускает апробацию расширенной модели цифровой образовательной среды. Проект позволит сделать обучение интерактивным, но не заменит живое общение на уроках. Апробация начнется с сентября в 14 регионах.

2022
год –

завершится апробация модели цифровой образовательной среды

Внедрение новой модели цифровой образовательной среды не означает полный переход на дистант. Наоборот, школы хотят оснастить всем необходимым, чтобы сделать традиционные очные уроки лучше. Эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды – часть реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», который действовал задолго до коронавируса и всех ограничений. Школы – участницы апробации, получат доступ к высокоскоростному интернету, цифровым образовательным ресурсам, обновление материально-технической базы. «Речь идет не о замене одного вида обучения – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ», – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов.

В апробации новой модели примут участие 14 регионов: Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область – Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. Если ваш регион попал в список участников, успокойте школьников, родителей и педагогов: традиционный урок никуда не уходит. Новая образовательная модель лишь поможет улучшить его, сделать интереснее и понятнее детям.

Источник: проект постановления Правительства РФ «О проведении в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды», новость от 30.06.2020 на edu.gov.ru

8
Август 2020года
План работы
План работы школы на год

Пять контрольных точек, чтобы составить план работы школы на 2020/21 учебный год

Галина Савиных, эксперт-методист, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО ГАУО ВО МГПУ, руководитель экспертного бюро «ПРО-сегмент», к. п. н.,
Татьяна Малинникова, директор МОУ «Лицей № 4 г. Дмитрова»
Обязательный ФГОС СОО, последствия пандемии и новые подходы к воспитательной работе отразятся на годовом плане работы школы. Контрольные точки в статье помогут подготовить документ и не упустить важные новшества.

Годовой план, контрольные точки для которого найдете в статье, ориентирован на образовательную деятельность. В нем управленческие решения, которые помогут повысить качество образования в новом учебном году. Всего контрольных точек пять: переход на ФГОС, формирование функциональной грамотности, внедрение профстандартов, новые воспитательные задачи и цифровизация образовательной среды.

Как вы внедряете ФГОС СОО?
Как вы внедряете ФГОС СОО?
20% Не первый год работаем по ФГОС СОО
19% С сентября будем работать по ФГОС и в 10-х и в 11-х классах
61% С сентября будем работать по ФГОС, но только в 10-х классах
Всего ответов: 554

Главное в статье СкрытьКонтрольная точка 1. Мероприятия, чтобы завершить переход на ФГОС

В 2020/21 учебном году завершается переход всех школ России на ФГОС среднего общего образования (СОО). Если вы начинаете работать по ФГОС СОО сейчас, предусмотрите в плане работы пять направлений для реализации стандарта: локальное-нормативное регулирование обучения по ФГОС СОО, профилизация и профориентация страшеклассников, учебно-методическое и информационное обеспечение обучения по ФГОС СОО, кадры и цифровая среда, управление образовательными результатами.

Локально-нормативное регулирование

В рамках этого направления запланируйте работу с локальными актами школы:

  • положением о ВСОКО;
  • положением о формах, порядке, периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся;
  • положением об индивидуальном учете и поощрениях;
  • положением об индивидуальном учебном плане;
  • положением о рабочей программе.

Если какой-то из документов отсутствует, его нужно разработать. Если положения оформлены, скорректируйте их с учетом содержания ФГОС СОО. Когда будете утверждать новые или измененные локальные акты, проследите, чтобы они были утверждены раньше, чем утвердили ООП СОО. Иначе есть риск получить предписание за деятельность, которая не отрегулирована локальным актом. Например, в Программе воспитания и социализации ООП СОО вы пропишете индивидуальный учет образовательных достижений посредством портфолио старшеклассников, а порядок ведения портфолио окажется не утвержден.

Положение о профильном обучении

Скачать

Профилизация и профориентация

Это направление вы добавляете, чтобы выполнить требования ФГОС: организовать профильное обучение и помочь школьникам достичь личностного образовательного результата – «готовность к выбору профессии». Предусмотрите в годовом плане традиционные мероприятия по анализу адаптации десятиклассников к условиям профильного обучения. Запланируйте установочное собрание для родителей. Провести его можно онлайн, если эпидемиологическая ситуация в регионе к началу учебного года не стабилизируется.

СОВЕТ. Когда набираете 10-е классы, проведите комплексный анализ академических показателей будущих десятиклассников. Поручите педагогам, которые будут классными руководителями, проанализировать, как школьники выбирают профили – адекватен ли их выбор, «потянут» ли они обучение. Пусть учителя проведут беседы со школьниками, которые продолжают обучение в 10-м классе вашей школы.

Еще запланируйте контроль организации учебных занятий в классах разных профилей и фокус-группы с самими десятиклассниками. Результаты контрольных мероприятий удобно анализировать на малых педсоветах. Чтобы выполнить требования по индивидуализации обучения, проведите индивидуальную диагностику старшеклассников и консультации по ее итогам. В плане работы укажите исполнителя диагностических процедур. Им может быть штатный педагог-психолог и привлеченный внешний эксперт.

Удобно предусмотреть возможность пройти диагностику дистанционно, например, через ресурсы профориентационных центров, научных лабораторий, вузов. Так у вас не пропадут мероприятия, если снова введут ограничительные меры. А еще дистанционная диагностика покроет сразу два направления – «Профилизация и профориентация» и «Кадры и цифровая среда».

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Включите в годовой план проверку соответствия учебных занятий тематическому содержанию рабочих программ. Обязательно поставьте на контроль соблюдение дифференцированного подхода в содержании учебного материала. Особое внимание обратите на преподавание математики в классах, где ученики планируют сдавать ее на профильном уровне.

Кадры и цифровая среда

Пропишите в годовом плане внутриорганизационное повышение квалификации педагогов, например, в формате общешкольного проекта «Цифровая педагогика». Спланируйте серию поддерживающих семинаров для педагогов, которые преподают углубленные предметы. Сфокусируйтесь на межпредметном взаимодействии, чтобы реализовать в школе единую тактику развития УУД старшеклассников.

Управление образовательными результатами

Пропишите в плане работы все внешние оценочные процедуры, в том числе итоговое сочинение, репетиционные ЕГЭ, НИКО. Затем включите все, что связано с индивидуальными достижениями учеников вне школы и учетом этих достижений. Если сможете найти педагога, предусмотрите в этом направлении серию тренингов личностного роста и управления мотивацией. Еще добавьте конкурсные и иные мероприятия, где старшеклассники транслируют свои достижения. Это могут быть как учебные, так и личные достижения, например успехи в спорте или искусстве.

Контрольная точка 2. Функциональная грамотность в ООП

Алгоритм, чтобы ввести компонент «функциональная грамотность» в ООП СОО

Скачать

К 2024 году все субъекты РФ должны принять участие в международных сопоставительных исследованиях. Это целевой показатель нацпроекта «Образование». А с 2019 года Минпросвещения запустило мониторинг формирования функциональной грамотности. Кроме того, функциональная грамотность в проектах ФГОС начального и основного общего образования обозначена как базовая гарантия качества образования. Чтобы выполнить федеральные требования и подготовить школьников к исследованиям по международным моделям, введите в ООП компонент «функциональная грамотность».

Начать удобнее всего с обновления рабочих программ. Эту работу пропишите в годовом плане как «Сквозной методический проект “Функциональная грамотность в содержании образования. Этап I: рабочие программы учебных предметов”». Так вы организуете переход от традиционных контролируемых элементов содержания в рабочих программах к учебным действиям с предметным содержанием. Педагоги обновят текущие проверочные работы под форматы, которые близки к PISA. Компонент «функциональная грамотность» также внедрите в экспертные заключения по индивидуальным проектам.

Еще одно новшество – межпредметная оценка. Запланируйте переход от КИМ, которые «заточены» на одном предмете, к работам, которые позволят выставить отметки по 2–3 предметам сразу. Для этого нужно разработать новую шкалу оценивания, которую будут применять педагоги школы.

Спланируйте также новые воспитательные практики, которые работают на самодисциплину и поощрение инициативы учеников. Позаботьтесь о расширении форм внеурочной деятельности: мастерских, мини-кванториумов, исследовательских полигонов.

Более активно планируйте развитие самоуправления, обновляйте традиции детских сообществ. Включите в годовой план организацию системного информирования педагогов об уже имеющемся опыте развития и оценки функциональной грамотности.

Посмотрите алгоритм на полях. Он поможет поэтапно ввести в ООП основного и среднего общего образования компонент «функциональная грамотность».

К СВЕДЕНИЮ

Как оптимизировать время и ресурсы, когда готовите план работы на год

Перед тем как приступить к оформлению годового плана работы, наметьте пять – семь генеральных дел. Это такие дела, исполнение которых не умещается в узкие рамки одного из направлений. В годовом плане вы сможете вывести из одного генерального дела сразу несколько позиций под разные направления, меняя при этом формулировки.

Например, генеральное дело – индивидуализация образования в старшей школе. В направлении «Профилизация и профориентация» вы прописываете: «Организация и проведение индивидуальной диагностики учащихся 10-х классов»; в направлении «Кадры и цифровая среда» – «Партнерский проект (указать держателя онлайн-диагностического продукта) по сопровождению профессионального самоопределения учащихся 10-х классов»; в направлении «Управление образовательными результатами» – «Мастер-класс для десятиклассников: как построить свой образовательный маршрут по профилю обучения».

ВАЖНО

Требования к плану реализации профстандартов изложены в постановлении Правительства от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов <…>»

Контрольная точка 3. Управленческие решения для работы по профстандартам

Первоочередная задача на этот год – обеспечить соответствие педагогических работников новым квалификационным требованиям. В большинстве школ такие проверки уже прошли, и кадровые службы подготовили необходимую отчетность.

Следующий шаг в этом направлении – обновить должностные инструкции. На уровне должностной инструкции задайте конкретные операции, которыми должен владеть педагог, чтобы выполнять то или иное трудовое действие. Так вам будет проще предъявлять требования и контролировать качество работы учителей. Также перечень задач в обновленных инструкциях может стать основой чек-листа, чтобы проверить педагога на соответствие требованиям профстандарта.

Наряду с корректировкой должностных инструкций планируйте развитие компетенций педагогов в части реализации ФГОС общего образования. Так вы свяжете требования профстандарта с требованиями ФГОС.

Как вы считаете, поможет ли школе проект «Цифровая образовательная среда»?
Как вы считаете, поможет ли школе проект «Цифровая образовательная среда»?
45% Да, уроки станут интереснее
49% Да, но работать станет сложнее
6% Нет, школе это не нужно
Всего ответов: 276

Контрольная точка 4. Цифровизация образования

Весна 2020 года показала, насколько важно развивать цифровые компетенции и педагогов, и школьников. Еще одна проблема, которую вскрыл коронакризис, – школы не были готовы к приходу дистанта даже на уровне локальных документов. В положениях и порядках, которые действовали, не были урегулированы вопросы организации обучения с использованием актуальных электронных ресурсов. Чтобы подойти к новому учебному году готовыми, включите в план работы раздел «Развитие цифровой образовательной среды».

Начните с обновления документации. Пересмотрите существующие школьные положения, добавьте в них разделы об использовании цифровых ресурсов.

Для педагогов запланируйте мониторинг ИКТ-компетентности и повышение квалификации по его итогам. Опишите в плане методические мероприятия, которые помогут педагогам уверенно использовать дистанционные технологии, если дистант вернется.

Контрольная точка 5. Новая программа воспитания

В июне 2020 года утвердили примерную программу воспитания. Поэтому в план работы на год включите раздел «Развитие воспитательной компоненты образовательного процесса», чтобы выполнить новые требования. Разработчики предлагают использовать примерную программу как конструктор, чтобы выстроить программу воспитания по-новому. Основная цель программы – личностное развитие школьников, в том числе практическое применение позитивного опыта самореализации. В этом отношении задачи работы пересекаются с задачами формирования функциональной грамотности. Посмотрите примерную структуру новой программы воспитания.

Главное в статье СкрытьСхема. Структура новой программы воспитания


Скачать

В план работы школы на год включите обновление программ воспитания. Так вы уже сейчас начнете внедрять новые требования.

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьОбразец годового плана

К СВЕДЕНИЮ

Как корректировать должностные инструкции

В должностной инструкции надо отразить трудовое действие из профстандарта «Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися». Чтобы это сделать, перепишите трудовое действие в должностную инструкцию, изменив отглагольное существительное на глагол. Новая формулировка будет такой: «Осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися».

Тогда обязанности педагога будут такими:
– осуществлять текущий поурочный контроль, соблюдая принципы формирующего оценивания;
– осуществлять текущий диагностический контроль в соответствии с тематическим планированием рабочей программы по предмету/курсу внеурочной деятельности;
– использовать для текущего контроля оценочные средства и контрольно-измерительные материалы, в которых оценка учебных действий с предметным материалом включает оценку универсальных учебных действий;
– включать в текущий контроль диагностические процедуры в рамках мониторинга личностного развития обучающихся;
– информировать родителей и учащихся о критериях, по которым проводится оценка в ходе текущего контроля.

Это пример только по одному трудовому действию. Аналогичным образом корректируйте должностные инструкции по остальным трудовым действиям, которые заявлены в профстандарте.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2020года
План работы
План работы школы на год

Причины выбрать новую структуру годового плана работы школы

Галина Савиных, эксперт-методист, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО ГАУО ВО МГПУ, руководитель экспертного бюро «ПРО-сегмент», к. п. н.
Чтобы сэкономить время, когда готовите план работы школы на год, измените структуру документа. Еще две причины отказаться от традиционного планирования и новые подходы найдете в статье.

Структура годового плана работы школы не утверждена на федеральном уровне. Поэтому школа сама выбирает, как составить этот документ. Часто времени на традиционный план тратят много, а на выходе получают документ, по которому сложно, а порой просто невозможно, работать. Посмотрите три причины изменить структуру годового плана работы школы, чтобы получить рабочий документ без избыточных задач.

Причина 1. Сэкономите время и ресурсы

Традиционный годовой план работы выглядит как поочередно идущие блоки, которые готовят члены управленческой команды школы. Это формальный подход, на который тратится масса времени и человеческих ресурсов. Годовые планы, которые строят таким образом, разрастаются на множество страниц и содержат лишнюю для этого документа информацию. Выход – приблизить структуру годового плана к процессу реализации ООП по уровням общего образования. С переходом на ФГОС такой подход наиболее актуален.

Школа в первую очередь – образовательная организация. Поэтому и план работы ориентируйте на образовательный процесс. «Обслуживающие» мероприятия выносите за его рамки, в отдельные планы должностных лиц или структурных подразделений школы.

СОВЕТ. Предложите коллегам разместить свои планы работы на онлайн-сервисах. План работы школы также разместите на цифровой платформе, например, Google-диске. Так вы сможете использовать перекрестные ссылки, чтобы сослаться из крупных мероприятий плана работы школы на частные задачи отдельных планов должностных лиц и структурных подразделений.

Причина 2. Не будете дублировать документы

Школы, которые следуют формальному подходу к разработке плана работы школы, включают в годовой план все сколько-нибудь значимые мероприятия. Так в документ попадает покраска стен, замена парт, инструктаж по пожарной безопасности и другие задачи. А потом эти же задачи появляются в плане финансово-хозяйственной деятельности, плане производственного контроля и плане контроля безопасности. На выходе получаем несколько документов, которые повторяют друг друга.

Если оставить в годовом плане задачи, которые напрямую касаются образовательной деятельности, вы избежите немотивированных повторов в документах, а коллеги – лишней бумажной работы. Структура плана работы школы на год станет более четкой, а цель – конкретной.

Причина 3. Выстроите план под потребности школы

Еще один повод изменить структуру годового плана – возможность разработать документ с учетом реальных условий и потребностей школы. Есть несколько вариантов структуры.

Планирование по стратегическим направлениям развития

Разделы годового плана в этом случае будут соответствовать направлениям развития школы. В содержание войдут мероприятия, которые помогут достичь целевых показателей по каждому направлению развития.

Такая структура особенно актуальна в школах, где есть серьезные Программы развития, которые согласуют с учредителем и органами коллегиального управления. В этом случае годовой план работы будет поддерживать и детализировать Программу развития.

Дорожная карта

Планирование под дорожную карту выбирайте, чтобы обеспечить условия реализации ООП по уровням общего образования. Такая структура годового плана закрывает сразу несколько управленческих задач:

  • одновременно прорабатывается каждая из групп условий реализации ООП;
  • информация, которую вы получите, пока работаете по дорожной карте, станет основой отчета о самообследовании и публичного доклада;
  • видны точки роста в рамках выполнения государственного или муниципального задания, их можно позиционировать в публичном пространстве.

Планирование под крупный проект

Эта структура годового планирования подойдет школам, которые вступили в партнерский или сетевой проект, либо получили крупный грант под определенные цели. В этом случае вы встраиваете в годовой график проекта свои рядовые мероприятия. Так вы усилите статус плановых мероприятий: они будут существовать не отдельно, а в тесной связи с проектными работами. Также планирование под проект позволит видеть ход его реализации в режиме реального времени – в плановых мероприятиях школы.

Все варианты структуры годового плана отражают уровень управленческой тактики. Чтобы ее реализовать, планируйте частные мероприятия операционального уровня. Их включат в свои планы деятельности внутришкольные структуры и сотрудники. Так, отдельные планы на учебный год могут быть у классных руководителей, тьюторов, наставников, педагогов-психологов; сотрудников, которые занимаются маркетингом, курируют имиджевую политику школы и управляют страницами в соцсетях. Также свои годовые планы обычно готовят органы коллегиального управления, профобъединения педагогов, методическая служба.

Все отдельно взятые планы работы на учебный год нужны, чтобы реализовать мероприятия годового плана работы школы. Поэтому целесообразно сначала утвердить годовой план работы школы, ознакомить с ним всех сотрудников, а лишь затем утверждать частные планы работы на год.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК