Методика самооценки соответствия педагога требованиям Профстандарта педагога (трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»)
Какие показатели оказывают максимальное влияние на уровень соответствия педагогического работника требованиям Профстандарта педагога? Их должен знать каждый учитель.
Автор статьи проводит количественный анализ уровней квалификации. Дает подробные рекомендации, как провести обработку результатов самооценки (приведены формулы расчета). А также представляет алгоритм деятельности ОО по приведению уровня владения трудовой функцией к уровню требований Профстандарта педагога.
Компетенции педагогического работника
Требования приказа Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» (далее — Профстандарт педагога) с 2017 г. принимаются работодателями к сведению при формировании кадровой политики и управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и при установлении системы оплаты.
СПРАВКА
Профстандарт педагога — это многофункциональный нормативный документ, который определяет квалификационный уровень педагогического работника, позволяющий ему выполнять профессиональные обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к профессии воспитателя, учителя.
Основной целью профессиональной деятельности является оказание образовательными организациями (далее — ОО) образовательных услугпо основным общеобразовательным программам.
Обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» включает в себя три трудовые функции, в содержании которых отражаются необходимые компетенции, которыми должен обладать педагогический работник:
1. Общепедагогическая функция. Обучение.
2. Воспитательная деятельность.
3. Развивающая деятельность.
Поскольку введение Профстандарта педагога опережает изменения системы профессиональной подготовки учителя и процедуры аттестации педагогических кадров, предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам в его осмыслении и доведении их квалификации до уровня требований Профстандарта педагога.
Соответствие педагогического работника Профстандарту педагога
В этой связи рассмотрим методику самооценки соответствия педагогического работника требованиям Профстандарта педагога на примере трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение».
Цели самооценки: определить уровень соответствия выполнения трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» требованиям Профстандарта педагога и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на этот уровень.
Количественный анализ уровней квалификации представим в виде таблиц (табл. 1–3):
- владение педагогическим работником трудовыми действиями (далее — уровень действий);
- владение необходимыми умениями (далее — уровень умений);
- владение необходимыми знаниями (далее — уровень знаний).
Таблица 1
Уровень действий
Показатель | Оценка |
---|---|
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы (далее — ООП) | |
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования | |
Участие в разработке и реализации программы развития ОО в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | |
Планирование и проведение учебных занятий | |
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | |
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП обучающимися | |
Формирование универсальных учебных действий | |
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ) | |
Формирование мотивации к обучению | |
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся | |
Итого (∑факт): |
Обработка результатов.
Оценка по выделенным показателям осуществляется по трехбалльной системе:
- «2» — данному требованию Профстандарта педагога педагогический работник соответствует на высоком уровне;
- «1» — данному требованию Профстандарта педагога педагогический работник соответствует частично (есть резервы или недостатки при выполнении требования);
- «0» — данному требованию Профстандарта педагога педагогический работник не соответствует (требование практически не выполняется).
Уровень действий рассчитывается по следующей формуле:
Уровень действий = ∑факт / ∑max x 100%,
где в числителе дроби — суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 3 табл. 1), в знаменателе — количество показателей (столбец 2 табл. 1), умноженное на два (∑max = 10×2 = 20).
Полученную цифру (К), обозначающую уровень действий, необходимо сравнить с «ключом» методики:
- если 85% ≤ К ≤ 100%, то можно оценивать уровень действий как оптимальный;
- если 60% ≤ К ≤ 84%, то можно оценивать уровень действий как допустимый;
- если 50% ≤ К ≤ 59%, то можно оценивать уровень действий как критический;
- если К < 50%, то можно оценивать уровень действий как недопустимый.
Таблица 2
Уровень умений
Показатель | Оценка |
---|---|
Владеть формами и методами обучения, в т. ч. выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п. | |
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся | |
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде | |
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в т. ч. с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
Владеть ИКТ-компетентностями: • общепользовательской; • общепедагогической; • предметно-педагогической (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) | |
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей ОО, места жительства и историко-культурного своеобразия региона | |
Итого (∑факт): |
Оценка по выделенным показателям осуществляется по трехбалльной системе аналогично табл. 1. Уровень умений рассчитывается по следующей формуле:
Уровень умений = ∑факт / ∑max x 100%,
где в числителе дроби — суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 3 табл. 2), в знаменателе — количество показателей (столбец 2 табл. 2), умноженное на два (∑max = 6×2 = 12).
Обработка результатов осуществляется аналогично результатам для табл. 1.
Таблица 3
Уровень знаний
Показатель | Оценка |
---|---|
Преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС общего образования и ООП, его история и место в мировой культуре и науке | |
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества | |
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики | |
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | |
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения | |
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | |
Рабочая программа и методика обучения по учебному предмету | |
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в РФ, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, ФГОС общего образования, законодательство о правах обучающегося, трудовое законодательство | |
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи | |
Конвенция о правах ребенка | |
Трудовое законодательство | |
Итого (∑факт): |
Оценка по выделенным показателям осуществляется по трехбалльной системе аналогично табл. 1. Уровень знаний рассчитывается по следующей формуле:
Уровень знаний = ∑факт / ∑max x 100%,
где в числителе дроби — суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 3 табл. 3), в знаменателе — количество показателей (столбец 2 табл. 3), умноженное на два (∑max = 11×2 = 22). Обработка результатов осуществляется аналогично табл. 1.
Итоговый уровень соответствия выполнения трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» требованиям Профстандарта педагога можно рассчитать как среднее арифметическое вышеобозначенных уровней:
Уровень владения трудовой функцией = (Уровень действий уровень умений уровень знаний) / 3.
Полученные данные табл. 1–3 можно представить в виде графика, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат — полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений дальнейшей методической работы ОО по развитию уровня профессиональной компетентности педагогов.
Алгоритм деятельности ОО
ДеятельностьОО по приведению уровня владения трудовой функцией «Общепедагогическая функция. Обучение» к уровню требований Профстандарта педагога можно представить в виде следующего алгоритма:
1. Самоанализ уровня подготовки педагога к выполнению функции «Общепедагогическая функция. Обучение». Учителя самостоятельно анализируют, каким требованиям Профстандарта педагога они отвечают, а где у них имеются затруднения. Определяют, как их решить: например, пойти на курсы дополнительного профессионального образования или воспользоваться возможностями внутрикорпоративного повышения квалификации.
2. Анализ затруднений педагогов на заседаниях предметных методических объединений, предметных кафедр, метапредметных методических объединений, определение возможности преодоления профессиональных затруднений на уровне ОО ( мастер-классы, стажировки, взаимопосещение уроков и внеурочных мероприятий, диссеминация передового педагогического опыта и т. д.).
3. Анализ уровня подготовки педагогов заместителем руководителя ОО. На основе мероприятий в рамках создания и развития внутренней системы оценки качества образования (образовательной деятельности) или результатов внутришкольного контроля анализируется соответствие педагогических работников Профстандарту педагога и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации ОО.
4. Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон на педагогическом совете «Ресурсы развития выполнения функции „Общепедагогическая функция. Обучение“» и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога — составление индивидуальной профессионально-личностнойобразовательно-методической траектории педагога (что, когда, где, за какие средства и т. п.).
5. Реализация намеченных мероприятий в максимально короткие сроки.
