ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2020года
План работы
Годовой анализ деятельности школы

Какие данные готовит замдиректора по воспитательной работе для анализа работы школы за год

Дарья Соловьева, методист МУ ДО «Центр детского творчества», город Сыктывкар
В июне вы готовите анализ работы школы за год. В статье – образцы аналитических форм, которые помогут замдиректора по воспитательной работе собрать информацию для анализа.

Годовой анализ работы школы – это объемный документ. Поэтому данные для него готовят все члены педколлектива школы. Посмотрите структуру нового анализа работы школы за год>>. Вы анализируете внеурочную деятельность и воспитательную работу. В статье – какие данные включить в отчеты, чтобы подготовить часть годового анализа работы школы.

Проанализируйте, как педагоги выполнили рабочие программы и план внеурочной деятельности

Проанализируйте, как педагоги реализовали программы курсов внеурочной деятельности и выполнили планы внеурочной деятельности. Эти элементы рассмотрите в одном разделе, так как они связаны между собой.

Начните анализ с описания пособий и учебников, которые используют педагоги во внеурочной деятельности. Поручите руководителям методобъединений составить сводные таблицы. Посмотрите образец.

Анализ пособий курсов внеурочной деятельности

Направления по ФГОС
Направления по ФГОС
На каждом уровне образования должны быть реализованы программы по всем пяти направлениям внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, духовно-нравственное и общеинтеллектуальное (п. 19.10 ФГОС НОО, п. 18.3.1.2 ФГОС ООО, подп. 13 п. 7 ФГОС СОО)
Внеурочная деятельность на уровне СОО
Внеурочная деятельность на уровне СОО
Если в вашей школе 10-11-е классы еще не перешли на ФГОС, то на этом уровне образования внеурочная деятельность может быть не реализована или реализована по другим направлениям

Скачать

Оцените, в каком объеме педагоги выполнили рабочие программы курсов внеурочной деятельности. Для этого проверьте, есть ли количественное и тематическое отставание. Посмотрите образец аналитической формы. Если рабочие программы курсов внеурочной деятельности не выполнены на конец года, проанализируйте причины отставания. Причины могут быть объективными, например карантин, или субъективными: болезнь учителя, посещение курсов повышения квалификации и т. п. Продумайте, как преодолеть отставание в следующем учебном году и предложите варианты в этом разделе анализа.

Еще проанализируйте, как педагоги выполнили план внеурочной деятельности по направлениям. Отдельные таблицы подготовьте для каждого уровня образования. Посмотрите образец ниже. Определите, по каким направлениям внеурочная деятельность организована лучше всего, какие направления нужно дополнить курсами. Проанализируйте, насколько разнообразны формы организации и проведения внеурочной деятельности, обеспечивает ли план внеурочной деятельности учет индивидуальных особенностей и потребностей школьников. Выявите, все ли часы, которые отвели на внеурочную деятельность, выдали педагоги.

Также оцените занятость школьников во внеурочной деятельности. Для этого составьте аналитическую форму. Подготовьте отдельные таблицы для каждого уровня образования. Посмотрите образец. Сравните результаты с прошлым учебным годом. Если школьники не посещали занятия внеурочной деятельности, определите почему и предложите варианты решения этой проблемы.

Кликните на кнопку, чтобы выбрать документ. Прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Формы, чтобы проанализировать внеурочную деятельность

Сформулируйте выводы по разделу. Посмотрите пример формулировки выводов.

Кликните Копировать в конце письма, откройте программу Word и нажмите Ctrl + V

Пример формулировки выводов

Оцените, как реализованы программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

Для данного раздела вы анализируете, как реализованы планы мероприятий воспитательных программ в рамках ООП каждого уровня образования. Чтобы подготовить эту часть анализа, оцените реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания на уровне НОО. Для уровней ООО и СОО посмотрите, как выполнена программа воспитания и социализации. Для каждого уровня образования проанализируйте, как педагоги и классные руководители реализовали план мероприятий по направлениям воспитания. Всего направлений 8, посмотрите их на рисунке.

Направления воспитательной деятельностиСкачать

Составьте отчет в виде таблицы. Отдельные таблицы подготовьте для каждого уровня образования. Посмотрите образец. Проанализируйте, в каком объеме выполнен план мероприятий. Сделайте выводы о том, какими формами работы и видами деятельности представлена система воспитательных мероприятий, насколько они разнообразны. Выявите, по каким направлениям организация воспитательной работы не проводилась. Оцените, каким образом привлечены родители учеников к участию в совместных детско-родительских мероприятиях. Проанализируйте, как организовано взаимодействие школы и общественных организаций по духовно-нравственному развитию и воспитанию учеников.

Еще включите в отчет результаты диагностики по каждому уровню образования за этот и предыдущий учебный год. Посмотрите в таблице ниже, по каким группам воспитательных результатов удобно проводить диагностику.

По итогам анализа сделайте выводы о динамике достижения планируемых результатов воспитательных программ по каждому уровню образования. Воспитательная работа эффективна, если план мероприятий выполнен в полном объеме, система воспитательных мероприятий представлена разнообразными формами и видами деятельности, есть позитивная динамика духовно-нравственного развития учеников. Аналитические данные, которые вы собрали для этого раздела, используйте, чтобы спланировать воспитательную работу школы на следующий год.

Кликните на кнопку, чтобы выбрать документ. Прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Формы, чтобы проанализировать воспитательную работу

Проанализируйте, как выполнена программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется только на уровне НОО. Чтобы подготовить эту часть анализа, оцените работу школы по направлениям. Используйте диагностическую карту. По ней вы выявите, по каким направлениям есть недоработки.

Внизу карты есть инструкция, как ее заполнить. Инструкцию вы можете скачать, нажав

Еще включите в отчет результаты диагностики экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учеников за этот и предыдущий учебный год. Посмотрите в таблице образец отчета.

Результаты диагностики экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учеников на уровне НОО
Скачать

По итогам анализа сделайте выводы о динамике достижения планируемых результатов программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Оцените эффективность реализации программы на основе полученных результатов. Посмотрите пример формулировки.

Кликните Копировать в конце письма, откройте программу Word и нажмите Ctrl + V

Пример формулировки

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2020года
Качество образования
Годовой анализ деятельности школы

Какие данные готовит педагог-психолог для анализа работы школы за год

Дарья Соловьева, методист МАУДО «Центр детского творчества», город Сыктывкар
Анализ работы школы за учебный год пишет педколлектив в конце учебного года. В статье – содержание разделов, которые готовит педагог-психолог.

Для анализа педагог-психолог готовит информацию о том, как реализована программа коррекционной работы и психолого-педагогическое сопровождение школьников.

Анализ реализации программы коррекционной работы

Программа коррекционной работы должна входить в ООП школ, где обучаются дети с ОВЗ. Если в ООП вашей школы входит эта программа, поручите педагогу-психологу проанализировать, как ее выполнили.

Чтобы ученики с ОВЗ осваивали ООП, школа должна организовать систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения таких детей. Ее и анализирует педагог-психолог. Для этого специалист оценивает, по каким направлениям организовано сопровождение, что входит в основные виды деятельности, этапы сопровождения, каким реализуются индивидуальные маршруты детей с ОВЗ
и т. п.

План индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий должен помогать удовлетворить образовательные потребности детей с ОВЗ. Педагог-психолог оценивает, как выполнен план. Какие мероприятия провели, а какие нет, определяет причины и формулирует выводы. Так он не только получит данные для анализа работы школы, но и сможет скорректировать свой план работы на следующий год. Посмотрите образец формы анализа в сервисе далее.

Еще в этом разделе педагог-психолог оценивает специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ, которые есть в школе. Например, безбарьерную среду; наличие специальных учебников, пособий и дидактических материалов, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования; услуги ассистента. Данные помогут определить, как еще улучшить условия обучения для детей с ОВЗ. Посмотрите образец формы в сервисе далее.

Также в анализ педагог-психолог включает результаты мониторинга динамики развития детей, их успешности в освоении ООП. Это итоги стартовой диагностики предметных и метапредметных умений и образовательные результаты по итогам четверти и года. Чтобы подготовить анализ работы, педагог-психолог указывает динамику показателей здоровья учеников, результаты психологических обследований. Информацию для анализа специалист запрашивает у сотрудников школы, которые работают с учениками с ОВЗ, а интерпретацию готовит самостоятельно. Посмотрите образец аналитической формы.

Здесь и далее кликните на кнопку и выберите план. Вместо синего текста введите свои данные.
Кликните на , чтобы добавить строку в конкретном разделе плана.
Кликните на , чтобы удалить ненужную строку

Отредактируйте текст плана
и нажмите Печать внизу страницы

Реализация программы коррекционной работы

Анализ психолого-педагогических условий реализации ООП

В рамках анализа системы условий реализации ООП педагог-психолог оценивает психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений. Для этого специалист описывает основные формы и содержание психолого-педагогического сопровождения, уровни, на которых оно организовано: индивидуальный, групповой, классный, школьный. Посмотрите образец сводной формы в конце статьи. Отдельно педагог-психолог анализирует, как в школе учитывается специфика возрастного психофизиологического развития учеников.

Еще в этом разделе педагог-психолог определяет охват участников образовательных отношений мероприятиями плана и сводит информацию в аналитическую форму по направлениям работы. Посмотрите образец сводной формы в конце статьи.

В конце подраздела педагог-психолог делает вывод о качестве системы психолого-педагогического сопровождения в школе и предлагает варианты, чтобы его повысить, если выявил пробелы. Посмотрите пример формулировки.

ПРИМЕР. Проведенный анализ показал, что в МБОУ СОШ № 1 созданы психолого-педагогические условия реализации ООП, обеспечивающие соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов основного образования. Так, в течение 2019/20 учебного года педагогом-психологом осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений по различным направлениям, формам (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза) и уровням (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации). Была организована работа по обеспечению преемственности содержания и форм организации образовательной деятельности, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ. Во всех мероприятиях осуществлялся учет специфики возрастного психофизического развития учащихся. Кроме этого, проведены мероприятия направленные на формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) учащихся.

Психолого-педагогические условия реализации ООП

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2020года
План работы
Работа с родителями

Спасти выпускной: антикризисные идеи для дистанционного праздника

Кристина Тикарадзе, преподаватель проекта «Психолог детского коллектива», магистрант МГПУ,
Наталья Романова, главный редактор журнала
Минпросвещения рекомендовало провести выпускные в формате онлайн, чтобы защитить школьников от коронавируса. В статье – идеи, чтобы сохранить праздник и сделать его запоминающимся.

Когда экзамены начали отменять и бесконечно переносить, стало понятно, что под угрозой скоро окажутся и традиционные школьные выпускные вечера. Так и случилось. Минпросвещения не запретило выпускные, но настоятельно рекомендовало провести их дистанционно. Школа столкнулась с новым вызовом – как провести мероприятие с участием школьников, учителей, администрации и родителей в формате онлайн и при этом сохранить традиционно трогательную и тёплую атмосферу. Конечно, выпускной тоже можно перенести. Но нет гарантий, что к концу лета ситуация с коронавирусом стабилизируется настолько, что можно будет провести массовое мероприятие очно. Поэтому выпускники могут остаться вовсе без своего законного праздника. В статье – антикризисные решения, которые помогут спасти хотя бы часть атмосферы выпускного вечера.

Оцените риски и минимизируйте их

Вы уже работали дистанционно, поэтому понимаете, что может пойти не так. Но для масштабного онлайн-мероприятия рисков даже больше, чем для онлайн-урока. Поэтому заранее оцените, с какими проблемами вы можете столкнуться и предусмотрите экспресс-решения. Варианты посмотрите в таблице.

Таблица 1. Риски и варианты решений, чтобы организовать выпускной

 РискВарианты решения
 

Одностороннее общение: вы не видите аудиторию,
но она видит вас

1. Предусмотрите несколько вариантов площадок для мероприятия, например, Skype, Zoom, Discord, трансляции YouTube и Vkontakte. Заранее поручите техническому специалисту протестировать площадки с учениками, чтобы проверить, сколько человек может выдержать видеоконференция.
2. Потренируйтесь проводить массовые мероприятия. Для этого можно провести заседания педсовета, методсовета, методобъединений дистанционно на разных платформах, чтобы понять, какая наиболее удобна
 

Нехватка обратной связи: психологически сложно вести торжественное мероприятие без прямого визуального взаимодействия с публикой

 

Отсутствие опыта организации и проведения мероприятий в виртуальном пространстве

 

Зависимость от технических решений. Необходимость постоянного скоростного интернет-соединения, качественных мультимедийных материалов

Поручите техническому специалисту школы подключить к тестированию школьников, которые уже закончили учиться и не готовятся к экзаменам. Пусть вместе выберут удобную площадку и продумают альтернативные варианты. Когда определитесь с площадкой и вариантам замены, технический специалист создает группы на всех площадках и добавляет туда всех участников. Сделать это нужно заранее, чтобы быстро переключиться
 

Нежелание обучающихся, родителей и педагогического состава участвовать в виртуальных флешмобах и других подготовительных действиях

Все мероприятия, в том числе и подготовительные, проводите добровольно. Коллегам объясните, что для детей важен этот праздник, поэтому вы его организуйте. А классным руководителям поручите поговорить с выпускниками и родителями. Пусть расскажут, почему праздник пройдет именно в таком формате, что нужно сделать, чтобы все удалось. Принуждать к участию никого не нужно

Организуйте подготовку заранее

Чтобы праздник удался, готовиться нужно начать уже сейчас, даже если выпускные придется проводить в августе.

Создайте рабочую группу. Включите в нее не только педработников – классных руководителей, педагогов-организаторов, но и самих выпускников и других старшеклассников. Так вы задействуете принцип соучастного проектирования мероприятия, в который с охотой включаются ученики.

Оцените возможности. Реально оцените, что вы в состоянии сделать, на что хватит ресурсов, чтобы не тратить время на невозможное. Обсудите с техническим специалистом или учителем информатики, сможете ли организовать живую трансляцию или нужно сделать запись. Просмотрите сайт и страницы школы в социальных сетях, если они есть. Подумайте, как их задействовать. Например, можно создать отдельную страницу мероприятия с красивыми иллюстрациями, описанием и приглашением на сам праздник.

Проведите мозговой штурм. Проведите онлайн-опрос или мозговой штурм с участниками рабочей группы. Обговорите, какие новые, но надежные форматы можно использовать. Важно привлечь к обсуждению школьников: подростки часто становятся генераторами новых и нестандартных решений. Ведь сейчас мы играем на их поле, в привычном им мире виртуального общения.

Разработайте или адаптируйте сценарий. Если у вас уже были наработки для выпускного вечера, то их нужно адаптировать под новый формат. Продумайте концепцию праздника, определите, кто будет его вести. Придется приложить максимум усилий, чтобы содержание онлайн-мероприятия вызвало интерес и отклик у самих выпускников и организаторов. Включите в сценарий как можно больше виртуального интерактива, чтобы зрители и участники не устали сидеть перед экраном монитора и чувствовали себя причастными к празднику. Посмотрите в таблице 2 форматы, которые можно использовать.

Таблица 2. Восемь идей для сценария выпускного

 ФорматОписание
 

Онлайн-концерт

Концерт можно провести, если у выступающих есть дома аппаратура и навыки записи видео. В концерт войдут номера онлайн, например, песни или стихи от участников, записанные концертные выступления, ролики
 

«Шоу талантов»

Выпускники заранее записывают видеоролики, на которых демонстрируют то, чему научились за годы обучения в школе. Это могут быть выпускники хоровых, танцевальных, и фото/видео и иных творческих и научных объединений школы
 

Игровой фильм или видеоролик в домашних условиях

Более классический вариант – клип, презентация или слайд-шоу с наиболее значимыми для ребят и учителей моментами. Можно с юмором обыграть условия самоизоляции
 

Общая песня

Учителя, школьники, родители выбирают одну песню, поют ее дома и записывают видео. Из этих видео затем смонтируйте общий клип. Множество примеров подобных музыкальных роликов можно найти в Интернете. Чтобы сделать клип запоминающимся, участники могут предстать в необычных образах, например, быть в костюмах одной тематики или заниматься домашними делами
 

Благотворительная акция «Дети вместо платьев и костюмов»

Акция по аналогии с акцией «Дети вместо цветов». Идея акции – передать средства, которые родители выпускников планировали потратить на платья и костюмы, в благотворительные фонды региона
 

Школьный квиз, «Что? Где? Когда?», брейн-ринг

Это интеллектуальная игра с вопросами о школьной жизни, учениках, выпускниках и учителях. В нее могут играть не только выпускники, но и учителя и родители
 

Шуточный педсовет

Учителя онлайн или в записи разыгрывают шуточное заседание педсовета, на котором говорят о выпускниках, вспоминают приятные моменты, отмечают положительные качества. Ученики могут записать ответный шуточный классный час
 

Урок воспоминаний

Если в школе есть выпускники, которые учатся с 1-го класса, можно пригласить учителей начальных классов. Они проведут последний «первый урок» для выпускников

Запустите марафон единых действий

Это подготовительные мультимедийные действия в рамках подготовки, чтобы заранее создать позитивную атмосферу. Запустить марафон можно до события, а во время трансляции показать обзор. Посмотрите варианты для марафона ниже.

Онлайн-доска. Создайте онлайн-доску или другое виртуальное пространство, в которое каждый может зайти и оставить пожелание выпускникам. Выпускники также могут участвовать – отправлять послания друг другу, учителям и школе, делиться воспоминаниями. Обязательно назначьте модератора пространства, чтобы фильтровать сообщения на нецензурную лексику и оскорбления.

Виртуальный флешмоб. Это популярная форма, чтобы привлечь к чему-то внимание или просто зафиксировать какое-то явление. В него могут войти: танцы в TikTok, публикации в соцсетях с использованием хештегов, фотографии, видеоролики, песни в единой тематике по случаю события и т. д. Примеры названий: «Последнему звонку/Выпускному быть», «Последний ZoomОк». К участию к флешмобе можно привлечь учеников и педагогов не только вашей школы, но и школ района, города. Чем массовее будут мероприятия, тем больше приятных воспоминаний останется.

Выпускные «карантинки». Это короткие адресные пожелания выпускников, учителей и родителей друг другу. Их можно отправлять в формате публикаций в социальных сетях, видеообращений и даже настоящих бумажных писем.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.