
Как в условиях пандемии организовать дистанционное обучение и контролировать его качество
Минпросвещения рекомендовало школам уйти на дистанционное обучение. На это выделили три недели – с 23 марта по 12 апреля. Но неделю с 30 марта по 3 апреля Президент объявил нерабочей. Поэтому времени, чтобы организовать дистанционное обучение, мало. Кроме того, регионы массово переходят в режим самоизоляции. В статье – готовые образцы документов и советы, как упростить переход на дистанционное обучение.
Подготовьте педагогов, учеников и родителей
Перед переходом на дистанционную форму обучения проверьте ИКТ-компетентность педагогов. Чтобы оценить учителей, воспользуйтесь опросником. Он поможет выявить, кому нужна дополнительная методическая помощь. А еще данные опросника вы потом используете, чтобы дополнить перспективный план повышения квалификации педагогов.
Внизу опросника есть инструкция, как ее заполнить. Инструкцию вы можете скачать, нажав
Главное в статье
СкрытьОпросник для педагогов
Так как учителя уже провели первые уроки в формате дистанционного обучения, проведите внеплановый педагогический совет. На нем вы выясните, какие есть материально-технические и методические потребности педагогов для организации дистанционных занятий.
Минпросвещения рекомендует подтвердить выбор дистанционного обучения как формы письменным заявлением от родителей (Методические рекомендации от 17.03.2020 и от 20.03.2020 № б/н). Поручите классным руководителям собрать такие заявления. Смотрите образец заявления.
Подготовьте расписание занятий на время дистанционного обучения. Разместите его на сайте школы. Поручите классным руководителям информировать детей и родителей об изменениях в расписании, если они есть.
Главное в статье СкрытьПомогите педагогам выбрать форму дистанционного обучения
Есть три основные формы дистанционного обучения. Это классическая форма, онлайн-уроки, смешанная форма.
Классическое дистанционное обучение. Учитель готовит и направляет ученикам материалы для самостоятельного изучения тем. К каждой теме педагог прописывает задания, с помощью которых можно оценить, усвоил ли школьник тему или нет. Такие задания решат проблему с накопляемостью оценок.
Обратите внимание педагогов на то, что они должны не просто получать работы от ученика. Необходимо давать к ним комментарии в письменной или аудиовизуальной форме.
Онлайн-уроки. Эта форма подходит учителям, которые уверенно пользуются базовыми компьютерными возможностями и расширенным пакетом программного обеспечения (ПО). В такой пакет ПО входят программы и сайты, с помощью которых можно проводить трансляции уроков. Еще можно направлять уже существующие материалы школьникам, чтобы на онлайн-уроке разобрать те моменты, которые остались ученикам непонятными. Эти же материалы учитель загружает в РЭШ или МЭШ. В статье читайте, какие образовательные платформы на время ограничительных мер открыли бесплатный доступ к материалам>>.
Смешанная форма. Педагог чередует форматы обучения и планирует по каждой теме разные виды деятельности. Например, он дает школьникам параграф из учебника на самостоятельное изучение, а потом проводит тест по этому параграфу при помощи презентации PowerPoint.
Организуйте мастер-класс, чтобы помочь учителям выбрать форму работы. Поручите его провести учителям информатики или педагогам, которые уже используют разные формы удаленного обучения. Важно, чтобы педагоги выбрали такую форму, в которой действительно смогут вести уроки.
Когда учителя определятся с формой дистанционного обучения, поручите им разъяснить ученикам и родителям, как они планируют построить работу. Пусть расскажут, как в новых условиях будут давать домашние задания, по каким критериям оценивать работу.
Контролируйте, как проходит дистанционное обучение
Минпросвещения рекомендует проводить ежедневный мониторинг учеников, которые обучаются дистанционно, фактически присутствуют в школе и не присутствуют на уроках ни очно, ни дистанционно. Такой мониторинг удобно организовать с помощью Google-таблиц. Посмотрите образец формы таблицы. Таблицу педагоги могут заполнять в режиме онлайн одновременно. Вам не нужно будет ждать, пока все внесут данные в документ и перешлют его вам.
Образец формы контроля дистанционного обучения

- Данные из расписания
Данные из расписания
Чтобы педагоги не затерли друг за другом информацию, внесите класс, имя педагога и предмет по каждой дате самостоятельно. Для этого используйте расписание уроков, которое составили на период дистанционного обучения
Поручите педагогам провести анализ рабочих программ. Если возникло отставание по предметам, педагоги корректируют программы и заполняют лист по корректировке. Его образец найдете в конце статьи. Также проконтролируйте, чтобы учителя разъяснили родителям и ученикам, как будут оценивать присланные работы.
Образец листа корректировки рабочей программы по учебному предмету

- Название раздела
Название раздела
Попросите педагогов указать название раздела, в который входят темы, которые не успели освоить. Так будет проще найти темы в рабочей программе- Причины корректировки
Причины корректировки
Если есть приказ или другой документ, который объясняет причины отставания и корректировки программ, пусть педагоги укажут его
Еще одна задача контроля – отследить выполнение объема рабочих программ по предметам. Проверьте, как учителя заполняют электронный журнал, ставят отметки и формируют цифровое домашнее задание. Итоги контроля подводите не реже одного раза в неделю. Так вы сможете вовремя отреагировать на проблемы в организации дистанционного обучения. Все данные обобщайте в аналитической справке. Образец смотрите ниже.

Листайте справку, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Главное в статье СкрытьОбразец аналитической справки
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как подготовить и провести дистанционный урок в период самоизоляции
Регионы России массово переходят в режим самоизоляции. Это значит, что обучение в дистанционном режиме продлится минимум до середины апреля. Минпросвещения разъяснило, как организовать дистанционное обучение (Методические рекомендации от 17.03.2020 и от 20.03. 2020 № б/н). В списке рекомендаций – сокращение времени урока до 30 минут. При этом требование пройти программу полностью к концу учебного года никто не отменял (ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В статье читайте, как организовать уроки в новом формате, чтобы все успеть и не нарушить СанПиН.
Выберите формат дистанционного урока
Начните с выбора формы дистанционного урока. Это может быть классическое дистационное занятие, онлайн-уроки или смешанная форма.
Онлайн-урок. Чтобы провести онлайн-урок, вам понадобится платформа для видеоконференций. Например, Skype или Zoom. Подробнее о различных платформах читайте в статье>>. В этом случае ученики подключаются к трансляции в режиме онлайн, и вы проводите урок как обычное классное занятие. Этот способ потребует от вас перестроить планы уроков так, чтобы уложить весь материал в рамки получасового урока. Плюсы этой формы – вы работаете с привычными материалами, лично общаетесь с учениками. Еще вы контролируете рабочую атмосферу на уроке, можете регулировать его темп, опираясь на возможности конкретного класса.
Если платформа видеоконференций позволяет записывать уроки, используйте эту возможность на каждом занятии. Сохраняйте и выкладывайте запись урока для тех учеников, которые не смогли в данный момент подключиться к трансляции.
Классический дистанционный урок. Если вы выбираете форму классического дистанционного урока, то задействуйте образовательные платформы. Например, готовые уроки из МЭШ, РЭШ и др. Список платформ, которые сейчас открыли бесплатный доступ к своим ресурсам, посмотрите в статье>>. Отправляйте видеоуроки, домашние групповые или индивидуальные задания ученикам прямо в системе. Средствами ресурса анализируйте индивидуальные результаты учеников и класса в целом. Минус такой формы работы – материал уроков и заданий на ресурсах общий, он не учитывает познавательные возможности конкретных учеников. Поэтому придется проанализировать большой объем материала, чтобы сделать обучение комфортным и результативным.
Смешанная форма. Оптимальный вариант организации дистанционного обучения – это смешанная форма. В этом случае вы готовите уроки опорой на собственные разбработки, а также привлекаете материал образовательных ресурсов. Это наиболее трудоемкий вариант, так как для каждого следующего урока вам нужно будет выбирать одну из форм или совмещать. Но в этом случае каждый урок будет индивидуальным и результативным.
Сложности могут возникнуть при проведении дистанционных уроков по предметам практической направленности. Например, уроков инженерной графики, черчения, 3d-моделирования. На таких занятиях ученик должен не просто выучить и освоить теоретический материал, а научиться применять его на практике. Например, уметь создать чертеж в программе, предназначенной для прототипирования и конструирования.
Пересмотрите структуру урока
Так как уроки в дистанционном образовании короче, чем обычные школьные уроки, часть этапов придется сократить или исключить. Например, онлайн-урок разбейте на 2 части: рассказ-общение и ответы на вопросы. В течение урока, не прерывайтесь на вопросы учеников и ответы на них. Так вы потеряете время, а ученики – ход мысли и концентрацию. Порекомендуйте ученикам вопросы писать в чат. В конце урока не забудьте ответить на вопросы ребят. Это можно сделать фронтально в режиме видеоконференции или индивидуально в чате. Посмотрите таблицу.
Этапы дистанционного урока
Этап | Комментарий | |
---|---|---|
Организационный этап | Обязателен. Занимает 1–2 минуты, помогает настроиться на работу | |
Проверка домашнего задания | Необязательный этап: домашнее задание может отсутствовать, либо быть индивидуальным. Лучше заменить этот этап письменным комментарием к выполненным заданиям | |
Целеполагание, постановка проблемы | Этап будет обязательным или необязательным в зависимости от цели и задач урока. Если это практическое онлайн-занятие, то этап обязателен. Если онлайн-урок или дистанционный урок, то этап можно исключить | |
Актуализация знаний | Обязательный этап, чтобы структурировать материал и дать представление о его месте в курсе. Не должен занимать больше 1–2 минут | |
Объяснение нового материала | Обязательный этап. Может занимать до 90% от занятия в зависимости от выбранной формы | |
Закрепление и отработка пройденного материала | Обязательный этап урока, который можно вынести в зону самостоятельной работы учеников | |
Оценивание | Необязательный этап, так как реализовать работу на уроке с последующим формирующим оцениванием в режиме дистанционных занятий проблематично | |
Рефлексия | Обязательный этап. Оптимальная форма организации- анкетирование с закрытыми результатами. Результаты такого анкетирования доступны только ученику и педагогу |
Разработайте все материалы урока в текстовом файле
Чтобы проводить дистанционные уроки и педагог, и ученики должны иметь компьютер, стандартный набор программ, стабильное подключение к сети Интернет, веб-камеру, устройство ввода-вывода звука. На этом этапе могут возникнуть технические проблемы. Например, нет веб-камеры у учителя и невозможно снять свой материал, у ученика низкая скорость соединения и др. Поэтому для каждого дистанционного урока готовьте материал в виде текстового файла. Пользуйтесь возможностями пакета программ Microsoft Office или аналогичным. Разместите такие файлы в облачном хранилище и оправьте ссылки на них ученикам. Доступ к материалам ученик сможет получить даже со смартфона. Так вы застрахуете себя и школьников от невозможности получить материалы занятия. Файлы должны содержать текст объяснения темы урока, набор заданий для отработки навыков, домашнее задание. Такие материалы сопровождайте иллюстрациями.
Если по техническим причинам не удается провести запланированную видеоконференцию, измените формат урока. Воспользуйтесь заранее подготовленными файлами по теме занятия, отправьте файлы ученикам. Предложите школьникам обратным письмом прислать вам выполненные задания по теме.
Подготовьте материалы для практических занятий
Если в специфике предмета лежит практическая часть организации работы на уроке, предусмотрите три момента. Во-первых, подберите ресурс или программу, которая в интерактивном режиме моделирует необходимую практическую работу. Например, на уроках химии используйте приложение для молекулярного моделирования или программу, которая позволяет симулировать химическую лабораторию и проводить научные опыты на компьютере. Для уроков физики – программу по моделированию физических процессов, которая дает возможность воспроизводить различные эксперименты в виртуальной среде и позволяет в игровой форме изучать физику реального мира. На занятиях по математике воспользуйтесь приложениями про геометрические построения с помощью циркуля и линейки, играми, которые основаны на математических законах. Для изучения тем информатики, предложите ученикам скачать необходимые программы или воспользоваться аналогичным онлайн-ресурсом.
Во-вторых, разработайте документ, в котором подробно опишите процесс установки программы или регистрации на онлайн-ресурсе, который вы выбрали для проведения практической работы. Включите в файл скриншоты алгоритма установки. Это нужно, чтобы не тратить время дистанционного урока на объяснение процесса установки программы или регистрации на сервисе.
В-третьих, опишите в отдельном текстовом файле теоретическую часть, необходимую для практической работы на уроке. Сделайте видеозапись, как вы выполняете практическую работу: что и как вы делаете, куда нажимаете. Воспользуйтесь средствами операционной системы или специальными программами для записи вашего экрана. Сохраните запись и прикрепите к уроку. Это позволит любому ученику не просто просмотреть материал, а пересмотреть его столько раз, сколько ему потребуется. При такой организации обучения ребенок индивидуально, последовательно и в своем темпе выполняет практическую работу.
Организуйте обратную связь
Выполненные задания и обратную связь от учеников вы можете получать на электронную почту, либо собирать в облаке. Электронная почта не всегда удобна. Так вам сначала придется сортировать весь объем писем, который будет приходить, и только потом проверять все работы. Поэтому лучше создайте на облачном сервисе папку, в которую ученики будут помещать свои работы. Крупные организации предоставляют работу с облачными хранилищами бесплатно. Ограничения могут быть по объему свободного места, которое выделено на хранение ваших файлов. Обычно этого объема вполне достаточно, чтобы хранить работы школьников. Облачные хранилища есть у Яндекса, Google, Microsoft.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Диагностические карты, чтобы оценить сформированность ИКТ-компетентности школьников
ОГЭ по информатике и исследования качества образования уже сейчас проводят на компьютере. ЕГЭ по информатике тоже планируют перевести в электронную форму. У школьников, которые проходят исследования и сдают ГИА, должна быть сформирована ИКТ-компетентность. В апреле, пока девятиклассники не заняты на ВПР, организуйте диагностику. Она позволит понять, насколько дети готовы к такой форме тестирований и экзаменов. Используйте готовые диагностические карты. Они помогут проверить уровень владения общепользовательскими и предметными компетенциями.

ВАЖНО
Диагностику в рамках мониторинга уровня развития ИКТ-компетентности проведите минимум два раза
Как организовать мониторинг
Составьте график мониторинга уровня сформированности ИКТ-компетентности школьников. Сообщите о нем классным руководителям и учителям информатики. Пусть они проинформируют учеников и обратят их внимание на то, что результаты мониторинга не повлияют на оценки по предмету. Цель мониторинга – выявить слабые места и помочь восполнить пробелы, чтобы ученики успешно справились с работами в компьютерной форме. Поэтому отвечать на вопросы надо осознанно и правдиво.
Исследования в рамках мониторинга запланируйте провести в апреле – мае этого учебного года. Так вы получите информацию не только о том, сформирована ли ИКТ-компетентность у школьников, но и о том, достигли ли ученики предметных результатов по информатике и ИКТ. Повторную диагностику в рамках мониторинга проведите в I полугодии 2020/21 учебного года, чтобы оценить динамику.
Девятиклассники поучаствовать в полноценном мониторинге уже не успеют. Поэтому для них организуйте разовую диагностику в апреле, пока школьники не заняты на ВПР. Так у педагогов информатики и ИКТ останется время до конца учебного года, чтобы восполнить пробелы в знаниях учеников перед экзаменами. Результаты диагностики включите в общешкольный мониторинг уровня сформированности ИКТ-компетентности учеников.
Поручите провести диагностику девятиклассников учителям информатики и ИКТ по готовым диагностическим картам. Пусть учителя заранее изучат диагностические карты и отметят в них темы, которые еще не изучались в курсе информатики.
Как работать с диагностической картой
Отметьте дату диагностики. Пусть школьники впишут свою фамилию и инициалы в соответствующее поле. Сообщите им, что диагностическая карта состоит из двух частей: общепользовательские компетенции и предметные компетенции.
Оценивать показатели школьники должны сами по четырехбалльной системе. Для этого они используют шкалу оценки уровня сформированности умения. Обратите внимание учеников, что в части оценки предметных компетенций могут быть темы, которые они еще не изучали. В таком случае напротив темы нужно поставить знак «*».

ВАЖНО
Чтобы повысить уровень предметных знаний учеников, порекомендуйте педагогу выяснить причины низкого уровня знаний
Как подсчитать результаты
Рассчитайте процент уровня развития общепользовательских и предметных компетенций по формуле:
Часть тем может быть не изучена на момент диагностики. Поэтому максимальная сумма баллов при расчете процента уровня развития предметных компетенций будет меняться для каждого класса.
Результаты внесите в соответствующие строки диагностической карты. Рассчитайте общий уровень сформированности ИКТ-компетентности как среднее арифметическое между результатами обеих компетенций. Проанализируйте результаты по критериям оценки уровня развития ИКТ-компетентности.
Какие решения принять по итогам
Обратите внимание учителей-предметников на результаты оценки общепользовательских компетенций школьников. Пусть они включат в свои уроки задания на развитие компетенций, которые вызвали затруднение у большинства учеников. Например, подберут домашние задания, которые детям нужно оформить в виде презентации или таблицы в текстовом редакторе. Поручите учителям информатики организовать для таких школьников серию дополнительных занятий. Пусть учителя составят примерную программу на 10–12 занятий. Разместите объявление о начале занятий на информационном стенде и сайте школы. Пригласите на занятия детей, у которых низкий уровень развития общепользовательских компетенций.
Если у школьника наблюдается низкий уровень предметных компетенций, то определите, в чем причина. Возможно, он относится к категории неуспевающих по всем предметам или в семье нет персонального компьютера. Пусть учитель информатики обратит внимание на такого ученика: готовит на каждый урок для него специальные задания, которые будут содержать подробные пошаговые инструкции по работе с программой, устройством или сервисом.
Если у всех учеников в параллели или классе низкий уровень предметных компетенций, окажите педагогу методическую поддержку. Посетите уроки таких учителей и проанализируйте их работу на основе листа оценки педагогов по профстандарту. Читайте статью на эту тему>>. Примите решения по итогам анализа: отправить учителя на курсы повышения квалификации, помочь ему методически или организовать техническое сопровождение.
Внизу диагностических карт есть инструкция, как их заполнить. Инструкцию вы можете скачать, нажав
Диагностические карты, чтобы оценить уровень ИКТ-компетентности учеников
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
