ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Май 2025года
ГИА-2025
Порядок и безопасность на экзамене

Нештатные ситуации во время ГИА. Как в них не оказаться и как разрешить, если что-то пошло не по плану

Екатерина Старкова, член ГЭК, заместитель директора МАОУ СОШ № 1 имени С.С. Алексеева, г. Екатеринбург
Наталия Ходунова, руководитель ППЭ, заместитель директора МАОУ СОШ № 1 имени С.С. Алексеева, г. Екатеринбург
Предлагаем рекомендации, как действовать на ГИА в нештатных ситуациях. В статье привели примеры ситуаций, которые не описаны в Порядке, но требуют решения. Член ГЭК и руководитель ППЭ из Екатеринбурга рассказали, как действовать во время экзамена, когда уже все произошло, и объяснили, как предупредить ситуацию.

Процедура государственной итоговой аттестации отрегулирована и подчиняется установленному регламенту. Тем не менее иногда на пунктах проведения экзаменов возникают различные нештатные ситуации. Такие случаи выходят за рамки стандартных процедур и требуют оперативного вмешательства и принятия решений. В таблице мы систематизировали виды нештатных ситуаций, а также привели примеры, какие нештатные ситуации могут произойти во время ГИА.

Если заблаговременно подготовиться к типовым ситуациям и разработать четкий алгоритм действий, это позволит справляться также с нестандартными случаями. У вас получится решать их по инструкциям, которые приведены в Порядке ГИА.

Научите выпускников находить выход из затруднительных ситуаций. Раздайте памятки о нештатных случаях, которые могут произойти во время экзамена. Обсудите с педагогами, которых задействуете на ГИА, варианты нештатных ситуаций и возможные способы, чтобы их преодолеть. Далее в статье мы привели примеры нестандартных ситуаций, рассказали, как их предотвратить, и показали возможные пути разрешения с учетом действующего законодательства и нормативно-правовых актов.

Таблица и памятка о нештатных ситуациях

Кликните на название памятки, чтобы посмотреть и скачать.

Ситуация 1. Ученик отказывается убрать предметы, из-за которых сработал металлодетектор на входе в ППЭ

Организаторам, которые встречают участников на входе в ППЭ, необходимо спокойно и вежливо напомнить о запрещенных принадлежностях и предметах. В день проведения экзамена в ППЭ участникам запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Если после такого инструктажа участник все же отрицает, что у него есть с собой эти предметы, и отказывается убрать их или продемонстрировать отсутствие, действуйте согласно письму Рособрнадзора от 22.01.2025 № 04-15 (ред. от 28.01.2025). Пригласите руководителя ППЭ и члена ГЭК, которые зафиксируют инцидент в письменной форме и сообщат о возможных последствиях. Если ситуация выходит из-под контроля и возникает угроза безопасности, например, участник ведет себя дерзко, разговаривает грубо, на повышенных тонах, вы вправе привлечь сотрудников полиции.

Ситуация 2. Участник опоздал на экзамен на час и при этом забыл паспорт или принес копию

Согласно Порядку ГИА, необходимо определить, является ли опоздавший выпускником прошлого или текущего года. Если участник – выпускник прошлого года, то к экзамену он допущен не будет. Если текущего – составляют акт об идентификации личности участника ГИА, затем ученика направляют в аудиторию проходить экзамен. Для опоздавшего не проводят повторный общий инструктаж и не продлевают время экзамена, о чем сообщают участнику.

ВАЖНО

Чтобы ГИА прошла без проблем, каждому работнику ППЭ необходимо соблюдать установленный порядок и инструкции. Это обеспечит объективность результатов, а также гарантирует безопасность процесса для всех участников

Ситуация 3. Во время экзамена у участника из паспорта выпал клочок бумаги, не шпаргалка

В аудитории у участника случайно могут оказаться с собой вещи, которые не разрешены на экзамене, но и не являются носителем информации. Например, бумажный календарь, чек, салфетка или носовой платок. В таком случае организатор в аудитории должен пригласить члена ГЭК и руководителя ППЭ, которые фиксируют этот факт объяснительной запиской по форме ППЭ-26 с подробными комментариями. В объяснительной указывают, что выпавший предмет не является носителем информации, которая может способствовать необъективности результатов экзаменационной работы, то есть это не шпаргалка. Предмет, который выпал из паспорта, нужно продемонстрировать на камеру, вынести из аудитории и передать в штаб ППЭ.

Ситуация 4. Во время проверки документов возле аудитории двое участников начали ссориться и подрались

Организатор вне аудитории должен пригласить члена ГЭК и руководителя ППЭ. Составляют объяснительную записку по форме ППЭ-26, где подробно описывают ситуацию. Член ГЭК через организатора вне аудитории, который находится на входе в ППЭ, передает информацию о случившимся инциденте сопровождающему этих участников. Если драка принимает опасные масштабы, например, один из участников получил травму или потерял сознание, организатору необходимо пригласить медицинского работника.

СПРАВКА

Акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам подтверждает, что участник не завершил экзаменационную работу по уважительной причине. Документ будет основанием повторного допуска к экзамену в резервные сроки

Ситуация 5. В ходе экзамена участник не справился с эмоциями и разорвал бланки

Организатор в аудитории вызывает члена ГЭК. В объяснительной записке по форме ППЭ-26 подробно описывают ситуацию. Член ГЭК и организатор вне аудитории сопровождают участника к медицинскому работнику. Медработник осматривает участника, дает заключение об общем состоянии здоровья. Как правило, в таких ситуациях участнику рекомендуют посещение медицинской организации.

Экзамен участник завершает досрочно. Член ГЭК и медицинский работник в медицинском кабинете заполняют форму ППЭ-22 «Акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам». Ответственный организатор и руководитель ППЭ также ставят свою подпись в акте. Ответственному организатору в аудитории необходимо внести соответствующую запись в форму ППЭ-05-02 «Протокол проведения экзамена в аудитории», поставить отметку в бланке регистрации участника экзамена в поле «Не завершил экзамен по объективным причинам» и свою подпись в соответствующем поле.

ВАЖНО

Даже в непредвиденных ситуациях сотрудники ППЭ обязаны действовать как команда. Паника или поспешные решения вызовут еще большие проблемы. Спокойствие поможет объективно оценить обстановку и принять верные меры для ее разрешения

Ситуация 6. В ППЭ проходит экзамен по информатике (КЕГЭ). Внезапно отключилось электричество

Организаторы в аудитории должны оперативно связаться с организаторами вне аудитории, пригласить технического специалиста и члена ГЭК, которые устранят технические неполадки. Одновременно они успокаивают участников экзамена, поддерживают порядок и обеспечивают комфортную обстановку. Руководитель ППЭ сообщает по телефону горячей линии о происшедшем. В этот день КЕГЭ может продолжиться, если восстановят подачу электроэнергии. В этом случае член ГЭК активирует ранее загруженный ключ доступа к экзаменационным материалам и запускает расшифровку КИМ командой «Прочитать КИМ». Затем вместе с организатором проверяют, что номер бланка регистрации, отображаемый на экране компьютера, соответствует номеру в бумажном бланке регистрации, предлагают участнику ввести код активации и нажать кнопку «Продолжить экзамен».

При использовании резервной станции КЕГЭ участник продолжает выполнение работы с тем же бланком регистрации, но ему необходимо повторно ввести ответы на задания, которые были выполнены на вышедшей из строя станции. При этом время экзамена не продлевается.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

5
Май 2025года
ГИА-2025
Документы для ГИА

Готовый комплект документов, чтобы организовать в школе ППЭ

Наталья Пашкова, ответственный редактор журнала
В статье – комплект документов, чтобы организовать в школе ППЭ. Подготовили образцы приказов о работе школы в период ГИА и о подготовке кабинетов, а также план проверки кабинетов перед ГИА. Дали разъяснения, как составить документы.

Чтобы подготовить школу к ГИА в качестве ППЭ в период экзаменов, составьте приказ. В приказе пропишите все подготовительные мероприятия. Назначьте ответственных за каждое из них и подробно распишите, что входит в мероприятие. Например, замдиректора по УВР обычно отвечает за инструктаж с организаторами в аудитории и вне аудитории. Воспользуйтесь образцом приказа в конце статьи.

Подготовьте график для выпускников, которые прибудут в день экзамена из других школ. При составлении графика учитывайте количество учеников на конкретный экзамен. Так вы сможете исключить длительное ожидание начала экзамена в ППЭ.

Разработайте проект приказа о подготовке учебных кабинетов к ГИА. Включите в него даты экзаменов и фамилии ответственных. Подробно опишите, что нужно сделать для подготовки каждого кабинета. Ознакомьте ответственных с текстом приказа под подпись. Образец приказа смотрите в конце статьи.

Проконтролируйте готовность кабинетов к экзамену. Для этого составьте план проверки кабинетов. В план впишите, что должно быть обязательно подготовлено в кабинете. Например, закрыты ли стенды и плакаты со справочной информацией.

Образец плана





















Образец плана проверки кабинетов перед ГИА

Скачать

Ответственные
Ответственные
За каждым кабинетом, который вы собираетесь задействовать под аудиторию на ГИА, закрепите ответственного

За день до экзамена проверьте готовность школы и подпишите вместе с директором форму ППЭ-01 «Акт готовности ППЭ». Если в вашей школе будет проходить ГИА-11, то такую форму вы найдете в приложении к письму Рособрнадзора от 22.01.2025 № 04-15. Для ППЭ, в которых будет проходить ГИА-9, формы обычно присылают из РЦОИ вместе с пакетом документов для экзамена.

Образцы приказов о готовности к проведению ГИА

Инструкция
Выберите вкладку.
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать приказы

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

5
Май 2025года
Работа с документами
Приказы и справки мая

Когда на счету каждая минута. Навигатор по майским документам замдиректора, который сэкономит ваше время

Татьяна Труфанова, заместитель директора по УВР ГБОУ «Школа № 161», Санкт-Петербург
В статье назвали основные документы, которые нужно подготовить в мае. Чтобы вам было проще сориентироваться в документации, сверьтесь с таблицей. В нее включили обязательные приказы и справки по управленческой деятельности, аттестации учеников, внутренней системе оценки качества образования. А также посмотрите подсказки, как разработать документы по направлениям деятельности.

Воспользуйтесь таблицей с информацией, какие приказы и справки нужно успеть утвердить в мае. Документы разделили по направлениям деятельности замдиректора, добавили цель и прописали нормативные и локальные акты, на основании которых разработаете их. Далее – рекомендации по разработке документов с подсказками.

Приказы по управленческой деятельности и итоговой аттестации

Разработайте на первой неделе мая приказ об организации праздника «Последний звонок» в 9-х и 11-х классах. Назначьте ответственного за мероприятие и поручите ему создать программу.

На второй неделе мая нужно подготовить приказы, чтобы назначить ответственных за сопровождение учеников 9-х и 11-х классов к ППЭ, о допуске выпускников к ГИА.

Если в вашей школе есть выпускники с ОВЗ, утвердите отдельные приказы по организации ГИА для учеников 9-х и 11-х классов. Приказами нужно назначить ответственных за ГИА учеников с ОВЗ с предоставлением особых условий.

Кроме того, издайте на неделе приказ о сроках ликвидации академической задолженности по итогам промежуточной аттестации. Этим же документом утвердите комиссию для повторной аттестации.

На третьей неделе пора утвердить приказ о переводе учеников 1–8-х, 10-х классов в следующий класс. Включите в документ списки переведенных учеников, в том числе и условно.

Разработайте на неделе приказ о награждении похвальными листами «За отличные успехи в учении». Им утвердите списки отличившихся учеников 2–8-х и 10-х классов.

Приказы и справки по ВСОКО

На первой неделе мая разработайте приказ, чтобы организовать учебные сборы по военной подготовке для учеников на уровне СОО. Включите в документ список участников. Готовый образец приказа смотрите здесь.

Еще утвердите на неделе приказ о контроле реализации рабочих программ внеурочной деятельности. Удостоверьтесь, что программы выполнены в полном объеме, а занятия проводились регулярно и соответствовали заявленным целям. Посетите занятия внеурочной деятельности и проверьте журналы. Образец приказа посмотрите здесь.

На третьей неделе мая проанализируйте результаты ВПР в 2025 году. Разработайте аналитическую справку. Отразите в документе качество знаний по классам и предметам, по которым проходили проверочные работы. На основе справки создайте приказ об итогах ВПР. Образец документа.

Также проанализируйте результаты диагностических работ в рамках мониторинга предметных результатов школьников 2–11-х классов. Результаты включите в справку. По рекомендациям из нее издайте приказ

Четвертую неделю мая посвятите анализу работы психолого-педагогической службы школы с целевыми группами учеников и проверьте реализацию плана работы с одаренными детьми за год. Проанализируйте документацию педагога-психолога и других специалистов школы, отчеты руководителей методобъединений об участии учеников в предметных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различных уровней за год. Результаты отразите в аналитических справках. На их основании разработайте приказы

Таблица. Документы, которые замдиректора надо разработать в мае 


Скачать

К СВЕДЕНИЮ

Общие рекомендации по подготовке приказов

1. Проверьте наличие всех необходимых оснований. Каждый приказ должен иметь четкое юридическое обоснование.

2. Следуйте установленному порядку. Все приказы должны соответствовать внутренним правилам и положениям школы.

3. Распределите ответственность. Некоторые задачи делегируйте руководителям методобъединений, классным руководителям.

4. Не забывайте о согласовании. Все приказы должны пройти согласование с соответствующими службами и руководством школы.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей