
Готовимся к эссе: библиография для учителя
Во время подготовки к уроку по написанию эссе предлагаем обратиться к книгам об эпохах, мыслителях, ораторском искусстве. Библиография для учителя поможет приобщить учеников к бездонной «копилке прошлого». Это очень важно в наше время, когда мы ищем точки опоры для новых свершений. Опираться надо на опыт прошлого. Особенно в школе.
Библиография, которая представлена ниже, не совсем обычна для учителя, который готовится научить школьников писать эссе. Закономерно возникает вопрос: а зачем нам этот список?
Для ответа на данный вопрос вспомним некоторые признаки эссе:
- Наличие конкретной темы. Произведение, посвященное широкому кругу проблем, не может быть выполнено в этом жанре.
- Выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
- Новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
- И самое главное: в содержании эссе оценивается личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.
Библиография помогает понять мысли различных людей в разные эпохи, найти систему аргументов или контраргументов по теме эссе, определить индивидуальную точку зрения на историю, время, личность человека в истории, цель его жизни, специфику искусства.
Прежде чем предлагать подростку написать эссе по блоку тем «Время», напишите сами такое эссе. Перенесите в текст восприятие себя во времени, этом веке. Поймите, что дает вам конкретный день. Сформулировать точку зрения поможет книга Диогена Лаэртского или Мишеля Монтеня.
Библиография для учителя





Награждение ученика, дубликат аттестата и прием в 10-й класс
Награждение Похвальным листом и Похвальной грамотой
Существуют ли нормативные документы, которые определяют порядок и условия награждения учащихся Похвальным листом за успехи в учении и Похвальной грамотой за достижения по отдельным предметам?
Отвечает Екатерина Демидова, юрист-эксперт Справочной Системы «Образование»
Поощрение обучающихся похвальными грамотами (листами) на федеральном уровне не регламентировано. Порядок и условия такого поощрения могут быть установлены на уровне субъекта РФ, на муниципальном уровне и уровне образовательной организации (далее – ОО). Например, Стандарт качества предоставления муниципальной услуги, утв. постановлением администрации Озерского городского округа Челябинской области от 15.05.2014 № 1406, предусматривает такое поощрение.
В соответствии с п. 10.1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) поощрение обучающихся относится к компетенции ОО. Поэтому ОО вправе устанавливать виды и условия поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности самостоятельно.
Кроме этого, в соответствии с ч. 4 ст. 77 Федерального закона № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения вправе устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц.
Прием ученика с умственной отсталостью в 10-й класс
Родители учащегося с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) собираются продолжить обучение ребенка в 10-м классе. Ученик получит после окончания 9-го класса свидетельство об обучении. Как принимать такого ученика в 10-й класс? Возможно ли это?
Отвечает Татьяна Бодякина, юрист-эксперт в области образовательного права, главный редактор редакции «Образование» медиагруппы «Актион-МЦФЭР»
Для указанной категории обучающихся необходимо корректировать образовательную программу с учетом индивидуальных особенностей. Учащийся может обучаться на уровне среднего общего образования, но только по адаптированной образовательной программе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), как и любой другой ребенок, имеет право на образование (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ).
Кроме того, среднее общее образование является обязательным уровнем образования (ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированным образовательным программам с согласия родителей на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии с ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ.
Основная образовательная программа обучающихся с интеллектуальными нарушениями рассчитывается:
- на 9 или 12 лет на основании базисных учебных планов, утв. приказом Минобразования России от 10.04.2002 № 29/2065-п;
- на 9–13 лет на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599.
Таким образом, обучающийся может продолжить свое образование с учетом потребностей его дальнейшего трудоустройства. Поэтому при продолжении обучения необходимо предусмотреть углубленную трудовую подготовку.
Дубликат аттестата
Школа изменила название в 2014 г. К администрации образовательной организации обратилась выпускница 1973 г. за дубликатом аттестата. Печати сегодняшней школы не соответствуют старому названию школы. Как правильно заполнить дубликат аттестата?
Отвечает Тамара Гавашели, юрист-эксперт Справочной Системы «Образование»
Вместе с дубликатом аттестата администрация ОО выдает документы, подтверждающие изменение наименования ОО. Все документы необходимо заверить действующей печатью.
Администрация ОО выдает дубликат аттестата на бланке, который применяется в ОО в настоящее время. В строке, где указывается наименование школы, которую окончил выпускник, необходимо указать наименование ОО, действовавшее в момент окончания обучения.
В соответствии с п. 28. Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утв. приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 № 115 (далее – Порядок), в случае изменения наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность, дубликат аттестата и (или) дубликат приложения к аттестату выдается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, вместе с документом, который подтверждает изменение наименования ОО.
В дубликате аттестата после фамилии, имени, отчества (при наличии) выпускника указывается год окончания и полное наименование той организации, осуществляющей образовательную деятельность, которую окончил выпускник (п. 12 Порядка).
Дубликаты аттестата и приложения к нему оформляются на бланках аттестата и приложения к нему, применяемых в ОО на момент подачи заявления о выдаче дубликатов (п. 29 Порядка).


Сайт для дистанционного обучения на WordPress: преимущества и недостатки
- Заместитель руководителя ОО или учитель могут создать сайт для дистанционного обучения на WordPress.
- Разработчик курса дистанционного обучения учитывает положительные и отрицательные стороны WordPress.
- Учитель устанавливает и настраивает образовательный сайт с помощью платформы WordPress на ru.wordpress.org.
- Пользователь работает с плагинами Access Control, Filebase, Survey and Quiz и др.
Администрация образовательной организации (далее – ОО) сталкивается с проблемой выбора системы дистанционного обучения.
Достаточно распространенный вариант – Moodle. Это модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), которая предоставляет возможность создавать сайты для онлайн-обучения.
Но учителя и администрация ОО могут использовать другие системы дистанционного обучения, например, WordPress. Это система управления содержимым сайта с открытым исходным кодом. Относится к лидерам среди бесплатных систем управления контентом (сайтами).
Сфера применения WordPress – от простых блогов до сложных новостных ресурсов и интернет-магазинов. Встроенная система «тем» и «плагинов» вместе с удачной архитектурой позволяет конструировать практически любые проекты. Написана на PHP (англ. Hypertext Preprocessor) – скриптовом языке общего назначения для разработки веб-приложений. PHP поддерживает большинство хостинг-провайдеров.
Преимущества WordPress как системы дистанционного обучения
К преимуществам WordPress относится удобный и простой интерфейс. В ней минимум изначальных функций, что не засоряет платформу и не путает пользователей. Это отличает WordPress от многих платформ и систем, в которых есть десятки по умолчанию активированных функций и возможностей, которые усложняют работу пользователя или администратора.
Если дистанционное обучение в ОО относится к платным образовательным услугам, то к WordPress проще и быстрее подключается функция онлайн-оплаты, например, с помощью RoboKassa и плагина WooCommerce. В классических системах по дистанционному обучению такие возможности не всегда предусмотрены.
Пользователь часто сталкивается с проблемами, которые требуют помощи извне. У WordPress одно из самых крупных международных сообществ разработчиков и пользователей, которое может предоставить готовые плагины и темы оформления, техническую поддержку на форумах, в т. ч. на своем родном языке, а также сотни практических текстовых и видеоруководств по работе и настройке той или иной функции на платформе.
Работа со страницами в WordPress
С помощью WordPress можно установить любую статическую страницу в качестве главной. Для этого нужно пройти по следующим ссылкам: «Параметры» – «Чтение» – «На главной странице отображать» – «Статическую страницу». Из выпадающего меню выбираем «Главную страницу», а для «Страницы записей» – страницу «Материалы курса», затем сохраняем сделанные изменения. Каждый пользователь, заходящий на сайт, будет сразу попадать на «Главную страницу» в качестве главной вместо новых записей на сайте, как это обычно делает WordPress. А уже новые записи будут появляться в разделе с материалами курса.
С помощью плагина WordPress Access Control для управления доступом появляется возможность выбрать, отображать или не отображать информацию в меню, а также установить обязательную авторизацию для пользователей при попадании на закрытую страницу. Эти страницы можно скрыть от пользователей, которые не записаны на курсы дистанционного обучения.
Недостатки применения WordPress
Если пользователь после работы в WordPress захочет перейти на более функциональную в плане образовательной деятельности систему, например, Moodle или ее облачные коммерческие аналоги, то он может столкнуться с проблемой переноса структуры образовательного курса. Перенести образовательный контент несложно с помощью копирования и вставки. Но перенести логику, иерархию и результаты, скорее всего, невозможно.

СПРАВКА
Учитель или администратор ОО устанавливает и настраивает образовательный сайт с помощью платформы WordPress на официальном русскоязычном сайте ru.wordpress.org
Также пользователь столкнется с тем, что все доступные и разрабатываемые на сегодняшний день решения ориентированы на коммерческое обучение: тренинги, инфобизнес в разных его проявлениях, коучинг и т. д.
Поэтому функционально почти ни в одной из готовых платформ под WordPress нет полноценных систем по оцениванию, выгрузке результатов и работе с учениками. Все сведено к тому, чтобы предоставить контент, варианты тестов, загрузку творческих заданий и отметку о выполнении.
Создание структуры образовательного сайта
Если учитель или заместитель руководителя ОО выбирает WordPress (рис. 1, 2) и решает создать образовательный сайт, то на первом этапе структуру сайта можно разделить на две части.
Рис. 1. Админ-панель платформы WordPress
Рис. 2. Конфигурация сайта внутри платформы
Первая часть сайта видна всем. Это публичная часть – информационные материалы, «продающие тексты», всевозможные данные о предлагаемых форматах обучения и все то, что необходимо знать обучающемуся. Вторая часть – закрытый раздел для образовательной деятельности. Доступ к этому разделу будут иметь зарегистрированные пользователи.
Видимая для всех часть сайта будет состоять из следующих страниц:
- Главная страница. Советуем обратить на нее особое внимание. Это «продающий текст» со всеми аргументами и убеждениями для выбора обучающимся дистанционного курса. Или же на этой странице представлен каталог курсов.
- Условия обучения.
- Описание курса № 1.
- Описание курса № 2.
- Контактные данные.
- Материалы курса.
Ограничение доступа к контенту с помощью плагина WordPress Access Control
После того как структура публичной части сайта реализована, переходим к созданию структуры для секции с обучающими материалами.

ВАЖНО
Если учитель самостоятельно создает учетные записи для учеников, то он отключает опцию свободной регистрации. Доступ к закрытым обучающим материалам становится более безопасным
Во-первых, учителю или заместителю директора школы, которые работают с сайтом дистанционного обучения, необходимо включить регистрацию для новых пользователей.
Поэтому переходим по следующим ссылкам: «Параметры» – «Общие» и отмечаем галочкой «Любой может зарегистрироваться», а затем сохраняем изменения. Теперь любой желающий может зарегистрироваться на сайте и получить роль подписчика.
Чтобы проконтролировать, кто и что видит на сайте, существует плагин WordPress Access Control (далее WordPress в названии плагинов – WP). У этого плагина нет функций интеграции с платежными системами, поэтому есть смысл использовать его, если курс дистанционного обучения бесплатный.
WP Access Control ограничивает доступ к контенту на базе разных записей или обеспечивает одинаковый уровень доступа ко всем записям. Он отвечает за публичный доступ к страницам, создание меню для авторизованных подписчиков и отображение отличающегося меню для незарегистрированных пользователей.
Добавление новых курсов

СПРАВКА
Скачать плагин WP Access Control можно из репозитария WordPress по ссылке wordpress.org/extend/
plugins/wordpress-
access-control
В процессе создания курса дистанционного обучения учителю надо понять, как добавлять курсы, как ученики будут скачивать мультимедийный контент из курсов и как разработчик курса дистанционного обучения управляет этим курсом.
Материалы дистанционного курса целесообразно разделять по уровням: начальный, базовый, продвинутый. Для ограничения доступа к материалам разных уровней учитель задает категорию для каждой публикации.
Например, «Занятие 1 для начинающих» войдет в категорию «Новички» и т. д. Это поможет обучающимся на сайте удобно и легко переходить в интересующие их разделы, а учителю – контролировать доступ к разным типам курсов.
По умолчанию в WordPress есть менеджер для работы с медиафайлами. Видео с YouTube можно вставить в запись, используя его HTML-код для вставки и версию текстового редактора записи. Если учитель или заместитель директора намерены встроить изображения, графику или видео, то все будет работать без использования дополнительных плагинов.
Создание форм обратной связи
Важная часть всего процесса обучения – обратная связь с обучающимися. В концепции дистанционного обучения достаточный уровень обратной связи и интерактивности – основная проблема педагогов.
Современные инструменты делают контент интерактивным, что помогает и учителям, и ученикам в освоении знаний и разработке учебных курсов. В WordPress (рис. 3, 4) этот процесс реализуется с помощью создания форм обратной связи, а также опросов и тестов, голосований и других форм взаимодействия с аудиторией в рамках целого онлайн-курса, отдельного урока или всего сайта.
Рис. 3. Технология создания интерактивных форм для сайта (Контактная форма)
Рис. 4. Принцип работы и отображения пользователей, зарегистрированных на обучение
Учитель пользуется инструментом для создания голосования, тестов с вариантами и опросов – плагином WP Survey and Quiz. Этот плагин многофункциональный и многовариантный в применении. Из-за большого количества настроек он сложен в эксплуатации. Но во время работы становится привычным, поэтому создав несколько опросов или тестов, пользователь сможет быстро разобраться, как работать с этим плагином.

СПРАВКА
Скачать плагин WP Survey and Quiz из репозитария WordPress можно по ссылке hwordpress.org/extend/
plugins/wp-survey-
and-quiz-tool
Среди возможностей WP Survey and Quiz отметим: поддержку всех типов тестов с вариантами, опросов и голосований; поддержку детализированных настроек опросов и голосований. WP Survey and Quiz помогает учителю выбрать между заранее заданными вариантами ответов и введением текстового ответа в поле, что полезно для проведения экзаменов и сложных тестов.
Опросы с вариантами ответов – способ сделать процесс обучения занимательнее. Плагин mTouch Quiz предоставляет готовое решение для добавления интерактивности к обучающим курсам. Скачать плагин можно по ссылке wordpress.org/extend/plugins/mtouch-quiz.
Плагин mTouch Quiz совместим с мобильными устройствами разных видов. Он помогает упростить объяснения. Вопросы и опросы можно встраивать в любую часть страницы или в любую запись на сайте. Пользователю не надо покидать страницу, чтобы ответить на вопрос.
Встраивание документов с помощью Google Document Embedder и WP Filebase
Что делать, если учитель хочет добавить презентацию PowerPoint? Или таблицу Excel? Есть плагины, которые помогут встроить эти и другие типы материалов в дистанционный курс.
Плагин Google Document Embedder позволяет добавить в новую запись документы в следующих форматах:

СПРАВКА
Скачать плагин WP Survey and Quiz из репозитария WordPress можно по ссылке wordpress.org/extend/
plugins/wpsurvey-
and-quiz-tool
- MS Office;
- PDF;
- Open Office и целый ряд других.
Его просто использовать для встраивания различных материалов в рамках обучающего курса на сайт. Скачать плагин Google Document Embedder можно из официального репозитария WordPress по ссылке wordpress.org/plugins/google-document-embedder.
Работать с разными типами файлов (рис. 5) помогает плагин WP Filebase. С его помощью пользователь прикрепляет файлы для скачивания к своим записям.
Рис. 5. Работа с медиафайлами, загружаемыми на сайт (фото, видео, аудио и другие материалы)
Учитель создает отдельную секцию для скачивания файлов на сайте, откуда школьники выбирают и загружают контент напрямую. Это удобное решение, если педагог хочет сделать библиотеку к курсу или набор материалов к уроку.
Справочник заместителя директора школы № 4 (2016), поможет выбрать облачные системы дистанционного обучения для внутрикорпоративного повышения квалификации. Автор статьи В.И. Пучков
WP Filebase помогает создавать интерфейс для скачивания файлов, категории для скачиваемого контента. С его помощью можно добавлять заголовки, теги и описания к файлам, доступным для загрузки. Есть встроенный счетчик загрузок для файлов, защита от «горячих ссылок», ограничений по трафику и пропускной способности скачивания. WP Filebase обеспечивает дополнительный уровень защиты для файлов в разделе загрузок и определение пользовательских ролей.
Скачать плагин WP Filebase можно из официального репозитария WordPress по ссылке wordpress.org/extend/plugins/wp-filebase.
Добавление социальных возможностей и повышение популярности сайта
Учитель может сделать социальную платформу для своих учеников, где они смогут общаться, добавлять друг друга в друзья, менять статусы, писать в ленту, создавать группы и сообщества. Для этого достаточно установить плагин BuddyPress. Он бесплатный, и его можно скачать как из админ-панели WordPress, так и с официального сайта ru.buddypress.org.
Неважно, какому предмету педагог собирается обучать с помощью WordPress – музыке, математике, естественным наукам. Данная платформа в сочетании с сотнями бесплатных плагинов и тем оформления способна сделать простой систему дистанционного обучения

К сведению