ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Май 2025года
Профессиональные компетенции
Перевод и отчисление

Перевести, оставить на второй год или отчислить. Алгоритм для переводных классов, чтобы правильно оформить отношения

Наталья Пашкова, ответственный редактор журнала
Наталья Романова, главный редактор журнала
В статье – алгоритм для школы, чтобы правильно оформить отношения с учениками переводных классов в конце учебного года. Если без оснований отчислить ученика, это грозит штрафом для должностных лиц от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, а для школы – от ста до двухсот тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.57 КоАП). Практикующий юрист в сфере образовательного права, руководитель экспертной поддержки Актион Образование Анна Ивлева ответила на главный вопрос – можно ли отчислять неуспевающих школьников, чтобы не портить качество образовательных результатов школы. А также подготовила документы, чтобы перевести учеников с академической задолженностью в следующий класс условно, на обучение по индивидуальному учебному плану или оставить на второй год.

Если в школе в конце года есть неуспевающие ученики, встает вопрос, как с ними поступить. Перевести в следующий класс, чтобы не допустить отсева? Или отчислить, чтобы не снижать общее качество образовательных результатов? В статье рассмотрели, на какие действия по закону имеет право школа, чтобы не получить штраф или другие последствия. Говорим только о переводных классах, для выпускных алгоритмы будут другими – о них читайте в следующих номерах журнала.

Самое главное – неуспевающих учеников отчислять нельзя

Школа не может отчислить ученика, даже если у него по итогам учебного года есть одна или несколько двоек. Школьники с не­удовлетворительными результатами – это ученики с академической задолженностью. Таких учеников нельзя перевести в следующий класс без дополнительных условий, но и отчислять тоже нельзя.

Чтобы ученик продолжил далее осваивать образовательную программу, ему необходимо ликвидировать академическую задолженность или же, если школьник этого не сделал, выбрать иные варианты обучения. Предлагаем простой алгоритм, чтобы решить проблемные ситуации с переводом ученика в следующий класс.

  Главное в статье СкрытьАнна Ивлева,
руководитель экспертной поддержки Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования
 

Учеников отчисляют из школы после завершения обучения, по инициативе школы, родителей или совершеннолетнего школьника и по независящим от сторон обстоятельствам. В первом случае ученик осваивает программы ООО и СОО, успешно проходит ГИА и отчисляется с аттестатом соответствующего уровня. Инициатива родителей и учащихся проявляется в виде заявления на перевод в другую школу или выбор семейной формы образования, самообразования.

Школа вправе прекратить образовательные отношения из-за обстоятельств, которые не зависят от воли сторон (п. 3 ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 1 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 06.04.2023 № 240). Например, если школу лишают аккредитации, ученика привлекают к уголовной ответственности в виде лишения свободы и т. д. Перечень открытый. Отчислить может и сама школа, если ученик нарушает дисциплину: за прогулы, драки и другие нарушения локальных актов и устава (ч. 8 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 10 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 15.03.2013 № 185). При этом процедура отчисления по инициативе школы сложная и требует соблюдения ряда условий:

  • ребенку исполнилось 15 лет;
  • он не имеет задержки психического развития или нарушений интеллекта;
  • дисциплинарные проступки совершались неоднократно;
  • ранее примененные дисциплинарные взыскания не сняты, их срок не истек;
  • иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата;
  • пребывание подростка в школе отрицательно влияет на других учеников и нормальное функционирование школы;
  • поведение нарушает права других учеников и работников;
  • ученик не отсутствует в школе из-за болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

Если школа нарушит хотя бы одно из указанных требований, отчисление признают незаконным и школу оштрафуют.

Шаг 1. Проверить итоги промежуточной аттестации

Главное в статье Скрыть В следующий класс учеников переводят по итогам промежуточной аттестации. Форму аттестации указывают в учебном плане, порядок проведения – в локальном акте. Переводить в следующий класс можно только учеников 1–8-х и 10-х классов. Без дополнительных условий переводите только тех школьников, которые освоили образовательную программу учебного года в полном объеме (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 26­Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115).

Решение о переводе принимает и фиксирует в протоколе педсовет или иной орган управления, которому полномочие предоставлено уставом образовательной организации. На основании протокола директор издает приказ о переводе.

  Анна Ивлева,
руководитель экспертной поддержки Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования
 

Переводите из класса в класс только тех детей, которые зачислены на обучение по образовательной программе (п. 26 Порядка, утв. приказом Мин­просве­щения от 22.03.2021 № 115). Учеников, которые осваивают программы в форме семейного образования, переводить не нужно. Такие ученики после промежуточной аттестации продолжают осваивать образовательную программу самостоятельно и не являются зачисленными на обучение. Школа зачисляет их только на время для прохождения аттестации (ч. 3 ст. 34, ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 27 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115).

Шаг 2. Определить кандидатов на условный перевод

Условно переводите в следующий класс учеников, которые имеют академическую задолженность или не прошли промежуточную аттестацию по уважительным причинам (ч. 8 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Академическая задолженность возникает, когда ученик получил неудовлетворительные результаты по одному или нескольким предметам или не проходил промежуточную аттестацию без уважительной причины, то есть прогулял процедуру.

Школа должна уведомить родителей школьника о риске возникновения академической задолженности. Смотрите образец уведомления. Решение об условном переводе принимает педсовет или другой орган, у которого такое полномочие предусмотрено уставом школы. На основании решения педагогического совета директор издает приказ.




























Образец уведомления

Скачать

Права и обязанности
Права и обязанности
Включите в уведомление пункты о правах и обязанностях, которые появляются у школьника и родителей в связи с академической задолженностью
  Анна Ивлева,
руководитель экспертной поддержки Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования
 

Перевести ученика условно из 4-го в 5-й класс ­нельзя. 4-й класс завершает уровень начального общего образования. Этот уровень образования обязателен. Ученик не может приступить к освоению нового уровня образования, если не освоил программу предыдущего (ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

У школьников, которые пропустили промежуточную аттестацию по болезни или другой уважительной причине, академическая задолженность не образуется. Но переводить их в следующий класс школа тоже должна условно. Для таких учеников переносят сроки промежуточной аттестации.

Включите пункт об условном переводе в общий приказ о переводе учеников в следующий класс. Так вам не придется составлять отдельный документ. В этом же приказе можно прописать поручения по организации ликвидации академической задолженности и добавить пункт о новых сроках промежуточной аттестации для тех, кто не прошел процедуру по уважительной причине.

Шаг 3. Утвердить сроки ликвидации задолженности

Ученик может пройти промежуточную аттестацию по одному предмету дважды в течение года с момента появления академической задолженности (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Когда пройдет срок, который давали на ликвидацию задолженности, педсовет подтверждает перевод в следующий класс или устанавливает новый срок.

  Анна Ивлева,
руководитель экспертной поддержки Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования
 

Вы не вправе отчислить школьника за неуспеваемость (п. 2 ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). На этом основании можно отчислить только с программ профессионального образования – среднего профессионального и высшего. Если ученик не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки, предложите родителям варианты дальнейшего обучения ребенка.

Хотя закон не запрещает, лучше не проводить ликвидацию задолженности летом, иначе рискуете нарушить права ребенка на отдых (ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом для учеников 4-го класса с академической задолженностью провести повторную аттестацию летом – фактически единственный шанс не остаться на второй год. Поэтому для них можно запланировать летнюю ликвидацию по заявлению родителей.

Образец заявления

Инструкция
Нажмите Копировать внизу примера формулировки, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Шаг 4. Согласовать варианты дальнейшего обучения

Если ученик повторно не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки, предложите родителям выбрать один из вариантов дальнейшего обучения ребенка. Всего вариантов три: повторное обучение, обучение по адаптированной образовательной программе на основании рекомендаций ПМПК или по индивидуальному учебному плану.

Кликайте о вкладкам, чтобы прочитать подробности

Главное в статье Скрыть

СПРАВКА

Перевод на ИУП будет эффективен, если пропуски были незначительными и ученик не испытывает трудностей в изучении большей части предметов и курсов

  Анна Ивлева,
руководитель экспертной поддержки Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования
 

Родители обязаны обеспечить получение ребенком общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа не вправе самостоятельно определять вариант обучения для ребенка с задолженностью, поэтому родители обязаны выбрать один из вариантов. Если они отказываются это делать, то нарушают право ребенка на образование. В таком случае обратитесь в органы опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК).

Главное в статье СкрытьОбразцы документов

Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

5
Май 2025года
Профессиональные компетенции
Консультация юриста

Ответы юриста на частые вопросы ваших коллег о предметах по выбору на ЕГЭ, электронном журнале и необходимости распечатывать родителям документы школы

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование
Предлагаем ответы на вопросы, с которыми обращаются в редакцию заместители директора. Может ли ученик для сдачи на ЕГЭ выбрать предмет, которого не было в учебном плане? По всем ли предметам учителю обязательно записывать домашнее задание в электронный журнал? Нужно ли предоставлять родителям в бумажном виде график контрольных работ или локальные акты школы, если они есть на школьном сайте? На эти и другие вопросы мы попросили ответить юриста Анну Ивлеву.

1. Обязательно ли заполнять в электронном журнале домашнее задание по физкультуре? Учитель физической культуры не заполняет. Мотивирует тем, что на уроке не предусмотрен учебник.

Руководствуйтесь локальными актами вашей школы, которые регламентируют требования к фиксации домашних заданий в электронном журнале. На федеральном уровне нет требований вносить в электронный журнал домашнее задание. Кроме того, наличие или отсутствие учебников по предмету и обязанность задавать домашнее задание или отсутствие такой обязанности не взаимосвязаны между собой.

2. Какое количество пропущенных уроков в учебной четверти должно быть у ученика, чтобы его не смогли аттестовать за четверть? Есть ли нормативные документы, которые регулируют данный вопрос?

Посещаемость не должна влиять на промежуточную аттестацию ученика. Оценка должна отражать уровень освоения обучающимся пройденной части учебного материала.

Порядок аттестации учеников школа определяет в локальном акте. При этом приравнять пропуски к двойке вы не можете. Если ученик пропустил контрольную работу в рамках промежуточной аттестации, то решение зависит от оснований пропуска и условий, установленных локальным актом.

В ситуации, когда ученик пропустил промежуточную аттестацию по уважительной причине, ему дают возможность написать контрольную работу в другое время или выполнить ее дистанционно, если это предусматривает локальный акт школы. В этом случае перенос даты промежуточной аттестации оформите приказом по школе. В приказе укажите основание для переноса даты конкретному ученику. Какие причины считать уважительными, определите локальным актом. Это может быть болезнь или отпуск родителей. Федеральное законодательство ограничений не содержит.

Ситуацию, когда ученик пропустил промежуточную аттестацию без уважительной причины, считают академической задолженностью на основании части 2 статьи 58 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Академическую задолженность ученик должен ликвидировать в течение года с момента ее образования в сроки, которые установит школа.

Ликвидировать задолженность ученик имеет право два раза в пределах одного года с момента ее образования. Если ученик не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки, предложите родителям выбрать один из трех вариантов дальнейшего обучения ребенка: повторное, по адаптированной образовательной программе на основании рекомендаций ПМПК или по индивидуальному учебному плану.

3. В электронный журнал классный руководитель 2-го класса выставляет оценки ученикам по различным предметам, сознательно занижая их за поведение. У ученика может стоять двойка за классную работу, при этом в тетради вся классная работа решена. В итоге у ученика из-за двойки снижается средний балл по предмету. Насколько законны действия классного руководителя, когда он выставляет оценки не на основе знаний ученика, а за поведение?

Оценки за поведение выставлять нельзя. Если педагог выставляет плохие оценки, двойки или единицы, за плохое поведение, забытые тетради, неподписанные контрольные работы, он нарушает правила текущего контроля успеваемости учеников. Оценка должна отражать уровень освоения школьниками пройденной части учебного материала. Если ребенок нарушает дисциплину, к нему можно применить дисциплинарное взыскание.

Проведите служебное расследование. Порядок расследования определите самостоятельно. Поручите комиссии по служебному расследованию собрать документы, которые подтверждают фактические обстоятельства дела. По итогам служебного расследования поручите комиссии составить акт. В акте необходимо указать: дату, время и место составления, состав комиссии по проведению служебного расследования, указать Ф. И. О. и должности членов; причину проведения; сведения о расследуемом проступке: Ф. И. О. работника, который его совершил, время, место, обстоятельства и последствия совершения; реквизиты документов, которые комиссия исследовала в ходе служебного расследования; факты, установленные комиссией; предложения о привлечении или непривлечении работника к дисциплинарной ответственности.

Если проверка установила вину педагога в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, примите меры. Работодатель вправе применить к такому работнику дисциплинарное взыскание.

4. Обязана ли школа предоставлять родителю на бумажном носителе локальные акты школы?

Нет, если документы есть на сайте школы. Родители имеют право знакомиться с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности (ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если родители обращаются с вопросом, ответ на который уже есть на сайте школы, сообщите заявителю адрес этого сайта. Сделайте это в течение семи дней со дня регистрации обращения (ч. 5.1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ).

5. Как может администрация школы на законных основаниях проверить наличие электронных сигарет в личных вещах детей?

На федеральном уровне нет оснований, по которым вы можете обыскивать вещи детей. Проводить личный досмотр и досмотр личных вещей гражданина имеют право только правоохранительные органы, чтобы обнаружить орудия совершения либо предметы административного правонарушения (ст. 27.7 КоАП).

Охранники могут проводить осмотр посетителей с помощью металлодетекторов, чтобы найти запрещенные к проносу на территорию школы предметы с дальнейшим вызовом правоохранительных органов и передачи запрещенного предмета родителям или сотрудникам органов правопорядка. Также охранник может попросить посетителей показать содержимое своих вещей. При этом заставлять доставать вещи из сумок или одежды охранник или любой другой работник школы не может. Показывать содержимое своих вещей граждане могут только добровольно.

6. Скажите, пожалуйста, на каком основании мы можем дополнительно забирать учеников с основных занятий учебного плана на подготовку к мероприятиям внеурочной деятельности, к мероприятиям в рамках плана воспитательной работы? Например, репетиция концерта к 9 Мая или репетиция спектакля в рамках курса внеурочной деятельности «Театральная студия». Или это нигде не регламентировано?

Забирать учеников с уроков нельзя. Если забирать школьников с уроков на какие-либо мероприятия или подготовку к ним, они не освоят программу полностью. Школа обязана обеспечивать реализацию образовательных программ в полном объеме (ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если школа будет ненадлежащим образом выполнять свои функции и не обеспечит реализацию программы в полном объеме, ее могут привлечь к административной ответственности (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Мероприятия и подготовку к ним можно реализовать во время урочной деятельности, но не вместо нее. Также подготовку можно перенести во внеурочную деятельность.

7. Может ли ученик 10-го класса выбрать для сдачи в текущем году китайский язык в форме ЕГЭ, если он не изучается в школе?

Нет, сдать ЕГЭ в 10-м классе нельзя. Сдать китайский язык как ЕГЭ ученик сможет только в 11-м классе. В 10-м классе ученики могут сдавать только предметы, изучение которых завершилось ранее 11-го (12-го) класса (п. 8 приказа Минпросвещения, Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552). Указанная формулировка Порядка ГИА-11 предусматривает непосредственное изучение предмета в школе. Предметы по выбору, даже если их не было в учебном плане, школьники могут сдавать в 11-м классе.

8. Родитель требует график контрольных и проверочных работ на 2024/25 год, согласованных с Роспотребнадзором. Говорит, что так положено по новым правилам. Должны ли мы согласовывать график с Роспотребнадзором? График опубликован на школьном сайте. Обязательно ли давать родителям распечатку?

Федеральное законодательство требований согласовывать график контрольных работ с Роспотребнадзором не содержит. Рособрнадзор запретил муниципальные контрольные, а на региональном уровне можно проводить только те оценочные процедуры, которые согласовало ведомство. Школы должны отказываться от участия в несогласованных работах и сообщать в Рособрнадзор, если регион навязывает им участие (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 06.08.2021 № СК-228/03, 01.169/08-01). С 2024/25 учебного года в школах будут проводить только закрепленные нормативно федеральные оценочные процедуры. Это ВПР и национальные сопоставительные исследования (НСИ). При этом школы вправе проводить собственные контрольные работы, которые они сочтут необходимыми, чтобы сделать образовательный процесс более эффективным. Но с условием, что на оценочные процедуры уходит не больше 10 процентов учебного времени.

9. Уточните, пожалуйста, есть ли возможность в учебном плане СОО естественно-научного профиля выбрать профильные предметы химия и физика? То есть в области естественно-научных предметов углубить изучение химии и физики, а не химии и биологии?

Да, такая возможность есть. Школа самостоятельно выбирает, какие предметы изучать углубленно в рамках естественно-научного профиля (ч. 1 ст. 28 Закона об образовании). Профиль – это способ ввести учеников в ту или иную общественно-производственную практику. Это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, ни образовательным пространством школы. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, учитывает предполагаемое продолжение образования учеников, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения школьников и их родителей (приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 371, п. 131.20). В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбирайте учебные предметы и дополнительные курсы преимущественно из предметных областей «Естественно-научные предметы» (п. 131.20.2 ФОП СОО).

  1. Обязательно ли заполнять в электронном журнале домашнее задание по физкультуре? Учитель физической культуры не заполняет. Мотивирует тем, что на уроке не предусмотрен учебник.
  2. Какое количество пропущенных уроков в учебной четверти должно быть у ученика, чтобы его не смогли аттестовать за четверть? Есть ли нормативные документы, которые регулируют данный вопрос?
  3. В электронный журнал классный руководитель 2-го класса выставляет оценки ученикам по различным предметам, сознательно занижая их за поведение. У ученика может стоять двойка за классную работу, при этом в тетради вся классная работа решена. В итоге у ученика из-за двойки снижается средний балл по предмету. Насколько законны действия классного руководителя, когда он выставляет оценки не на основе знаний ученика, а за поведение?
  4. Обязана ли школа предоставлять родителю на бумажном носителе локальные акты школы?
  5. Как может администрация школы на законных основаниях проверить наличие электронных сигарет в личных вещах детей?
  6. Скажите, пожалуйста, на каком основании мы можем дополнительно забирать учеников с основных занятий учебного плана на подготовку к мероприятиям внеурочной деятельности, к мероприятиям в рамках плана воспитательной работы? Например, репетиция концерта к 9 Мая или репетиция спектакля в рамках курса внеурочной деятельности «Театральная студия». Или это нигде не регламентировано?
  7. Может ли ученик 10-го класса выбрать для сдачи в текущем году китайский язык в форме ЕГЭ, если он не изучается в школе?
  8. Родитель требует график контрольных и проверочных работ на 2024/25 год, согласованных с Роспотребнадзором. Говорит, что так положено по новым правилам. Должны ли мы согласовывать график с Роспотребнадзором? График опубликован на школьном сайте. Обязательно ли давать родителям распечатку?
  9. Уточните, пожалуйста, есть ли возможность в учебном плане СОО естественно-научного профиля выбрать профильные предметы химия и физика? То есть в области естественно-научных предметов углубить изучение химии и физики, а не химии и биологии?

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

5
Май 2025года
Качество образования
Контроль работы методобъединения

Какие документы методобъединения проверить замдиректора, чтобы оценить работу по плану ВСОКО

Людмила Волкова, заместитель директора по УВР МБОУ Игринская СОШ № 1, п. Игра, Удмуртская Республика, народный учитель Удмуртской Республики
Лариса Князева, заместитель директора по УВР, Игринская СОШ № 1, п. Игра, Удмуртская Республика
В статье – рекомендации, что проверить в планах работы и протоколах методобъединений за 2024/25 учебный год. Эти документы вы можете запрашивать у руководителей методобъединений, требования о бумажной нагрузке не нарушите. Проанализируйте в планах и протоколах методические мероприятия, на которых педагоги развили ВСОКО в школе.

Чтобы оценить работу методобъединений, проверьте мероприятия в планах и протоколах. Дали советы, что проверить в документах и рекомендовать руководителям методобъединений по итогам контроля. А мероприятия, которые не успели выполнить, перенесите в планы работы на следующий учебный год.

Планы работы методобъединений

Проверьте, что руководитель методобъединения включил в план мероприятия по контролю рабочих программ, подготовке к ГИА, анализу качества уроков, работе с учениками группы риска, высокомотивированными, ликвидации профзатруднений педагогов.

Контроль рабочих программ. Руководитель методобъединения должен был включить в план на этот учебный год раздел «Обеспечение реализации рабочих программ». Мероприятия в разделе начинаются с августа 2024 года, чтобы успеть проверить рабочие программы для нового учебного года, в том числе по труду (технологии) и ОБЗР. В разделе должны быть мероприятия, на которых руководитель проверял выполнение рабочих программ.

Подготовка к ГИА. Проверьте, что руководитель методобъединения запланировал в этом учебном году заседания о новых заданиях или критериях оценки на ГИА. Работала ли в составе методобъединения проблемная группа педагогов, которая проанализировала все изменения ГИА и проинформировала всех остальных учителей. КИМ ОГЭ-2025 изменили по всем предметам, кроме географии, истории и математики. Изменения в КИМ ЕГЭ коснулись шести предметов: информатики, иностранного языка, физики, химии, русского языка и литературы. Подробности – в навигаторе по изменениям КИМ ГИА-2025.

Карточки

Инструкция
Выберите экзамен. Кликните на карточку с названием предмета, посмотрите и скачайте

ВАЖНО

Проверьте, что на заседаниях методобъединений педагоги анализировали частые ошибки на ВПР, рассказывали, как включают задания и критерии ВПР в оценочную деятельность

Анализ качества уроков. Убедитесь, что в плане работы методобъединения есть посещение уроков. На них мог присутствовать руководитель методобъединения, а педагоги могли организовать взаимопосещение. Например, в первом полугодии педагоги гуманитарного цикла посещают уроки друг друга, чтобы проанализировать подготовку учеников 9-х классов к итоговому собеседованию и учеников 11-х классов к итоговому сочинению. Если такие мероприятия были реализованы в 2024/25 учебном году, то посмотрите в протоколах, какие выводы сделаны, как педагоги выполнили рекомендации.

Когда вы или руководитель методобъединения будете посещать уроки, проверьте, что педагоги на них выполняют Концепцию информационной безопасности детей в РФ: обучают ответственному поведению в цифровой среде. А еще формируют функциональную грамотность. Смотрите карту анализа урока.

Карта контроля урока по ФГОС и ФОП

Как работать с картой
Выберите дату, впишите предмет, класс, тему урока и Ф. И. О. педагога. Проставьте по каждому критерию балл от 0 до 3. Вы можете добавить новый критерий в карту контроля или удалить любой из указанных. Кликните «Рекомендации», чтобы увидеть результаты. Кликните «Распечатать», если хотите сохранить результаты контроля урока.

Работа с учениками группы риска. Проверьте, как педагоги разрабатывают задания для неуспевающих учеников, а потом – как ученики выполняют их. Посмотрите пример о подготовке на методобъединении заданий для учеников группы риска.

ПРИМЕР. Подготовка заданий для учеников группы риска

В плане методобъединения учителей биологии в декабре есть мероприятие, на котором педагоги составляют проверочную работу для учеников 8-х классов. Проконтролируйте, включает ли она разные уровни сложности в соответствии с КЭС и требованиями к уровню подготовки учеников. Задания базового уровня сложности выполняют неуспевающие ученики, потому что в них минимальные требования к образовательным результатам.

На заседании методобъединения учителя анализируют, как школьники выполнили проверочную работу и включают в план работы темы, разделы, которые не усвоили или плохо усвоили ученики.

Памятки и задания для разных типов неуспевающих учеников скачайте далее.

Памятки и задания

Инструкция
Выберите вкладку.
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать памятки и примеры заданий

Работа с высокомотивированными учениками. Проверьте в плане работы методобъединения мероприятия, на которых учителя готовят учеников к ВсОШ, проинформировали учеников и родителей о конкурсах и олимпиадах. Что руководитель методобъединения проанализировал результаты конкурсов и олимпиад, учел их на мероприятиях в новом учебном году. Проконтролируйте разработку индивидуальных образовательных траекторий для высокомотивированных учеников.

СПРАВКА

Единый методический день можно провести в формате образовательного проекта «Линейка открытых уроков»

Профессиональные затруднения педагогов. Проконтролируйте мероприятия, на которых руководитель методобъединения помог учителям решить трудности в работе, определил пробелы в профкомпетенциях молодых специалистов. Анкету для молодого учителя сможете посмотреть далее.

Проверьте, есть ли в плане диагностика компетенций, которые соответствуют профессиональному стандарту, и как руководитель методобъединения проинформировал учителей о новых КИМ ОГЭ и ЕГЭ. А также – мероприятия, чтобы реализовать программу наставничества по модели «Учитель – учитель». Чек-лист с критериями реализации программы смотрите далее.

Протоколы заседаний методобъединения

Проверьте, что повестка дня и вопросы заседания в протоколе соответствуют мероприятию в плане работы методобъединения и учитывают мероприятия, которые помогут развить ВСОКО.

ПРИМЕР. Как проверить соответствие повестки дня в протоколе и мероприятия в плане

В протоколе заседания методобъединения написано, что рассматривали вопрос об изменениях в КИМ ГИА-2025. Но это не значит, что педагоги выполнили раздел плана по подготовке учеников к ЕГЭ и ОГЭ. Проанализируйте сведения в протоколе, чтобы понять, что учителя знают об изменениях и планируют применять их в работе. Еще проконтролируйте, как педагоги выполняют решения протокола на уроках.

Если в протоколе заседания методобъединения есть решение поручить педагогу или группе педагогов выполнить задание, убедитесь, что его выполнили.

ПРИМЕР. Как проверить исполнение решений протокола

На заседании методобъединения педагог предложил организовать проблемную группу учителей, чтобы разработать задания по функциональной грамотности. В протоколе есть запись, что организовали такую группу. Проверьте, работала ли она, что в результате сделала. Спросите у руководителя методобъединения, есть ли план, темы и сроки заседаний проблемной группы педагогов.

Образец протокола

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей