ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2016года
Дополнительное образование
Программы и курсы

Летний научный лагерь «Слон и Жираф»: как воспитать будущего ученого

Илья Коренцвит, вожатый детского научного лагеря «Слон и Жираф»
Григорий Мерцалов, руководитель заездов детского научного лагеря «Слон и Жираф» на базе ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Главное в статье
  1. В летнем лагере на базе МГУ обучающиеся 2-11-х классов получают знания по различным областям науки: биохимия, физиология, генная инженерия, биоинформатика, программирование, робототехника и др.
  2. Занятия проводят сотрудники МГУ и других ведущих научно-исследовательских институтов с использованием оборудования Научного центра МГУ, Звенигородской биологической станции.

Актуальность научно-образовательных проектов

В педагогическом и научном сообществе распространяется стереотип о том, что современное юное поколение России абсолютно не интересуется наукой. Что же станет с российской наукой через 20–30 лет, если не появится поколение молодых ученых, исследователей и изобретателей?

307
воспитанников

научного лагеря «Слон и Жираф» участвовали во всероссийских олимпиадах 2015/16 уч. г.

Действительно, такая проблема существует, но не стоит винить в этом школьников. Как может обучающийся заинтересоваться какой-либо сферой научной деятельности, если не имеет возможности познакомиться с ней? В настоящий момент в России действуют несколько десятков образовательных проектов, ориентированных на школьников, которые хотят в будущем посвятить себя науке. Одним из самых успешных таких проектов на протяжении девяти лет является научный лагерь «Слон и Жираф».

Научный лагерь повышает учебную мотивацию: практические занятия и опыты в лабораториях делают учебу интереснее и увлекательнее. Он дает возможность школьникам углубить свои знания по различным предметам в общении с учеными, помогает найти единомышленников. Учащиеся приобретают или совершенствуют навыки самоорганизации и бесконфликтного общения, лучше понимают, какой профиль обучения им выбрать и в какой вуз готовиться поступать.

Основные направления и формы работы с учащимися

В лагере обучающиеся 2-11-х классов получают знания по биохимии, физиологии, медицине, генной инженерии, биоинформатике. Есть также и гуманитарные направления – психология, английский язык.

Любители точных наук и будущие инженеры осваивают программы по физике, математике, робототехнике и программированию.

С каждым годом лагерь развивается, и появляются новые программы, идеи для которых организаторы черпают у самих учащихся, приезжающих к ним на смены. Так, летом 2016 г. стартуют новые направления по журналистике и основам финансовой грамотности.

СПРАВКА

Ознакомиться с программой научного лагеря можно на сайте slon-i-giraf.com

Преподают дисциплины сотрудники «Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова» (далее – МГУ), «Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана», «Института биоорганической химии им. ак. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН» и других научно-исследовательских институтов.

Эти занятия не похожи на лекции, материал преподносится в интерактивной форме с обязательным вовлечением в процесс всех участников образовательной деятельности. Как часто у школьника, сидящего на уроке, возникает вопрос: зачем мне знать формулу бензольного кольца? Когда во взрослой жизни мне пригодится интегральное исчисление? На занятиях в «Слоне и Жирафе» таких вопросов не задают, ведь полученные теоретические знания тут же закрепляются научными опытами, практическими заданиями, которые выполняет учащийся.

Учебные программы составлены из самостоятельных задач и включают 1,5-часовую теоретическую часть и 2,5-часовой практикум.

В арсенале лагеря несколько десятков задач по биохимии и биофизике, среди которых спектрофотометрические исследования макромолекул, работа с микроорганизмами, эксперименты с дезоксирибонуклеиновой кислотой и кристаллизация белков.

Задачи по физике познакомят учащихся с основными законами механики, научат производить точные экспериментальные вычисления. Математики узнают о комплексных числах, дифференциальных исчислениях, теории вероятностей.

ЧЕК-ЛИСТ

В программе по зоологии и ботанике:

  • зоология беспозвоночных и позвоночных животных;
  • физиология растений;
  • ботаника низших и высших растений;
  • микробиология;
  • энтомология (наука о насекомых);
  • гидробиология (наука о водных животных и растениях) и др.

Есть программы, на которых учащиеся выполняют сложную, комплексную исследовательскую работу на протяжении всей смены. Так, при освоении программы по биоинженерии учащиеся пройдут все стадии от выделения генов до выращивания микроорганизмов и получения генно-инженерного продукта, которые являются важной частью практически любого молекулярно-биологического исследования.

На занятиях по робототехнике школьники работают с наборами Lego Mindstorms и конструируют роботов, способных выполнять основные задачи, которые используются на международных соревнованиях. Ученики изучают ключевые принципы программирования, прототипирования и моделирования, развивают алгоритмическое мышление, программируют с помощью датчиков и моторов, исследуют технологические решения и методики с помощью создания их аналогов в виде рабочих моделей роботов, измеряют время, скорость, ускорение и расстояние, работают с переменными величинами.

Если ученики выбирают сферу IT, то они осваивают написание приложения под Android, приложения-помощника для школы на Windows, приложения для приема-отправки шифрованных сообщений. Они создают приложение с использованием технологии компьютерного зрения для нахождения лиц и смены характеристик объектов в «прямом эфире» на видео с веб-камеры, сетевую игру (клиент-сервер), где каждый участник пишет уникального героя, учатся защищать данные и совершенствовать компьютерную безопасность.

Занятия по английскому языку проходят разнообразно. На некоторых сменах будущие биологи прорабатывают научную терминологию, необходимую для работы с зарубежными пособиями и статьями, общения с англоязычными коллегами. Есть лагерь, посвященный английскому театру, где участники не только улучшают навыки разговорного английского, но и учатся актерскому мастерству.

В качестве дополнительной программы школьникам предлагаются тесты на профориентацию, а также лекции ученых и популяризаторов науки. На общем занятии по профориентации обучающиеся проходят тестирование. Это помогает им разобраться в собственных приоритетах. Такое занятие проводят педагоги-психологи. Также педагоги-психологи организуют интенсивный тренинг, который развивает навыки, необходимые для достижения успеха в любой сфере деятельности.

Вожатые научного лагеря

В лагере «Слон и Жираф» учащийся находит друзей со схожими интересами, своих сверстников, которым нравится узнавать новое, развиваться, расширять свой кругозор. Знакомства, заведенные в лагере, порой перерастают в многолетнюю дружбу. Поэтому повзрослевшие ученики «Слона и Жирафа» не хотят прощаться с лагерем и становятся вожатыми. Все они обучаются в школе вожатых, где их готовят к взаимодействию с интеллектуально одаренными и заинтересованными в личном развитии школьниками.

13
человек

максимальное количество обучающихся в одной группе

Вожатый выполняет следующие обязанности:

  • обеспечивает безопасность воспитанников;
  • организует их досуг;
  • решает конфликтные ситуации в группе;
  • помогает справиться с психологическими проблемами;
  • способствует развитию у воспитанников уважения к старшим, ответственности за свои поступки, стремления заботиться об окружающем мире и людях и др.

Программа школы вожатых научного лагеря «Слон и Жираф» представлена в таблице.

Программа школы вожатых научного лагеря «Слон и Жираф»

ДеньТемаСодержание
1-йВведение в профессию. Особенности вожатых лагерей «Слон и Жираф»Школа вожатых лагеря «Слон и Жираф», ее идеология и основные принципы. Особенности подготовки и ведения заездов лагерей «Слон и Жираф» (месторасположение, инфраструктура). Условия работы вожатого в лагерях «Слон и Жираф». Сфера профессиональной деятельности вожатого. Особенности деятельности вожатого в лагерях «Слон и Жираф». Инструктаж по сборам и перевозке детей (сбор документов, общение с родителями)
2-йСодержание деятельности вожатогоПсихология и физиология развития ребенка. Возрастная периодизация развития. Особенности работы вожатого в отрядах младшего, среднего, старшего возрастов, а также специфика работы с разновозрастным отрядом. Логика развития смены: организационный, основной, заключительный периоды. Задачи, которые необходимо решать в каждый период. Мероприятия периода. Особенности формирования и развития временного детского коллектива. Социально-психологические процессы в первично-организованной группе (адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция). Стадии развития детского коллектива. Лидер и его команда (тренинг). Вожатый как игротехник. Классификация и специфика игр. Технология анализа в отряде. Методика проведения рефлексии. Обучение детей навыкам самообслуживания
3-йПсихология сменыСложные психологические ситуации с ребенком. Экстренные ситуации в лагере. Навыки самообслуживания. Осознанный выбор – что это такое и как помочь детям осознать последствия принимаемых решений. Стрессовые ситуации в лагере – последовательность действий, быстрое реагирование и поиск решения. Взаимодействие вожатых в педагогическом коллективе. Система взаимодействия вожатого на сменах актива: «вожатый – администрация», «вожатый – вожатый», «вожатый – ребенок». Соблюдение субординации. Методика работы вожатого с напарником. Конфликтология. Типы конфликтов. Межличностные конфликты: «ребенок – ребенок», «вожатый – ребенок», «вожатый – вожатый», «вожатый – родитель», «вожатый – администрация». Формы проявления конфликтов. Причины и последствия. Способы разрешения. Профилактика эмоционального выгорания педагогического состава
4-йСпортивные мероприятия в лагерях: особенности проведения, техника безопасности, возрастные особенности физического развитияКлассификация и особенности проведения спортивных мероприятий. Особенности проведения спортивных мероприятий для разных возрастных групп. Необычные и тематические спортивные мероприятия
5-йОсновы доврачебной помощи и техника безопасностиДоврачебная медицинская помощь и техника безопасности (в т. ч. в экстренных ситуациях)
6-йЭкзамен вожатогоЗащита план-сетки и копилки вожатого. Отработка изученного материала. Творческий экзамен. Работа с документацией. «Лагерные фишки» в работе вожатого (песни, танцы, игры и пр.)

После обучения вожатый сдает экзамен, где демонстрирует не только то, что выучил, но и самое главное – интерес к работе с детьми и готовность с этой работой справиться.

Все учащиеся разделяются по группам (8–13 чел.) в зависимости от возраста и выбранного ими направления обучения. Вожатый возглавляет группу учащихся. Он отвечает за все, что происходит с его подопечными, решает все бытовые и организационные вопросы, помогает справиться с возможными проблемами учеников.

Днем проходит полуторачасовое занятие с вожатым, цель которого – сделать так, чтобы воспитанники лучше узнали друг друга и продолжили общение в дальнейшем, а также развили свои личностные качества, умение говорить и слушать, взаимодействовать в коллективе. Также организуются всевозможные творческие, спортивные и развивающие кружки.

Каждый вечер в лагере устраиваются общие мероприятия (серия квестов, театральная постановка, турнир по игре «Что? Где? Когда?», дискотека и др.).

Главная идея любого такого события заключается в том, что учащиеся являются одновременно и его участниками, и создателями. Вожатые задают формат, а то, что из этого выйдет, зависит от самих учащихся.

К сведению

Ученые в гостях у воспитанников лагеря «Слон и Жираф»

В разные годы работы лагеря его гостями становились деятели науки:

  • Михаил Сергеевич Гельфанд – российский биоинформатик, д-р биол. наук, канд. физ.-мат. наук, зам. директора Института проблем передачи информации РАН, член Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ;
  • Вячеслав Альбертович Дубынин – д-р биол. наук, проф. каф. биологического факультета МГУ;
  • Симон Эльевич Шноль – советский и российский биофизик, д-р биол. наук, действительный член Российской академии естественных наук, проф. каф. биофизики физического факультета МГУ;
  • Сергей Ростиславович Филонович – российский ученый, декан Высшей школы менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», д-р физ.-мат. наук.

Базы научного лагеря

Лагерь находится в Подмосковье на различных базах, среди которых научные центры МГУ:

  • Межфакультетский научно-образовательный центр в г. Пущино;
  • Звенигородская биологическая станция.

У каждой базы есть свои особенности. Звенигородская биостанция, где проходят занятия по зоологии и ботанике, представляет собой биологический заказник с разнообразными флорой и фауной, которые и служат источником объектов для изучения на занятиях.

СПРАВКА

Пущинская радиоастрономическая обсерватория Астрокосмического центра Физического Института им. П.Н. Лебедева prao.ru

В наукограде Пущино занятия по разным направлениям лабораторной биологии проходят с использованием оборудования Научного центра МГУ и в лабораториях действующих научно-исследовательских институтов – их в городе девять.

Кроме того, для учащихся организуются экскурсии в Пущинскую радиоастрономическую обсерваторию, сотрудники которой за последние 60 лет внесли существенный вклад в развитие астрономии. Сейчас эта обсерватория участвует в международном проекте «Радиоастрон» (federalspace.ru) для расширения представлений человечества о космосе.

Философия лагеря «Слон и Жираф» базируется на методиках неформального образования. Его основная идея заключается в том, что школьника не нужно заставлять учиться. Надо создать особую атмосферу, в которой ему будет интересно и комфортно заниматься, и тогда обучающийся с радостью самостоятельно включится в учебную деятельность.

К сведению

Обязанности вожатого научного лагеря

Полный список обязанностей вожатого в лагере «Слон и Жираф»:

  • обеспечение безопасности учащихся;
  • создание условий для физической и психологической реабилитации воспитанников;
  • осознание предназначения деятельности вожатого;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • создание условий для творческого развития личности воспитанника во время отдыха;
  • создание условий для физического развития учащегося;
  • управление деятельностью детского коллектива;
  • сотрудничество с членами педагогического коллектива, вследствие которого вожатый становится участником совместной профессиональной деятельности;
  • выявление (формирование) индивидуального стиля профессиональной деятельности;
  • реализация личностного подхода в работе с обучающимися;
  • осуществление педагогического творчества;
  • обеспечение профессионального и личностного роста.

6
Июнь 2016года
Дополнительное образование
Опыт внедрения

Событийная технология воспитательной модели образовательной организации: педагогический совет

Надежда Андрианова, директор БОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества “Амурский”», г. Омск
Любовь Обласова, канд. пед. наук, зам. директора БОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества “Амурский”», г. Омск
Ольга Романова, ст. методист БОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества “Амурский”», г. Омск
Сценарий: участники, цели, оборудование
Участники: администрация образовательной организации (далее – ОО) дополнительного образования детей, методисты, педагоги.

Цель: обновить подходы к реализации воспитательной модели ОО дополнительного образования детей.

Задачи:
– определить систему действий педагогического коллектива при событийном подходе;
- сформировать план воспитательных мероприятий (праздников, традиций) для детско-взрослого сообщества;
 – провести мониторинг воспитательной эффективности событий и мероприятий.
Материалы и оборудование:
- карточки со слогами для распределения в команду;
- краткая информация о событийном подходе;
- таблицы 1 и 2 для заполнения.


Место проведения: ОО дополнительного образования детей.

Примерное время: 90 мин.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р (далее – Стратегия развития воспитания), является ориентиром для обновления воспитательного процесса любой ОО.

Одна из идей концептуального обновления модели воспитания ОО дополнительного образования детей связана с организацией воспитательного процесса на основе событийности. Событийный подход позволяет варьировать направления, формы воспитания и проектировать их в зависимости от интересов и социальных особенностей детско-взрослого сообщества, предметного содержания деятельности ОО. Главное – технологично включать детей и взрослых в сферу практических действий, где на основе событий педагог оказывает воспитательное воздействие на обучающегося, изменяет его систему ценностей.

15 мин

Часть 1. Начальный этап

Допматериалы. Каждый участник при входе в кабинет, где проводится педагогический совет, получает карточки со слогами.

Педагогический совет проводит модератор. В этой роли могут выступать руководитель ОО дополнительного образования детей, его заместитель и т. д. Модератор приветствует участников и объявляет цели и задачи. Он подчеркивает важность понимания каждым педагогом технологических решений в воспитании обучающихся в соответствии с тем понятием «воспитание», которое зафиксировано в Стратегии развития воспитания. Эффективность воспитания напрямую зависит от степени вовлеченности всех участников образовательной деятельности: обучающихся, родителей, социальных партнеров, методистов, педагогов и администрации.

Модератор напоминает, что при подготовке педагогического совета все его участники ознакомились со Стратегией развития воспитания. Поэтому он предлагает поработать в группах и обсудить приоритеты воспитательной работы в контексте этого нормативного документа. По окончании работы группы предлагают формулировку решения педагогического совета.

Также модератор озвучивает вопросы для участников:

  1. Как сегодня на воспитательных планах ОО сказывается Стратегия развития воспитания?
  2. Какие действия педагогов, методистов и администрации определит событийный подход?
  3. Все ли мероприятия, праздники и традиции детско-взрослого сообщества имеют воспитательный эффект?
  4. Что уже сегодня можно изменить в подходах к проведению воспитательных дел в программах и в ОО дополнительного образования детей в общем? Каких ресурсов не хватает?
  5. Что в организационной структуре Центра развития творчества детей и юношества «Амурский» может помочь в событийном подходе?
  6. Актуальны ли по-прежнему советы для детей, педагогов и родителей?
  7. Что дает ОО мониторинг воспитательной эффективности событий?

Традиционно в состав группы входят: заместитель руководителя ОО дополнительного образования детей; руководитель структурного подразделения; методист; педагог(и).

Модератор предлагает участникам педагогического совета составить по слогам словосочетания из темы педагогического совета «Со-бы-тий-на-я тех-но-ло-ги-я вос-пи-та-тель-ной мо-де-ли Центра твор-чест-ва в кон-текс-те ре-а-ли-за-ци-и Стра-те-ги-и раз-ви-ти-я вос-пи-та-ни-я».

Образуются группы: «Событийная технология», «Воспитательная модель Центра творчества», «Стратегия развития воспитания», «Контекст реализации». Дополнительно работает группа экспертов.

50 мин

Часть 2. Работа групп с заданиями кейса

Допматериалы. Краткую информацию о событийном подходе модератор заранее размещает в кейсе для групп участников.

Таблица 1 «Событийность воспитательных дел».

Таблица 2 «Технологические этапы проектирования воспитательного события».

Таблица 3 «Пример воспитательного события».

Задание 1

Модератор педагогического совета инструктирует участников по работе с табл. 1 и 2. Участники педагогического совета вспоминают с помощью информации в табл. 1 ключевые воспитательные мероприятия Центра развития творчества детей и юношества «Амурский» и мероприятия по реализации дополнительных общеобразовательных программ. Они изучают в табл. 2 обязательные этапы проектирования воспитательного события. Затем отмечают в ячейке «Событийный подход к реализации» табл. 1 те мероприятия, которые были подготовлены и проведены в контексте событийного подхода и могут рассматриваться как воспитательные события.

Участники педагогического совета выбирают те задачи воспитания (их определяет Стратегия развития воспитания), которые решаются полностью или частично для каждого воспитательного события.

Пример

В рамках творческого конкурса «Мода-Осень» решается задача приобщения к культурному наследию, задача экологического воспитания, задача духовно-нравственного воспитания. В соответствующих колонках табл. 1 участники делают отметку.

Затем участники передают заполненные табл. 1 группе экспертов. После обработки результатов экспертной группой участники педагогического совета видят свой потенциал развития и возможности перехода к событийному воспитанию.

Группа экспертов обсуждает заполненные таблицы в то время, как участники выполняют задания 2 и 3.

Задание 2

Модератор обращает внимание участников на следующее задание. Участники работают с табл. 3. Это пример воспитательного события. Участникам педсовета необходимо предложить новое воспитательное событие для Центра развития творчества детей и юношества «Амурский» или для своей программы с учетом обозначенных направлений и перечислить основные действия по этапам событийной технологии.

Также участники могут предложить свой вариант перевода в воспитательное событие традиционного востребованного мероприятия детско-взрослого сообщества.

В течение 2 мин участники представляют коллективу воспитательные события. Группа высказывает мнение по перспективности предложенных вариантов.

Задание 3

Модератор предлагает участникам сформулировать предложения для решения педсовета.

Участники педагогического совета могут использовать шаблоны начала фраз для формулировки текста решения:

  1. Организовать работу совета…, группы…
  2. Разработать и внедрить в практику программу или проект…
  3. Освоить и внедрить в практику технологию…
  4. Провести… и назначить ответственными…
  5. Изучить опыт… и представить…
  6. Провести экспертизу…

25 мин

Часть 3. Выступления педагогических групп, презентация результатов работы и обмен мнениями

Допматериалы. Информация для проекта решения педагогического совета

Экспертная группа озвучивает результаты анализа табл. 1, которую заполняли все участники. Педагоги обмениваются мнениями по итогам заполнения и экспертизы таблицы 1.

Далее участники корректируют решение педагогического совета. Для рефлексии модератор предлагает участникам подготовить синквейн со словами «воспитание», «событие», «технология», «стратегия», «развитие», «модель», «подход».

В процессе работы группы по созданию проекта решения педагогического совета каждая из групп составляет синквейн и озвучивает его остальным участникам.

Модератор напоминает о структуре синквейна:

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, которое отражает главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, которые описывают действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, которые выражают отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, сущность темы (это может быть одно слово).

Допматериалы

Таблица 1. Событийность воспитательных дел

Таблица 2. Этапы проектирования воспитательного события

Таблица 3. Пример воспитательного события

Краткая информация о событийном подходе

Проект решения педагогического совета

6
Июнь 2016года
Дополнительное образование
Опыт внедрения

Приказ о проведении педагогического совета

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей