ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2016года
Образовательная деятельность
Образовательные программы и технологии

Научите школьника писать эссе

Александр Торопцев, руководитель семинара по детской и юношеской литературе в ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького», член Союза писателей России
Главное в статье
  1. Написание эссе – продуктивная форма подготовки к итоговому сочинению, которая развивает интеллект и творческий потенциал учеников.
  2. Учитель при проектировании блоков тем может выбрать следующие: «Семья», «Школа», «Путь в жизни», «Малая родина», «Моя страна» и др.
  3. Матрица тем эссе и примеры работы с ней сформированы для разного возраста учеников. Педагог учитывает условия ОО и актуальность тем.
  4. Учитель проводит урок в форме диалога для подготовки к эссе. После написания эссе – проводит урок-семинар и анализирует работы.

Три составляющие для подготовки к написанию эссе

Чтобы увлечь школьников написанием эссе, сделать эту работу полезной, интересной и творческой, учителям нужно постоянно помнить о трех его составляющих:

1. Автор

Вспомним мысль Аристотеля Стагирита: «Человек – существо общественное». Несмотря на то что в людях гораздо больше общего, чем частного, каждый человек уникален.

2. Мировоззрение

На динамику развития мировоззрения человека оказывают влияние его внутренняя уникальность, социальное положение его семьи и, естественно, возраст.

А также пространство (страна, в которой он живет, и его малая родина). И время: оно имеет разные качества, которые непосредственно влияют на социально-психологическое состояние общества и каждого человека.

3. Тема эссе

Темы для эссе каждый учитель формулирует индивидуально. При этом учитывает сказанное в пунктах 1 и 2.

5
класс –

начало систематического обучения написанию эссе

Школьное эссе является небольшой научно-популярной работой. Именно так надо относиться даже к эссе пятиклассника. Осмысляя ту или иную проблему на уровне своего интеллекта и житейского опыта, ученик ищет и часто находит аргументы, соответствующие тому и другому. Он изучает в жизни не только себя и своих одноклассников, но и крупных писателей, подавляющее большинство которых мечтает понравиться юным читателям.

К сведению

Эссе – это искренняя книга!

Эссе (в переводе с французского – «попытка, проба, очерк», от латинского exagium – «взвешивание») – литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.

Образец жанра – «Опыты» («Эссе») Мишеля Монтеня. После его смерти прошло 424 г., но подобных по красоте произведений было немного.

В понятиии «эссе» сплетаются жизненный, читательский, авторский опыт осмысления прожитого и прочитанного. Мишель Монтень начинает книгу такими словами: «Это искренняя книга, читатель…».

Искренняя! Осмыслять прожитое или прочитанное – одно дело. Наедине с собой легко быть искренним и независимым. Другое дело – выносить размышления в строку и на всеобщее обсуждение. Это может вызвать у читателей неприятные для автора эмоции. Или такие рассуждения могут нанести вред тем, о ком говорит автор. Искренность – дело ответственное. Не каждый школьник справится с ответственностью. Задача педагога – научить подростка ответственности за свои слова.

Тема эссе – осмысление учениками жизненного и читательского опыта

Эссе – это попытка осмысления учениками своего жизненного и читательского опыта. Для того чтобы научиться формировать блоки тем и конкретные темы эссе, учителю необходимо знать:

СПРАВКА

Темы эссе для всего класса – наименее продуктивный вариант, они сформулированы по принципу «все для всех» и далеко не каждому ученику будут интересны

  1. Возраст – возрастные и личностные возможности учеников разных классов.
  2. Пространство – место жительства и место расположения школы.
  3. Время – качественные характеристики того временного интервала, в котором живут учителя и ученики.
  4. Школу – например, степень элитарности образовательной организации.
  5. Семьи учеников.
  6. Интеллектуальные возможности ученика в конкретном возрасте.
  7. Интересы учеников.
  8. Степень социальной адаптации ученика и отношение к нему одноклассников.

Педагог учитывает все факторы и составляет темы или блоки тем для эссе. Подходить к формированию блоков советуем вариативно и составлять их для одного ученика и разных групп.

Если учитель поработает в течение одного года (иногда – месяца) над конкретными темами эссе, то уже на следующий год он потратит на ту же работу и времени, и энергии в два раза меньше. И так – ежегодно. То есть первый год работы педагога над темами – это капитал на всю жизнь. Ежегодный индивидуальный подход в подготовке тем эссе для учеников позволяет учителю остаться импровизатором, что в таком деле самое важное.

Матрица тем эссе

Учитель при проектировании блоков тем может выбрать следующие:

  • «Семья»;
  • «Школа»;
  • «Путь в жизни»;
  • «Малая родина»;
  • «Моя страна» и др.

Для удобства планирования тем предлагаем матрицу тем эссе (таблица). Она может быть подготовлена учителем для разных возрастов: учащихся 5-7-х классов, 8-9-х классов и 10-11-х классов.

Пример матрицы иллюстрирует возможности индивидуального подхода учителя к темам эссе для разных учеников.

Учитель знает своих обучающихся и может найти другие блоки тем, менять их в зависимости от разных особенностей учащихся и образовательных организаций (далее – ОО), а также событий, происходящих в мире, стране, городе, районе, школе и в личной жизни учеников.

Пример матрицы тем для обучающихся 5-7-х классов

Влияние возраста учеников на выбор темы эссе

Учитель выбирает форму работы для написания эссе по определенной теме, исходя из возрастных особенностей обучающихся.

Возрастные возможности учеников 5-7-х классов.

ВАЖНО

Предпочтительнее давать индивидуальную тему каждому ученику 5-7-х классов

До 10–11 лет ребенок чаще задает вопросы, начинающиеся со слов «что» и «как». Происходит стремительное накопление жизненного опыта. Уже в этом возрасте человек пытается систематизировать знания. В двенадцатилетнем возрасте с человеком происходит качественная метаморфоза: он все чаще, осмысляя информацию и систематизируя ее, задает себе и окружающим самые важные вопросы, начинающиеся со слова «почему». Формируя темы эссе для учащихся этого возраста, увлекаться подобными вопросами не стоит. Хотя и отказываться от них совсем – неверно. Именно поэтому нужно особенно аккуратно подходить к формированию тем эссе для обучающихся 11-13-летнего возраста.

В этом возрасте человек склонен фантазировать. Можно ли учесть это качество в процессе формирования тем эссе? Можно и нужно. Другое дело, что не каждый педагог, даже в молодом возрасте, обязан сам быть фантазером или помнить свои детские фантазии. Но как же в таком случае быть? Надо довериться учащимся в выборе тем эссе.

Пример

Вот тема для эссе, предложенная учеником 5-го класса: «Куда и зачем 5 „Б“ отправится завтра на вертолете, если нам его подарят?».

Ее можно продолжить следующими темами: «Нашей школе подарили яхту»; «Нашей школе подарили современную электричку со скоростью 300–400 км в час».

Справочник заместителя директора школы № 4 (2016), поможет реализовать программу литературных семинаров в школе. Автор статьи А.П. Торопцев

Возрастные возможности учеников 8-9-х классов.

В этом возрасте с людьми происходят интересные метаморфозы: они влюбляются, задумываются о смысле жизни, о поведении родителей, о взаимоотношениях между одноклассниками. Все перечисленное – темы для эссе.

Возрастные возможности учеников 10-11-х классов.

Жизнь ставит перед молодыми людьми главные вопросы. В этом возрасте человек склонен к скептицизму. Учащиеся не понимают того, с чем им приходится сталкиваться, пытаются делать серьезные выводы, часто подвергаются резкой критике со стороны взрослых и замыкаются в себе.

Пример

Хорошие темы для эссе: «Кем быть?», «Зачем мне надо быть тем-то или тем-то, если меня интересуют совсем другие сферы деятельности?».

Для этой возрастной категории лучше использовать все варианты работы с темой (индивидуально, в группе, фронтально).

Особенности образовательной организации и содержание эссе

Педагог понимает, что в содержание эссе обучающийся интегрирует окружающий его мир. В этом мире значительное место занимает школа. Предлагаем учитывать специфику ОО при подготовке к эссе.

Образовательные организации с углубленным изучением предметов в крупных городах.

ВАЖНО

Предпочтительнее ученикам 8-9-х классов давать разные темы для групп из 5–10 чел.

Рассмотрим особенности таких школ на примере литературных семинаров в ГАОУ г. Москвы «Гимназия № 1306» (ассоциированная школа ЮНЕСКО, «Школа молодых политиков»). В таких школах изучают, как правило, два-три иностранных языка. Практически каждый ученик с пятого класса знает, чем он будет заниматься в жизни.

Так, один из учащихся знал, что будет заниматься нефтяным бизнесом, по семейной традиции. Другой – что продолжит обучение в Англии, тоже по семейной традиции. Третий учащийся 5-го класса вел с руководителем «диалог равных» по современным вопросам и проблемам экономической географии. С такими учениками нужно работать только индивидуально.

Пример

Учитель преподает в Биробиджанской школе. Среди учеников 10-11-х классов есть очень способные к естественно-научным дисциплинам. Кто-то из них хочет служить в таможенной службе. Некоторые готовятся поступать на экономические и юридические факультеты. Кое-кто мечтает стать инженером или даже ученым и работать в аэрокосмической отрасли.

Блоки тем: «Семья», «Время», «Земля», «Космос», «Путь в жизни».

Темы:

«Время требует от страны смелых решений, в т. ч. и в освоении космоса»;

«Земля – колыбель, всего лишь наша колыбель»;

«Дифференциация всей инфраструктуры государства требует грамотных экономистов (юристов, чиновников)»;

«Я хочу быть мэром».

Образовательные организации с углубленным изучением предметов в регионах.

Эти ОО демократичнее. Ученики чутко реагируют на социально-политические и экономические события в регионах. Например, строительство космодрома «Восточный» меняет государственную инфраструктуру в близлежащих районах и даже областях. У школьников появляется интерес к точным наукам, к тем производственным возможностям, которые открыл для них космодром. Или ученики мечтают уехать из города и заниматься другими профессиями.

Пример

Школа расположена, например, в Магнитогорске, где есть мощный градообразующий металлургический комбинат и знаменитая хоккейная команда. В девятом классе гуманитарного лицея учится талантливая девочка, мечтающая поступить в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Ее старший брат – будущий инженер-металлург – бредит, естественно, хоккеем и не понимает сестру, которая может покинуть родной город. А второй ее брат, офицер, уже побывал в горячих точках. Он тоже мечтает переехать ближе к Москве.

Блоки тем: «Семья», «Путь в жизни», «Война и люди», «Любовь», «Малая родина». Дополнительный блок тем: «Гении», «Талантливые люди», «Посредственные люди».

Конкретные темы:

«Я не хочу быть домохозяйкой, как мама»;

«Нужно быть первым среди первых, или достаточно быть крупным мастером своего дела»;

«Мой брат – солдат»;

«Любовь – это не только счастье, но и проверка на долготерпение (из наблюдений разных семей)»;

«Малая родина для меня слишком мала».

ВАЖНО

Учитель не предлагает тему типа «Самое русское дерево – береза», если ученики живут в селе. Выясните интересы подростков. Темы должны быть актуальны именно для этой группы учеников

Темы школьных эссе в этом случае нужно корректировать с учетом новых реалий. В такой ситуации предпочтительнее предлагать разные темы эссе для групп учеников из 5–10 чел.

Образовательные организации с языковым, билингвальным образованием, изучением национальных языков и культур.

Целью многих учащихся в ОО с углубленным языковым или билингвальным образованием является учеба в вузах крупных городов нашей страны и зарубежья.

Педагог формулирует темы для учеников, которые готовы покорять цивилизационные центры. Предпочтительнее давать разные темы для групп учеников из 5–10 чел.

Пример

Темы эссе:

  • «Недавно я побывал в Нью-Йорке»;
  • «Мое путешествие в Лондон» и т. д.

Для учащихся, которые изучают национальный язык и культуру, возможна тема эссе «Мы самый древний народ России». Эта тема столь же благородна, сколь и опасна. Она по силам только педагогу, который уже познакомил учеников с историческими примерами человеколюбия.

Общеобразовательные организации в регионах.

Таких большинство. Учесть личностные качества всех учеников, чтобы каждому из них дать индивидуальную тему для эссе, возможно, но трудно. Целесообразнее работать с группами учеников из 5–10 чел.

Пример

Учитель работает в обычной школе одного из регионов. Рядом находится хорошо оборудованный стадион, на котором в футбольной секции занимается пятиклассник. Учится он на твердые тройки и четверки, все мечты его на футбольном поле. Семья со средним достатком. Отец тоже увлечен спортом. Мама – инженер. Старшая сестра поет народные песни и мечтает поступить в хоровое училище. Тренер хвалит подростка и берет его на сборы.

Темы для написания эссе, которые могут быть самыми продуктивными, интересными и предпочтительными для этого ученика: «Семья», «Путь в жизни», «Дружба» и даже… «Космос».

Как можно сформулировать конкретную тему?

«Семья»:

  • «Моя мама – просто инженер»;
  • «В нашей семье все разные, но живем мы очень дружно»;
  • «Футбольная команда – это команда друзей»;
  • «Если на Луне или на Марсе построят футбольные поля, то я пойду в космонавты».

Подготовка учителя к уроку

Завершая статью, обратим внимание на организацию уроков для подготовки к написанию эссе:

Шаг 1.

Начинать нужно с внутреннего мониторинга. Учитель должен четко представлять себе возможности учеников для написания эссе по той или иной теме.

Шаг 2.

Предварительно (до написания эссе в классе) необходимо провести урок в форме диалога. Это создаст психологически комфортную обстановку, и ученики сами смогут сформулировать тему эссе.

Шаг 3.

После прочтения написанных учениками эссе можно провести «писательский мастер-класс»: ученик читает, все обсуждают, учитель подводит итог.

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей