ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июнь 2015года
Организуем педагогическую деятельность

Проектная деятельность обучающихся в условиях внедрения эффективного учебного плана

Каковы особенности проектной деятельности как педагогической системы? Каких результатов можно достичь в ходе проектной деятельности?

Автор статьи рассказывает, как грамотно составить технологическую карту реализации проекта. Анализирует этапы выполнения проектов. А также приводит план-график и оценочный лист проектной работы. Положение о проектной деятельности в образовательной организации прилагается.

Е.Ю. Ривкин, канд. пед. наук, методист  ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением французского языка № 1251 имени генерала Шарля де Голля»

Особенности проектной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) основного общего образования определяет внеурочную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса. Переход на эффективный учебный план1 предполагает включение в учебный план индивидуальной проектной деятельности в качестве самостоятельного предмета, результат аттестации по которому вносится в аттестат о получении среднего общего образования. Поэтому в очередной раз становится актуальной проблема понимания существа, содержания и организации проектной деятельности обучающихся.

В общем понимании проект — это управляемая, ограниченная по ресурсам и срокам деятельность, направленная на достижение конкретного результата (цели) — создание определенного, уникального продукта; совокупность описаний свойств создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат реализации.

С позиций системно-деятельностного подхода — методологической основы ФГОС общего образования — любая образовательная деятельность является по своей сути и структуре педагогической системой, ибо служит средством реализации педагогических целей, соответствующих требованиям к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (далее — ООП) соответствующего уровня образования. Понимая педагогическую систему любого уровня как открытую, управляемую, ресурсообеспеченную субъектную деятельность по достижению диагностируемой цели, мы будем рассматривать учебное проектирование как управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно-обеспеченный, корректируемый), ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности субъектов по достижению уникального, общественно значимого, запрограммированного, диагностируемого материального результата. Обобщенная структура проектной деятельности как педагогической системы может быть представлена следующей схемой (рисунок):

Обобщенная структура проектной деятельности как педагогической системы

Таким образом, особенностями проектной деятельности являются: управляемость; актуальность, общественная значимость, уникальность конечного материального результата; ограниченность по срокам.

В отличие от исследовательской деятельности, целью которой является получение новых знаний, проектирование направлено на создание материального результата (или его образа). Исследовательская деятельность может быть органически включена в проектирование для получения новых знаний, необходимых для достижения цели проекта. Например, исследование качества воздуха (исследовательская деятельность, обеспечивающая получение новых знаний о составе воздуха в различных частях пространства) для определения оптимальных мест размещения детских объектов (проектная деятельность, направленная на разработку рекомендаций по размещению детских объектов на конкретной территории; или создание модели организации социально-бытовой инфраструктуры конкретного пространства и т. п.).

Результаты освоения ООП, достигаемые в проектной деятельности

Проектная деятельность является эффективным технологическим средством реализации задач ФГОС общего образования как педагогически целесообразная деятельность, направленная на достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. В таблице 1 представлены результаты освоения ООП основного общего образования, достигаемые в процессе проектной деятельности.

Таблица 1

Результаты освоения ООП основного общего образования, достигаемые в процессе проектной деятельности

Результаты освоения ООП основного общего образованияНаправления и особенности осуществления проектной деятельности
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед РодинойРеализация краеведческих, социологических, обществоведческих и т. п. проектов
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом трудеВыбор содержания проектной деятельности, процесс работы над проектом; социальная направленность результата проектной деятельности
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мираРеализация предметного и межпредметного содержания проектной деятельности
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопониманияРеализация коллективных проектов
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учащимися старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельностиРеализация системы коллективных проектов (в т. ч. —разновозрастных); организация социально значимого содержания проектной деятельности
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкамОбеспечение рефлексии обучающимися процесса и результата деятельности
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогахВыполнение проектов, направленных на развитие здоровьесберегающей среды; реализация предметных и межпредметных проектов, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуацияхРеализация экологических проектов
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характераРеализация системы проектов творческо-эстетического характера
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьиОбеспечение участия семьи в процессе проектной деятельности
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельностиЦелеполагание и определение задач проекта; обоснование актуальности проекта
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задачПроцесс планирования проектной деятельности, разработка методики выполнения проекта
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельностиОбеспечение анализа результатов и рефлексии всех этапов проектной деятельности
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтениеОрганизация и выполнение проекта; деятельность с разными источниками информации; формулировка выводов
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речьюИспользование системы проектов, реализуемых в парной, групповой, коллективных формах; оформление результатов проекта; презентация результатов проектной деятельности
Формирование и развитие компетенции в области информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ)Использование ИКТ в процессе осуществления проектной деятельности
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентацииРеализация системы экологических межпредметных проектов
Предметные результаты
Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области; видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и  социально-проектных ситуациях; формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемамиПредметное содержание проектов

Технологическая карта проекта

В таблице 2 представлена технологическая карта (алгоритм) реализации проектной работы.

Таблица 2

Технологическая карта реализации проекта

Этапы реализации проектаМетодические комментарии
Подготовительный этап
Выбор обучающимся предметной области и руководителя проектаОбучающиеся на основании собственных интересов самостоятельно выбирают предметную область, в которой будет осуществляться проектная работа, и руководителя работы (для индивидуальных проектов обучающихся 10-х классов — из числа педагогов образовательной организации (далее — ОО))
Выбор тематики, направления и жанра выполнения проектаПо направлению проекты могут быть исследовательские, инженерные, прикладные, информационные, социальные, экологические, краеведческие, игровые, творческие и др.
По содержанию: предметные и межпредметные.
Проектные работы могут быть выполнены в различных жанрах, таких как:
• геоинформационная система;
• мультимедийная экскурсия;
• справочник, путеводитель, атлас на бумажных и электронных носителях;
• макет, дизайн-макет;
• видеоматериалы;
• учебное пособие или дидактические материалы;
• компьютерная программа;
• описание (свойств создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат реализации, например, экологические, социальные проекты, бизнес-план);
• сценарий, творческое произведение и др.
Обучающиеся самостоятельно формулируют тему (либо выбирают одну из тем, предложенных педагогом), определяют цель (продукт) работы и ее жанровые особенности и согласуют с руководителем проекта. Тема должна быть сформулирована максимально конкретно, отражая существенные стороны проекта, и должна быть уточнена после завершения всей работы
Обоснование актуальности выбранной темыТема актуальна при наличии общественной потребности (внешнего запроса, социального заказа), определяющей необходимость проектирования. Актуальность порождается противоречием между необходимостью в результатах данного проекта (для чего нужен результат, в чем заключается его уникальность) и их отсутствием
Формулировка цели проектаЦель формулируется как представление о результате деятельности, т. е. следует описать конкретный материальный продукт, который автор хочет получить в конечном итоге. (Цель работы: создать …, разработать …). Цель должна быть понятной, достижимой, диагностируемой
Формулировка задач проектаЗадачи — промежуточные цели деятельности по этапам реализации проекта. Требования к задачам: достижимость, последовательность и иерархичность, непротиворечивость друг другу, ясность формулировки, диагностичность (измеряемость результатов), фиксированность по срокам. Формулируются 3–4 задачи, являющиеся шагами к конечной цели. Тема, цели и задачи проекта должны быть согласованы между собой
Разработка методики и программы реализации проектаМетодика выполнения проекта: для выполнения каждой конкретной задачи подробно разрабатывается содержание и порядок действий автора (что и как делать).
Определяются источники получения информации на каждом этапе работы:
• что известно по содержанию данной проблемы?
• каких знаний недостает?
• где и каким образом можно приобрести недостающие знания? (Анализ литературы, анализ информации из Интернета, работа в архиве, опрос, работа в музеях, проведение микроисследования, др.).
Указываются сроки реализации каждой задачи (см. форму 1 « План-график выполнения проектной работы»)
Выбор формы и определение срока представления конечного результата (отчета)Обоснование выбора формы представления конечного результата (отчета), корректировка сроков в процессе подготовки проекта
Этап выполнения проекта
Выполнение задач проектаОбучающиеся самостоятельно (при консультативной помощи руководителя) работают над реализацией поставленных задач (производят поиск, отбор, систематизацию, анализ, оформление информации; осуществляют моделирование) согласно разработанной методике и программе
Предварительный контрольСовместно с руководителем определяется степень достижения каждой из задач и цели. Обсуждение полученных материалов и достигнутых результатов в учебных классах (других объединениях)
Доработка (коррекция) полученных результатовКорректировка содержания проекта после определения степени достижения каждой из задач и цели
Оформление отчета (паспорта проекта)Отчет должен содержать следующие разделы:
• Титульный лист (с указанием ОО, темы проекта, автора и руководителя, года разработки).
• Актуальность и назначение проекта, его практическая значимость.
• Цель и задачи проекта.
• Методика выполнения проекта.
• Результаты выполнения проекта.
• Список использованных источников информации.
• Приложения (иллюстративный, графический, справочный материал, электронная версия работы и др.)
Подготовка представления (презентации) конечного результатаВажно в отведенное на представление результата ограниченное время кратко отразить:
• общие сведения о проекте: тему, актуальность и практическую значимость, цель;
• задачи и их достижение (по каждой задаче: методика выполнения и достигнутый результат);
• общий результат работы и выводы.
При сопровождении выступления компьютерной презентацией следует обратить внимание на ее содержание и оформление. Презентация должна иллюстрировать (а не дублировать) основное содержание устного выступления, т. е. содержать минимальное количество текста, сведений и другой информации, чтение которой отвлекает от содержания выступления (отвлекающими являются и эффекты анимации, которые не служат выделению докладываемого содержания)
Представление (презентация) конечного результата проектаНа представлении (защите) проекта должен быть представлен сам проект, отзыв (рецензия) руководителя, презентационный материал. Автору необходимо уложиться в отведенное время
Коллективное обсуждение всей работы (в рамках презентационного мероприятия)Необходимо быть готовым к ответам на вопросы по содержанию и методике проделанной работы
РефлексияАвтор проекта должен ответить (себе) на вопросы: осуществлен ли замысел (достигнута ли цель)? что способствовало или препятствовало достижению? как избежать выявленных проблем в будущем?
Применение результатов работыОрганизация использования результатов проекта в практике ОО

План-график выполнения проекта

План-график выполнения проекта, представленный в форме 1, помогает автору четко спланировать свою деятельность, а руководителю осуществлять контроль и коррекцию процесса выполнения работы на всех этапах.

Форма 1

План-график выполнения проектной работы

Автор:                                                                                                                    
Тема:                                                                                                                     
Руководитель проекта:                                                                                           

Порядок выполнения работыСрок выполненияКомментарии руководителя проекта о выполнении
Подготовительный этап
Формулировка темы проекта  
Выбор направления и жанра выполнения проекта, формы представления конечного результата  
Обоснование актуальности выбранной темы  
Формулировка цели проекта  
Формулировка задач проекта  
Разработка программы и методики реализации проекта  
Этап выполнения проекта (заполняется согласно задачам и разработанной методике)
Поиск, отбор, систематизация, анализ, оформление информации  
Моделирование  
Предварительный контроль достижения результата  
Доработка (коррекция) полученных результатов  
Оформление отчета (может осуществляться в процессе выполнения работы на предыдущих этапах)
Титульный лист  
Актуальность и назначение проекта, его практическая значимость  
Цель и задачи проекта  
Методика выполнения проекта  
Результаты выполнения проекта  
Список использованных источников информации  
Приложения (иллюстративный, графический материал, электронная версия работы и др.)  
Рефлексивное описание выполнения проекта  
Подготовка представления конечного результата  
Подготовка оценочных листов  
Рецензирование проекта руководителем  
Защита проекта  

Оценочный лист проектной работы

Для оценки проекта могут быть использованы критерии степени сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (далее — УУД); предметных знаний и способов действий. Для непосредственной оценки проекта используется оценочный лист (форма 2).

Форма 2

Оценочный лист проектной работы

Автор:                                                                                                                    
Тема:                                                                                                                     

КритерииОценкаКомментарии
Выполнение проектной работы
Титульный лист, распечатанный вариант работы
Соответствие содержания теме  
Актуальность  
Формулировка цели и задач проекта  
Методика выполнения проекта  
Результаты выполнения проекта:
• оригинальность;
• новизна;
• практическая значимость;
• самостоятельность выполнения;
• форма представления
  
Формулировка выводов  
Список использованных источников информации  
Наличие иллюстративного материала  
Наличие электронной версии работы  
Особое мнение 
Презентация и защита проекта
Логика изложения. Указаны:
• тема;
• актуальность;
• цель;
• задачи;
• методика;
• результаты выполнения задач;
• выводы
  
Владение материалом:
• понимание излагаемого;
• аргументированность;
• логичность;
• умение ответить на вопросы
  
Наличие и качество иллюстративного материала  
Речь (четкость, грамотность, построение фраз и др.)  
Соблюдение регламента (до 10 мин)  
Особое мнение 
Рекомендации 

Регламент осуществления проектной деятельности в ОО оформляется в форме Положения и утверждается локальным актом (приложение).

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ о проектной деятельности в образовательной организации

1. Общие положения

1.1. Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса
в                                      (наименование образовательной организации)                                    
(далее — ОО) и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности в течение учебного года согласно учебному плану.

1.2. Под понятием «Проектная деятельность» в ОО понимается                                                  .

1.3. Образовательные задачи достигаются средствами проектной деятельности согласно федеральным государственным образовательным стандартам (далее — ФГОС) общего образования (по уровням) и основной образовательной программе ОО.

1.4. Обучающиеся 1-9-х классов участвуют в индивидуальной и коллективной проектной деятельности на добровольной основе.

1.5. Индивидуальная проектная работа является обязательной формой образовательной деятельности, выполняемой обучающимся 10-11-х классов в рамках одного или нескольких учебных предметов согласно учебному плану.

1.6. Индивидуальная проектная работа должна соответствовать следующей структуре:                                                                                                                                           .

2. Организация проектной деятельности в ОО 

2.1. Общее руководство проектной деятельностью обучающихся 10-11-х классов в ОО осуществляет организационный комитет (далее — оргкомитет). Председателем оргкомитета является                                                                                                                            .
В состав оргкомитета входят:                                                                                             .

2.2. Оргкомитет:

  • организует проектную деятельность обучающихся в рамках учебного плана;
  • распределяет нагрузку педагогов по руководству проектами;
  • утверждает перечень тем проектных работ, выбранных обучающимися;
  • проводит предварительную экспертизу работ, представляемых к защите;
  • организует и проводит оценивание выполненных проектных работ;
  • организует и проводит итоговую научно-практическую конференцию в ОО по тематическим секциям по итогам выполненных работ;
  • осуществляет выдвижение лучших проектных работ для участия в конкурсных мероприятиях различного уровня (муниципального, окружного, регионального, федерального).

2.3. Руководителями проектных работ являются педагоги ОО. Консультантами могут быть сотрудники иных организаций, а также родители обучающихся.

Руководители проектных работ:

  • формулируют темы, предлагаемые для выполнения обучающимися, и согласуют их с уполномоченным представителем оргкомитета;
  • организуют индивидуальные и групповые консультации для обучающихся в процессе выполнения проектной работы (как плановые, так и по запросам обучающихся), осуществляют контроль деятельности обучающихся и несут ответственность за качество представляемых на защиту проектных работ;
  • проводят индивидуальные консультации с обучающимися, представляющими свои проектные работы на конкурсы разного уровня. Для участия проектной работы в конкурсных мероприятиях различного уровня (муниципального, окружного, регионального, федерального) руководителем работы организуется оформление сопровождающей документации, предусмотренной форматом данного конкурса, и согласовывается с оргкомитетом ОО.

2.4. Выполнение индивидуальной (или коллективной) проектной работы для обучающихся других классов ОО является добровольным и осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности по согласованию с педагогами. Результаты выполнения учебных проектов могут учитываться при выставлении учителями годовой отметки по соответствующему предмету и в составе портфолио обучающегося.

2.5. Представление результатов проектной деятельности предусматривает публичную защиту работы обучающимся на                                                             (указать мероприятие(я))
или на специальном заседании оргкомитета.

3. Порядок и требования к выполнению проектной работы

3.1. Обучающиеся 10-х классов самостоятельно выбирают предметную область, в которой будет осуществляться проектная работа, и руководителя работы из числа педагогов ОО. В случае затруднений с выбором оргкомитет назначает в качестве руководителя работы одного из педагогов ОО.

3.2. Обучающиеся самостоятельно формулируют тему (либо выбирают одну из тем, предложенных педагогом), определяют цель (продукт) работы и ее жанровые особенности и согласуют с руководителем проекта. Согласованные темы проекта утверждаются оргкомитетом не позднее 1 октября текущего учебного года.

3.3. Проектная работа выполняется обучающимися в течение 2 учебных годов (10-й и 11-й классы) в соответствии с  планом-графиком выполнения, согласованным с руководителем проектной работы.

3.4. Рекомендуемый порядок выполнения и оформления проектной работы представлен в технологической карте.

4. Порядок и требования к защите проекта

4.1. Проектная работа, выполненная и представляемая на защиту, должна содержать следующие материалы:

  • выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
  • описание проектной работы согласно п. 1.6;
  • рецензию руководителя.

4.2. Публичная защита проектной работы проводится лично автором в устной форме на                                                                                       (указать мероприятие)
или в рамках специального открытого заседания оргкомитета проектной деятельности. О конкретной дате защиты обучающиеся оповещаются руководителем проектной работы не позднее чем за месяц до дня ее проведения.

4.3. Не менее чем за неделю до дня публичной защиты проектной работы руководителю предоставляется один экземпляр паспорта работы, оформленный в соответствии с установленными нормами.

4.4. Перед публичной защитой проекта ее участники должны провести проверку техники, записать работу или ее демонстрационную версию на компьютер, который будет использоваться во время презентации, проверить качество записи и условия демонстрации.

4.5. Продолжительность выступления не должна превышать 10 мин. После завершения выступления автор проектной работы отвечает на вопросы членов оргкомитета (не более 5 мин).

4.6. По итогам выполнения и защиты проектной работы решением оргкомитета обучающемуся выставляется итоговая оценка.

4.7. Решением оргкомитета лучшие проектные работы рекомендуются для участия в конкурсных мероприятиях различного уровня (муниципального, окружного, регионального, федерального).

4.8. Обучающиеся по согласованию с руководителем могут направлять завершенные проектные работы на конкурсы различного уровня, проводимые по соответствующей тематике. Для обучающихся — авторов проектных работ, ставших победителями и призерами городских, региональных, межрегиональных, республиканских или международных конкурсов, результат участия в конкурсе приравнивается к процедуре публичной защиты проекта. Решением оргкомитета данному обучающемуся выставляется итоговая оценка «отлично».

5. Критерии оценки проектной работы

Индивидуальная проектная работа оценивается по следующим критериям:

  • сформированность познавательных УУД как способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении сформулировать тему, обосновать ее актуальность и выбрать адекватные приемы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов, обоснование и создание модели, объекта, творческого решения и т. п.;
  • регулятивных УУД, проявляющаяся в умении самостоятельно ставить цели и задачи, планировать и управлять своей деятельностью во времени, использовать имеющиеся и привлекать недостающие ресурсы, осуществлять выбор оптимальных приемов деятельности;
  • предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, логично и обоснованно в соответствии с темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
  • коммуникативных УУД, проявляющаяся в способности ясно изложить содержание выполненной работы, представить ее результаты, четко и аргументированно ответить на вопросы.

6. Приложения

В приложения выносятся: технологическая карта реализации проекта, план-график выполнения проекта, оценочный лист и другие бланки и формы, обеспечивающие соблюдение единообразия документации и удобство использования Положения о проектной деятельности в ОО.


1Приказ департамента образования г. Москвы № 669 от  06.11.2013 «О реализации пилотного проекта по внедрению эффективного учебного плана». Подробнее см.: http://mosmetod.ru/ metodicheskoe-prostranstvo/documenti/prikaz-do-g-moskvy-669-ot- 06-11-2013-o-realizatsii-pilotnogo-proekta-po-vnedreniyu- effektivnogo-uchebnogo-plana.html. >>вернуться в текст
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.