
Как остановить травлю и сохранить качество образования. Сценарий практикума для учителей
Участники: учителя 1-11-х классов. Цель: сформировать у педагогов компетенции в сфере психологического здоровья, стратегии работы, которые помогут предотвратить буллинг в образовательной среде. |
– предложить профилактические способы, которые помогут предотвратить буллинг в детском коллективе. Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, утверждения для дискуссии, доска, маркеры, канцтовары. |
Задачи: – ознакомить участников с понятием «буллинг», различными формами его проявления в школе; - ознакомить с психологическим портретом наблюдателя, жертвы и агрессора; |
Место проведения: учебный кабинет. Время проведения: 60 минут. |
Включите в план работы ОО на 2019/20 учебный год практикум для учителей. Напомните им, что буллинг снижает качество образования. Предложите педагогам профилактические способы, которые помогут предотвратить буллинг в детском коллективе сразу в первые дни нового учебного года.

10 мин
Этап 1. Мини-лекция
Допматериалы. Инфографика «Четыре причины, которые снижают качество образования в школе».
Ведущий практикума приветствует участников и предлагает назвать причины, которые мешают качественному образованию в школе. По мере того как участники предлагают свои версии, открывает инфографику с причинами низкого качества на слайде презентации. По итогам просит сформулировать тему практикума.
Ведущий предлагает участникам в ходе лекции обсудить проблемные вопросы. Цель: актуализировать проблему буллинга.
Покажите педагогам инфографику о причинах, которые снижают качество образования
Ведущий:
«В роли жертвы травли в разные периоды школьной жизни побывали до 50 процентов детей. Часто от физического или психологического насилия не спасают условия обучения и современные образовательные программы.
Буллинг – это вид группового эмоционального и (или) физического насилия. Проявляется, когда над ребенком насмехаются, издеваются, подчеркнуто игнорируют, оскорбляют, унижают, толкают, бьют, удерживают силой, отнимают, прячут и портят личные вещи и пр. Формы данного поведения использует деструктивный лидер, они носят регулярный характер. Лидера поддерживает группа.
В ситуации буллинга ребенок испытывает эмоциональный стресс, связанный с угрозой существования личности в конкретном коллективе. Главная ошибка любого учителя – воспринимать школьный буллинг как обычное явление. Предлагаю обсудить вопросы».
Задайте учителям проблемные вопросы:
Какие главные последствия буллинга вы можете выделить для его участников?
Ведущий:
«Жертва буллинга переживает стресс, который может выплеснуться в формы крайней агрессии к обидчикам, вплоть до суицидального поведения. Для организаторов травли – это деструктивный опыт, который формирует проблемы самореализации личности в выстраивании отношений. Наблюдатели имеют травмирующий опыт в силу того, что переживают внутриличностный конфликт, связанный с происходящим аморальным событием, в котором для себя не видят выхода. Кроме того, они испытывают страх оказаться на месте жертвы, поэтому подыгрывают агрессору, вытесняя чувство стыда и унижения.
Ситуация травли формирует стресс у всех детей в классе, которые вынуждены находиться в постоянном эмоциональном напряжении. Стресс снижает интеллектуальную деятельность, нарушает учебную мотивацию, тормозит развитие творческих способностей».

15 мин
Этап 2. Проблемная дискуссия «Правда и мифы о буллинге»
Допматериалы. Утверждения для дискуссии.
Ведущий предлагает учителям принять участие в проблемной дискуссии. Цель: сформировать адекватную позицию на проявление ситуации буллинга в детском коллективе.
Он просит педагогов разбиться на пары. Каждая пара получает утверждение для дискуссии. Задача одного участника – отстоять и аргументировать свою позицию, задача другого – противоположную позицию. По итогам работы участникам необходимо постараться прийти к общему взгляду на проблему.
Предложите педагогам утверждения для дискуссии:
2. Буллинг может возникнуть только у некомпетентных педагогов.
3. Буллинг как явление возникает только в подростковом возрасте.
4. Иногда на проблему буллинга лучше не заострять внимание, так как он проходит со временем, как подростковый кризис.
5. Ответственность за буллинг лежит на школьном психологе.

15 мин
Этап 3. Практическое задание «Отличия буллинга»
Допматериалы. Карточки для педагогов «Четыре проблемные ситуации», анкета для школьников.
Ведущий предлагает выполнить практическое задание. Цель: помочь педагогам осознать признаки буллинга. Учителя делятся на четыре группы. Каждая группа получает одну ситуацию для анализа. Учителя определяют проблему в ситуации, делают вывод, является ли она буллингом. Далее ведущий обсуждает с участниками результаты групповой работы. Все ситуации не содержат проявлений буллинга.
Организуйте работу учителей с карточками «Четыре проблемные ситуации»

Кликните на вкладку с номером ситуации и прочитайте ее
Анкета для школьников
Проблемная ситуация № 1. Школьник не популярен в классе, у него почти нет друзей, с ним мало взаимодействуют. Ребенок эмоционально переживает. Проявлений насилия в адрес ребенка нет.
Проблемная ситуация № 2. Конфликт в группе. Подростки ругаются, выясняют отношения, дерутся. Каждая сторона в равной степени имеет право отстаивать свои интересы, а при буллинге проявляется превосходство одной стороны над другой.
Проблемная ситуация № 3. Проблема с проявлением агрессивного поведения конкретного ребенка. Ребенок обижает других, однако дети не поддерживают его агрессивное поведение, осуждают действия, выражают сочувствие пострадавшему.
Проблемная ситуация № 4. Девочка требует особого отношения к себе, а недовольство ребят рассматривает не вполне корректно.
После обсуждения порекомендуйте педагогам проводить диагностику ситуации буллинга с помощью анкеты С. В. Кривцовой. Данные анкеты помогут проанализировать наличие скрытого или прямого проявления буллинга в детском коллективе.

10 мин
Этап 4. Обсуждение «Ответственность в ситуации буллинга»
Допматериалы. Памятка для классного руководителя «Как предупредить буллинг в детском коллективе».
Раздайте памятки классным руководителям
Ведущий предлагает участникам обсудить вопрос: «Как классный руководитель может предупредить буллинг в детском коллективе?». Цель: акцентировать внимание педагогов на проблеме ответственности в ситуации буллинга.
Ведущий отмечает, что профилактика буллинга эффективна, когда учитель создал психологически безопасную среду. Встречаются сложные случаи, когда педагог не готов решать проблему насилия. Он думает, что это ребенок виноват или причиной стали недостатки семейного воспитания. Далее ведущий раздает памятку «Как предупредить появление буллинга в детском коллективе» и предлагает обсудить пункты.

10 мин
Этап 5. Практическое задание «Правила класса»
Допматериалы. Памятка «Правила общения, которые нужно соблюдать в классе». Карточка «Обратная связь».
Ведущий предлагает создать правила класса, чтобы была комфортная и психологически безопасная обстановка. Педагоги в тройках обсуждают правила. С учетом мнений всех участников ведущий набирает на слайде итоговый вариант правил для голосования. Самое главное, чтобы правила соблюдали и ученики, и учителя.
Ведущий просит с помощью вопросов для обсуждения подвести итоги. На карточках «Обратная связь» участники выражают свои впечатления от практикума.
Раздайте памятки классным руководителям
Предложите участникам вопросы для обсуждения:
Какие чувства испытывают участники буллинга?
Какие мероприятия помогут не допустить буллинг?
Для чего нужны правила общения в коллективе?
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
