
Научите школьника писать эссе
- Написание эссе – продуктивная форма подготовки к итоговому сочинению, которая развивает интеллект и творческий потенциал учеников.
- Учитель при проектировании блоков тем может выбрать следующие: «Семья», «Школа», «Путь в жизни», «Малая родина», «Моя страна» и др.
- Матрица тем эссе и примеры работы с ней сформированы для разного возраста учеников. Педагог учитывает условия ОО и актуальность тем.
- Учитель проводит урок в форме диалога для подготовки к эссе. После написания эссе – проводит урок-семинар и анализирует работы.
Три составляющие для подготовки к написанию эссе
Чтобы увлечь школьников написанием эссе, сделать эту работу полезной, интересной и творческой, учителям нужно постоянно помнить о трех его составляющих:
1. Автор
Вспомним мысль Аристотеля Стагирита: «Человек – существо общественное». Несмотря на то что в людях гораздо больше общего, чем частного, каждый человек уникален.
2. Мировоззрение
На динамику развития мировоззрения человека оказывают влияние его внутренняя уникальность, социальное положение его семьи и, естественно, возраст.
А также пространство (страна, в которой он живет, и его малая родина). И время: оно имеет разные качества, которые непосредственно влияют на социально-психологическое состояние общества и каждого человека.
3. Тема эссе
Темы для эссе каждый учитель формулирует индивидуально. При этом учитывает сказанное в пунктах 1 и 2.
начало систематического обучения написанию эссе
Школьное эссе является небольшой научно-популярной работой. Именно так надо относиться даже к эссе пятиклассника. Осмысляя ту или иную проблему на уровне своего интеллекта и житейского опыта, ученик ищет и часто находит аргументы, соответствующие тому и другому. Он изучает в жизни не только себя и своих одноклассников, но и крупных писателей, подавляющее большинство которых мечтает понравиться юным читателям.
Эссе – это искренняя книга!
Эссе (в переводе с французского – «попытка, проба, очерк», от латинского exagium – «взвешивание») – литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.
Образец жанра – «Опыты» («Эссе») Мишеля Монтеня. После его смерти прошло 424 г., но подобных по красоте произведений было немного.
В понятиии «эссе» сплетаются жизненный, читательский, авторский опыт осмысления прожитого и прочитанного. Мишель Монтень начинает книгу такими словами: «Это искренняя книга, читатель…».
Искренняя! Осмыслять прожитое или прочитанное – одно дело. Наедине с собой легко быть искренним и независимым. Другое дело – выносить размышления в строку и на всеобщее обсуждение. Это может вызвать у читателей неприятные для автора эмоции. Или такие рассуждения могут нанести вред тем, о ком говорит автор. Искренность – дело ответственное. Не каждый школьник справится с ответственностью. Задача педагога – научить подростка ответственности за свои слова.
Тема эссе – осмысление учениками жизненного и читательского опыта
Эссе – это попытка осмысления учениками своего жизненного и читательского опыта. Для того чтобы научиться формировать блоки тем и конкретные темы эссе, учителю необходимо знать:

СПРАВКА
Темы эссе для всего класса – наименее продуктивный вариант, они сформулированы по принципу «все для всех» и далеко не каждому ученику будут интересны
- Возраст – возрастные и личностные возможности учеников разных классов.
- Пространство – место жительства и место расположения школы.
- Время – качественные характеристики того временного интервала, в котором живут учителя и ученики.
- Школу – например, степень элитарности образовательной организации.
- Семьи учеников.
- Интеллектуальные возможности ученика в конкретном возрасте.
- Интересы учеников.
- Степень социальной адаптации ученика и отношение к нему одноклассников.
Педагог учитывает все факторы и составляет темы или блоки тем для эссе. Подходить к формированию блоков советуем вариативно и составлять их для одного ученика и разных групп.
Если учитель поработает в течение одного года (иногда – месяца) над конкретными темами эссе, то уже на следующий год он потратит на ту же работу и времени, и энергии в два раза меньше. И так – ежегодно. То есть первый год работы педагога над темами – это капитал на всю жизнь. Ежегодный индивидуальный подход в подготовке тем эссе для учеников позволяет учителю остаться импровизатором, что в таком деле самое важное.
Матрица тем эссе
Учитель при проектировании блоков тем может выбрать следующие:
- «Семья»;
- «Школа»;
- «Путь в жизни»;
- «Малая родина»;
- «Моя страна» и др.
Для удобства планирования тем предлагаем матрицу тем эссе (таблица). Она может быть подготовлена учителем для разных возрастов: учащихся 5-7-х классов, 8-9-х классов и 10-11-х классов.
Пример матрицы иллюстрирует возможности индивидуального подхода учителя к темам эссе для разных учеников.
Учитель знает своих обучающихся и может найти другие блоки тем, менять их в зависимости от разных особенностей учащихся и образовательных организаций (далее – ОО), а также событий, происходящих в мире, стране, городе, районе, школе и в личной жизни учеников.
Пример матрицы тем для обучающихся 5-7-х классов
Влияние возраста учеников на выбор темы эссе
Учитель выбирает форму работы для написания эссе по определенной теме, исходя из возрастных особенностей обучающихся.
Возрастные возможности учеников 5-7-х классов.

ВАЖНО
Предпочтительнее давать индивидуальную тему каждому ученику 5-7-х классов
До 10–11 лет ребенок чаще задает вопросы, начинающиеся со слов «что» и «как». Происходит стремительное накопление жизненного опыта. Уже в этом возрасте человек пытается систематизировать знания. В двенадцатилетнем возрасте с человеком происходит качественная метаморфоза: он все чаще, осмысляя информацию и систематизируя ее, задает себе и окружающим самые важные вопросы, начинающиеся со слова «почему». Формируя темы эссе для учащихся этого возраста, увлекаться подобными вопросами не стоит. Хотя и отказываться от них совсем – неверно. Именно поэтому нужно особенно аккуратно подходить к формированию тем эссе для обучающихся 11-13-летнего возраста.
В этом возрасте человек склонен фантазировать. Можно ли учесть это качество в процессе формирования тем эссе? Можно и нужно. Другое дело, что не каждый педагог, даже в молодом возрасте, обязан сам быть фантазером или помнить свои детские фантазии. Но как же в таком случае быть? Надо довериться учащимся в выборе тем эссе.
Пример
Вот тема для эссе, предложенная учеником 5-го класса: «Куда и зачем 5 „Б“ отправится завтра на вертолете, если нам его подарят?».
Ее можно продолжить следующими темами: «Нашей школе подарили яхту»; «Нашей школе подарили современную электричку со скоростью 300–400 км в час».
Справочник заместителя директора школы № 4 (2016), поможет реализовать программу литературных семинаров в школе. Автор статьи А.П. Торопцев
Возрастные возможности учеников 8-9-х классов.
В этом возрасте с людьми происходят интересные метаморфозы: они влюбляются, задумываются о смысле жизни, о поведении родителей, о взаимоотношениях между одноклассниками. Все перечисленное – темы для эссе.
Возрастные возможности учеников 10-11-х классов.
Жизнь ставит перед молодыми людьми главные вопросы. В этом возрасте человек склонен к скептицизму. Учащиеся не понимают того, с чем им приходится сталкиваться, пытаются делать серьезные выводы, часто подвергаются резкой критике со стороны взрослых и замыкаются в себе.
Пример
Хорошие темы для эссе: «Кем быть?», «Зачем мне надо быть тем-то или тем-то, если меня интересуют совсем другие сферы деятельности?».
Для этой возрастной категории лучше использовать все варианты работы с темой (индивидуально, в группе, фронтально).
Особенности образовательной организации и содержание эссе
Педагог понимает, что в содержание эссе обучающийся интегрирует окружающий его мир. В этом мире значительное место занимает школа. Предлагаем учитывать специфику ОО при подготовке к эссе.
Образовательные организации с углубленным изучением предметов в крупных городах.

ВАЖНО
Предпочтительнее ученикам 8-9-х классов давать разные темы для групп из 5–10 чел.
Рассмотрим особенности таких школ на примере литературных семинаров в ГАОУ г. Москвы «Гимназия № 1306» (ассоциированная школа ЮНЕСКО, «Школа молодых политиков»). В таких школах изучают, как правило, два-три иностранных языка. Практически каждый ученик с пятого класса знает, чем он будет заниматься в жизни.
Так, один из учащихся знал, что будет заниматься нефтяным бизнесом, по семейной традиции. Другой – что продолжит обучение в Англии, тоже по семейной традиции. Третий учащийся 5-го класса вел с руководителем «диалог равных» по современным вопросам и проблемам экономической географии. С такими учениками нужно работать только индивидуально.
Пример
Учитель преподает в Биробиджанской школе. Среди учеников 10-11-х классов есть очень способные к естественно-научным дисциплинам. Кто-то из них хочет служить в таможенной службе. Некоторые готовятся поступать на экономические и юридические факультеты. Кое-кто мечтает стать инженером или даже ученым и работать в аэрокосмической отрасли.
Блоки тем: «Семья», «Время», «Земля», «Космос», «Путь в жизни».
Темы:
«Время требует от страны смелых решений, в т. ч. и в освоении космоса»;
«Земля – колыбель, всего лишь наша колыбель»;
«Дифференциация всей инфраструктуры государства требует грамотных экономистов (юристов, чиновников)»;
«Я хочу быть мэром».
Образовательные организации с углубленным изучением предметов в регионах.
Эти ОО демократичнее. Ученики чутко реагируют на социально-политические и экономические события в регионах. Например, строительство космодрома «Восточный» меняет государственную инфраструктуру в близлежащих районах и даже областях. У школьников появляется интерес к точным наукам, к тем производственным возможностям, которые открыл для них космодром. Или ученики мечтают уехать из города и заниматься другими профессиями.
Пример
Школа расположена, например, в Магнитогорске, где есть мощный градообразующий металлургический комбинат и знаменитая хоккейная команда. В девятом классе гуманитарного лицея учится талантливая девочка, мечтающая поступить в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Ее старший брат – будущий инженер-металлург – бредит, естественно, хоккеем и не понимает сестру, которая может покинуть родной город. А второй ее брат, офицер, уже побывал в горячих точках. Он тоже мечтает переехать ближе к Москве.
Блоки тем: «Семья», «Путь в жизни», «Война и люди», «Любовь», «Малая родина». Дополнительный блок тем: «Гении», «Талантливые люди», «Посредственные люди».
Конкретные темы:
«Я не хочу быть домохозяйкой, как мама»;
«Нужно быть первым среди первых, или достаточно быть крупным мастером своего дела»;
«Мой брат – солдат»;
«Любовь – это не только счастье, но и проверка на долготерпение (из наблюдений разных семей)»;
«Малая родина для меня слишком мала».

ВАЖНО
Учитель не предлагает тему типа «Самое русское дерево – береза», если ученики живут в селе. Выясните интересы подростков. Темы должны быть актуальны именно для этой группы учеников
Темы школьных эссе в этом случае нужно корректировать с учетом новых реалий. В такой ситуации предпочтительнее предлагать разные темы эссе для групп учеников из 5–10 чел.
Образовательные организации с языковым, билингвальным образованием, изучением национальных языков и культур.
Целью многих учащихся в ОО с углубленным языковым или билингвальным образованием является учеба в вузах крупных городов нашей страны и зарубежья.
Педагог формулирует темы для учеников, которые готовы покорять цивилизационные центры. Предпочтительнее давать разные темы для групп учеников из 5–10 чел.
Пример
Темы эссе:
- «Недавно я побывал в Нью-Йорке»;
- «Мое путешествие в Лондон» и т. д.
Для учащихся, которые изучают национальный язык и культуру, возможна тема эссе «Мы самый древний народ России». Эта тема столь же благородна, сколь и опасна. Она по силам только педагогу, который уже познакомил учеников с историческими примерами человеколюбия.
Общеобразовательные организации в регионах.
Таких большинство. Учесть личностные качества всех учеников, чтобы каждому из них дать индивидуальную тему для эссе, возможно, но трудно. Целесообразнее работать с группами учеников из 5–10 чел.
Пример
Учитель работает в обычной школе одного из регионов. Рядом находится хорошо оборудованный стадион, на котором в футбольной секции занимается пятиклассник. Учится он на твердые тройки и четверки, все мечты его на футбольном поле. Семья со средним достатком. Отец тоже увлечен спортом. Мама – инженер. Старшая сестра поет народные песни и мечтает поступить в хоровое училище. Тренер хвалит подростка и берет его на сборы.
Темы для написания эссе, которые могут быть самыми продуктивными, интересными и предпочтительными для этого ученика: «Семья», «Путь в жизни», «Дружба» и даже… «Космос».
Как можно сформулировать конкретную тему?
«Семья»:
- «Моя мама – просто инженер»;
- «В нашей семье все разные, но живем мы очень дружно»;
- «Футбольная команда – это команда друзей»;
- «Если на Луне или на Марсе построят футбольные поля, то я пойду в космонавты».
Подготовка учителя к уроку
Завершая статью, обратим внимание на организацию уроков для подготовки к написанию эссе:
Шаг 1.
Начинать нужно с внутреннего мониторинга. Учитель должен четко представлять себе возможности учеников для написания эссе по той или иной теме.
Шаг 2.
Предварительно (до написания эссе в классе) необходимо провести урок в форме диалога. Это создаст психологически комфортную обстановку, и ученики сами смогут сформулировать тему эссе.
Шаг 3.
После прочтения написанных учениками эссе можно провести «писательский мастер-класс»: ученик читает, все обсуждают, учитель подводит итог.

К сведению