Формирование управленческой команды по развитию кадрового ресурса в условиях создания образовательного комплекса
На начальном этапе создания образовательного комплекса неизбежно возникает ряд проблем. Поэтому очень важно формировать единую управленческую команду поэтапно. Автор статьи описывает все этапы планирования деятельности по формированию такой команды. Помочь в этой деятельности может система распределения ролей в команде, разработанная Р.М. Белбиным.
Распределение функций инновационного менеджера, роли при подготовке педагогического совета, функциональные и командные роли – в статье рассмотрены ключевые моменты формирования управленческой команды образовательного комплекса.
Образовательный комплекс
Организационные формы реструктурирования образовательных организаций (далее — ОО) предполагают создание разнообразных образовательных комплексов как одной из форм самоуправления и кооперации в образовании. Учредителями образовательного комплекса могут быть районные отделы или региональные министерства и департаменты.
Образовательный комплекс — многоуровневая, многофункциональная ОО, реализующая образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования на основе единой концепции, а также предоставляющая широкий спектр дополнительных образовательных услуг.
Главным правовым документом, нормы которого используются при создании образовательного комплекса, является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ), т. к. именно в нем определяются основные требования к организационно-правовым формам различных организаций, их имущественные и неимущественные права и обязанности и отношения с собственником (учредителем). В частности, ст. 48 и 49 ГК РФ содержат понятие и устанавливают правоспособность юридического лица, необходимые учредительные документы предусмотрены ст. 52 ГК РФ. Правовой статус организации — юридического лица в форме учреждения — определяется ст. 296–300 ГК РФ. Нормы ГК РФ уточняются в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1.
Организационный механизм управления образовательным комплексом — это закрепленный способ распределения функций управления процессами жизнедеятельности всех структурных подразделений с указанием периодичности выполнения предписанных функций. Он позволяет сделать процесс функционирования и развития образовательного комплекса непрерывным.
На начальном этапе создания образовательного комплекса о единой команде пока говорить не приходится в силу ряда проблем как объективных, так и субъективных. Попробуем определить круг этих проблем:
- администрация, руководители структурных подразделений вновь созданного образовательного комплекса — педагогические работники, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности, но никогда еще не работавшие вместе, поэтому им необходима определенная адаптация, обоюдная оценка профессиональных и личностных качеств друг друга;
- сотрудники могут недопонимать свои функциональные обязанности в новой структуре, поэтому возникает внутреннее препятствие в управлении административной командой;
- не определены общие цели, поэтому каждое структурное подразделение работает только над своими целями и задачами, объединенной деятельности не происходит;
- не разработан общий план деятельности образовательного комплекса, не разработана программа развития образовательного комплекса как единой структуры, поэтому нет эффективного взаимодействия между членами административно-управленческого персонала и др.
Формирование управленческой команды
В соответствии с выделенными проблемами сформулируем основные этапы планирования деятельности по формированию единой управленческой команды образовательного комплекса.
1-й этап (аналитический): осознание необходимости формирования новой управленческой команды в условиях образовательного комплекса. На данном этапе проводится системный анализ работы управленческой команды каждой структуры, входящей в образовательный комплекс, определяются возможные риски при формировании новой управленческой команды и пути их минимизации.
2-й этап (диагностический): выявляются сильные и слабые стороны управленческой команды каждого структурного подразделения, определяются ролевые функции каждого члена управленческой команды. На основании результатов диагностики создается модель новой управленческой команды (оптимизация, перераспределение ролей, сценарий взаимодействия между членами новой управленческой команды).
3-й этап (формирующий): формируется команда единомышленников, людей творческих, готовых участвовать в принятии управленческих решений, умеющих работать в команде. На данном этапе необходим лидер (в идеале руководитель ОО, но это может быть и его заместитель), умеющий влиять на окружающих, не столько используя власть и контроль, сколько создавая картину будущего, утверждая корпоративные ценности и налаживая конструктивные взаимоотношения с подчиненными.
4-й этап (стратегический): вырабатываются миссия ОО, основанные на ней общие цели, общая стратегия деятельности.
Распределение ролей на основе теста Р. М. Белбина
В формировании единой управленческой команды вновь созданного образовательного комплекса могла бы помочь система распределения ролей в команде, разработанная Р. М. Белбиным. В ее структуре выделяются 8 командных ролей:
- исполнитель;
- председатель;
- формирователь;
- мыслитель;
- исследователь ресурсов;
- оценивающий;
- коллективист;
- доводящий дело до конца.
Для достижения успеха в работе команды необходимо подбирать людей так, чтобы были задействованы все роли. Когда в ОО полностью наладится ролевая структура, тогда работа коллектива будет более эффективной. Тест Р.М. Белбина предполагает распределение командных ролей для бизнес-корпораций, но нам кажется, что он будет эффективным и при распределении командных ролей и в любой другой структуре, в т. ч. в ОО. Тест Р.М. Белбина (приложение) состоит из семи разделов. В каждом из разделов нужно распределить 10 баллов между возможными ответами согласно индивидуальному представлению тестируемого о соответствии своего поведения. Эти десять баллов могут быть распределены между несколькими утверждениями или же приписаны единственному ответу. Кроме того, тест Р.М. Белбина позволяет формировать и творческие группы сотрудников для выполнения какого-либо долгосрочного или краткосрочного проекта внутри ОО. Отметим, что команда не подразумевает именно 8 членов, сообразно ролям. Их может быть как больше, так и меньше. Часто один человек может успешно выполнять разные роли в команде. В идеале необходимо провести тест Р.М. Белбина для каждого члена административно-управленческого персонала, т. е. для руководителя, его заместителей, руководителей структурных подразделений. Результаты удобно представить в виде таблицы (табл. 1) и затем проанализировать.
Таблица 1
Распределение ролей в управленческой команде в соответствии с тестом Р.М. Белбина
Командная роль | Положительные качества | Приемлемые недостатки |
---|---|---|
Формирователь | Способность нести ответственность за людей и отвечать за ситуацию, создавать и поддерживать командное взаимодействие | Нерешительность в решающие моменты. Зависимость от мнения других людей |
Мыслитель. Председатель | Креативность, умение принимать решения в нестандартной ситуации, внимание к деталям | Легко увлекается. Очень сосредоточен на технических деталях |
Исполнитель. Коллективист | Ответственный, доводит дело до конца | Неохотно делегирует полномочия. Склонен к беспокойству |
Исполнитель. Коллективист. Формирователь | Неохотно делегирует полномочия. Иногда прибегает к манипулированию | |
Исполнитель. Председатель. Исследователь ресурсов | Активный. Ответственный. Креативный. Доводит начатое дело до конца. Аналитик | Легко увлекается. Недостаток напористости |
Оценивающий. Доводящий дело до конца | Стремится достичь совершенства в любой деятельности. Высокие организаторские способности. Умеет выслушать любые точки зрения | Выслушав разные точки зрения, решение принимает, руководствуясь собственным мнением (даже если оно не совпадает с мнением команды) |
Коллективист | Умеет слушать. Охотно идет на сотрудничество | Нерешительный в сложных ситуациях |
Доводящий дело до конца. Председатель | Ответственный. Уверенный в себе | Неохотно делегирует полномочия |
Исследователь. Мыслитель | Экстраверт. Энтузиаст. Креативный | Чрезмерный оптимист. Неохотно делегирует полномочия |
Оценивающий. Мыслитель | Умеет находить аргументы для опровержения необоснованных предложений. Требовательный к работе других | Негибкий. Неохотно делегирует полномочия |
Коллективист. Доводящий дело до конца | Ответственный. Охотно идет на сотрудничество | Нерешительный в сложных ситуациях. Инертный |
В качестве примеров рассмотрим распределение командных ролей между членами управленческой команды при организации инновационной деятельности образовательного комплекса и подготовке педагогических советов.
Распределение функций инновационного менеджера
В современной многоуровневой ОО (образовательном комплексе) необходим инновационный менеджер (или человек, способный взять на себя эти функции). Инновационный менеджер в ОО — это специалист, внедряющий новую идею в образовательный процесс с целью обеспечения инновационного характера образования: ставит задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находит пути их решения. Но эта должность не предусмотрена штатным расписанием. Поэтому возможный выход — распределение функционала инновационного менеджера между членами управленческой команды (табл. 2). При таком подходе обеспечивается единство деятельности администрации ОО, объединенной общими целями и общими задачами, что, безусловно, способствует успешности деятельности педагогического коллектива всего образовательного комплекса.
Таблица 2
Функции инновационного менеджера в ОО, распределенные между членами управленческой команды
Функции инновационного менеджера | Ведущая командная роль члена управленческой команды | Направление деятельности |
---|---|---|
Планирование инновационной деятельности в соответствии с миссией ОО, с учетом анализа внешних и внутренних ресурсов ОО | Председатель. Формирователь | Организация экспериментальной, инновационной деятельности в ОО |
Прогнозирование инновационной деятельности ОО, направленной на повышение результативности уровня образования | Исследователь ресурсов. Мыслитель | Прогнозирование тенденций изменения ситуации в обществе, образовании и окружающем социуме для корректировки стратегии развития ОО; последствий запланированной инновационной деятельности |
Проектирование процесса управления инновационными проектами в ОО | Доводящий дело до конца | Оценивание и экспертиза предложений и программ по инновационной деятельности; стратегических документов ОО (на предмет необходимости использования инновационных преобразований) |
Управление мотивацией педагогов в инновационной деятельности ОО | Коллективист | Руководство деятельностью учителей, творческих групп педагогов, координаторов экспериментальной деятельности (по направлениям) |
Контроль результативности инновационной деятельности педагогов с помощью диагностического инструментария | Оценивающий | Контроль хода и результатов инновационной деятельности |
Организация трансляции результативности инновационных проектов ОО | Исполнитель |
Роли при подготовке педагогического совета
Тематический педагогический совет является одной из важных форм организации совместной работы всех структур образовательного комплекса, поскольку на нем, как правило, рассматриваются наиболее актуальные проблемы взаимодействия всех структур, входящих в образовательный комплекс. Рассмотрим в качестве примера подготовку и проведение педагогического совета «Реализация приказа Минтруда России от 18.10.2013 № 544н „Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“ как основа уровня квалификации учителя в современных условиях“» (табл. 3).
Таблица 3
Роли членов управленческой команды при подготовке педагогического совета
Основные этапы подготовки педагогического совета | Ведущая командная роль члена управленческой команды | Обоснование | Необходимые качества |
---|---|---|---|
Обоснование необходимости выбора темы педагогического совета | Председатель. Формирователь. Мыслитель | Тема педагогического совета должна быть полезной и интересной всем членам педагогического коллектива: от воспитателей дошкольных отделений образовательного комплекса до учителей 10-11-х классов | Креативность. Ответственность. Внимание к деталям |
Определение формы и хода проведения педсовета | Формирователь. Мыслитель. Исследователь ресурсов | Форма и ход проведения педагогического совета выбираются так, чтобы задействовать всех членов педагогического коллектива | Способность нести ответственность за людей и за ситуацию, создавать и поддерживать командное взаимодействие |
Проведение микроисследования «Уровни профессионализма педагогов образовательного комплекса» (анкетирование, обработка результатов, анализ, выводы) | Исследователь ресурсов. Оценивающий. Доводящий дело до конца | Микроисследование позволяет заинтересовать всех членов педагогического коллектива тематикой педсовета | Высокие организаторские способности. Умеет выслушать любые точки зрения. Аналитик |
Организация на педагогическом совете деловой игры «Качество»: определение профессиональных качеств педагога | Формирователь. Коллективист | Вовлечение всех членов педагогического коллектива в работу педсовета | Способность нести ответственность за людей и за ситуацию, создавать и поддерживать командное взаимодействие. Умеет слушать. Охотно идет на сотрудничество. Высокие организаторские способности |
Подготовка выступлений предметных кафедр и методических объединений по теме педагогического совета | Формирователь. Мыслитель. Оценивающий. Коллективист | Вовлечение всех членов коллектива в подготовку педагогического совета | Креативность. Стремится достичь совершенства в любой деятельности. Умеет принимать решения в нестандартной ситуации, внимателен к деталям. Доводит дело до конца |
Подготовка проекта решения педагогического совета | Исполнитель. Председатель. Формирователь. Оценивающий. Коллективист. Доводящий дело до конца | Подготовка к коллективному принятию решения педсовета | Охотно идет на сотрудничество. Доводит дело до конца. Способен нести ответственность за людей и ситуацию, создавать и поддерживать командное взаимодействие. Умеет слушать |
Функциональные и командные роли членов управленческой команды
Каждый участник управленческой команды имеет две роли: функциональную и командную. Функциональная роль определяется должностными обязанностями и охватывает знания, умения и опыт каждого члена управленческой команды. Командная роль отражает способ, с помощью которого выполняется работа, а также определяется врожденными и приобретенными качествами. Роль каждого участника определяется его вкладом в работу команды и взаимоотношениями между участниками команды.
Возможное распределение функциональных и командных ролей членов управленческой команды в условиях образовательного комплекса отражено в табл. 4.
Таблица 4
Функциональные и командные роли членов управленческой команды в условиях образовательного комплекса
Командные роли | Функциональные роли |
---|---|
Председатель | Руководитель ОО |
Формирователь | Организация системы внутренней оценки качества образования (по уровням общего образования: от дошкольного до среднего общего) |
Организация (формирование) уклада жизни образовательного комплекса, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) | |
Организация работы системы дополнительного образования | |
Мыслитель | Организация профильного обучения |
Организация научно-методической работы | |
Исследователь ресурсов | Организация научно-методической работы |
Организация правового обеспечения образовательной деятельности | |
Исполнитель | Организация системы внутренней оценки качества образования (по уровням общего образования: от дошкольного до среднего общего) |
Организация правового обеспечения образовательной деятельности | |
Коллективист | Организация системы внутренней оценки качества образования (по уровням общего образования: от дошкольного до среднего общего) |
Организация работы системы дополнительного образования | |
Доводящий дело до конца | Организация системы внутренней оценки качества образования (по уровням общего образования: от дошкольного до среднего общего) |
Оценивающий | Организация системы внутренней оценки качества образования (по уровням общего образования: от дошкольного до среднего общего) |
Организация профильного обучения |
Для успешного функционирования образовательного комплекса его руководитель должен правильно определить необходимые функциональные и командные роли и организовать совместную работу управленческой команды.
Управленческая команда является основой успешной деятельности образовательного комплекса в целом. При этом формируются общие ценности, общие традиции, улучшаются межличностные отношения в коллективе, растет уровень корпоративной и организационной культуры ОО.
Приложение
ТЕСТ Р.М. Белбина
1. Что, по вашему мнению, вы можете внести в работу команды:
- увидеть новые возможности и извлечь из них пользу;
- хорошо сработаться с самыми разными людьми;
- генерирование идей является одним из ваших природных качеств;
- у вас есть способность привлекать людей, которые могут внести ценный вклад в работу группы;
- ваша личная эффективность во многом основана на способности доводить начатое до конца;
- вы готовы смириться с временной непопулярностью, если это приведет к значительным результатам в дальнейшем;
- обычно вы быстро схватываете, что будет работать на практике в известных ситуациях;
- вы можете предложить нечто разумное для альтернативного курса действий без проявления пристрастия или предвзятости.
2. Ваши возможные недостатки при работе в команде могут проявляться следующим образом:
- вы ощущаете беспокойство, если собрания команды недостаточно структурированы, их ход плохо контролируется, и они проводятся в недостаточно организованной манере;
- в противовес команде вы склонны поддерживать людей, чья обоснованная точка зрения не получила должной оценки;
- вы склонны много говорить в моменты, когда группа переходит к предложению новых идей;
- ваш объективизм затрудняет нахождение компромисса с коллегами;
- когда возникает необходимость дать ход какому-либо делу, окружающие порой воспринимают вас как человека, склонного к авторитарным методам;
- вам трудно принимать руководящие решения, потому что вы слишком чутки к атмосфере в группе;
- вы склонны увлекаться идеями, которые приходят вам в голову, и таким образом терять «нить» происходящего вокруг;
- ваши коллеги нередко считают вас человеком, излишне беспокоящимся о деталях и преувеличивающим возможность неблагоприятного исхода событий.
3. Когда вы участвуете в работе над каким-либо проектом с другими людьми:
- вы обладаете способностью влиять на людей, не оказывая давления на них;
- ваша внимательность позволяет избегать многих ошибок и оплошностей;
- вы готовы настаивать на немедленных действиях для того, чтобы участники не тратили времени впустую и не теряли из виду основной цели;
- вы способны внести оригинальный вклад в работу группы;
- вы всегда готовы поддержать разумное предложение, отвечающее общим интересам;
- вы всегда ведете поиск новейших идей и разработок;
- вы полагаете, что окружающие ценят вашу способность к беспристрастным суждениям;
- на вас можно положиться в том, что все основные виды работ будут организованы.
4. Характерный для вас подход к групповой работе состоит в следующем:
- вы искренне заинтересованы в том, чтобы лучше узнать коллег;
- если вы с чем-то не согласны, то достаточно легко бросаете вызов мнению окружающих или поддерживаете точку зрения меньшинства;
- обычно вы умеете находить аргументы для опровержения необоснованных предложений;
- вы думаете, что у вас есть талант к организации работы надлежащим образом, когда необходимо воплотить на практике намеченный план;
- вы склонны избегать банальностей и выступать с неожиданными предложениями;
- вы обычно стремитесь достичь совершенства в любой деятельности;
- вы умеете извлекать выгоду для группы, используя внешние контакты;
- вы выслушиваете разные точки зрения, но при принятии окончательного решения руководствуетесь собственным мнением.
5. Вы получаете удовлетворение от работы, потому что:
- вам нравится анализировать ситуации и взвешивать возможные альтернативы;
- вам интересно заниматься практическим решением проблем;
- вам нравится осознавать, что вы способствуете хорошим рабочим отношениям;
- вы можете лоббировать принятие необходимого решения;
- вы умеете сходиться с людьми, которые могут предложить новые идеи;
- вы умеете добиваться согласия людей действовать необходимым образом;
- вы чувствуете себя комфортно, когда можете полностью сосредоточиться на выполнении задачи;
- вам нравится находить область деятельности, где нужно напрягать свое воображение.
6. Если бы вам вдруг поручили решение трудной задачи, ограничив время и предоставив в ваше распоряжение незнакомых людей:
- вы, скорее всего, уединились бы для того, чтобы найти выход из создавшегося положения перед тем, как разрабатывать единую линию поведения;
- вы были бы готовы поддержать того, чей подход к решению задачи окажется самым позитивным, каким бы сложным он ни был;
- вы бы нашли способ сократить время решения задачи, установив, какой наилучший вклад могли бы внести различные люди;
- ваша склонность к безотлагательному решению задачи помогла бы вам обеспечить выполнение графика;
- вы полагаете, что сохранили бы хладнокровие и способность мыслить объективно;
- вы были бы готовы добиваться цели, несмотря на любое давление;
- вы были бы готовы взять на себя роль лидера, если бы сознавали, что группа не продвигается вперед;
- вы прибегли бы к групповым обсуждениям для того, чтобы стимулировать поиск новых идей и сдвинуть дело с мертвой точки.
7. Работая в группе и думая об имеющихся у вас проблемах:
- вы склонны высказывать свое недовольство тем, кто препятствует прогрессу в работе;
- вы готовы признать, что окружающие могут критиковать вас за то, что вы слишком аналитичны и недостаточно полагаетесь на интуицию;
- вы готовы признать, что ваше стремление к тому, чтобы все выполнялось надлежащим образом, может задерживать продвижение работы;
- вы склонны быть требовательным к работе других и полагаться на одного или двух членов команды, к которым вы испытываете расположение;
- вам сложно начать что-либо делать, если не ясны цели;
- иногда вы не в состоянии объяснить сложные идеи, которые приходят вам в голову;
- вы осознаете, что хотите от других того, чего не можете сделать сами;
- вы не решаетесь изложить свои возражения, когда сталкиваетесь с реальной оппозицией.
Обработка результатов.
Убедитесь, что сумма баллов за все вопросы каждого раздела равна 10 и итог для всех семи разделов равен 70. В таблице представлено распределение утверждений по всем разделам для основных ролей в команде, описанных Р.М. Белбиным. Для подсчета очков по каждой роли впишите в таблицу баллы по каждому из утверждений.
Эти баллы необходимо вписать в соответствующие столбцы первой строки таблицы. То же самое необходимо сделать по всем остальным разделам вопросника, а затем суммировать баллы для каждого из восьми столбцов.
Таблица подсчета баллов по тесту Р.М. Белбина
Исполнитель | Председатель | Формирователь | Мыслитель | Исследователь ресурсов | Оценивающий | Коллективист | Доводящий до конца |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 0 | 1 | 0 |
4 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 |
1 | 2 | 0 | 3 | 3 | 1 | 0 | 0 |
3 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 2 |
3 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 |
0 | 2 | 2 | 2 | 3 | 0 | 0 | 1 |
14 | 12 | 4 | 8 | 12 | 5 | 7 | 8 |
Члены административно-управленческого персонала образовательного комплекса проходят тест Р.М. Белбина, и таким образом определяется роль каждого в управленческой команде нового образовательного комплекса. Отметим, что речь идет не о распределении должностей и функционала (что, безусловно, является необходимым условием успешности функционирования единого образовательного комплекса), а именно о формировании команды единомышленников, объединенной общими целями и общими планами.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута на уроке
Автор статьи раскрывает понятие «дифференцированное обучение». В технологии уровневой дифференциации существует несколько вариантов организации деятельности учащихся на уроке. Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута – одно из инновационных педагогических средств дифференциации образовательного процесса.
В статье рассмотрены этапы проектирования индивидуальной образовательной траектории, модель урока по этой технологии, а также приведена технологическая карта мастер-класса «Успешным будет каждый» (в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации).
Дифференцированное обучение
Основой федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования является личностно ориентированная парадигма образования, в связи с этим педагоги все чаще задумываются о том, с помощью каких педагогических технологий можно создать в образовательной организации (далее — ОО) личностно ориентированную образовательную среду. Одним из главных аспектов такой образовательной среды является создание оптимальных организационно-педагогических условий для выявления и развития индивидуально-психологических познавательных способностей каждого ученика. До недавнего времени считалось, что решение этой задачи возможно при условии наличия в ОО квалифицированной психологической службы и реализации системы дифференцированного обучения. Но после утверждения приказа Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» (далее — Профстандарт педагога), в котором вполне четко определено, что учитель должен обладать достаточно широким спектром знаний в области психологии, а также инклюзивных практик обучения и сопровождения обучающихся, встала проблема внедрения новых технологий обучения, позволяющих реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Так на смену технологии уровневой дифференциации, которая уже никак не может считаться инновационной, т. к. известна в педагогической науке достаточно длительное время, приходит технология проектирования индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуализация обучения — это организация образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их способностей к обучению.
Дифференциация обучения — это обучение, в котором учитываются особенности типологических групп учащихся, но не предполагается учет особенностей каждого ученика.
Дифференцированноеобучение — это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых ( Г.К. Селевко). Дифференциация образовательного процесса включает:
- изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
- определение критериев деления учащихся на группы;
- умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;
- умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
- перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленное на руководство учебным процессом;
- умение заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства образовательным процессом более рациональными.
Таким образом, в логике технологии уровневой дифференциации в каждом классе можно выделить три группы (три уровня) обучающихся для организации дифференцированного обучения:
- 1-й уровень ( 1-я группа) с низким уровнем обучаемости — это обучающиеся, которые слабо понимают суть предмета и не проявляют интереса и активности на теоретических и практических занятиях;
- 2-й уровень ( 2-я группа) со средним уровнем обучаемости — учащиеся, которые иногда вызываются участвовать в обсуждении учебных ситуаций, в поиске ответов на проблемные вопросы;
- 3-й уровень ( 3-я группа) с высоким уровнем обучаемости — обучающиеся, обладающие сильной мотивацией к обучению.
Еще один вариант дифференциации при организации деятельности учащихся на уроке может быть осуществлен в зависимости от содержания тех заданий, которые учитель предлагает своим ученикам:
- фронтальная дифференциация — все выполняют общее задание, а педагог дифференцированно обучает разноуровневые группы;
- групповая дифференциация — каждая группа выполняет часть общего задания;
- внутригрупповая дифференциация — в каждой группе обучающиеся разделяются по индивидуально-психологическим особенностям или по уровню подготовки;
- персональная дифференциация — обучающиеся выполняют индивидуальные задания с помощью педагога, самостоятельно с его консультациями и без его помощи.
Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута на уроке
Одним из инновационных педагогических средств дифференциации образовательного процесса в ОО на современном этапе развития педагогической науки и практики становится технология проектирования индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ).
Само понятие «индивидуальная образовательная траектория» в отечественной педагогике активно обсуждается с приходом педагогики сотрудничества и личностно ориентированного образования. Чаще всего индивидуальная образовательная траектория понимается как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Из такого определения следует, что путь человека в образовании определяется не только логикой предметов и областей знания, но в большей степени личностным потенциалом обучающегося, т. е. его задатками и способностями. Под индивидуальной образовательной траекторией мы будем понимать персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика как совокупности организационно-деятельностных, коммуникативных, познавательных, творческих и иных способностей личности ( А.В. Хуторской и Т.И. Шамова). Проектируя индивидуальную образовательную траекторию, педагог включает обучающихся как активных субъектов обучения и воспитания в создаваемые им ситуации смыслопоисковой деятельности, актуализации и проблематизации ими собственного опыта, целеполагания, коммуникации и совместной деятельности, ценностно-смыслового отношения, креативной, рефлексивной деятельности, а также в реальные проблемные жизненные ситуации.
Если говорить о современных подходах к пониманию технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута, то при определении траектории выбору может подлежать:
- уровень освоения основной образовательной программы (далее — ООП);
- предметное поле, включающее как многообразие рабочих (авторских) программ предметов, так и выбор программ дополнительного образования;
- методы и формы обучения, формы самостоятельной работы обучающихся;
- формы контроля результатов обучения;
- темп обучения;
- количество и содержание профессиональных проб, предлагаемых в рамках обучения (участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.);
- информационные ресурсы, отражающие содержание ООП;
- тематика исследовательских и проектных работ и др.
Этапы проектирования индивидуальной образовательной траектории
Таким образом, можно выделить следующие этапы проектирования индивидуальной образовательной траектории:
1. Выбор педагогом методики диагностического сопровождения обучающегося.
2. Создание педагогом смыслопоисковой ситуации и постановка через нее индивидуально значимых и социально признанных целей.
3. Самостоятельное конструирование содержания образования.
4. Выбор персональных для каждого обучающегося форм и методов обучения.
5. Рефлексия, оценка и коррекция образовательной деятельности и ее результатов.
По сути своей все эти этапы могут быть реализованы в рамках одного урока. Таким образом, от проектирования ИОМ на весь период обучения мы приходим к педагогической технологии, которую вполне успешно можем реализовать на каком-то одном уроке (или в ходе цикла уроков). Структура такого урока представлена в табл. 1.
Таблица 1
Модель урока по технологии проектирования ИОМ
Этап урока | Содержание этапа |
---|---|
Диагностика | Распределение учеников на дифференцированные группы с помощью различных методик диагностики познавательного интереса, готовности к уроку или эмоционального состояния |
Создание смыслопоисковой ситуации | Создание педагогом смыслопоисковой ситуации и постановка через нее индивидуально значимых и социально значимых целей |
Проработка содержания | Самостоятельное конструирование содержания образования, решение дифференцированных заданий, предоставление обучающимся права выбора уровня сложности задания |
Эмоциональная разрядка и коррекция деятельности | Рефлексия эмоционального состояния обучающихся на уроке с помощью интеграции здоровьесберегающих технологий и активных методов оценки деятельности на уроке (например, посредством технологии формирующего оценивания) |
Рефлексия и оценка результатов деятельности на уроке | Комплексная рефлексия образовательного события, включающая в себя рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности каждого обучающегося на уроке |
Последние два этапа можно совместить или поменять местами, в зависимости от тех педагогических приемов, которые будут использованы при проведении рефлексии и оценки деятельности обучающихся.
Мастер-класс «Успешным будет каждый»
Чтобы учителя лучше поняли суть технологии ИОМ, для них можно подготовить и провести (в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации) мастер-класс «Успешным будет каждый (технология построения индивидуального образовательного маршрута)» (табл. 2).
Таблица 2
Технологическая карта мастер-класса «Успешным будет каждый (технология построения индивидуального образовательного маршрута)»
Тема | «Успешным будет каждый (технология построения индивидуального образовательного маршрута)» | |||
Тип учебного занятия | Закрепление и повторение ранее изученного* | |||
Технология построения занятия с педагогами | Активные методы обучения | |||
Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, мультимедийная презентация, дидактический раздаточный материал | ||||
Цели: 1. Предметные: • проанализировать алгоритм технологии проектирования ИОМ; • познакомиться с приемами и методами активизации образовательного процесса на учебном занятии, базирующимися на основе интерактивной модели обучения; • развить умение проектировать урок (учебное занятие) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования; • приобрести практический опыт в проектировании дидактического материала для урока, построенного в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. 2. Метапредметные: • развить коммуникативную компетентность (стимулирование навыков коммуникации в группе, обмен опытом, взаимообучение); • стимулировать проявление инициативности; • развить творческий потенциал. 3. Личностные: • развить познавательный интерес к проблеме проектирования современного урока в соответствии с технологией ИОМ; • стимулировать мотивацию к использованию на уроках современных педагогических технологий, активных методов и приемов проведения занятий | ||||
Основные понятия: ФГОС, ИОМ, технология, методика, универсальные учебные действия (далее — УУД), интерактивное учебное занятие, мультимедийный урок, рефлексия, качество образования, дифференциация образовательного процесса | ||||
Формы работы: фронтальная, работа в мобильных мини-группах, индивидуальная | ||||
Ход мастер-класса | ||||
Этап | Время (мин) | Методы и приемы | Содержание деятельности | |
Вхождение | 0,5 | Видеоролик | Фрагмент мультфильма «38 попугаев» | |
Диагностика | 1 | «Кто ты будешь такой?» | Участникам предлагается разделиться на команды, осуществив выбор посредством отождествления себя со Слоненком, Удавом или Попугаем | |
Создание смыслопоисковой ситуации | 5 | «Сколько будет в попугаях?» | Участники мастер-класса сидят в три ряда, в каждом из которых по три человека. Тогда получается такая схема: ![]() В схеме использованы следующие обозначения: У — умник; У — умник; Д — докладчик, а вместе — три попугая. Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы. Вопросы Удав № 1: чем методика отличается от технологии? Удав № 2: чем интерактивный урок отличается от мультимедийного? Удав № 3: чем УУД отличаются от знаний, умений, навыков? | |
Проработка содержания | 7 | « Слона-то я и не заметил!» | Ведущий предлагает поработать с карточками. Задание имеет три уровня сложности. На одних карточках (приложение 1) практически все поля рисунка заполнены, и нужно выполнить простое задание — проставить номера шагов технологии проектирования ИОМ, разместить в порядке значимости эффекты технологии ИОМ (результаты, качество, дифференциация). Также ведущий обращает внимание, что хобот на этих карточках изображен из нескольких звеньев. На карточках средней сложности нет заполненных полей, но рядом с рисунком есть наводящие вопросы: • главным эффектом применения в образовательном процессе технологии проектирования ИОМ являются (выберите для себя главное): - качество образования; - дифференциация образовательного процесса; - достижение образовательных результатов; • формируем УУД через… с опорой на… ; • шаг 1… шаг 2… шаг 3… и т. д. На самых сложных карточках изображен рисунок, а рядом с ним перечислены понятия: ИОМ, УУД, дифференциация, качество, результаты, шаг 1, шаг 2, шаг 3, шаг 4, шаг 5, опыт, деятельность. Необходимо, чтобы тот, кто работает с такой карточкой, сам, без подсказок, выстроил логическую цепочку и разместил все понятия на рисунке. Подсказка участникам: как вы думаете, во сколько раз у слона хобот длиннее хвоста? | |
Рефлексия | 1,5 | «Слон внутри удава» | Каждому участнику выдается карточка (приложение 2) с изображением слона внутри удава (иллюстрация к книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). Тело удава (обозначено на схеме цифрой 1): самым главным сегодня было… Хвост слона (обозначен на схеме цифрой 2): осталось непонятым…; попробую сам разобраться (можно вычеркнуть то, что считаете лишним). Голова слона (обозначена на схеме цифрой 3): понял, что…; попробую применить (если применять не планируете, просто вычеркните последнее словосочетание). Хобот слона (обозначен на схеме цифрой 4): показалось любопытным, что (как)… | |
Эмоциональная разрядка | 1 | «…и зеленый попугай» | Ведущий предлагает участникам обратить внимание на тех представителей фауны, которые были названы на мастер-классе. Далее он проводит юмористическую минутку: 1. Слон (на слайде презентации изображение слоненка из мультфильма «38 попугаев») — по щелчку мыши открывается подпись под рисунком «Интеллект/Эрудиция». 2. Удав — «Житейская мудрость / Опыт». 3. Попугай — «Креативность/Творчество». Ведущий: «Вы спросите, где же Мартышка? А вот Мартышка — это наши дети, их непосредственность и непредсказуемость, которая подталкивает нас вперед и учит никогда не сдаваться» |
Т.И. Шамова и А.В. Хуторской полагают, что выявление, реализация и развитие способностей происходят в процессе образовательного движения обучающихся по индивидуальным траекториям, если предоставлены возможности:
- для определения индивидуального смысла учения;
- постановки цели в изучении конкретной темы и раздела;
- выбора оптимальных форм и темпов обучения, способов учения;
- рефлексивного осознания полученных результатов, осуществления оценки и коррекции деятельности.
От себя добавим, что технология проектирования ИОМ на уроке позволяет создать в классе климат высоких ожиданий, когда учитель точно знает и открыто демонстрирует своим ученикам, что каждый из них может достичь высоких результатов, значимых для всего коллектива или малой группы.
Приложение 1
КАРТОЧКА № 1 для организации деятельности участников мастер-класса на этапе «Проработка содержания»
КАРТОЧКА № 2 для организации деятельности участников мастер-класса на этапе «Проработка содержания»
КАРТОЧКА № 3 для организации деятельности участников мастер-класса на этапе «Проработка содержания»
Приложение 2
КАРТОЧКА для организации деятельности участников мастер-класса на этапе «Рефлексия»

Заместитель директора спрашивает

В соответствии с подп. «а» п. 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582, на официальном сайте образовательной организации (далее — ОО) размещается описание образовательной программы с приложением ее копии. Что касается рабочих программ, то размещаются аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии).
Если подготовка рабочей программы осуществляется в рамках должностных обязанностей, то она считается служебным произведением и исключительное право на нее принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В разделе «Должностные обязанности» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность. В должностных обязанностях учителя предусматривается функция по разработке рабочей программы по предмету. Если подготовка рабочей программы осуществляется в рамках должностных обязанностей, то она считается служебным произведением и исключительное право на нее принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)).
Служебным произведением является результат интеллектуальной деятельности в области науки, литературы или искусства и т. д., созданный работником в рамках его должностных обязанностей в период действия трудового договора. При этом трудовым или иным договором между работодателем и автором может быть предусмотрено иное. Например, что исключительные права на служебные произведения остаются у его автора или что автор предоставляет работодателю возможность ограниченного использования служебного произведения (п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Гражданское законодательство под исключительным правом подразумевает право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1229 и п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Необходимо отметить, что п. 2 ст. 1295 ГК РФ предусмотрено, что от работодателя, которому принадлежит исключительное право на служебное произведение, это право переходит к работнику, если в течение трех лет со дня, когда это произведение было предоставлено работником в распоряжение работодателя, последний не начнет использование произведения, не передаст исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права) или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне (например, в случае создания научной разработки, содержание которой предполагает ее охрану в качестве секрета производства). Трудовую обязанность работников по созданию служебных произведений можно закрепить в трудовом договоре, в дополнительном соглашении к трудовому договору, в должностной инструкции, в служебном задании, в соглашении о создании служебного произведения. Передачу служебного произведения работником работодателю можно оформить актом приемки-передачи служебного задания.
Таким образом, у учителя остаются права на указание авторства рабочей программы и на ее обнародование, а исключительное право на рабочую программу как на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и работником — автором произведения не предусмотрено иное.

Каникулы — время отдыха, на которое обучающийся имеет полное право. Это подтверждает п. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ): «Обучающимся предоставляются академические права на каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком». А также п. 10.3 СанПиН 2.4.2.2821–10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189: «Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул».
Назначение и проведение в период летних каникул промежуточной аттестации (переаттестации) — это нарушение прав обучающихся.
На практике встречаются случаи, когда родители настаивают на сдаче академических задолженностей в каникулярный период и пишут соответствующее заявление. В этом случае необходимо помнить о том, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в ОО права ребенка не могут ущемляться (п. 1. ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). А также о нормах Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (далее — СК РФ), который устанавливает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Согласно п. 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, учебный год в ОО начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной программы (далее — ОП). Если ОО не перешла на федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования, то учебный план разрабатывается на основании федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утв. приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (далее — БУП-2004), а также региональных учебных планов.
БУП-2004 для 5-9-х классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения ОП основного общего образования и на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и ОО продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. БУП-2004 для 10-11-х классов ориентирован на 2-летний срок освоения ОП и на профильное обучение (углубленное изучение отдельных учебных предметов обеспечивается посредством реализации профильного обучения).
Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 ч за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения. Составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения (в объеме не менее 280 ч за два учебных года). В соответствии с правом самостоятельно разрабатывать учебный план в рамках основной ОП (ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ) в пределах совокупного учебного времени и определяется продолжительность учебного года.
В ФГОС общего образования устанавливается общая продолжительность учебных занятий в расчете на весь период реализации образовательной программы, что предусматривает свободу для ОО в определении продолжительности учебных занятий в течение учебного года при соблюдении общих требований по количеству часов.
Продолжительность учебного года в классах, перешедших на ФГОС общего образования, определяется в соответствии с ФГОС (по уровням общего образования). Таким образом, в ФГОС общего образования устанавливается общая продолжительность учебных занятий в расчете на весь период реализации ОП, что предусматривает свободу для ОО в определении продолжительности учебных занятий в течение учебного года при соблюдении общих требований по количеству часов. При этом ОО обязана соблюдать требования СанПин 2.4.2.2821–10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 (раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса), в т. ч. требования п. 10.3: «для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул». Согласно п. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ОП разрабатывается с учетом примерных ОП. Конкретные рекомендации по соотношению продолжительности учебного года и каникул представлены в примерной основной ОП (по уровням общего образования).
