
Новый формат педсовета о допуске к ГИА, чтобы закрыть сразу две задачи на одном заседании
Предлагаем включить в заседание педсовета две части. Первая – основная в традиционном формате. В ходе нее обсудите обычную повестку педсовета о допуске. Вторая часть – дополнительная, в формате групповой работы. В этой части обсудите и согласуйте индивидуальные маршруты для школьников с академической задолженностью, которых нельзя сразу допустить к экзаменам. Такое заседание поможет сэкономить время на согласование документов, чтобы недопущенные выпускники могли оперативно ликвидировать задолженность и сдать экзамены вместе с одноклассниками в текущем учебном году.
Основная часть. Традиционный формат
Проведите педсовет по допуску выпускников к ГИА не позже чем за два рабочих дня до начала экзаменов. Первый экзамен для учеников 9-х классов в этом году – 21 мая, а для одиннадцатиклассников – 23 мая. Чтобы не созывать всех учителей дважды, организуйте общий педсовет для учеников 9-х и 11-х классов.
Если в вашей школе есть ученики с нестандартными условиями сдачи ГИА, не забудьте добавить вопрос в повестку педсовета. Например, экстерны, ученики 10-х классов, выпускники с ОВЗ, победители и призеры заключительного этапа ВсОШ, участники международных олимпиад. Для выпускников с ОВЗ нужно включить в повестку два вопроса: об информировании школьников и их родителей о месте экзамена и контроле условий проведения ГИА. Добавьте в повестку вопрос об освобождении от ГИА по учебному предмету по профилю олимпиады победителей или призеров заключительного этапа ВсОШ, участников международных олимпиад. Пример повестки педсовета по допуску смотрите далее.
Пример повестки педсовета о допуске к ГИА-2025
Пример повестки педсовета о допуске к ГИА-2025

- Особенности ГИА
Особенности ГИА
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили особенности проведения ГИА в 2025 году (приказ от 06.02.2025 № 78/238). Согласно документу, ученики смогут получить аттестаты на основании результатов промежуточной аттестации- Особенности ГИА
Особенности ГИА
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили особенности проведения ГИА в 2025 году (приказ от 06.02.2025 № 78/238). Согласно документу, ученики смогут получить аттестаты на основании результатов промежуточной аттестации- Обновления в порядке заполнения аттестатов
Обновления в порядке заполнения аттестатов
Минпросвещения внесло поправки в порядок заполнения аттестатов для тех, кто прервал обучение за рубежом, и выпускников, которые покинули ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области и были приняты в школы других регионов России (приказ от 06.02.2025 № 77)- Форма ГИА
Форма ГИА
Включите в повестку педсовета этот вопрос, если в школе есть ученики, которые были вынуждены прервать обучение за рубежом и изъявили желание пройти ГИА в форме промежуточной аттестации- Форма ГИА
Форма ГИА
Включите в повестку педсовета этот вопрос, если в школе есть ученики с новых территорий, которые были приняты в школу в 2021/22 учебном году и изъявили желание сдать экзамен в форме ЕГЭ
Допускайте учеников к ГИА, если они соответствуют всем установленным требованиям. Смотрите их в таблице.
Таблица. Условия допуска учеников к ГИА
К экзаменам по учебным предметам, освоение которых завершили ранее, допускайте учеников 10–11-х классов, которые имеют годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем предметам учебного плана за предпоследний год обучения. Экстернов допускайте к ГИА, если они получили на промежуточной аттестации отметки не ниже удовлетворительных и «зачет» за итоговое сочинение (изложение) – для ЕГЭ или за итоговое собеседование по русскому языку – для ОГЭ (п. 7 Порядка ГИА-9, п. 8 Порядка ГИА-11).
По итогам педагогического совета составьте протокол. В нем зафиксируйте повестку и решения, которые приняли на мероприятии.
Главное в статье СкрытьОбразец протокола
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
На основе решений в протоколе педагогического совета подготовьте приказ о допуске выпускников к ГИА. Обычно готовят отдельные приказы о допуске 9-х классов и 11-х, чтобы не смешивать персональные данные. Готовые образцы приказов о допуске посмотрите далее.
Главное в статье СкрытьОбразцы приказов
Как работать с образцом документа | |
Выберите документ: Приказ 1, Приказ 2 и далее. Затем кликните на кнопку Заполнить, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним. Поправьте при необходимости текст документа. С помощью кнопки Добавить вы можете указать работников, которых нужно ознакомить с приказом. Чтобы распечатать готовый приказ, нажмите на кнопку Печать. |

ВАЖНО
Чтобы оперативно допустить к ГИА ученика, который успел в мае – начале июня ликвидировать задолженность, организуйте малый педсовет по допуску. Или включите вопрос о допуске в повестку ближайшего педсовета
Дополнительная часть. Групповая работа
Включите в повестку педсовета вопрос о способах ликвидации академической задолженности не допущенных к ГИА учеников. Так школьники смогут ликвидировать задолженность в короткие сроки, чтобы сдать экзамены в текущем учебном году. Пригласите на заседание педсовета не допущенных к ГИА выпускников, их родителей, классных руководителей и учителей, по предметам которых есть задолженность. Перед мероприятием поручите педагогам-предметникам подготовить краткую справку с темами, которые ученик не освоил, и мероприятиями, чтобы устранить пробелы.
На педсовете организуйте работу классных руководителей, учителей-предметников, школьников и их родителей в группах, если учеников с задолженностью несколько. Если такой выпускник один, можно провести круглый стол, чтобы выработать решение. Чтобы работа в этой части педсовета шла плодотворно и без конфликтов, подготовьте памятки с правилами работы в группе.
Правила в памятку
Дайте каждой группе время, чтобы обсудить мероприятия по ликвидации задолженности, например, дополнительные занятия или консультации с учителями и сроки их проведения, возможность работы с учеником педагога-психолога или социального педагога, сроки и формы сдачи академической задолженности. Предлагайте родителям и ученику максимально сжатые, но реальные сроки. На подготовку школьнику нужно время, поэтому обсудите оптимальные сроки. Каждая группа должна найти индивидуальное решение и представить проект решения в виде плана действий по выпускнику.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Практикум: как допустить выпускников к ГИА и найти способы ликвидировать задолженность на одном заседании педсовета
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Перевести, оставить на второй год или отчислить. Алгоритм для переводных классов, чтобы правильно оформить отношения
Справка номера. Об итогах промежуточной аттестации за учебный год
Майские организационные и итоговые приказы по ВСОКО в ежемесячной циклограмме для замдиректора
Если в школе в конце года есть неуспевающие ученики, встает вопрос, как с ними поступить. Перевести в следующий класс, чтобы не допустить отсева? Или отчислить, чтобы не снижать общее качество образовательных результатов? В статье рассмотрели, на какие действия по закону имеет право школа, чтобы не получить штраф или другие последствия. Говорим только о переводных классах, для выпускных алгоритмы будут другими – о них читайте в следующих номерах журнала.
Самое главное – неуспевающих учеников отчислять нельзя
Школа не может отчислить ученика, даже если у него по итогам учебного года есть одна или несколько двоек. Школьники с неудовлетворительными результатами – это ученики с академической задолженностью. Таких учеников нельзя перевести в следующий класс без дополнительных условий, но и отчислять тоже нельзя.
Чтобы ученик продолжил далее осваивать образовательную программу, ему необходимо ликвидировать академическую задолженность или же, если школьник этого не сделал, выбрать иные варианты обучения. Предлагаем простой алгоритм, чтобы решить проблемные ситуации с переводом ученика в следующий класс.
![]() руководитель экспертной поддержки Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования | ||
Учеников отчисляют из школы после завершения обучения, по инициативе школы, родителей или совершеннолетнего школьника и по независящим от сторон обстоятельствам. В первом случае ученик осваивает программы ООО и СОО, успешно проходит ГИА и отчисляется с аттестатом соответствующего уровня. Инициатива родителей и учащихся проявляется в виде заявления на перевод в другую школу или выбор семейной формы образования, самообразования. Школа вправе прекратить образовательные отношения из-за обстоятельств, которые не зависят от воли сторон (п. 3 ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 1 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 06.04.2023 № 240). Например, если школу лишают аккредитации, ученика привлекают к уголовной ответственности в виде лишения свободы и т. д. Перечень открытый. Отчислить может и сама школа, если ученик нарушает дисциплину: за прогулы, драки и другие нарушения локальных актов и устава (ч. 8 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 10 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 15.03.2013 № 185). При этом процедура отчисления по инициативе школы сложная и требует соблюдения ряда условий:
Если школа нарушит хотя бы одно из указанных требований, отчисление признают незаконным и школу оштрафуют. |
Шаг 1. Проверить итоги промежуточной аттестации
Главное в статье Скрыть В следующий класс учеников переводят по итогам промежуточной аттестации. Форму аттестации указывают в учебном плане, порядок проведения – в локальном акте. Переводить в следующий класс можно только учеников 1–8-х и 10-х классов. Без дополнительных условий переводите только тех школьников, которые освоили образовательную программу учебного года в полном объеме (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 26Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115).
Решение о переводе принимает и фиксирует в протоколе педсовет или иной орган управления, которому полномочие предоставлено уставом образовательной организации. На основании протокола директор издает приказ о переводе.
![]() руководитель экспертной поддержки Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования | ||
Переводите из класса в класс только тех детей, которые зачислены на обучение по образовательной программе (п. 26 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Учеников, которые осваивают программы в форме семейного образования, переводить не нужно. Такие ученики после промежуточной аттестации продолжают осваивать образовательную программу самостоятельно и не являются зачисленными на обучение. Школа зачисляет их только на время для прохождения аттестации (ч. 3 ст. 34, ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 27 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). |
Шаг 2. Определить кандидатов на условный перевод
Условно переводите в следующий класс учеников, которые имеют академическую задолженность или не прошли промежуточную аттестацию по уважительным причинам (ч. 8 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Академическая задолженность возникает, когда ученик получил неудовлетворительные результаты по одному или нескольким предметам или не проходил промежуточную аттестацию без уважительной причины, то есть прогулял процедуру.
Школа должна уведомить родителей школьника о риске возникновения академической задолженности. Смотрите образец уведомления. Решение об условном переводе принимает педсовет или другой орган, у которого такое полномочие предусмотрено уставом школы. На основании решения педагогического совета директор издает приказ.
Образец уведомления

- Права и обязанности
Права и обязанности
Включите в уведомление пункты о правах и обязанностях, которые появляются у школьника и родителей в связи с академической задолженностью
![]() руководитель экспертной поддержки Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования | ||
Перевести ученика условно из 4-го в 5-й класс нельзя. 4-й класс завершает уровень начального общего образования. Этот уровень образования обязателен. Ученик не может приступить к освоению нового уровня образования, если не освоил программу предыдущего (ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). |
У школьников, которые пропустили промежуточную аттестацию по болезни или другой уважительной причине, академическая задолженность не образуется. Но переводить их в следующий класс школа тоже должна условно. Для таких учеников переносят сроки промежуточной аттестации.
Включите пункт об условном переводе в общий приказ о переводе учеников в следующий класс. Так вам не придется составлять отдельный документ. В этом же приказе можно прописать поручения по организации ликвидации академической задолженности и добавить пункт о новых сроках промежуточной аттестации для тех, кто не прошел процедуру по уважительной причине.
Шаг 3. Утвердить сроки ликвидации задолженности
Ученик может пройти промежуточную аттестацию по одному предмету дважды в течение года с момента появления академической задолженности (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Когда пройдет срок, который давали на ликвидацию задолженности, педсовет подтверждает перевод в следующий класс или устанавливает новый срок.
![]() руководитель экспертной поддержки Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования | ||
Вы не вправе отчислить школьника за неуспеваемость (п. 2 ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). На этом основании можно отчислить только с программ профессионального образования – среднего профессионального и высшего. Если ученик не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки, предложите родителям варианты дальнейшего обучения ребенка. Хотя закон не запрещает, лучше не проводить ликвидацию задолженности летом, иначе рискуете нарушить права ребенка на отдых (ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом для учеников 4-го класса с академической задолженностью провести повторную аттестацию летом – фактически единственный шанс не остаться на второй год. Поэтому для них можно запланировать летнюю ликвидацию по заявлению родителей. |
Образец заявления
Инструкция
Нажмите Копировать внизу примера формулировки, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Шаг 4. Согласовать варианты дальнейшего обучения
Если ученик повторно не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки, предложите родителям выбрать один из вариантов дальнейшего обучения ребенка. Всего вариантов три: повторное обучение, обучение по адаптированной образовательной программе на основании рекомендаций ПМПК или по индивидуальному учебному плану.
Кликайте о вкладкам, чтобы прочитать подробности

СПРАВКА
Перевод на ИУП будет эффективен, если пропуски были незначительными и ученик не испытывает трудностей в изучении большей части предметов и курсов
![]() руководитель экспертной поддержки Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования | ||
Родители обязаны обеспечить получение ребенком общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа не вправе самостоятельно определять вариант обучения для ребенка с задолженностью, поэтому родители обязаны выбрать один из вариантов. Если они отказываются это делать, то нарушают право ребенка на образование. В таком случае обратитесь в органы опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК). |
Главное в статье СкрытьОбразцы документов
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
