
Апрельский субботник. Как провести, чтобы не столкнуться с негативом от родителей
Отчет о самообследовании, ВПР и еще 37 дел замдиректора в циклограмме на апрель
Прогулы и пропуски. Когда достаточно записки от родителей, а когда – пора бить тревогу
Чтобы воспитать у учеников положительное отношение к физическому труду и сформировать чувство ответственности за состояние окружающей среды, организуйте их участие в апрельских субботниках. Предусмотрите случаи, когда необходимо получить согласие родителей на привлечение школьника к подобным мероприятиям. Так вы избежите негатива и претензий с их стороны. Далее читайте разъяснения, как законно организовать мероприятие и мотивировать школьников участвовать в нем. А также – какие документы оформить.
На каких основаниях привлечь школьников к субботнику
Особенности организации субботника зависят от того, включили ли вы такие мероприятия в календарные планы воспитательной работы и рабочие программы воспитания. Если субботники есть в планах и программах, то школьники обязаны в них участвовать, так как это часть ООП (ч. 5 ст. 12, п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). ООП каждого уровня обязательны к освоению в полном объеме, поэтому согласие родителей к такому труду не требуется.
Если субботник не входит в календарные планы воспитательной работы для разных уровней образования и рабочую программу воспитания, то ученики могут принимать в нем участие только добровольно. Школа не вправе их принуждать (ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Есть два варианта, как без нарушений провести субботник в школе, если не включили этот вид трудовой деятельности в ООП. Первый вариант – заключить с учениками, которые будут принимать участие в субботнике, трудовой договор. Второй вариант – скорректировать ООП уровней образования.
Трудовой договор с учениками. Трудовой договор можно оформить с несовершеннолетним, если он достиг 16 лет. До этого возраста надо соблюсти ограничения. А если ученику 14 и меньше лет, то еще и получить согласие родителя (ст. 63 ТК). Законодательство прямо не говорит, как должно выглядеть согласие родителей на привлечение к труду ребенка. Образец документа смотрите выше. В согласии родитель может указать дополнительные условия, которые ограничат школу. Например, ребенок может задерживаться в школе не дольше чем на час после уроков.
Дополнительно надо направить ученика, с которым заключаете трудовой договор, на обязательный предварительный медосмотр (ст. 69 ТК). Все вместе это довольно трудоемко, поэтому такой вариант организации субботника лучше не использовать.
Образец согласия
Инструкция
Нажмите Копировать внизу примера формулировки, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Изменения в ООП. Скорректируйте ООП уровней образования. Пункты об участии в субботниках как форме трудового воспитания нужно добавить в рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы.

СПРАВКА
Поощряйте школьников за активность. Например, учредите звание «Экоактивист» и присуждайте его классу, который активнее всего принимал участие в субботнике
Какие документы подготовить
Чтобы провести субботник, подготовьте приказ о его организации. В приказе укажите дату проведения субботника, поручите разработать план мероприятий. Попросите заместителя директора по АХР подготовить инвентарь и расходные материалы. Определите ответственного, который будет информировать учеников, работников и родителей о субботнике. Предложите ему составить плакаты или объявления и разместить их на видных местах у входа в школу, в классах. Классным руководителям поручите рассказать о субботнике на родительских собраниях. Используйте готовый образец приказа о проведении субботника.
Образец приказа
Инструкция
Кликните на кнопку Заполнить, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним. Поправьте при необходимости текст документа. – посмотрите подсказку. С помощью кнопки Добавить вы можете указать работников, которых нужно ознакомить с приказом. Чтобы распечатать готовый приказ, нажмите на кнопку Печать.
Оформите объявление о субботнике и разместите в месте, где его будут видеть все ученики. Например, рядом с расписанием или на входе в школу.
Учить школьников бережно относиться к окружающей среде и понимать ответственность за вред природе школу обязывают федеральные стандарты (п. 41.1.6 ФГОС НОО, п. 42.1.7 ФГОС ООО, п. 7.1 ФГОС СОО). Организуйте во время субботника экоквест или акцию «День Земли» для жителей вашего района или населенного пункта – пусть школьники раздадут листовки и предложат всем в этот день помочь Земле и начать хотя бы со своего двора, с его уборки и озеленения. Игровая форма и конкурсы в ходе субботника помогут также вызвать интерес к мероприятию и мотивировать школьников участвовать в нем.
Напомните классным руководителям о видах работ, к которым можно и нельзя привлекать школьников. Предложите воспользоваться памяткой.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Диаграммы, чтобы проиллюстрировать ваш отчет о самообследовани
Предлагаем семь онлайн-диаграмм и гистограмм, чтобы вы могли проиллюстрировать отчет о самообследовании.
Выберите вкладку. Введите свои данные и получите персональную иллюстрацию для отчета
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Пять проблемных мест в отчете о самообследовании и готовые формулировки, чтобы внести данные за 2024 год
Принципиальных изменений в отчете о самообследовании за 2024 год немного. Но в него нужно внести много новых сведений, которые раньше вы не фиксировали. Выделили пять точек, с которыми могут возникнут сложности. Для каждой расскажем, на что обратить внимание и как описать работу школы, чтобы спешно не вносить правки в документ после утверждения.

СПРАВКА
Закон не регламентирует структуру отчета о самообследовании. Единственное требование – составить отчет из двух частей: аналитической и статистической
Проблемная точка 1. Описать реализацию ООП с учетом изменений во ФГОС и ФОП
Данные о реализации ООП будете вносить в раздел «Оценка образовательной деятельности». Здесь недостаточно будет просто прописать, что разработали и реализуете программы уровней образования в соответствии с ФГОС и ФОП. Нужно показать, как именно школа скорректировала ООП из-за изменений.
Зафиксируйте в разделе «Оценка образовательной деятельности», что из-за изменений в ФОП с 1 сентября 2024 года внесли коррективы в ООП всех уровней образования – добавили новые и актуализировали имеющиеся рабочие программы, обновили учебные планы. Уточните, что каждую программу привели в соответствие с ФОП соответствующего уровня образования.
Видеоинструкция, чтобы составить статистическую часть отчета о самообследовании
Диаграммы, чтобы проиллюстрировать ваш отчет о самообследовани
Укажите, что обновили рабочие программы по литературе, географии и физкультуре. Эти программы, кроме физкультуры, педагоги должны реализовывать непосредственно. Поэтому важно показать, что вы выполнили требования.
Зафиксируйте, что в ООП НОО и ООО включили рабочие программы учебного предмета «Труд (технология)» (приказ Минпросвещения от 19.03.2024 № 171). В ООП ООО и СОО ввели предметные результаты освоения нового предмета «Основы безопасности и защиты Родины». Рабочие программы по ОБЖ заменили рабочими программами по ОБЗР (приказ Минпросвещения от 01.02.2024 № 62).
Пропишите, как привели учебные планы ООП всех уровней в соответствие с ФГОС и ФОП. Укажите, что в ООП ООО и СОО разделили физкультуру и ОБЗР на две предметные области, в ООП НОО и ООО вписали в предметную область «Технология» учебный предмет «Труд (технология)». Смотрите примерную формулировку.
Пример формулировки
Инструкция
Здесь и далее нажмите Копировать внизу примера, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
отчетный период для самообследования. Данные и информация, которые представите в отчете, должны соответствовать периоду с 1 января по 31 декабря 2024 года
Проблемная точка 2. Подвести итоги Года семьи
Итоги Года семьи подводите в разделе «Оценка образовательной деятельности». Здесь самое важное не просто написать, какие мероприятия провели в течение года, а привести данные, которые покажут, как включили тему года в воспитательную работу и к каким результатам пришли.
Расскажите, что составили план мероприятий к Году семьи, включили в него федеральные, региональные и муниципальные мероприятия. Поясните, что соотнесли мероприятия в плане с памятными датами. Укажите, что классные руководители включили мероприятия к Году семьи в календарные планы воспитательной работы.
Опишите, какие изменения в школьном сообществе произошли в Год семьи. Проанализируйте охват мероприятий и вовлеченность родителей. Пример формулировки смотрите ниже.
Пример формулировки
Проблемная точка 3. Рассказать, как организуете электронное обучение, применяете ЭОР, ЭСО и ДОТ
Информация об электронном образовании и ресурсах – новая, в отчете за 2023 год много внимания ей не уделяли. Данные внесите в раздел «Организация учебного процесса». Здесь нужно показать, как организовали обучение с применением ЭОР, ЭСО и дистанционных технологий с учетом новых требований.
Отразите в отчете, как контролируете применение электронных образовательных ресурсов – следите, чтобы учителя использовали на уроках ЭОР из действующего перечня. Пропишите, что используете только государственные информационные ресурсы, чтобы реализовывать ООП. Смотрите пример формулировки.
Пример формулировки
Зафиксируйте в отчете, что согласовали с представителями от педагогов, родителей и детей и приняли Положение об организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Согласованный и утвержденный локальный акт разместили на сайте школы. Это нужно было сделать с 1 сентября 2024 года по новым Правилам (постановление Правительства от 11.10.2023 № 1678).
Покажите в отчете, что в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2023 № 618-ФЗ ограничили гаджеты в школе. Подчеркните, что зафиксировали запрет на использование мобильных телефонов в Правилах внутреннего распорядка учеников, ООП уровней образования и приказе об ограничении мобильных устройств в школе. Включите сведения о том, как внедрили изменения на уроках и переменах. Например, поясните, что определили места хранения гаджетов.
Проблемная точка 4. Зафиксировать работу с учениками, которые требуют особого педагогического внимания
В отчете за 2024 год нужно оценить организацию работы с новыми целевыми группами – детьми в кризисном состоянии, детьми из семей участников СВО, детьми-беженцами и другими. Эти данные внесите в раздел «Организация учебного процесса». Здесь важно кратко описать основные этапы организации работы с целевыми группами, но не вдаваться в детали.
Зафиксируйте, что проводили психолого-педагогическое сопровождение детей из семей участников СВО по направлениям из Концепции Минпросвещения от 18.06.2024 № СК-13/07вн. Укажите, что классные руководители проводят адресную воспитательную работу с учениками из целевых групп. Например, наблюдают их в среде одноклассников, вовлекают детей в объединения внеурочной деятельности и допобразования и т. д. Смотрите пример формулировки.
Пример формулировки

ВАЖНО
Раздел «Функционирование ВСОКО» можно перенести в новый отчет из отчета за 2023 год, если не меняли структуру ВСОКО в школе
Проблемная точка 5. Показать, как выпускники 11-х классов воспользовались правом пересдачи
В разделе «Содержание и качество подготовки учеников» нужно описать, как ваши выпускники использовали дополнительные дни для пересдачи. Это новая информация, которой раньше не было в отчете.
Зафиксируйте, сколько учеников 11-х классов воспользовались правом пересдать предмет в дополнительные дни. Покажите, по каким предметам пересдавали экзамены. Проанализируйте результаты пересдачи. Зафиксируйте, сколько учеников улучшили результаты ГИА. Смотрите примерную формулировку.
Пример формулировки
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
