
Две справки по итогам контроля внеурочной деятельности
Школа ежегодно должна проводить анализ внеурочной деятельности. С мая возобновились проверки Рособрнадзора. Поэтому устранить несоответствия в организации внеурочной деятельности требованиям нужно до того, как в школу придут надзорные органы.
Проверьте рабочие программы для справки об объеме реализации
Выполните три шага, чтобы проверить рабочие программы внеурочной деятельности.
Шаг 1. Подготовьте таблицу «Объем выполнения рабочей программы внеурочной деятельности» и раздайте учителям. На первом шаге подготовьте форму таблицы «Объем выполнения рабочей программы». Раздайте форму учителям. Педагог должен заполнить все строки таблицы кроме второй. Например, в первую строку педагог вносит количество часов, которое указано в рабочей программе. Вторую строку в таблице заполняете вы, чтобы проверить, совпало ли количество часов на внеурочную деятельность в учебном плане с количеством часов в рабочей программе. Посмотрите образец ниже.
Образец формы «Объем выполнения рабочей программы внеурочной деятельности»

- Степень выполнения программы
Степень выполнения программы
Чтобы получить показатель, сначала разделите количество часов, которые не провел учитель, на количество часов в рабочей программе, и умножьте на 100 процентов. Далее вычтите полученный результат из ста процентов
Шаг 2. Составьте сводные таблицы по уровням образования. Соберите формы по объему выполнения рабочих программ, которые заполнили педагоги. Проверьте таблицы учителей и проанализируйте, сколько занятий педагоги провели по внеурочной деятельности.
Составьте сводные таблицы «Качество выполнения рабочих программ внеурочной деятельности на уровне образования». Проверьте, как учителя выполнили ООП в части внеурочной деятельности для каждого уровня образования. Заполните таблицы отдельно для начального, основного и среднего уровня образования. Для этого перенесите в сводную таблицу название курса и степень выполнения программы из форм, которые заполнили педагоги по объему выполнения рабочих программ. Посмотрите образец ниже.
Образец сводной формы «Качество выполнения рабочих программ внеурочной деятельности на уровне основного общего образования»

- Показатель выполнения программы
Показатель выполнения программы
Степень выполнения программы в 99% можно получить, если на курс в рабочей программе было отведено 70 часов, а фактически проведено занятий педагогом 69- Выполнение программы
Выполнение программы
Поставьте прочерк по классам, в которых плане не предусматривает данный курс- Показатель выполнения программы
Показатель выполнения программы
Степень выполнения программы в 97% можно получить, если на курс в рабочей программе было отведено 70(35) часов, а фактически проведено педагогом 68(34) часов занятий
Шаг 3. Составьте справку по итогам контроля всех программ внеурочной деятельности. Отразите результаты в виде аналитической справки по итогам контроля объема выполнения рабочих программ учебных предметов. Пропишите цель контроля, какие программы проанализировали по каждому уровню образования. Сделайте вывод о причине отставания в прохождении материала курса, если оно есть. Предложите рекомендации, как ликвидировать отставание по программам внеурочной деятельности. Проконтролируйте, как педагоги выполнили ваши рекомендации. Посмотрите образец.

ВАЖНО
Критерии оценки соответствия внеурочной деятельности ФГОС и пункты стандарта, которые регламентируют каждый критерий, посмотрите в конце статьи
Проанализируйте работу по показателям для справки
о качестве внеурочной деятельности
В июне проконтролируйте, как педагоги реализовали внеурочную деятельность. Эти данные затем понадобятся вам, чтобы включить их в анализ работы школы за год. Проверьте восемь показателей.
Направления внеурочной деятельности. Посмотрите, чтобы на каждом уровне образования была реализована хотя бы одна программа внеурочной деятельности по каждому направлению развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Такие правила установили п. 19.10 ФГОС НОО, п. 18.3.1.2 ФГОС ООО, подп. 13 п. 7 ФГОС СОО.
Объем годовой нагрузки. Проверьте максимальный объем годовой нагрузки всей внеурочной деятельности на каждом уровне образования. Руководствуйтесь требованиями ФГОС к максимальному объему. Для НОО объем не должен превышать 1350 часов за четыре года обучения, для ООО – 1750 часов за пять лет обучения, для СОО – 700 часов за два года обучения. Минимальный объем школа определяет самостоятельно.
Формы организации. Проконтролируйте, чтобы в названии программы была указана форма организации внеурочной деятельности. Это могут быть кружки, секции, школьные научные сообщества, театральные мастерские, клубы проектов и т. д. Такой перечень не исчерпывает возможных вариантов. Главное условие – форма должна отличаться от урочной и быть организована на добровольной основе по выбору детей и родителей.
Объем выполнения рабочих программ. Проверьте объем реализации программ. Если программы выполнены не в полном объеме, укажите причину отставания в прохождении материала курса и способы ликвидации отставания. Воспользуйтесь данными аналитической справки, которую составили по итогам контроля объема выполнения рабочей программы внеурочной деятельности.
Материально-техническая база. Посмотрите, чтобы для каждой программы внеурочной деятельности был указан перечень материально-технических ресурсов. Состав определяйте с учетом программ внеурочной деятельности и особенностей занятий. Это могут быть помещения, оборудование, средства обучения. Если помещения не относятся к школе, проверьте, есть ли у школы сетевые договора с организацией, которой принадлежат данные помещения.
Кадровое обеспечение. Проверьте количество штатных педагогов из общего количества педагогов, которые реализуют программы внеурочной деятельности. Проконтролируйте, чтобы в должностных инструкциях таких работников были закреплены обязанности по реализации внеурочной деятельности. Если в школе недостаточно работников, вы вправе использовать кадровые ресурсы социальных партнеров. Посмотрите, сколько педагогов внеурочной деятельности имеют первую или высшую квалификационную категорию. Укажите эти сведения. Отдельно дайте статистику по курсам повышения квалификации, которые прошли учителя.
Требования ФГОС к структуре программ. Проконтролируйте, чтобы все программы внеурочной деятельности были утверждены в составе ООП уровня образования. По ФГОС рабочая программа внеурочной деятельности должна содержать три раздела: результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО).
Степень удовлетворенности внеурочной деятельностью. Проверьте, провели ли педагоги анкетирование родителей и учеников, которые посещали внеурочные занятия, по каждому классу. В анкетах должно быть шесть показателей внеурочной деятельности: направления, формы, содержание, график занятий, кадровое и материально-техническое обеспечение.
По итогам контроля внеурочной деятельности составьте справку. Посмотрите образец ниже.

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте справку, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Образцы аналитический справок и критерии анализа соответствия
внеурочной деятельности требованиям ФГОС
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Готовые инструменты, чтобы оценить результаты методической работы за 2019/20 учебный год
Методическая работа – один из параметров, который вы оцениваете в рамках внутришкольного контроля. Сделать это удобно в конце учебного года до того, как учителя ушли в отпуск, потому что информацию для анализа нужно запрашивать у педагогов. Чтобы оценить результаты методической работы, проанализируйте профессиональную деятельность учителей и работу методических объединений. Посмотрите в статье готовые инструменты, чтобы быстро собрать аналитическую информацию и сформулировать выводы.
Карта и таблица, чтобы проанализировать деятельность педагогов
Чтобы проанализировать методическую деятельность педагогов, используйте карту анализа работы учителя за период, например, за год. Раздайте карту педагогам и попросите заполнить. Какие показатели включить в карту и как их оценить, читайте в статье>>.
Еще необходимо оценить динамику результатов работы педагогов. Сделайте это в сравнении с прошлым учебным годом. Чтобы оценить динамику, используйте сервис.

Введите отчетный период,
Ф. И. О. педагога, должность, кликните на , если необходимо удалить предмет, введите данные в табличку, сервис автоматически посчитает результаты, нажмите кнопку Распечатать
Динамика результатов работы учителя
Поручите руководителям методобъединений собрать и предоставить вам таблицы, которые заполнили учителя. Или распечатайте отчеты, которые составили с помощью сервиса. Приложите эти отчеты к аналитико-статистической таблице анализа методической работы школы.
Схема и анкета для анализа работы методических объединений
Чтобы определить качество реализации общешкольного плана методической работы, проанализируйте планы методической работы школьных методических объединений (ШМО). План работы методического объединения базируется на общешкольном плане методической работы, но сосредотачивается на предметной области. От того, как ШМО реализовало свой план работы, зависит качество реализации общешкольного плана методической работы.
Поручите руководителям объединений проанализировать методическую работу своих ШМО. Для этого они должны собрать у педагогов карты анализа методической работы. На основе карт руководители смогут проанализировать работу ШМО. Раздайте схему анализа руководителям объединений. Какие показатели включить в схему, читайте в статье>>. Установите сроки подготовки и сдачи отчета вам.
Еще поручите руководителям ШМО провести анкетирование педагогов, чтобы выявить их уровень удовлетворенности организацией методической работы. Посмотрите примерные вопросы для анкеты ниже.
1. Цель и задачи методической работы школы были актуальны и понятны?
Рисунок. Результаты анализа анкет педагогов
Скачать
По итогам анкетирования попросите руководителей объединений подготовить отчет. Сделать это можно в виде гистограммы. Посмотрите пример на рисунке выше.

ВАЖНО
Когда планируете задачи, планируйте и целевые показатели. Это позволит вам оценить степень выполнения задачи и определить тенденции
Таблица для оценки методической работы школы по итогам года
Чтобы проанализировать методическую работу школы, определите цель анализа. То есть выясните, что вы хотите получить с помощью анализа. Например, вы хотите выявить уровень эффективности методической работы или выявить пути устранения существующих проблем.
Чтобы определить уровень эффективности методической работы, в школе установите показатели по параметрам, которые выбрали для анализа. Найдите для каждого параметра показатель за учебный год, в рамках которого проводите анализ методработы. Для этого подсчитайте средний балл параметра по каждому ШМО и возьмите среднее арифметическое. Оцените динамику этого показателя в сравнении с показателем за прошлый учебный год. Определите, соответствует ли показатель целевому.
Подготовьте аналитико-статистическую таблицу на основе всей информации, которую вы собрали в процессе анализа. Смотрите образец аналитико-статистической таблицы.

Листайте страницы таблицы, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Образец аналитико-статистической таблицы
Две таблицы, что подготовить выводы по итогам анализа
Объедините всю информацию, которую получили по итогам анализа деятельности педагогов и работы методических объединений. Составьте аналитический вывод. Опирайтесь только на конкретные данные. Используйте один из двух вариантов оформления анализа: по плану или по направлениям методической работы.
Вариант 1. Анализ методической работы школы по плану. Когда вы готовили план методической работы школы, в нем вы сформулировали тему, цели и задачи. Проанализируйте, как педагоги по итогам года выполнили каждую из задач, которые входили в план.
Тема: «Создание системы профориентационной работы в школе на основе успешных практик образовательных организаций района»
– изучать достижения педагогической науки и практики, новые педагогические технологии и методики;
– совершенствовать систему методической работы школы, в центре которой – учитель, способствующую развитию педагогического творчества и самореализации инициативы педагогических кадров;
– формировать способность педагогов к рефлексивной деятельности как основу для анализа собственной педагогической деятельности и определения путей решения выявленных проблем, самостоятельного выстраивания траектории своего профессионального развития;
– выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт обучения и воспитания по вопросам эффективной работы (в том числе профориентационной) с учащимися разных категорий (высокомотивированных, слабоуспевающих и др.);
– стимулировать рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда.
Соберите информацию по каждой задаче в таблицу анализа методической работы школы по плану. Для этого укажите степень выполнения каждой задачи: что было запланировано, какими методами пытались достичь результата, с помощью каких средств определена степень выполнения, выводы и предложения. Также укажите причины, по которым не смогли реализовать конкретные задачи. Смотрите фрагмент такой формы.
Вариант 2. Анализ методической работы школы по направлениям. Этот вариант предполагает анализ направлений методической работы, которые вы включили в план методической работы школы. Посмотрите параметры, которые нужно проанализировать:
1. Кадровый ресурс. Аттестация. Повышение квалификации.
2. Повышение квалификации: семинары разного уровня.
3. Творческие отчеты по программе саморазвития и самообразования.
4. Создание сайтов. Обмен педагогическим опытом на порталах в сети педагогических работников. Авторские разработки.
5. Повышение профессионального мастерства. Поддержка молодых и вновь прибывших специалистов. Наставничество.
6. Результаты работы по обобщению передового педагогического опыта.
7. Работа с одаренными и мотивированными детьми.
8. Предметные и тематические недели.
9. Открытые уроки и внеурочные мероприятия.
10. Участие педагогов в инновационной и экспериментальной деятельности.
11. Результативность образовательной деятельности.
12. Реализация плана методической работы на год.
13. Работа методического совета школы. Анализ организационной структуры. Оптимизация системы управления.
Для каждого параметра определите позитивные и негативные тенденции, причины их возникновения и необходимые меры по их корректировке. Чтобы выявить проблемы, используйте аналитико-статистические данные, которые получили на подготовительном этапе анализа. Посмотрите фрагмент такой формы.

Кликните на кнопку, чтобы выбрать документ. Прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу
Фрагменты таблиц анализа методической работы школы по плану
Когда соберете все данные в таблицу, составьте общий вывод. Ознакомьте педагогический состав с выводом по методической работе школы. Посмотрите пример выводов ниже.
Если вы анализируете методическую работу в конце учебного года, используйте результаты оценки, когда будете планировать методическую работу на следующий учебный год. Если оцениваете текущую методическую работу, используйте данные, чтобы скорректировать методический план в течение учебного года.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как подвести итоги работы методобъединений
Методическая работа – одно из направлений, анализ которого входит в анализ работы школы за год. Включите в структуру внутришкольного контроля оценку работы школьных методических объединений (ШМО). Поручите руководителям ШМО подвести итоги работы своих объединений по направлениям методической деятельности. Предложите руководителям методобъединений оформить отчет в единой форме. Для этого выдайте им общую схему анализа методической работы ШМО.

ВАЖНО
Отметьте общую оценку достигнутых результатов, недостатки, предложения по организации работы и задачи на следующий учебный год
Оценить результаты методической работы педагогов
Чтобы подвести итоги методической работы ШМО за год, поручите руководителю объединения проанализировать деятельность педагогов. Для этого руководитель должен оценить методическую работу и динамику результатов работы каждого учителя.
Для оценки методической деятельности учителей составьте и раздайте педагогам карту анализа работы за год. Образец карты смотрите в статье>>. Для оценки динамики результатов работы учителя выдайте педагогам таблицу учета показателей успеваемости и качества знаний по классам. Посмотрите образец отчетной формы в статье>>
Поручите руководителям ШМО собрать у педагогов карты анализа методической работы и таблицы динамики результатов работы. На основе этих форм руководители смогут проанализировать работу своих методобъединений.
Проанализировать работу методобъединений
Составьте схему анализа работы ШМО и раздайте руководителям объединений. Предложите руководителям ШМО проанализировать работу педагогов и работу объединения по направлениям. Посмотрите примерную схему анализа в таблице.

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Структура анализа методической работы ШМО
Общие сведения. В отчете руководители ШМО указывают тему методической работы объединения, цели и задачи. Посмотрите пример.
– обеспечить реализацию основных образовательных программ на уровне ООО и СОО по предметам цикла;
– повысить уровень образовательных достижений учащихся;
– повысить качество преподавания предметов естественно-научного цикла путем внедрения современных образовательных технологий и организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Категории и награды. Для каждого педагога методобъединения руководитель ШМО указывает уровень образования, квалификационную категорию и награды. Например, к поощрениям педагогов можно отнести медали, грамоты, благодарственные письма и т. п.

ВАЖНО
План работы методического объединения базируется на общешкольном плане методической работы, но сосредотачивается на одной предметной области
Анализ работы по направлениям в соответствии с единой методической темой. Работу руководитель ШМО анализирует по направлениям. Для каждого направления указывают темы и формы работы, которые реализовало ШМО, чтобы выполнить свою основную методическую цель. Формами работ могут быть заседания, семинары, круглые столы и т. п. Еще отмечают проблемы, которые поспособствовали рассмотрению данных тем. Например, не все используемые УМК включены в федеральный перечень, увеличение нагрузки на одних и тех же учеников, снижение мотивации педагогов к участию в профессиональных конкурсах и т. п. Сориентируйте коллег указывать конкретные действия, которые смогут улучшить работу ШМО в данном направлении. Например, внесение корректировок в рабочие программы, мотивационные беседы с учениками, оказание методической поддержки со стороны коллег с высокой мотивацией к саморазвитию.
Сведения о повышении квалификации педагогов. В отчет входит информация о курсах и семинарах, которые посещали учителя. На основе анализа этого направления сделайте вывод об активности учителей, на каком уровне не был представлен опыт педагогов ШМО. Оцените динамику по данному направлению в сравнении с прошлым годом. Еще руководитель ШМО описывает творческие отчеты педагогов по программам самообразования и авторские разработки, например публикации или персональный сайт учителя. Включает ссылки на опубликованные материалы.
Повышение профессионального мастерства. В этот раздел анализа входит информация о результатах участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, конференциях различного уровня. Здесь же нужно указать педагогов, которые являются наставниками вновь прибывших специалистов.
Сведения по обобщению передового педагогического опыта. В разделе руководитель ШМО описывает результативность работы педагогов по этому направлению. Указывает, на каком уровне был обобщен педагогический опыт: школьный, районный, региональный или федеральный.
Работа с одаренными детьми. В отчет руководитель ШМО вносит мероприятия, в которых принимали участие ученики. Например, олимпиады, проекты, конференции, конкурсы и т. п.
Мероприятия, которые организовало ШМО. Здесь собрана информация о результатах предметных и тематических недель, которые организовало и провело методобъединение в течение учебного года. Например, объем мероприятия, продукт по его итогам, вклад в развитие участников. Отдельно нужно описать открытые уроки, внеурочные мероприятия, методические марафоны, в которых принимали участие педагоги ШМО.
Инновационная деятельность. В этом разделе руководитель ШМО отмечает педагогов, которые приняли участие в экспериментальной деятельности или выступили с инновационной темой работы на муниципальном, региональном или федеральном уровне.
Результаты образовательной деятельности. Чтобы отметить итоги успеваемости и качества знаний по классам, предложите руководителям ШМО использовать таблицы «Динамика результатов работы учителя», которые ранее заполняли педагоги. В отчет включают данные по каждому учителю и предмету, среднюю оценку успеваемости и качество знаний по классу. Все данные оцениваются в динамике. Еще в разделе – итоги регионального мониторинга и результаты ГИА.

СПРАВКА
Сделайте выводы о степени выполнения задач, результатах работы по плану, характеристике наиболее эффективных форм и методов работы и их результативности, характеристике ценного опыта
Сделать выводы
Чтобы подвести итоги анализа методической работы ШМО, сделайте выводы о проведенной работе и ее эффективности. Поручите сделать выводы руководителям ШМО. Пусть проанализируют степень и эффективность выполнения поставленных задач, степень и результативность выполнения плана. Выделят наиболее эффективные формы и методы работы, их результативность.
В конце отчета – общая оценка достигнутых результатов, актуальность проблем, которые рассматривали в рамках плана работы. Еще руководители формулируют предложения по улучшению методической работы ШМО, организации работы и задачи на следующий учебный год: задачи, темы, иные формы работы. Определяют факторы, которые оказали положительное или отрицательное влияние на организацию методической работы и повышение качества образования.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
