ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2016года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

Локальный нормативный акт об ознакомлении c документами в ОО

Администрация образовательной организации обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с Уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами. Таким образом администрация образовательной организации соблюдает законодательство РФ в сфере образования и обеспечивает информационную открытость образовательной деятельности.

скачать в формате pdf



Этот документ
вы найдете в Справочной
Системе «Образование».
Получите демодоступ
на vip.1obraz.ru

Важно! Порядок утверждения локального нормативного акта (должностным лицом или распорядительным актом) выбирается организацией самостоятельно в соответствии с принятой инструкцией по делопроизводству

6
Июнь 2016года
Образовательная деятельность
Образовательные программы и технологии

Технологии фасилитации в дистанционном обучении с помощью системы «Прометей»

Аркадий Осоргин, зам. директора ГБОУ Лицей № 1586, г. Москва                                                          
Главное в статье
  1. Цель педагога – научить обучающегося искать, пользоваться и обрабатывать информацию, решать задачи в рамках предмета и в жизненных ситуациях.
  2. Системы дистанционного обучения, например, «Прометей», помогают администрации ОО реализовать открытое обучение.
  3. В открытом обучении учитель – это фасилитатор. Он предлагает группе учащихся механизм для достижения образовательного результата.
  4. Учитель-фасилитатор использует в дистанционном обучении ментальные карты, голосование, двухмерную матричную диаграмму и др.

Мы все живем в информационном мире. Точнее, в нем мы жили всегда, только не акцентировали внимание на методах получения, обработки и проверки информации на достоверность и полноту.

2018
год –

в электронной школе можно будет получить образование и сертификат об образовании
ria.ru

Любая образовательная организация (далее – ОО) формирует у выпускника картину мира, учит искать и обрабатывать информацию, помогает решать характерные для учебного предмета и реальных жизненных ситуаций задачи, стимулирует развитие личности ученика как члена информационного общества, что приводит к развитию компетенций «знать», «уметь», «владеть». Поэтому ключевыми словами в организации образовательной деятельности становятся «качество информации», «контекст» и «мотивация».

С одной стороны, уместно говорить об использовании фасилитации в образовательной деятельности – модели взаимоотношений учителя и обучающихся, которая основана на организации и стимулировании педагогом саморазвития личности ученика. С другой стороны, необходимо говорить об использовании открытого (или смешанного) и дистанционного обучения для формирования компетенции учащегося в работе с информацией.

Сущность открытого (смешанного) обучения

Системы дистанционного обучения («Прометей», Moodle и др.) помогают администрации ОО одновременно обучать в классе учеников по конкретной образовательной программе различных профилей и тем самым реализовывать эффективный учебный план. Учитель повышает уровень использования учениками информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), что влияет на качество знаний учащихся, их способность конкурировать на рынке труда.

Открытое образование еще называют смешанным, поскольку оно предполагает, наравне с очным, обучение с использованием дистанционных сред. Открытое (или смешанное) обучение – это отказ от классно-урочной системы и от оценки успеваемости на основе заданных норм.

ВАЖНО

Стандартизация образовательных программ, их публикация на сайте повышают качество обучения, позволяют выработать единый подход к качеству электронных ресурсов и электронных учебников

Занятия проводятся одновременно несколькими учителями со значительным числом учащихся (свыше 100 чел.) в большом помещении, которое разделено подвижными перегородками на учебные зоны. Ученики работают небольшими группами или индивидуально. Взаимодействие с учителем подчиняется задачам ориентации учащихся в самостоятельной работе с учебным материалом.

На время обучения каждый обучающийся получает круглосуточный доступ к трансляции записи вебинаров по своему курсу. В отведенные часы занятий учитель консультирует всех учеников в классе, в т. ч. подключившихся удаленно, а также контролирует выполнение ими заданий.

Открытое обучение – стремительно развивающийся сегмент рынка. Оно дешевле очного и обеспечивает возможность получить документ об образовании отечественной или зарубежной ОО практически в любой точке страны. Выигрыш таких образовательных технологий обусловлен гибкостью выбора места, времени обучения и содержания (объем и актуальность) учебного материала.

Именно в открытом обучении функция учителя как помощника, тьютора, консультанта, фасилитатора значительно укрепляется.

К сведению

Информационно-коммуникационные технологии для открытого обучения

Под ИКТ понимают систему методов, способов и средств сбора, хранения, поиска, обработки, генерации, анализа, передачи и распространения данных, информации и знаний на основе применения средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Технологический процесс обработки информации представляет собой упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий по обработке данных, информации и знаний до получения необходимого полезного результата.

Следовательно, под ИКТ в образовании будем понимать комплекс способов и приемов организации образовательной деятельности, который обеспечивает взаимосвязь между учеником и учителем с помощью компьютерных программ и телекоммуникационных систем.

В зависимости от способов и степени применения ИКТ выделяют активные онлайн-телекоммуникационные среды, с помощью которых в сети можно полностью пройти образовательную программу ОО, общаясь и консультируясь с педагогами-тьюторами.

Плюсы и минусы метода фасилитации

Фасилитация – это недирективное управление. Руководитель-фасилитатор – не только лидер, но и участник группы, и модератор. Также фасилитаторами называют психологов и консультантов, работающих с группами.

Традиционно метод фасилитации используется:

  • в бизнес-структурах при проведении рабочих совещаний и бизнес-тренингов;
  • для организации деятельности рабочих групп и команд, анализа организационных изменений, а также изменений на уровне макроэкономических, политических и социальных систем и сетей.

Методы фасилитации в настоящее время активно используются в групповом обучении. Учитель в ОО также может применять фасилитацию как форму групповой работы, в т. ч. для дистанционного обучения. Основные плюсы и минусы обучения с позиций учителя-эксперта и учителя-фасилитатора представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные плюсы и минусы фасилитации с позиций учителя-эксперта и учителя-фасилитатора

ПозицияДостоинстваНедостатки
Учитель-экспертЧеткость структуры, логика. Четкость временных рамок. Наличие готовых решений, выводов. Охват большой аудиторииПассивность участников. Игнорирование личного опыта. Однообразие методики. Утомляемость участников. Навязывание мнения. Отсутствие индивидуализации
Учитель-фасилитаторОбращение к личному опыту учеников. Активность учащихся. Сочетание теории и практики. Взаимообогащение опыта участников. Возможность использовать новый опыт. Легкость восприятия, усвоения. Творчество участников. Возможность развития личности участников. Многообразие точек зрения. Взаимопонимание участников. Совершенствование мастерства ведущегоНевозможность внести готовую структуру в опыт. Сложность точного планирования. Узость в изложении теории. Несоблюдение временных рамок. Увеличение затрат тренера при подготовке. Повышение энергозатрат ведущего и т. д.

Система дистанционного обучения «Прометей»

Система дистанционного обучения «Прометей» – это программная оболочка для дистанционного обучения и тестирования слушателей в сети Интернет, а также управления деятельностью виртуальной ОО. «Прометей» позволяет осуществить обучение по различным отраслям знаний на любом уровне (общее образование, высшее образование, курсы по повышению квалификации и пр.).

СПРАВКА

Фасилитатор не столько обучает, сколько дает группе механизм для достижения результатов обучения или для создания образовательного продукта

Эта коммерческая система дистанционного обучения используется для обучения слушателей в рамках очного, заочного образования и экстерната, а также для внутрикорпоративного обучения и аттестации персонала.

В системе дистанционного обучения «Прометей» учитель-тьютор создает электронные курсы с таблицами, рисунками, схемами, графиками. Педагог прикрепляет к вводной или сложной теме презентации, размещает глоссарии к изучаемому курсу. По ходу изучения, освоения и закрепления материала учитель предлагает обучающимся ответить на форуме на вопросы курса, пройти тест, выполнить упражнения, решить задачи из практикума и выслать их в виде файлов на имя тьютора для проверки.

«Прометей» регистрирует неограниченное количество клиентских мест и идентифицирует каждого слушателя по логину и паролю. Это дает возможность учителю создавать различные потоки, группы, прикреплять к каждой группе электронные курсы. Система создания тестов позволяет использовать многообразные критерии для их создания и хаотичную структуру демонстрации заданий слушателям с определенной выборкой (на время, с заданным проходным баллом и др.).

Тьютор управляет образовательной деятельностью учащихся. Он выдает допуски к тестам по завершении прохождения учащимся материала, оценивает присланные работы, помогает разбираться в сложном материале на консультационных форумах и чатах.

Система дистанционного обучения «Прометей» отличается модульной архитектурой, которая представлена в табл. 2.

Таблица 2. Модули системы дистанционного обучения «Прометей»

МодульФункции, с которыми работает пользователь
Учебный порталПубликует общедоступные сведения о виртуальной ОО, в т. ч. каталоги курсов, ленты новостей, условия обучения
Регистрация и обработка заявокФормирует заказы на обучение и зачисление слушателей в группы
Контроль оплаты/расходовУчитывает денежные средства за обучение (если это платные образовательные услуги в ОО)
Управление группамиВыполняет административные операции на уровне групп, что облегчает управление образовательной деятельностью больших потоков слушателей
Календарный планСоздает план-график изучения курса: мероприятия разных типов, которые ОО проводит дистанционно или очно
БиблиотекаХранит учебные пособия в любом файловом формате, закрепляет их за определенными курсами, выполняет полнотекстовой поиск, собирает статистику обращений слушателей. Поддерживает международные стандарты IMS и SCORM
ТестированиеПроверяет учебные достижения слушателей в режимах самопроверки, тренинга и экзамена
ОбщениеОбеспечивает разнообразные средства общения между участниками образовательной деятельности
АдминистрированиеАвтоматизирует создание и сопровождение объектов системы дистанционного обучения
МультимедиасерверПозволяет передавать по сети потоковое видео/аудио в «прямой» трансляции или по запросу
МониторингНакапливает статистику по образовательной деятельности и отображает ее в виде специализированных отчетов
Сервер отчетов (проектное решение)Средства разработки дополнительных отчетов силами специалистов заказчика; отчеты любой сложности, средства визуализации данных (диаграммы, графики, гистограммы), экспорт отчетов в популярные форматы (Excel, PDF, TIFF, XML, CSV …), автоматическая рассылка отчетов по e-mail
Импорт данных о слушателях из файла ExcelПозволяет оперативно зарегистрировать большое число слушателей из списка, представленного в файле Excel
Синхронизация с системой кадрового учета (проектное решение)Обеспечивает автоматизированный обмен данными между системой дистанционного обучения и внешней системой кадрового учета

Технологии фасилитации в дистанционном обучении

Учитель-фасилитатор в системе дистанционного обучения «Прометей» работает с модулями «Календарный план», «Библиотека», «Общение», «Тестирование» (в рамках самопроверки, тренинга) и использует следующие технологии:

Технология 1. Ментальные карты (Mind-map)

Автор Тони Бьюзен. Ментальные карты помогают учителю организовывать с учащимися генерацию и структурирование идей. Интеллект-карты (ментальные карты) применяются для углубленного изучения темы. Можно применять в начале проекта, чтобы составить первое представление о том, что нужно учитывать во время подготовки и его реализации.

ЧЕК-ЛИСТ

Синонимы термина «ментальные карты»:

  • интеллект-карты;
  • карты памяти;
  • диаграммы связей;
  • карты мыслей и др.

В центре карты учитель рисует форму с ключевой темой обсуждения. По команде группа начинает дополнять схему или несколько групп создают интеллект-карты на одну тему, а затем предложения сравнивают. Учитель-фасилитатор обращает внимание, что ученикам необходимо найти сначала главные подтемы, основные линии, которые исходят от главной темы. К каждой из найденных главных подтем обучающиеся подсоединяют частные аспекты и вопросы.

В другом варианте учитель просит каждого участника самостоятельно создать свою карту по вопросу обсуждения, а затем создается общая карта. В процессе дистанционного обучения учитель и ученики могут использовать любой графический редактор: растровый, векторный или 3D, а также специальные программы.

К сведению

Бесплатные программы для интеллект-карт

XMind поддерживает интеллект-карты, диаграммы Исикавы (fishbone-диаграммы или причинно-следственные), древовидные и логические диаграммы, таблицы.

Лицензирована по двум лицензиям:

  • Eclipse Public License;
  • GNU Lesser General Public License.

Экспортирует документы в Microsoft Word, PowerPoint, PDF и Mindjet MindManager.

iMindMap кроссплатформенна (версии для Windows, Mac и Linux, для мобильных устройств iPhone, iPad и Android и «облачная» версия). Поддерживает русский язык. В программе может работать неподготовленный пользователь.

Базовая версия предоставляется бесплатно, учебная и основная – платные.

FreeMind – свободная бесплатная программа, которая распространяется согласно GNU General Public License. Обладает расширенными возможностями экспортирования. Экспорт XHTML позволяет создать карту-схему с разветвленной структурой и ссылками на внешние источники.

Технология 2. Голосование (ранжирование)

Используется для того, чтобы позволить группе учащихся визуально определить наиболее важные идеи. Учитель располагает списком или в виде матрицы факторы, проблемы, идеи. Ученик голосует за самые важные. Количество меток для голосования разное. Например, педагог предлагает учащимся выделить главные идеи определенным цветом, можно использовать несколько цветов для ранжирования.

ВАЖНО

Технологию голосования учитель использует при построении гипотез, выборе правильных ответов, определении задач проекта, как вариант мониторинга достижения образовательных результатов

Учитель озвучивает вопрос (рассылает задание, выкладывает его на странице курса дистанционного обучения и пр.) и просит каждого ученика принять решение. Когда все ответили, что уже выбрали, учитель приступает к голосованию. Затем подсчитывает результаты голосования и фиксирует места. Результаты педагог выносит в отдельную таблицу и обозначает места рейтинга. Затем просит учеников проанализировать полученную статистику.

Технология 3. Двумерная матричная диаграмма

Подходит для сравнения, расстановки приоритетов или оценки вариантов идей, предлагаемых решений в проектах учащихся.

Примеры осей:

  • возможность применения и важность для обучения – при анализе содержания проектов на любом учебном предмете;
  • цена и качество – при сравнительном анализе конечного продукта в проектах по ИКТ, экономике, технологии;
  • реализуемость и эффективность – оценка идей проекта по любому учебному предмету;
  • анализ риска – уровень награды и др.

Группе учеников педагог представляет диаграмму и объясняет смысл осей. Он предлагает учащимся оценить по определенным факторам и разместить на диаграмме выявленные проблемы. Ученики оценивают проблемы, решения и анализируют полученный результат, затем отбирают факторы, проблемы или решения для дальнейшей работы. Также можно попросить группу оценить эффективность подготовленных образовательных проектов.

Технология 4. «Важное и желаемое»

Учитель просит группу перечислить критерии, которым должен соответствовать идеальный проект (схема, модель, вариант решения задачи и пр.). Педагогу важно отслеживать, чтобы участники не занимались поиском решений, а выписывали критерии. Учитель предлагает обучающимся оценить каждое предложение по всем критериям и отметить в таблице «+», если предложение удовлетворяет критерию, и «-», если предложение не удовлетворяет критерию. Затем он предлагает суммировать «+» и «-» и сформулировать итоговое решение.

Задания для учащихся:

  • разделите критерии на важные (должны быть выполнимы) и желаемые (хорошо бы, чтобы были выполнены);
  • создайте таблицу критериев (табл. 3) и впишите в нее возможные предложения или варианты.

Таблица 3. Оценка предложений по важным и желательным критериям

КритерииПредложение 1Предложение 2Предложение 3
Важные   
1.   
2.   
Желательные   
1.   
2.   

Технология 5. «Мировое кафе»

Используется для сбора информации, обмена мнениями большого числа людей. Учитель-фасилитатор заранее формулирует и оповещает учеников об основной теме и вопросах для обсуждения (3–5 вопросов). Обучающиеся распределяются на группы по количеству вопросов для обсуждения. Один из участников группы берет на себя роль хозяина круглого стола, к которому будут приходить в гости. В гости приходят те, кому интересен один из обсуждаемых вопросов и кто готов постоянно работать в группе по обсуждению этого вопроса. Участники групп обсуждают обозначенный вопрос. «Хозяин» фиксирует озвученные идеи. Затем участники прикрепляются к другой группе и обсуждают следующий вопрос, а «хозяева» не меняются.

К «хозяину» прикрепляются следующие участники. Он кратко рассказывает, что было и какие идеи озвучила предыдущая группа. Дальше участники беседуют на заявленную тему, а «хозяин» все фиксирует. Так проходит несколько раундов работы со сменой столов группами (3–5 раундов). При подведении итогов «хозяева» круглых столов резюмируют дискуссии для всех участников. Возможен дополнительный этап с отбором и оценкой идей.

Классификация Тони Манна для тестирования обучающихся

«Прометей» предлагает для контроля знаний слушателей тестирование. Тест-самопроверка предназначен для выявления успеваемости в освоении учебного материала, его полезно давать после изучения каждой темы. После его прохождения «Прометей» анализирует правильность ответов и выделяет неправильные. Пересдавать его можно несколько раз.

СПРАВКА

Все возможности системы дистанционного обучения «Прометей» представлены на prometeus.ru

Полная ему противоположность – экзаменационный тест. Допуск к нему тьютор выдает только один раз. Он включает несколько завершающих ключевых тем и предназначен для итогового контроля знаний; представляет собой определенную выборку и дается на время (на час или более). Для закрепления материала слушателю предлагается выполнить задания из практикума. Тем самым тьютор сразу влияет на усвоение практического материала и помогает слушателям освоить ИКТ. Через «Обмен файлами» слушатель отсылает сделанные задания конкретному тьютору на проверку.

При проведении тестирования можно использовать классификацию Тони Манна: «все», «группа», «все одному», «один всем».

Традиционно учитель готовит варианты тестов ученикам или дает им такое задание для самостоятельной работы.

Педагог систематизирует разные варианты тестирования и использует следующие формы работы по итоговой оценке качества знаний:

  1. «Все» – каждый ученик работает самостоятельно и выполняет тестовое задание. Учитель отслеживает, чтобы ученик не получил тот тест, который подготовлен для другого ученика.
  2. «Группа» – группа работает вместе и делает тестовое задание.
  3. «Все одному» – группа составляет тест и адресует его одному ученику, который решает, например, повышенный уровень заданий.
  4. «Один всем» – один выполняет задание для одноклассников или от имени всех остальных участников группы.

После этого учитель может попросить участников группы прокомментировать выполнение заданий, найти ошибки или положительные стороны работы (удачную формулировку ответа, способ решения задачи и пр.). Обоснованное комментирование оценивается.

Дистанционная среда обучения «Прометей» и приемы фасилитации – это новые образовательные технологии, которые развивают не только академические, но и творческие способности обучающихся. Они повышают практико-ориентированную составляющую образования, успешное усвоение компетенций в формате «знать», «уметь», «владеть», заданных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

6
Июнь 2016года
Образовательная деятельность
Образовательные программы и технологии

Научите школьника писать эссе

Александр Торопцев, руководитель семинара по детской и юношеской литературе в ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького», член Союза писателей России
Главное в статье
  1. Написание эссе – продуктивная форма подготовки к итоговому сочинению, которая развивает интеллект и творческий потенциал учеников.
  2. Учитель при проектировании блоков тем может выбрать следующие: «Семья», «Школа», «Путь в жизни», «Малая родина», «Моя страна» и др.
  3. Матрица тем эссе и примеры работы с ней сформированы для разного возраста учеников. Педагог учитывает условия ОО и актуальность тем.
  4. Учитель проводит урок в форме диалога для подготовки к эссе. После написания эссе – проводит урок-семинар и анализирует работы.

Три составляющие для подготовки к написанию эссе

Чтобы увлечь школьников написанием эссе, сделать эту работу полезной, интересной и творческой, учителям нужно постоянно помнить о трех его составляющих:

1. Автор

Вспомним мысль Аристотеля Стагирита: «Человек – существо общественное». Несмотря на то что в людях гораздо больше общего, чем частного, каждый человек уникален.

2. Мировоззрение

На динамику развития мировоззрения человека оказывают влияние его внутренняя уникальность, социальное положение его семьи и, естественно, возраст.

А также пространство (страна, в которой он живет, и его малая родина). И время: оно имеет разные качества, которые непосредственно влияют на социально-психологическое состояние общества и каждого человека.

3. Тема эссе

Темы для эссе каждый учитель формулирует индивидуально. При этом учитывает сказанное в пунктах 1 и 2.

5
класс –

начало систематического обучения написанию эссе

Школьное эссе является небольшой научно-популярной работой. Именно так надо относиться даже к эссе пятиклассника. Осмысляя ту или иную проблему на уровне своего интеллекта и житейского опыта, ученик ищет и часто находит аргументы, соответствующие тому и другому. Он изучает в жизни не только себя и своих одноклассников, но и крупных писателей, подавляющее большинство которых мечтает понравиться юным читателям.

К сведению

Эссе – это искренняя книга!

Эссе (в переводе с французского – «попытка, проба, очерк», от латинского exagium – «взвешивание») – литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.

Образец жанра – «Опыты» («Эссе») Мишеля Монтеня. После его смерти прошло 424 г., но подобных по красоте произведений было немного.

В понятиии «эссе» сплетаются жизненный, читательский, авторский опыт осмысления прожитого и прочитанного. Мишель Монтень начинает книгу такими словами: «Это искренняя книга, читатель…».

Искренняя! Осмыслять прожитое или прочитанное – одно дело. Наедине с собой легко быть искренним и независимым. Другое дело – выносить размышления в строку и на всеобщее обсуждение. Это может вызвать у читателей неприятные для автора эмоции. Или такие рассуждения могут нанести вред тем, о ком говорит автор. Искренность – дело ответственное. Не каждый школьник справится с ответственностью. Задача педагога – научить подростка ответственности за свои слова.

Тема эссе – осмысление учениками жизненного и читательского опыта

Эссе – это попытка осмысления учениками своего жизненного и читательского опыта. Для того чтобы научиться формировать блоки тем и конкретные темы эссе, учителю необходимо знать:

СПРАВКА

Темы эссе для всего класса – наименее продуктивный вариант, они сформулированы по принципу «все для всех» и далеко не каждому ученику будут интересны

  1. Возраст – возрастные и личностные возможности учеников разных классов.
  2. Пространство – место жительства и место расположения школы.
  3. Время – качественные характеристики того временного интервала, в котором живут учителя и ученики.
  4. Школу – например, степень элитарности образовательной организации.
  5. Семьи учеников.
  6. Интеллектуальные возможности ученика в конкретном возрасте.
  7. Интересы учеников.
  8. Степень социальной адаптации ученика и отношение к нему одноклассников.

Педагог учитывает все факторы и составляет темы или блоки тем для эссе. Подходить к формированию блоков советуем вариативно и составлять их для одного ученика и разных групп.

Если учитель поработает в течение одного года (иногда – месяца) над конкретными темами эссе, то уже на следующий год он потратит на ту же работу и времени, и энергии в два раза меньше. И так – ежегодно. То есть первый год работы педагога над темами – это капитал на всю жизнь. Ежегодный индивидуальный подход в подготовке тем эссе для учеников позволяет учителю остаться импровизатором, что в таком деле самое важное.

Матрица тем эссе

Учитель при проектировании блоков тем может выбрать следующие:

  • «Семья»;
  • «Школа»;
  • «Путь в жизни»;
  • «Малая родина»;
  • «Моя страна» и др.

Для удобства планирования тем предлагаем матрицу тем эссе (таблица). Она может быть подготовлена учителем для разных возрастов: учащихся 5-7-х классов, 8-9-х классов и 10-11-х классов.

Пример матрицы иллюстрирует возможности индивидуального подхода учителя к темам эссе для разных учеников.

Учитель знает своих обучающихся и может найти другие блоки тем, менять их в зависимости от разных особенностей учащихся и образовательных организаций (далее – ОО), а также событий, происходящих в мире, стране, городе, районе, школе и в личной жизни учеников.

Пример матрицы тем для обучающихся 5-7-х классов

Влияние возраста учеников на выбор темы эссе

Учитель выбирает форму работы для написания эссе по определенной теме, исходя из возрастных особенностей обучающихся.

Возрастные возможности учеников 5-7-х классов.

ВАЖНО

Предпочтительнее давать индивидуальную тему каждому ученику 5-7-х классов

До 10–11 лет ребенок чаще задает вопросы, начинающиеся со слов «что» и «как». Происходит стремительное накопление жизненного опыта. Уже в этом возрасте человек пытается систематизировать знания. В двенадцатилетнем возрасте с человеком происходит качественная метаморфоза: он все чаще, осмысляя информацию и систематизируя ее, задает себе и окружающим самые важные вопросы, начинающиеся со слова «почему». Формируя темы эссе для учащихся этого возраста, увлекаться подобными вопросами не стоит. Хотя и отказываться от них совсем – неверно. Именно поэтому нужно особенно аккуратно подходить к формированию тем эссе для обучающихся 11-13-летнего возраста.

В этом возрасте человек склонен фантазировать. Можно ли учесть это качество в процессе формирования тем эссе? Можно и нужно. Другое дело, что не каждый педагог, даже в молодом возрасте, обязан сам быть фантазером или помнить свои детские фантазии. Но как же в таком случае быть? Надо довериться учащимся в выборе тем эссе.

Пример

Вот тема для эссе, предложенная учеником 5-го класса: «Куда и зачем 5 „Б“ отправится завтра на вертолете, если нам его подарят?».

Ее можно продолжить следующими темами: «Нашей школе подарили яхту»; «Нашей школе подарили современную электричку со скоростью 300–400 км в час».

Справочник заместителя директора школы № 4 (2016), поможет реализовать программу литературных семинаров в школе. Автор статьи А.П. Торопцев

Возрастные возможности учеников 8-9-х классов.

В этом возрасте с людьми происходят интересные метаморфозы: они влюбляются, задумываются о смысле жизни, о поведении родителей, о взаимоотношениях между одноклассниками. Все перечисленное – темы для эссе.

Возрастные возможности учеников 10-11-х классов.

Жизнь ставит перед молодыми людьми главные вопросы. В этом возрасте человек склонен к скептицизму. Учащиеся не понимают того, с чем им приходится сталкиваться, пытаются делать серьезные выводы, часто подвергаются резкой критике со стороны взрослых и замыкаются в себе.

Пример

Хорошие темы для эссе: «Кем быть?», «Зачем мне надо быть тем-то или тем-то, если меня интересуют совсем другие сферы деятельности?».

Для этой возрастной категории лучше использовать все варианты работы с темой (индивидуально, в группе, фронтально).

Особенности образовательной организации и содержание эссе

Педагог понимает, что в содержание эссе обучающийся интегрирует окружающий его мир. В этом мире значительное место занимает школа. Предлагаем учитывать специфику ОО при подготовке к эссе.

Образовательные организации с углубленным изучением предметов в крупных городах.

ВАЖНО

Предпочтительнее ученикам 8-9-х классов давать разные темы для групп из 5–10 чел.

Рассмотрим особенности таких школ на примере литературных семинаров в ГАОУ г. Москвы «Гимназия № 1306» (ассоциированная школа ЮНЕСКО, «Школа молодых политиков»). В таких школах изучают, как правило, два-три иностранных языка. Практически каждый ученик с пятого класса знает, чем он будет заниматься в жизни.

Так, один из учащихся знал, что будет заниматься нефтяным бизнесом, по семейной традиции. Другой – что продолжит обучение в Англии, тоже по семейной традиции. Третий учащийся 5-го класса вел с руководителем «диалог равных» по современным вопросам и проблемам экономической географии. С такими учениками нужно работать только индивидуально.

Пример

Учитель преподает в Биробиджанской школе. Среди учеников 10-11-х классов есть очень способные к естественно-научным дисциплинам. Кто-то из них хочет служить в таможенной службе. Некоторые готовятся поступать на экономические и юридические факультеты. Кое-кто мечтает стать инженером или даже ученым и работать в аэрокосмической отрасли.

Блоки тем: «Семья», «Время», «Земля», «Космос», «Путь в жизни».

Темы:

«Время требует от страны смелых решений, в т. ч. и в освоении космоса»;

«Земля – колыбель, всего лишь наша колыбель»;

«Дифференциация всей инфраструктуры государства требует грамотных экономистов (юристов, чиновников)»;

«Я хочу быть мэром».

Образовательные организации с углубленным изучением предметов в регионах.

Эти ОО демократичнее. Ученики чутко реагируют на социально-политические и экономические события в регионах. Например, строительство космодрома «Восточный» меняет государственную инфраструктуру в близлежащих районах и даже областях. У школьников появляется интерес к точным наукам, к тем производственным возможностям, которые открыл для них космодром. Или ученики мечтают уехать из города и заниматься другими профессиями.

Пример

Школа расположена, например, в Магнитогорске, где есть мощный градообразующий металлургический комбинат и знаменитая хоккейная команда. В девятом классе гуманитарного лицея учится талантливая девочка, мечтающая поступить в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Ее старший брат – будущий инженер-металлург – бредит, естественно, хоккеем и не понимает сестру, которая может покинуть родной город. А второй ее брат, офицер, уже побывал в горячих точках. Он тоже мечтает переехать ближе к Москве.

Блоки тем: «Семья», «Путь в жизни», «Война и люди», «Любовь», «Малая родина». Дополнительный блок тем: «Гении», «Талантливые люди», «Посредственные люди».

Конкретные темы:

«Я не хочу быть домохозяйкой, как мама»;

«Нужно быть первым среди первых, или достаточно быть крупным мастером своего дела»;

«Мой брат – солдат»;

«Любовь – это не только счастье, но и проверка на долготерпение (из наблюдений разных семей)»;

«Малая родина для меня слишком мала».

ВАЖНО

Учитель не предлагает тему типа «Самое русское дерево – береза», если ученики живут в селе. Выясните интересы подростков. Темы должны быть актуальны именно для этой группы учеников

Темы школьных эссе в этом случае нужно корректировать с учетом новых реалий. В такой ситуации предпочтительнее предлагать разные темы эссе для групп учеников из 5–10 чел.

Образовательные организации с языковым, билингвальным образованием, изучением национальных языков и культур.

Целью многих учащихся в ОО с углубленным языковым или билингвальным образованием является учеба в вузах крупных городов нашей страны и зарубежья.

Педагог формулирует темы для учеников, которые готовы покорять цивилизационные центры. Предпочтительнее давать разные темы для групп учеников из 5–10 чел.

Пример

Темы эссе:

  • «Недавно я побывал в Нью-Йорке»;
  • «Мое путешествие в Лондон» и т. д.

Для учащихся, которые изучают национальный язык и культуру, возможна тема эссе «Мы самый древний народ России». Эта тема столь же благородна, сколь и опасна. Она по силам только педагогу, который уже познакомил учеников с историческими примерами человеколюбия.

Общеобразовательные организации в регионах.

Таких большинство. Учесть личностные качества всех учеников, чтобы каждому из них дать индивидуальную тему для эссе, возможно, но трудно. Целесообразнее работать с группами учеников из 5–10 чел.

Пример

Учитель работает в обычной школе одного из регионов. Рядом находится хорошо оборудованный стадион, на котором в футбольной секции занимается пятиклассник. Учится он на твердые тройки и четверки, все мечты его на футбольном поле. Семья со средним достатком. Отец тоже увлечен спортом. Мама – инженер. Старшая сестра поет народные песни и мечтает поступить в хоровое училище. Тренер хвалит подростка и берет его на сборы.

Темы для написания эссе, которые могут быть самыми продуктивными, интересными и предпочтительными для этого ученика: «Семья», «Путь в жизни», «Дружба» и даже… «Космос».

Как можно сформулировать конкретную тему?

«Семья»:

  • «Моя мама – просто инженер»;
  • «В нашей семье все разные, но живем мы очень дружно»;
  • «Футбольная команда – это команда друзей»;
  • «Если на Луне или на Марсе построят футбольные поля, то я пойду в космонавты».

Подготовка учителя к уроку

Завершая статью, обратим внимание на организацию уроков для подготовки к написанию эссе:

Шаг 1.

Начинать нужно с внутреннего мониторинга. Учитель должен четко представлять себе возможности учеников для написания эссе по той или иной теме.

Шаг 2.

Предварительно (до написания эссе в классе) необходимо провести урок в форме диалога. Это создаст психологически комфортную обстановку, и ученики сами смогут сформулировать тему эссе.

Шаг 3.

После прочтения написанных учениками эссе можно провести «писательский мастер-класс»: ученик читает, все обсуждают, учитель подводит итог.

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей