ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2016года
Дополнительное образование
Опыт внедрения

Событийная технология воспитательной модели образовательной организации: педагогический совет

Надежда Андрианова, директор БОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества “Амурский”», г. Омск
Любовь Обласова, канд. пед. наук, зам. директора БОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества “Амурский”», г. Омск
Ольга Романова, ст. методист БОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества “Амурский”», г. Омск
Сценарий: участники, цели, оборудование
Участники: администрация образовательной организации (далее – ОО) дополнительного образования детей, методисты, педагоги.

Цель: обновить подходы к реализации воспитательной модели ОО дополнительного образования детей.

Задачи:
– определить систему действий педагогического коллектива при событийном подходе;
- сформировать план воспитательных мероприятий (праздников, традиций) для детско-взрослого сообщества;
 – провести мониторинг воспитательной эффективности событий и мероприятий.
Материалы и оборудование:
- карточки со слогами для распределения в команду;
- краткая информация о событийном подходе;
- таблицы 1 и 2 для заполнения.


Место проведения: ОО дополнительного образования детей.

Примерное время: 90 мин.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р (далее – Стратегия развития воспитания), является ориентиром для обновления воспитательного процесса любой ОО.

Одна из идей концептуального обновления модели воспитания ОО дополнительного образования детей связана с организацией воспитательного процесса на основе событийности. Событийный подход позволяет варьировать направления, формы воспитания и проектировать их в зависимости от интересов и социальных особенностей детско-взрослого сообщества, предметного содержания деятельности ОО. Главное – технологично включать детей и взрослых в сферу практических действий, где на основе событий педагог оказывает воспитательное воздействие на обучающегося, изменяет его систему ценностей.

15 мин

Часть 1. Начальный этап

Допматериалы. Каждый участник при входе в кабинет, где проводится педагогический совет, получает карточки со слогами.

Педагогический совет проводит модератор. В этой роли могут выступать руководитель ОО дополнительного образования детей, его заместитель и т. д. Модератор приветствует участников и объявляет цели и задачи. Он подчеркивает важность понимания каждым педагогом технологических решений в воспитании обучающихся в соответствии с тем понятием «воспитание», которое зафиксировано в Стратегии развития воспитания. Эффективность воспитания напрямую зависит от степени вовлеченности всех участников образовательной деятельности: обучающихся, родителей, социальных партнеров, методистов, педагогов и администрации.

Модератор напоминает, что при подготовке педагогического совета все его участники ознакомились со Стратегией развития воспитания. Поэтому он предлагает поработать в группах и обсудить приоритеты воспитательной работы в контексте этого нормативного документа. По окончании работы группы предлагают формулировку решения педагогического совета.

Также модератор озвучивает вопросы для участников:

  1. Как сегодня на воспитательных планах ОО сказывается Стратегия развития воспитания?
  2. Какие действия педагогов, методистов и администрации определит событийный подход?
  3. Все ли мероприятия, праздники и традиции детско-взрослого сообщества имеют воспитательный эффект?
  4. Что уже сегодня можно изменить в подходах к проведению воспитательных дел в программах и в ОО дополнительного образования детей в общем? Каких ресурсов не хватает?
  5. Что в организационной структуре Центра развития творчества детей и юношества «Амурский» может помочь в событийном подходе?
  6. Актуальны ли по-прежнему советы для детей, педагогов и родителей?
  7. Что дает ОО мониторинг воспитательной эффективности событий?

Традиционно в состав группы входят: заместитель руководителя ОО дополнительного образования детей; руководитель структурного подразделения; методист; педагог(и).

Модератор предлагает участникам педагогического совета составить по слогам словосочетания из темы педагогического совета «Со-бы-тий-на-я тех-но-ло-ги-я вос-пи-та-тель-ной мо-де-ли Центра твор-чест-ва в кон-текс-те ре-а-ли-за-ци-и Стра-те-ги-и раз-ви-ти-я вос-пи-та-ни-я».

Образуются группы: «Событийная технология», «Воспитательная модель Центра творчества», «Стратегия развития воспитания», «Контекст реализации». Дополнительно работает группа экспертов.

50 мин

Часть 2. Работа групп с заданиями кейса

Допматериалы. Краткую информацию о событийном подходе модератор заранее размещает в кейсе для групп участников.

Таблица 1 «Событийность воспитательных дел».

Таблица 2 «Технологические этапы проектирования воспитательного события».

Таблица 3 «Пример воспитательного события».

Задание 1

Модератор педагогического совета инструктирует участников по работе с табл. 1 и 2. Участники педагогического совета вспоминают с помощью информации в табл. 1 ключевые воспитательные мероприятия Центра развития творчества детей и юношества «Амурский» и мероприятия по реализации дополнительных общеобразовательных программ. Они изучают в табл. 2 обязательные этапы проектирования воспитательного события. Затем отмечают в ячейке «Событийный подход к реализации» табл. 1 те мероприятия, которые были подготовлены и проведены в контексте событийного подхода и могут рассматриваться как воспитательные события.

Участники педагогического совета выбирают те задачи воспитания (их определяет Стратегия развития воспитания), которые решаются полностью или частично для каждого воспитательного события.

Пример

В рамках творческого конкурса «Мода-Осень» решается задача приобщения к культурному наследию, задача экологического воспитания, задача духовно-нравственного воспитания. В соответствующих колонках табл. 1 участники делают отметку.

Затем участники передают заполненные табл. 1 группе экспертов. После обработки результатов экспертной группой участники педагогического совета видят свой потенциал развития и возможности перехода к событийному воспитанию.

Группа экспертов обсуждает заполненные таблицы в то время, как участники выполняют задания 2 и 3.

Задание 2

Модератор обращает внимание участников на следующее задание. Участники работают с табл. 3. Это пример воспитательного события. Участникам педсовета необходимо предложить новое воспитательное событие для Центра развития творчества детей и юношества «Амурский» или для своей программы с учетом обозначенных направлений и перечислить основные действия по этапам событийной технологии.

Также участники могут предложить свой вариант перевода в воспитательное событие традиционного востребованного мероприятия детско-взрослого сообщества.

В течение 2 мин участники представляют коллективу воспитательные события. Группа высказывает мнение по перспективности предложенных вариантов.

Задание 3

Модератор предлагает участникам сформулировать предложения для решения педсовета.

Участники педагогического совета могут использовать шаблоны начала фраз для формулировки текста решения:

  1. Организовать работу совета…, группы…
  2. Разработать и внедрить в практику программу или проект…
  3. Освоить и внедрить в практику технологию…
  4. Провести… и назначить ответственными…
  5. Изучить опыт… и представить…
  6. Провести экспертизу…

25 мин

Часть 3. Выступления педагогических групп, презентация результатов работы и обмен мнениями

Допматериалы. Информация для проекта решения педагогического совета

Экспертная группа озвучивает результаты анализа табл. 1, которую заполняли все участники. Педагоги обмениваются мнениями по итогам заполнения и экспертизы таблицы 1.

Далее участники корректируют решение педагогического совета. Для рефлексии модератор предлагает участникам подготовить синквейн со словами «воспитание», «событие», «технология», «стратегия», «развитие», «модель», «подход».

В процессе работы группы по созданию проекта решения педагогического совета каждая из групп составляет синквейн и озвучивает его остальным участникам.

Модератор напоминает о структуре синквейна:

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, которое отражает главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, которые описывают действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, которые выражают отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, сущность темы (это может быть одно слово).

Допматериалы

Таблица 1. Событийность воспитательных дел

Таблица 2. Этапы проектирования воспитательного события

Таблица 3. Пример воспитательного события

Краткая информация о событийном подходе

Проект решения педагогического совета

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК