ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2020года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Как в условиях пандемии организовать дистанционное обучение и контролировать его качество

В статье – рекомендации, как подготовить учителей, какой вариант дистанционного обучения выбрать и как проконтролировать его качество.

Минпросвещения рекомендовало школам уйти на дистанционное обучение. На это выделили три недели – с 23 марта по 12 апреля. Но неделю с 30 марта по 3 апреля Президент объявил нерабочей. Поэтому времени, чтобы организовать дистанционное обучение, мало. Кроме того, регионы массово переходят в режим самоизоляции. В статье – готовые образцы документов и советы, как упростить переход на дистанционное обучение.

Подготовьте педагогов, учеников и родителей

Перед переходом на дистанционную форму обучения проверьте ИКТ-компетентность педагогов. Чтобы оценить учителей, воспользуйтесь опросником. Он поможет выявить, кому нужна дополнительная методическая помощь. А еще данные опросника вы потом используете, чтобы дополнить перспективный план повышения квалификации педагогов.

Внизу опросника есть инструкция, как ее заполнить. Инструкцию вы можете скачать, нажав

Главное в статье СкрытьОпросник для педагогов

Так как учителя уже провели первые уроки в формате дистанционного обучения, проведите внеплановый педагогический совет. На нем вы выясните, какие есть материально-технические и методические потребности педагогов для организации дистанционных занятий.

Минпросвещения рекомендует подтвердить выбор дистанционного обучения как формы письменным заявлением от родителей (Методические рекомендации от 17.03.2020 и от 20.03.2020 № б/н). Поручите классным руководителям собрать такие заявления. Смотрите образец заявления.

Подготовьте расписание занятий на время дистанционного обучения. Разместите его на сайте школы. Поручите классным руководителям информировать детей и родителей об изменениях в расписании, если они есть.

Главное в статье СкрытьПомогите педагогам выбрать форму дистанционного обучения

Есть три основные формы дистанционного обучения. Это классическая форма, онлайн-уроки, смешанная форма.

Классическое дистанционное обучение. Учитель готовит и направляет ученикам материалы для самостоятельного изучения тем. К каждой теме педагог прописывает задания, с помощью которых можно оценить, усвоил ли школьник тему или нет. Такие задания решат проблему с накопляемостью оценок.

Обратите внимание педагогов на то, что они должны не просто получать работы от ученика. Необходимо давать к ним комментарии в письменной или аудиовизуальной форме.

Онлайн-уроки. Эта форма подходит учителям, которые уверенно пользуются базовыми компьютерными возможностями и расширенным пакетом программного обеспечения (ПО). В такой пакет ПО входят программы и сайты, с помощью которых можно проводить трансляции уроков. Еще можно направлять уже существующие материалы школьникам, чтобы на онлайн-уроке разобрать те моменты, которые остались ученикам непонятными. Эти же материалы учитель загружает в РЭШ или МЭШ. В статье читайте, какие образовательные платформы на время ограничительных мер открыли бесплатный доступ к материалам>>.

Смешанная форма. Педагог чередует форматы обучения и планирует по каждой теме разные виды деятельности. Например, он дает школьникам параграф из учебника на самостоятельное изучение, а потом проводит тест по этому параграфу при помощи презентации PowerPoint.

Организуйте мастер-класс, чтобы помочь учителям выбрать форму работы. Поручите его провести учителям информатики или педагогам, которые уже используют разные формы удаленного обучения. Важно, чтобы педагоги выбрали такую форму, в которой действительно смогут вести уроки.

Когда учителя определятся с формой дистанционного обучения, поручите им разъяснить ученикам и родителям, как они планируют построить работу. Пусть расскажут, как в новых условиях будут давать домашние задания, по каким критериям оценивать работу.

Контролируйте, как проходит дистанционное обучение

Минпросвещения рекомендует проводить ежедневный мониторинг учеников, которые обучаются дистанционно, фактически присутствуют в школе и не присутствуют на уроках ни очно, ни дистанционно. Такой мониторинг удобно организовать с помощью Google-таблиц. Посмотрите образец формы таблицы. Таблицу педагоги могут заполнять в режиме онлайн одновременно. Вам не нужно будет ждать, пока все внесут данные в документ и перешлют его вам.

Образец формы контроля дистанционного обучения

Данные из расписания
Данные из расписания
Чтобы педагоги не затерли друг за другом информацию, внесите класс, имя педагога и предмет по каждой дате самостоятельно. Для этого используйте расписание уроков, которое составили на период дистанционного обучения

Скачать

Поручите педагогам провести анализ рабочих программ. Если возникло отставание по предметам, педагоги корректируют программы и заполняют лист по корректировке. Его образец найдете в конце статьи. Также проконтролируйте, чтобы учителя разъяснили родителям и ученикам, как будут оценивать присланные работы.

Образец листа корректировки рабочей программы по учебному предмету

Название раздела
Название раздела
Попросите педагогов указать название раздела, в который входят темы, которые не успели освоить. Так будет проще найти темы в рабочей программе
Причины корректировки
Причины корректировки
Если есть приказ или другой документ, который объясняет причины отставания и корректировки программ, пусть педагоги укажут его

Скачать

Еще одна задача контроля – отследить выполнение объема рабочих программ по предметам. Проверьте, как учителя заполняют электронный журнал, ставят отметки и формируют цифровое домашнее задание. Итоги контроля подводите не реже одного раза в неделю. Так вы сможете вовремя отреагировать на проблемы в организации дистанционного обучения. Все данные обобщайте в аналитической справке. Образец смотрите ниже.

Листайте справку, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьОбразец аналитической справки

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК