
Летний научный лагерь «Слон и Жираф»: как воспитать будущего ученого
- В летнем лагере на базе МГУ обучающиеся 2-11-х классов получают знания по различным областям науки: биохимия, физиология, генная инженерия, биоинформатика, программирование, робототехника и др.
- Занятия проводят сотрудники МГУ и других ведущих научно-исследовательских институтов с использованием оборудования Научного центра МГУ, Звенигородской биологической станции.
Актуальность научно-образовательных проектов
В педагогическом и научном сообществе распространяется стереотип о том, что современное юное поколение России абсолютно не интересуется наукой. Что же станет с российской наукой через 20–30 лет, если не появится поколение молодых ученых, исследователей и изобретателей?
научного лагеря «Слон и Жираф» участвовали во всероссийских олимпиадах 2015/16 уч. г.
Действительно, такая проблема существует, но не стоит винить в этом школьников. Как может обучающийся заинтересоваться какой-либо сферой научной деятельности, если не имеет возможности познакомиться с ней? В настоящий момент в России действуют несколько десятков образовательных проектов, ориентированных на школьников, которые хотят в будущем посвятить себя науке. Одним из самых успешных таких проектов на протяжении девяти лет является научный лагерь «Слон и Жираф».
Научный лагерь повышает учебную мотивацию: практические занятия и опыты в лабораториях делают учебу интереснее и увлекательнее. Он дает возможность школьникам углубить свои знания по различным предметам в общении с учеными, помогает найти единомышленников. Учащиеся приобретают или совершенствуют навыки самоорганизации и бесконфликтного общения, лучше понимают, какой профиль обучения им выбрать и в какой вуз готовиться поступать.
Основные направления и формы работы с учащимися
В лагере обучающиеся 2-11-х классов получают знания по биохимии, физиологии, медицине, генной инженерии, биоинформатике. Есть также и гуманитарные направления – психология, английский язык.
Любители точных наук и будущие инженеры осваивают программы по физике, математике, робототехнике и программированию.
С каждым годом лагерь развивается, и появляются новые программы, идеи для которых организаторы черпают у самих учащихся, приезжающих к ним на смены. Так, летом 2016 г. стартуют новые направления по журналистике и основам финансовой грамотности.
Преподают дисциплины сотрудники «Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова» (далее – МГУ), «Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана», «Института биоорганической химии им. ак. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН» и других научно-исследовательских институтов.
Эти занятия не похожи на лекции, материал преподносится в интерактивной форме с обязательным вовлечением в процесс всех участников образовательной деятельности. Как часто у школьника, сидящего на уроке, возникает вопрос: зачем мне знать формулу бензольного кольца? Когда во взрослой жизни мне пригодится интегральное исчисление? На занятиях в «Слоне и Жирафе» таких вопросов не задают, ведь полученные теоретические знания тут же закрепляются научными опытами, практическими заданиями, которые выполняет учащийся.
Учебные программы составлены из самостоятельных задач и включают 1,5-часовую теоретическую часть и 2,5-часовой практикум.
В арсенале лагеря несколько десятков задач по биохимии и биофизике, среди которых спектрофотометрические исследования макромолекул, работа с микроорганизмами, эксперименты с дезоксирибонуклеиновой кислотой и кристаллизация белков.
Задачи по физике познакомят учащихся с основными законами механики, научат производить точные экспериментальные вычисления. Математики узнают о комплексных числах, дифференциальных исчислениях, теории вероятностей.

ЧЕК-ЛИСТ
В программе по зоологии и ботанике:
- зоология беспозвоночных и позвоночных животных;
- физиология растений;
- ботаника низших и высших растений;
- микробиология;
- энтомология (наука о насекомых);
- гидробиология (наука о водных животных и растениях) и др.
Есть программы, на которых учащиеся выполняют сложную, комплексную исследовательскую работу на протяжении всей смены. Так, при освоении программы по биоинженерии учащиеся пройдут все стадии от выделения генов до выращивания микроорганизмов и получения генно-инженерного продукта, которые являются важной частью практически любого молекулярно-биологического исследования.
На занятиях по робототехнике школьники работают с наборами Lego Mindstorms и конструируют роботов, способных выполнять основные задачи, которые используются на международных соревнованиях. Ученики изучают ключевые принципы программирования, прототипирования и моделирования, развивают алгоритмическое мышление, программируют с помощью датчиков и моторов, исследуют технологические решения и методики с помощью создания их аналогов в виде рабочих моделей роботов, измеряют время, скорость, ускорение и расстояние, работают с переменными величинами.
Если ученики выбирают сферу IT, то они осваивают написание приложения под Android, приложения-помощника для школы на Windows, приложения для приема-отправки шифрованных сообщений. Они создают приложение с использованием технологии компьютерного зрения для нахождения лиц и смены характеристик объектов в «прямом эфире» на видео с веб-камеры, сетевую игру (клиент-сервер), где каждый участник пишет уникального героя, учатся защищать данные и совершенствовать компьютерную безопасность.
Занятия по английскому языку проходят разнообразно. На некоторых сменах будущие биологи прорабатывают научную терминологию, необходимую для работы с зарубежными пособиями и статьями, общения с англоязычными коллегами. Есть лагерь, посвященный английскому театру, где участники не только улучшают навыки разговорного английского, но и учатся актерскому мастерству.
В качестве дополнительной программы школьникам предлагаются тесты на профориентацию, а также лекции ученых и популяризаторов науки. На общем занятии по профориентации обучающиеся проходят тестирование. Это помогает им разобраться в собственных приоритетах. Такое занятие проводят педагоги-психологи. Также педагоги-психологи организуют интенсивный тренинг, который развивает навыки, необходимые для достижения успеха в любой сфере деятельности.
Вожатые научного лагеря
В лагере «Слон и Жираф» учащийся находит друзей со схожими интересами, своих сверстников, которым нравится узнавать новое, развиваться, расширять свой кругозор. Знакомства, заведенные в лагере, порой перерастают в многолетнюю дружбу. Поэтому повзрослевшие ученики «Слона и Жирафа» не хотят прощаться с лагерем и становятся вожатыми. Все они обучаются в школе вожатых, где их готовят к взаимодействию с интеллектуально одаренными и заинтересованными в личном развитии школьниками.
максимальное количество обучающихся в одной группе
Вожатый выполняет следующие обязанности:
- обеспечивает безопасность воспитанников;
- организует их досуг;
- решает конфликтные ситуации в группе;
- помогает справиться с психологическими проблемами;
- способствует развитию у воспитанников уважения к старшим, ответственности за свои поступки, стремления заботиться об окружающем мире и людях и др.
Программа школы вожатых научного лагеря «Слон и Жираф» представлена в таблице.
Программа школы вожатых научного лагеря «Слон и Жираф»
День | Тема | Содержание |
---|---|---|
1-й | Введение в профессию. Особенности вожатых лагерей «Слон и Жираф» | Школа вожатых лагеря «Слон и Жираф», ее идеология и основные принципы. Особенности подготовки и ведения заездов лагерей «Слон и Жираф» (месторасположение, инфраструктура). Условия работы вожатого в лагерях «Слон и Жираф». Сфера профессиональной деятельности вожатого. Особенности деятельности вожатого в лагерях «Слон и Жираф». Инструктаж по сборам и перевозке детей (сбор документов, общение с родителями) |
2-й | Содержание деятельности вожатого | Психология и физиология развития ребенка. Возрастная периодизация развития. Особенности работы вожатого в отрядах младшего, среднего, старшего возрастов, а также специфика работы с разновозрастным отрядом. Логика развития смены: организационный, основной, заключительный периоды. Задачи, которые необходимо решать в каждый период. Мероприятия периода. Особенности формирования и развития временного детского коллектива. Социально-психологические процессы в первично-организованной группе (адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция). Стадии развития детского коллектива. Лидер и его команда (тренинг). Вожатый как игротехник. Классификация и специфика игр. Технология анализа в отряде. Методика проведения рефлексии. Обучение детей навыкам самообслуживания |
3-й | Психология смены | Сложные психологические ситуации с ребенком. Экстренные ситуации в лагере. Навыки самообслуживания. Осознанный выбор – что это такое и как помочь детям осознать последствия принимаемых решений. Стрессовые ситуации в лагере – последовательность действий, быстрое реагирование и поиск решения. Взаимодействие вожатых в педагогическом коллективе. Система взаимодействия вожатого на сменах актива: «вожатый – администрация», «вожатый – вожатый», «вожатый – ребенок». Соблюдение субординации. Методика работы вожатого с напарником. Конфликтология. Типы конфликтов. Межличностные конфликты: «ребенок – ребенок», «вожатый – ребенок», «вожатый – вожатый», «вожатый – родитель», «вожатый – администрация». Формы проявления конфликтов. Причины и последствия. Способы разрешения. Профилактика эмоционального выгорания педагогического состава |
4-й | Спортивные мероприятия в лагерях: особенности проведения, техника безопасности, возрастные особенности физического развития | Классификация и особенности проведения спортивных мероприятий. Особенности проведения спортивных мероприятий для разных возрастных групп. Необычные и тематические спортивные мероприятия |
5-й | Основы доврачебной помощи и техника безопасности | Доврачебная медицинская помощь и техника безопасности (в т. ч. в экстренных ситуациях) |
6-й | Экзамен вожатого | Защита план-сетки и копилки вожатого. Отработка изученного материала. Творческий экзамен. Работа с документацией. «Лагерные фишки» в работе вожатого (песни, танцы, игры и пр.) |
После обучения вожатый сдает экзамен, где демонстрирует не только то, что выучил, но и самое главное – интерес к работе с детьми и готовность с этой работой справиться.
Все учащиеся разделяются по группам (8–13 чел.) в зависимости от возраста и выбранного ими направления обучения. Вожатый возглавляет группу учащихся. Он отвечает за все, что происходит с его подопечными, решает все бытовые и организационные вопросы, помогает справиться с возможными проблемами учеников.
Днем проходит полуторачасовое занятие с вожатым, цель которого – сделать так, чтобы воспитанники лучше узнали друг друга и продолжили общение в дальнейшем, а также развили свои личностные качества, умение говорить и слушать, взаимодействовать в коллективе. Также организуются всевозможные творческие, спортивные и развивающие кружки.
Каждый вечер в лагере устраиваются общие мероприятия (серия квестов, театральная постановка, турнир по игре «Что? Где? Когда?», дискотека и др.).
Главная идея любого такого события заключается в том, что учащиеся являются одновременно и его участниками, и создателями. Вожатые задают формат, а то, что из этого выйдет, зависит от самих учащихся.
Ученые в гостях у воспитанников лагеря «Слон и Жираф»
В разные годы работы лагеря его гостями становились деятели науки:
- Михаил Сергеевич Гельфанд – российский биоинформатик, д-р биол. наук, канд. физ.-мат. наук, зам. директора Института проблем передачи информации РАН, член Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ;
- Вячеслав Альбертович Дубынин – д-р биол. наук, проф. каф. биологического факультета МГУ;
- Симон Эльевич Шноль – советский и российский биофизик, д-р биол. наук, действительный член Российской академии естественных наук, проф. каф. биофизики физического факультета МГУ;
- Сергей Ростиславович Филонович – российский ученый, декан Высшей школы менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», д-р физ.-мат. наук.
Базы научного лагеря
Лагерь находится в Подмосковье на различных базах, среди которых научные центры МГУ:
- Межфакультетский научно-образовательный центр в г. Пущино;
- Звенигородская биологическая станция.
У каждой базы есть свои особенности. Звенигородская биостанция, где проходят занятия по зоологии и ботанике, представляет собой биологический заказник с разнообразными флорой и фауной, которые и служат источником объектов для изучения на занятиях.

СПРАВКА
Пущинская радиоастрономическая обсерватория Астрокосмического центра Физического Института им. П.Н. Лебедева prao.ru
В наукограде Пущино занятия по разным направлениям лабораторной биологии проходят с использованием оборудования Научного центра МГУ и в лабораториях действующих научно-исследовательских институтов – их в городе девять.
Кроме того, для учащихся организуются экскурсии в Пущинскую радиоастрономическую обсерваторию, сотрудники которой за последние 60 лет внесли существенный вклад в развитие астрономии. Сейчас эта обсерватория участвует в международном проекте «Радиоастрон» (federalspace.ru) для расширения представлений человечества о космосе.
Философия лагеря «Слон и Жираф» базируется на методиках неформального образования. Его основная идея заключается в том, что школьника не нужно заставлять учиться. Надо создать особую атмосферу, в которой ему будет интересно и комфортно заниматься, и тогда обучающийся с радостью самостоятельно включится в учебную деятельность.

К сведению
Обязанности вожатого научного лагеря
Полный список обязанностей вожатого в лагере «Слон и Жираф»:
- обеспечение безопасности учащихся;
- создание условий для физической и психологической реабилитации воспитанников;
- осознание предназначения деятельности вожатого;
- создание благоприятного психологического климата;
- создание условий для творческого развития личности воспитанника во время отдыха;
- создание условий для физического развития учащегося;
- управление деятельностью детского коллектива;
- сотрудничество с членами педагогического коллектива, вследствие которого вожатый становится участником совместной профессиональной деятельности;
- выявление (формирование) индивидуального стиля профессиональной деятельности;
- реализация личностного подхода в работе с обучающимися;
- осуществление педагогического творчества;
- обеспечение профессионального и личностного роста.


Событийная технология воспитательной модели образовательной организации: педагогический совет
Участники: администрация образовательной организации (далее – ОО) дополнительного образования детей, методисты, педагоги. Цель: обновить подходы к реализации воспитательной модели ОО дополнительного образования детей. Задачи: – определить систему действий педагогического коллектива при событийном подходе; - сформировать план воспитательных мероприятий (праздников, традиций) для детско-взрослого сообщества; – провести мониторинг воспитательной эффективности событий и мероприятий. |
Материалы и оборудование: - карточки со слогами для распределения в команду; - краткая информация о событийном подходе; - таблицы 1 и 2 для заполнения. Место проведения: ОО дополнительного образования детей. Примерное время: 90 мин. |
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р (далее – Стратегия развития воспитания), является ориентиром для обновления воспитательного процесса любой ОО.
Одна из идей концептуального обновления модели воспитания ОО дополнительного образования детей связана с организацией воспитательного процесса на основе событийности. Событийный подход позволяет варьировать направления, формы воспитания и проектировать их в зависимости от интересов и социальных особенностей детско-взрослого сообщества, предметного содержания деятельности ОО. Главное – технологично включать детей и взрослых в сферу практических действий, где на основе событий педагог оказывает воспитательное воздействие на обучающегося, изменяет его систему ценностей.
15 мин
Часть 1. Начальный этап
Допматериалы. Каждый участник при входе в кабинет, где проводится педагогический совет, получает карточки со слогами.
Педагогический совет проводит модератор. В этой роли могут выступать руководитель ОО дополнительного образования детей, его заместитель и т. д. Модератор приветствует участников и объявляет цели и задачи. Он подчеркивает важность понимания каждым педагогом технологических решений в воспитании обучающихся в соответствии с тем понятием «воспитание», которое зафиксировано в Стратегии развития воспитания. Эффективность воспитания напрямую зависит от степени вовлеченности всех участников образовательной деятельности: обучающихся, родителей, социальных партнеров, методистов, педагогов и администрации.
Модератор напоминает, что при подготовке педагогического совета все его участники ознакомились со Стратегией развития воспитания. Поэтому он предлагает поработать в группах и обсудить приоритеты воспитательной работы в контексте этого нормативного документа. По окончании работы группы предлагают формулировку решения педагогического совета.
Также модератор озвучивает вопросы для участников:
- Как сегодня на воспитательных планах ОО сказывается Стратегия развития воспитания?
- Какие действия педагогов, методистов и администрации определит событийный подход?
- Все ли мероприятия, праздники и традиции детско-взрослого сообщества имеют воспитательный эффект?
- Что уже сегодня можно изменить в подходах к проведению воспитательных дел в программах и в ОО дополнительного образования детей в общем? Каких ресурсов не хватает?
- Что в организационной структуре Центра развития творчества детей и юношества «Амурский» может помочь в событийном подходе?
- Актуальны ли по-прежнему советы для детей, педагогов и родителей?
- Что дает ОО мониторинг воспитательной эффективности событий?
Традиционно в состав группы входят: заместитель руководителя ОО дополнительного образования детей; руководитель структурного подразделения; методист; педагог(и).
Модератор предлагает участникам педагогического совета составить по слогам словосочетания из темы педагогического совета «Со-бы-тий-на-я тех-но-ло-ги-я вос-пи-та-тель-ной мо-де-ли Центра твор-чест-ва в кон-текс-те ре-а-ли-за-ци-и Стра-те-ги-и раз-ви-ти-я вос-пи-та-ни-я».
Образуются группы: «Событийная технология», «Воспитательная модель Центра творчества», «Стратегия развития воспитания», «Контекст реализации». Дополнительно работает группа экспертов.
50 мин
Часть 2. Работа групп с заданиями кейса
Допматериалы. Краткую информацию о событийном подходе модератор заранее размещает в кейсе для групп участников.
Таблица 1 «Событийность воспитательных дел».
Таблица 2 «Технологические этапы проектирования воспитательного события».
Таблица 3 «Пример воспитательного события».
Задание 1
Модератор педагогического совета инструктирует участников по работе с табл. 1 и 2. Участники педагогического совета вспоминают с помощью информации в табл. 1 ключевые воспитательные мероприятия Центра развития творчества детей и юношества «Амурский» и мероприятия по реализации дополнительных общеобразовательных программ. Они изучают в табл. 2 обязательные этапы проектирования воспитательного события. Затем отмечают в ячейке «Событийный подход к реализации» табл. 1 те мероприятия, которые были подготовлены и проведены в контексте событийного подхода и могут рассматриваться как воспитательные события.
Участники педагогического совета выбирают те задачи воспитания (их определяет Стратегия развития воспитания), которые решаются полностью или частично для каждого воспитательного события.
Пример
В рамках творческого конкурса «Мода-Осень» решается задача приобщения к культурному наследию, задача экологического воспитания, задача духовно-нравственного воспитания. В соответствующих колонках табл. 1 участники делают отметку.
Затем участники передают заполненные табл. 1 группе экспертов. После обработки результатов экспертной группой участники педагогического совета видят свой потенциал развития и возможности перехода к событийному воспитанию.
Группа экспертов обсуждает заполненные таблицы в то время, как участники выполняют задания 2 и 3.
Задание 2
Модератор обращает внимание участников на следующее задание. Участники работают с табл. 3. Это пример воспитательного события. Участникам педсовета необходимо предложить новое воспитательное событие для Центра развития творчества детей и юношества «Амурский» или для своей программы с учетом обозначенных направлений и перечислить основные действия по этапам событийной технологии.
Также участники могут предложить свой вариант перевода в воспитательное событие традиционного востребованного мероприятия детско-взрослого сообщества.
В течение 2 мин участники представляют коллективу воспитательные события. Группа высказывает мнение по перспективности предложенных вариантов.
Задание 3
Модератор предлагает участникам сформулировать предложения для решения педсовета.
Участники педагогического совета могут использовать шаблоны начала фраз для формулировки текста решения:
- Организовать работу совета…, группы…
- Разработать и внедрить в практику программу или проект…
- Освоить и внедрить в практику технологию…
- Провести… и назначить ответственными…
- Изучить опыт… и представить…
- Провести экспертизу…
25 мин
Часть 3. Выступления педагогических групп, презентация результатов работы и обмен мнениями
Допматериалы. Информация для проекта решения педагогического совета
Экспертная группа озвучивает результаты анализа табл. 1, которую заполняли все участники. Педагоги обмениваются мнениями по итогам заполнения и экспертизы таблицы 1.
Далее участники корректируют решение педагогического совета. Для рефлексии модератор предлагает участникам подготовить синквейн со словами «воспитание», «событие», «технология», «стратегия», «развитие», «модель», «подход».
В процессе работы группы по созданию проекта решения педагогического совета каждая из групп составляет синквейн и озвучивает его остальным участникам.
Модератор напоминает о структуре синквейна:
- первая строка – одно слово, обычно существительное, которое отражает главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные;
- третья строка – три слова, глаголы, которые описывают действия в рамках темы;
- четвертая строка – фраза из нескольких слов, которые выражают отношение к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым, сущность темы (это может быть одно слово).
Допматериалы
Таблица 1. Событийность воспитательных дел

Таблица 2. Этапы проектирования воспитательного события

Таблица 3. Пример воспитательного события

Краткая информация о событийном подходе

Проект решения педагогического совета




Приказ о проведении педагогического совета

К сведению