ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2020года
Образовательная деятельность
На конкретном примере

«Эффект Буратино», или Как дистант помог школе

Ирина Соловьева, директор МОУ – Гимназия № 2 г. Раменское
В статье – размышления директора о дистанционной работе. Вместе с автором мы попытались найти плюсы в весенней ситуации.

Я до сих пор пытаюсь осмыслить увиденное и пережитое. Точно понимаю, что мы все живем во времена неопределенности. Во время дистанционного обучения пришлось практически с нуля настроить процесс «неочного» обучения, чтобы он пошел хотя бы в каком-то направлении и куда-нибудь пришел.

Если бы не пандемия…

Нам действительно повезло: в гимназии было все или почти все необходимое. Когда объявили пандемию и ввели ограничительные меры, появилась возможностью познать совсем другое образование со всеми его плюсами и минусами. Если бы не пандемия, вероятно, мы бы никогда не освоили многочисленные возможности электронного портала и продолжали использовать базовые. Мы бы не пришли к качественным образовательным платформам. Поиск эффективных способов взаимодействия и необходимость отбора содержания довольно высокого уровня заставили многих из нас найти образовательные ресурсы, которые обогащают и дополняют тот программный материал, который у нас был и есть на сегодняшний момент.

Изменилась и привычная работа. Мы упростили сбор данных, стали активно использовать онлайн-опросы. Еще оптимизировали сектор аналитики – подключили к работе наших «вундеркиндов» из 10-х и 11-х классов. Чем не проект? Мы научились ценить свое и чужое время: родительские собрания онлайн стали реальностью. Думаю, что если бы мы это все и сделали в обычных, «докоронавирусных» условиях, то сроки были бы несоизмеримо дольше.

Три слагаемых успеха

Итак, что должно быть в образовательной организации, чтобы даже в условиях «идеального шторма» корабль не только остался на плаву, но и начал двигаться в заданном направлении.

Кадровые ресурсы

Первое и самое главное – это люди

Рабочая административная команда, как показала практика, может состоять всего из трех человек, чтобы сдвинуть судно с командой из 94 педагогов и 1307 учеников на борту.

Эмоциональный фон

Во времена неопределенности эмоции, как правило, не стабильны

Вот почему нужно быть в постоянном контакте с педагогами: разъяснять, давать ближайшие ориентиры, при необходимости обучать. Также учителям и администрации необходимо быть на связи со школьниками и родителями, чтобы объяснить новые правила игры. Каждый день в одно и то же время в течение трех первых недель дистанта мы проводили родительские собрания. На них могли присутствовать и ученики. Мы решали проблемы в «ручном» режиме, отвечали на вопросы, рассказывали, что, как и, самое главное, зачем мы все это делаем.

Сотрудничество

Мы в одной лодке. И это надолго

Именно вынужденное дистанционное обучение еще раз позволило увидеть, насколько наши ученики разные, расстояние между «полюсами» огромно, но преодолимо. Сложности бывают разными. Технические среди них, как оказалось, не самые сложные. Мы столкнулись, например, с трудностями религиозного характера – нежеланием регистрироваться на образовательных платформах. Алгоритма решения таких вопросов у меня нет, все всегда индивидуально. Как правило, решение всегда находится, если вспомнить про ценность человеческого достоинства и свободы выбора. Когда рамки обрушились, а границы размылись, важно заметить тот момент, когда появляется возможность вырасти, повзрослеть, перешагнуть условную линию, которая до этого казалась непреодолимой для всех: учителей, учеников, родителей.

Время вынужденного дистанционного обучения в школе для меня про процесс исследования себя, своих возможностей, ресурсов, про шаг в сторону любопытства. Если хотите, это сработавший «эффект Буратино», когда каждый из нас смог заглянуть за нарисованный очаг и найти потайную дверцу в иное качество образования.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2020года
Срочно к сентябрю!

Ответы на острые вопросы о работе школы по новым санитарным правилам

Утвердили новые санитарные правила, по которым теперь придется работать школам. В статье ответим на самые острые вопросы о них.

В условиях распространения коронавируса новые санитарные правила дополняют обязательные требования, которые установлены государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (п. 1.3. СП 3.1/2.4.3598–20). В основе новых правил – майские рекомендации Роспотребнадзора, которые уточнили и доработали (письмо от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24).

150
тысяч рублей –

штраф, если провести массовые мероприятия в период действия ограничительных мер (ст. 6.3 КоАП)

Новые санитарные правила теперь будут действовать всегда?

Нет, не значит. Новые правила будут действовать до 1 января 2021 года. По прогнозам к началу следующего года появится вакцина, которая поможет справиться с эпидемией. Медики говорят, что коронавирус станет сезонным заболеванием, как грипп.

Что будет с линейками, школьными концертами, если запретили массовые мероприятия?

Действительно, проводить массовые мероприятия в школах запретили (п. 2.1 СП 3.1/2.4.3598–20). Это значит, что до января 2021 года придется отказаться от всех мероприятий с участием учеников разных классов и групп. Чтобы сохранить, их можно перенести в дистанционный формат. Для этого придется пересмотреть организацию внеурочной деятельности в школе. Посмотрите варианты>>.

Что же касается традиционных линеек 1-го сентября, решение об их проведении примут 20 августа регионы. «По-разному сейчас складывается ситуация, но в целом могу сказать, что из докладов, которые я слышу, мы готовимся к нормальному 1 сентября. 20 августа будет, соответственно, приниматься окончательное решение по каждому из регионов. Я очень надеюсь на то, что мы минимизируем вынужденное дистанционное общение», – заявил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Что теперь делать, если в школе выявили заболевшего?

Если медработник выявит заболевшего ребенка при утреннем приеме, придется сразу передать его родителям и не допускать в школу (п. 2.2 СП № 3.1/2.4.3598–20). Если в течение дня – разместить в медблоке, а затем передать родителям.

Работников с температурой 37 °С и выше, другими признаками инфекционного заболевания нужно отстранить от работы. Температуру необходимо фиксировать в специальном журнале учета. Скопируйте его образец ниже.

Образец журнала

Нажмите Копировать в конце журнала, откройте файл Word или Excel и вставьте текст (Ctrl + V)

Информацию о больных детях, работниках или посетителях нужно передать в территориальный отдел Роспотребнадзора. Для этого можно позвонить в ведомство по телефону и направить экстренное извещение в течение двух часов с момента выявления больного (п. 2.2 СП 3.1/2.4.3598–2).

А если ребенок болел или контактировал с больными COVID-19?

Если ребенок перенес COVID-19 или контактировал с заболевшим, родители теперь должны представить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к пребыванию в школе (п. 2.6 СП 3.1/2.4.3598–20). Без такого заключения допускать ребенка в школу нельзя, даже если у него нет признаков заболевания.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2020года
Срочно к сентябрю!

Традиционное и два антикризисных решения для календарных учебных графиков на 2020/21 учебный год

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион • Образование,
Натали Кужель, редактор-эксперт журнала,
Наталья Романова, главный редактор журнала
Один из вариантов действий, чтобы преодолеть последствия ограничительных мер из-за коронавируса, – изменить календарный учебный график. В статье – что проверить в традиционном календарном учебном графике на 2020/21 учебный год и два антикризисных решения.

Уже сейчас понятно, что новый учебный год все школы начнут с ликвидации последствий пандемии. Даже если в 2019/20 учебном году удалось выдать программу полностью, гарантий, что школьники хорошо ее освоили, нет. А значит, в сентябре нужно будет потратить время на диагностику и восполнение пробелов. Если же выдать программу полностью не успели и пострадало качество знаний учеников, придется искать часы, чтобы все наверстать. Сэкономить часы вы сможете, если оптимизируете содержание рабочих программ и учебные планы. Читайте статью на эту тему>>. Если это не помогает, дополнительные часы можно получить, скорректировав календарный учебный график. В статье найдете два антикризисных варианта графиков, в которых есть время на борьбу с последствиями коронакризиса.

Количество учебных занятий по уровням

Традиционный вариант: не менять продолжительность учебных периодов

Календарные учебные графики школа обновляет ежегодно. Если вы не планируете менять продолжительность учебных периодов, подготовьте календарные учебные графики как обычно. Так как календарный учебный график – составная часть ООП, то для каждого уровня образования нужно составить отдельный документ. Проверьте, что в графиках есть обязательные элементы:

  • даты начала и окончания учебного года;
  • продолжительность учебного года, четвертей или триместров;
  • сроки и продолжительность каникул;
  • сроки промежуточных аттестаций.

Это минимальный обязательный набор. Все остальные сведения в календарный учебный график школа включает по желанию. Когда подготовите календарные учебные графики, директор должен утвердить их приказом «О внесении изменений в ООП»▼.

 

Календарные учебные графики

 

Первый антикризисный вариант: сократить каникулы

Чтобы выделить дополнительное время, вы можете сократить каникулы. Количество и продолжительность каникул школа определяет сама. Сделайте это так, чтобы дети освоили ООП без переутомления и вреда для здоровья (п. 11 ч. 1 ст. 34, п. 3 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

В годовом календарном учебном плане предусмотрите равномерное распределение периодов учебного времени и каникул (п. 10.3 СанПиН школы). Детям нужен отдых, поэтому такое сокращение должно быть максимально щадящим. Например, если изначально планировали каникулы в 10 дней между триместрами или четвертями, сократите их до 7.

Продолжительность каникул определена в примерных основных образовательных программах. Согласно ПООП в течение учебного года должно быть не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для учеников 1-го дополнительного класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Однако ПООП носит рекомендательный характер, поэтому эти показатели можно корректировать по своему усмотрению. Посмотрите образец календарного учебного графика с сокращенными каникулами.

Образец календарного учебного графика с сокращенными каникулами

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Второй антикризисный вариант: продлить учебный год

Еще вариант изменения календарного учебного года – продлить учебный год. По ФГОС продолжительность учебного года может варьироваться от 33 до 37 учебных недель. Посмотрите образец календарного учебного графика с продленным учебным годом.

Образец календарного учебного графика с продлением учебного года

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Если выбираете этот вариант – не продлевайте учебный год более чем на неделю. Иначе рискуете выйти за пределы верхней границы нормы учебных часов на уровне образования. На рисунке выше на полях посмотрите, сколько учебных часов максимально можно реализовать.

К СВЕДЕНИЮ

Риски корректировки учебных периодов

Когда выбираете вариант с корректировкой календарного учебного графика в части сокращения каникул или продления учебного года, имейте в виду, что этот вариант связан с правовыми рисками. Статья 5.57 КоАП предусматривает административный штраф для должностных лиц за нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся. Право на каникулы является именно таким правом (п. 11 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ).

Однако школа может обжаловать предписание контролирующих органов и доказать, что права детей нарушены не были, так как каникулы и право на отдых школа учла. А баланс между учебными занятиями и временем отдыха сохранен.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК