ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2019года
Образовательная деятельность
Циклограмма на полугодие

50 дел для заместителя директора школы. Циклограмма на август

Татьяна Щербакова, замдиректора МБОУ «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» города Щекино Тульской области. Почетный работник общего образования. 27 лет работает в школе. Аттестованный эксперт для проведения мероприятий по контролю в сфере образования. Автор более 50 публикаций по вопросам управления образовательной организацией
Спланируйте свои главные дела на август по циклограмме, которую мы составили с учетом подготовки анализа работы школы за 2018/19 учебный год, плана работы на 2019/20 учебный год и августовского педсовета. Все дела в циклограмме распределены по объектам контроля, неделям и дням. Вы увидите, какие именно мероприятия провести, совместно с какими работниками и что сделать по итогам.

Чтобы спланировать контроль образовательной деятельности на август, воспользуйтесь новой циклограммой. В ней мы учли действующие с этого года показатели качества условий образовательной деятельности в школах и новую оценку качества результатов школьников по международным критериям.

Какие главные дела запланировать

Начните подготовку с нового анализа работы за 2018/19 учебный год. В анализе покажите, как педагоги вашей школы: развили таланты максимального количества обучающихся; организовали профилактику правонарушений; провели работу со школьниками с ОВЗ; использовали социокультурные ресурсы города; развили массовый любительский спорт; повысили квалификацию и улучшили свою работу. Еще в первые дни августа сразу подготовьте новый план работы школы на 2019/20 учебный год.

Какие новые документы подготовить

В циклограмме мы учли, что вам необходимо планировать работу по новым документам. Поэтому добавьте в план работы оценку условий в школе по новым показателям, характеризующим общие критерии оценки качества… (приказ Минпросвещения от 13.03.2019 № 114). Проверьте, всех ли показателей достигла ваша школа. Спланируйте работу, чтобы реализовать все показатели.

В план развития ВСОКО включите подготовку учителей и школьников к новой оценке качества. Расскажите педагогам о Методологии и критериях оценки качества общего образования… (приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения № 219 от 06.05.2019).

Что проконтролировать до сентября

Организуйте и проверьте работу с новыми оценочными средствами. Разъясните учителям, что в рабочие программы необходимо включить две группы заданий.

Во-первых, это задания, по которым вы ежегодно обновляете фонд оценочных средств. Включите задания с учетом ошибок в стартовых диагностических работах учеников 1-х, 5-х, 10-х классов; трудные задания ЕГЭ и ВПР.

Новыми в фонде оценочных средств будут задания с учетом перспективных моделей ОГЭ-2020, потому что их впервые подготовили по ФГОС. А также задания на основе новых предметных концепций по учебным предметам: физкультуре, ОБЖ, ИЗО, технологии, географии, музыке и обществознанию. Еще в оценочные средства всех школ впервые войдут задания для подготовки к оценке качества на основе международных исследований.

Циклограмма на август

Кликните на кнопку с номером недели и даты, посмотрите мероприятия, кликая на стрелочку сбоку

Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2019года
Качество образования
Методическое сопровождение

Как остановить травлю и сохранить качество образования. Сценарий практикума для учителей

Татьяна Крылова, доцент кафедры педагогики и методики преподавания учебных предметов АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», г. Вологда, к. психол. н.
Важная информация
Участники: учителя 1-11-х классов.
Цель: сформировать у педагогов компетенции в сфере психологического здоровья, стратегии работы, которые помогут предотвратить буллинг в образовательной среде.
– предложить профилактические способы, которые помогут предотвратить буллинг в детском коллективе.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, утверждения для дискуссии, доска, маркеры, канцтовары.
Задачи: – ознакомить участников с понятием «буллинг», различными формами его проявления в школе;
- ознакомить с психологическим портретом наблюдателя, жертвы и агрессора;
Место проведения: учебный кабинет.
Время проведения: 60 минут.

Включите в план работы ОО на 2019/20 учебный год практикум для учителей. Напомните им, что буллинг снижает качество образования. Предложите педагогам профилактические способы, которые помогут предотвратить буллинг в детском коллективе сразу в первые дни нового учебного года.

10 мин

Этап 1. Мини-лекция

Допматериалы. Инфографика «Четыре причины, которые снижают качество образования в школе».

Ведущий практикума приветствует участников и предлагает назвать причины, которые мешают качественному образованию в школе. По мере того как участники предлагают свои версии, открывает инфографику с причинами низкого качества на слайде презентации. По итогам просит сформулировать тему практикума.

Ведущий предлагает участникам в ходе лекции обсудить проблемные вопросы. Цель: актуализировать проблему буллинга.

Покажите педагогам инфографику о причинах, которые снижают качество образования

Скачать

Ведущий:

«В роли жертвы травли в разные периоды школьной жизни побывали до 50 процентов детей. Часто от физического или психологического насилия не спасают условия обучения и современные образовательные программы.

Буллинг – это вид группового эмоционального и (или) физического насилия. Проявляется, когда над ребенком насмехаются, издеваются, подчеркнуто игнорируют, оскорбляют, унижают, толкают, бьют, удерживают силой, отнимают, прячут и портят личные вещи и пр. Формы данного поведения использует деструктивный лидер, они носят регулярный характер. Лидера поддерживает группа.

В ситуации буллинга ребенок испытывает эмоциональный стресс, связанный с угрозой существования личности в конкретном коллективе. Главная ошибка любого учителя – воспринимать школьный буллинг как обычное явление. Предлагаю обсудить вопросы».

Задайте учителям проблемные вопросы:

Может ли учитель решать проблему буллинга в классе?
Какие главные последствия буллинга вы можете выделить для его участников?
Ведущий:

«Жертва буллинга переживает стресс, который может выплеснуться в формы крайней агрессии к обидчикам, вплоть до суицидального поведения. Для организаторов травли – это деструктивный опыт, который формирует проблемы самореализации личности в выстраивании отношений. Наблюдатели имеют травмирующий опыт в силу того, что переживают внутриличностный конфликт, связанный с происходящим аморальным событием, в котором для себя не видят выхода. Кроме того, они испытывают страх оказаться на месте жертвы, поэтому подыгрывают агрессору, вытесняя чувство стыда и унижения.

Ситуация травли формирует стресс у всех детей в классе, которые вынуждены находиться в постоянном эмоциональном напряжении. Стресс снижает интеллектуальную деятельность, нарушает учебную мотивацию, тормозит развитие творческих способностей».

15 мин

Этап 2. Проблемная дискуссия «Правда и мифы о буллинге»

Допматериалы. Утверждения для дискуссии.

Ведущий предлагает учителям принять участие в проблемной дискуссии. Цель: сформировать адекватную позицию на проявление ситуации буллинга в детском коллективе.

Он просит педагогов разбиться на пары. Каждая пара получает утверждение для дискуссии. Задача одного участника – отстоять и аргументировать свою позицию, задача другого – противоположную позицию. По итогам работы участникам необходимо постараться прийти к общему взгляду на проблему.

Предложите педагогам утверждения для дискуссии:

1. Участниками буллинга становятся только дети из неблагополучных семей.
2. Буллинг может возникнуть только у некомпетентных педагогов.
3. Буллинг как явление возникает только в подростковом возрасте.
4. Иногда на проблему буллинга лучше не заострять внимание, так как он проходит со временем, как подростковый кризис.
5. Ответственность за буллинг лежит на школьном психологе.

15 мин

Этап 3. Практическое задание «Отличия буллинга»

Допматериалы. Карточки для педагогов «Четыре проблемные ситуации», анкета для школьников.

Ведущий предлагает выполнить практическое задание. Цель: помочь педагогам осознать признаки буллинга. Учителя делятся на четыре группы. Каждая группа получает одну ситуацию для анализа. Учителя определяют проблему в ситуации, делают вывод, является ли она буллингом. Далее ведущий обсуждает с участниками результаты групповой работы. Все ситуации не содержат проявлений буллинга.

Организуйте работу учителей с карточками «Четыре проблемные ситуации»

Кликните на вкладку с номером ситуации и прочитайте ее

Скачать

Анкета для школьников

Скачать

Проблемная ситуация № 1. Школьник не популярен в классе, у него почти нет друзей, с ним мало взаимодействуют. Ребенок эмоционально переживает. Проявлений насилия в адрес ребенка нет.

Проблемная ситуация № 2. Конфликт в группе. Подростки ругаются, выясняют отношения, дерутся. Каждая сторона в равной степени имеет право отстаивать свои интересы, а при буллинге проявляется превосходство одной стороны над другой.

Проблемная ситуация № 3. Проблема с проявлением агрессивного поведения конкретного ребенка. Ребенок обижает других, однако дети не поддерживают его агрессивное поведение, осуждают действия, выражают сочувствие пострадавшему.

Проблемная ситуация № 4. Девочка требует особого отношения к себе, а недовольство ребят рассматривает не вполне корректно.

После обсуждения порекомендуйте педагогам проводить диагностику ситуации буллинга с помощью анкеты С. В. Кривцовой. Данные анкеты помогут проанализировать наличие скрытого или прямого проявления буллинга в детском коллективе.

10 мин

Этап 4. Обсуждение «Ответственность в ситуации буллинга»

Допматериалы. Памятка для классного руководителя «Как предупредить буллинг в детском коллективе».

Раздайте памятки классным руководителям

Скачать

Ведущий предлагает участникам обсудить вопрос: «Как классный руководитель может предупредить буллинг в детском коллективе?». Цель: акцентировать внимание педагогов на проблеме ответственности в ситуации буллинга.

Ведущий отмечает, что профилактика буллинга эффективна, когда учитель создал психологически безопасную среду. Встречаются сложные случаи, когда педагог не готов решать проблему насилия. Он думает, что это ребенок виноват или причиной стали недостатки семейного воспитания. Далее ведущий раздает памятку «Как предупредить появление буллинга в детском коллективе» и предлагает обсудить пункты.

10 мин

Этап 5. Практическое задание «Правила класса»

Допматериалы. Памятка «Правила общения, которые нужно соблюдать в классе». Карточка «Обратная связь».

Ведущий предлагает создать правила класса, чтобы была комфортная и психологически безопасная обстановка. Педагоги в тройках обсуждают правила. С учетом мнений всех участников ведущий набирает на слайде итоговый вариант правил для голосования. Самое главное, чтобы правила соблюдали и ученики, и учителя.

Ведущий просит с помощью вопросов для обсуждения подвести итоги. На карточках «Обратная связь» участники выражают свои впечатления от практикума.

Раздайте памятки классным руководителям

Скачать

Предложите участникам вопросы для обсуждения:

Каковы основные признаки буллинга в детском коллективе?
Какие чувства испытывают участники буллинга?
Какие мероприятия помогут не допустить буллинг?
Для чего нужны правила общения в коллективе?

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2019года
Срочно к сентябрю!
Подготовка к началу нового учебного года

Как подготовить документы по качеству образования к проверкам Рособрнадзора в 2019 году

Татьяна Щербакова, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» г. Щекино, Тульская область,
Галина Галдина, специалист отдела обеспечения оценки качества образования центра оценки качества образования Института повышения квалификации и žпрофессиональной переподготовки работников образования Тульской области
В статье с помощью карточек проверьте, насколько документы вашей школы готовы для федерального контроля качества образования. Есть чек-лист, чтобы до проверки организовать работу всего коллектива с документами.

Уважаемые читатели, вы можете задать все вопросы про учебные планы, которые вас интересуют
 

В начале второго учебного полугодия проверьте документы, к которым у Рособрнадзора всегда есть претензии. Воспользуйтесь электронными карточками в статье. В каждой карточке вы прочитаете, как проконтролировать документ и что в нем исправить. Также вы можете скачать образцы документов. В карточке «Запланируйте часы на родной язык…» вы можете скачать образцы учебных планов для всех уровней образования. А в карточке «Включите обязательное предметное содержание в тематическое планирование…» – скачать материалы для рабочих программ.

Для проверки обязательно подготовьте основные образовательные программы по уровням образования. В любой основной образовательной программе эксперты будут искать ошибки в учебных планах, планах внеурочной деятельности, рабочих программах по учебным предметам, курсам, дисциплинам.

Еще эксперты сопоставят формулировку тем в тематическом планировании и в журнале, проверят, есть ли к каждой рабочей программе оценочные материалы для диагностических и контрольных работ учеников. Дополнительно будут искать ошибки в календарных учебных графиках, расписании занятий, классных (электронных) журналах.

Электронные карточки, чтобы подготовить документы к проверкам Рособрнадзора

Выберите документ для контроля. Затем выберите, в какой части документа вы хотите проверить качество. Вы увидите карточку с рекомендациями. Кликните «Получить карточку», чтобы сохранить ее на свой компьютер

Посмотрите электронный чек-лист «Как подготовиться к федеральному контролю качества образования». Кликните в нем пункты и вы увидите, как распределить нагрузку по подготовке к федеральному контролю качества образования между педагогами, кому и какие документы поручить подготовить.

По листу вы сможете определить перечень проверок в вашей школе, спланировать совещание с педагогами. Посмотрите в чек-листе, как подготовить рабочие места для экспертов в день выездной проверки в вашей школе. 

Электронный чек-лист, чтобы подготовить документы к проверкам Рособрнадзора

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК