ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
4
Апрель 2025года
Спецпроект. Отчет о самообследовании

Пять проблемных мест в отчете о самообследовании и готовые формулировки, чтобы внести данные за 2024 год

Елена Губанова, ректор ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», к. п. н., доцент, почетный работник высшего профессионального образования, автор многочисленных публикаций, спикер семинаров по вопросам управления качеством образования и образовательными системами
Эту статью мы повторяем для вас из мартовского номера. В статье – готовые формулировки для отчета о самообследовании за 2024 год. Их подготовили для фрагментов отчета, с которыми могут возникнуть сложности. Формулировки дала Елена Губанова, спикер федеральных семинаров по управлению качеством образования и образовательными системами, которая каждый год помогает коллегам готовить отчетные документы. Для каждой проблемной точки указали, как именно внести данные в отчет так, чтобы у учредителя не возникло дополнительных вопросов.

Принципиальных изменений в отчете о самообследовании за 2024 год немного. Но в него нужно внести много новых сведений, которые раньше вы не фиксировали. Выделили пять точек, с которыми могут возникнут сложности. Для каждой расскажем, на что обратить внимание и как описать работу школы, чтобы спешно не вносить правки в документ после утверждения.

СПРАВКА

Закон не регламентирует структуру отчета о самообследовании. Единственное требование – составить отчет из двух частей: аналитической и статистической

Проблемная точка 1. Описать реализацию ООП с учетом изменений во ФГОС и ФОП

Данные о реализации ООП будете вносить в раздел «Оценка образовательной деятельности». Здесь недостаточно будет просто прописать, что разработали и реализуете программы уровней образования в соответствии с ФГОС и ФОП. Нужно показать, как именно школа скорректировала ООП из-за изменений.

Зафиксируйте в разделе «Оценка образовательной деятельности», что из-за изменений в ФОП с 1 сентября 2024 года внесли коррективы в ООП всех уровней образования – добавили новые и актуализировали имеющиеся рабочие программы, обновили учебные планы. Уточните, что каждую программу привели в соответствие с ФОП соответствующего уровня образования.

Укажите, что обновили рабочие программы по литературе, географии и физкультуре. Эти программы, кроме физкультуры, педагоги должны реализовывать непосредственно. Поэтому важно показать, что вы выполнили требования.

Зафиксируйте, что в ООП НОО и ООО включили рабочие программы учебного предмета «Труд (технология)» (приказ Минпросвещения от 19.03.2024 № 171). В ООП ООО и СОО ввели предметные результаты освоения нового предмета «Основы безопасности и защиты Родины». Рабочие программы по ОБЖ заменили рабочими программами по ОБЗР (приказ Минпросвещения от 01.02.2024 № 62).

Пропишите, как привели учебные планы ООП всех уровней в соответствие с ФГОС и ФОП. Укажите, что в ООП ООО и СОО разделили физкультуру и ОБЗР на две предметные области, в ООП НОО и ООО вписали в предметную область «Технология» учебный предмет «Труд (технология)». Смотрите примерную формулировку.

Пример формулировки 

Инструкция
Здесь и далее нажмите Копировать внизу примера, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

1
календарный год –

отчетный период для самообследования. Данные и информация, которые представите в отчете, должны соответствовать периоду с 1 января по 31 декабря 2024 года

Проблемная точка 2. Подвести итоги Года семьи

Итоги Года семьи подводите в разделе «Оценка образовательной деятельности». Здесь самое важное не просто написать, какие мероприятия провели в течение года, а привести данные, которые покажут, как включили тему года в воспитательную работу и к каким результатам пришли.

Расскажите, что составили план мероприятий к Году семьи, включили в него федеральные, региональные и муниципальные мероприятия. Поясните, что соотнесли мероприятия в плане с памятными датами. Укажите, что классные руководители включили мероприятия к Году семьи в календарные планы воспитательной работы.

Опишите, какие изменения в школьном сообществе произошли в Год семьи. Проанализируйте охват мероприятий и вовлеченность родителей. Пример формулировки смотрите ниже.

Пример формулировки  

Проблемная точка 3. Рассказать, как организуете электронное обучение, применяете ЭОР, ЭСО и ДОТ

Информация об электронном образовании и ресурсах – новая, в отчете за 2023 год много внимания ей не уделяли. Данные внесите в раздел «Организация учебного процесса». Здесь нужно показать, как организовали обучение с применением ЭОР, ЭСО и дистанционных технологий с учетом новых требований.

Отразите в отчете, как контролируете применение электронных образовательных ресурсов – следите, чтобы учителя использовали на уроках ЭОР из действующего перечня. Пропишите, что используете только государственные информационные ресурсы, чтобы реализовывать ООП. Смотрите пример формулировки.

Пример формулировки 

Зафиксируйте в отчете, что согласовали с представителями от педагогов, родителей и детей и приняли Положение об организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Согласованный и утвержденный локальный акт разместили на сайте школы. Это нужно было сделать с 1 сентября 2024 года по новым Правилам (постановление Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Покажите в отчете, что в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2023 № 618-ФЗ ограничили гаджеты в школе. Подчеркните, что зафиксировали запрет на использование мобильных телефонов в Правилах внутреннего распорядка учеников, ООП уровней образования и приказе об ограничении мобильных устройств в школе. Включите сведения о том, как внедрили изменения на уроках и переменах. Например, поясните, что определили места хранения гаджетов.

Проблемная точка 4. Зафиксировать работу с учениками, которые требуют особого педагогического внимания

В отчете за 2024 год нужно оценить организацию работы с новыми целевыми группами – детьми в кризисном состоянии, детьми из семей участников СВО, детьми-беженцами и другими. Эти данные внесите в раздел «Организация учебного процесса». Здесь важно кратко описать основные этапы организации работы с целевыми группами, но не вдаваться в детали.

Зафиксируйте, что проводили психолого-педагогическое сопровождение детей из семей участников СВО по направлениям из Концепции Минпросвещения от 18.06.2024 № СК-13/07вн. Укажите, что классные руководители проводят адресную воспитательную работу с учениками из целевых групп. Например, наблюдают их в среде одноклассников, вовлекают детей в объединения внеурочной деятельности и допобразования и т. д. Смотрите пример формулировки.

Пример формулировки  

ВАЖНО

Раздел «Функционирование ВСОКО» можно перенести в новый отчет из отчета за 2023 год, если не меняли структуру ВСОКО в школе

Проблемная точка 5. Показать, как выпускники 11-х классов воспользовались правом пересдачи

В разделе «Содержание и качество подготовки учеников» нужно описать, как ваши выпускники использовали дополнительные дни для пересдачи. Это новая информация, которой раньше не было в отчете.

Зафиксируйте, сколько учеников 11-х классов воспользовались правом пересдать предмет в дополнительные дни. Покажите, по каким предметам пересдавали экзамены. Проанализируйте результаты пересдачи. Зафиксируйте, сколько учеников улучшили результаты ГИА. Смотрите примерную формулировку.

Пример формулировки   

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.