ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
4
Апрель 2025года
Образовательная деятельность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация в 2024/25 учебном году: особенности документов и сложные ситуации

Елена Крылова, финалист первого Всероссийского конкурса «Завуч года», руководитель региональной инновационной площадки «Опорная школа как ресурсный центр» на базе лицея, директор КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
В статье – особенности, которые нужно включить в каждый документ для промежуточной аттестации. О них рассказала Елена Крылова, финалист первого Всероссийского конкурса «Завуч года», которая выстроила в своей школе понятную всем процедуру промежуточной аттестации. Также есть образцы документов и карточки с разбором сложных ситуаций во время процедуры.

Перед промежуточной аттестацией проверьте, все ли особенности процедуры учли в положении. Далее – подробно, что включить в документ. А также – нужно ли разрабатывать приказ, протокол и справку по промежуточной аттестации. Чтобы урегулировать четыре сложные ситуации во время процедуры, дали карточки с их описаниями и готовыми решениями.

Положение о промежуточной аттестации

Включите в положение норму о безотметочной форме аттестации по отдельным предметам, аттестации по курсам внеурочной деятельности, условия аттестации детей с ОВЗ, экстернов; порядок ликвидации академической задолженности. Пропишите особенности процедуры на уровне НОО и в 9-х, 11-х классах.

Образец положения

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО

Формы промежуточной аттестации прописывают в учебном плане школы, сроки – в календарном учебном графике, а в положении о промежуточной аттестации – общие подходы к организации процедуры. Все три документа должны коррелировать друг с другом

Безотметочная форма аттестации по предметам. Минпросвещения допускает безотметочную систему обучения по некоторым предметам – музыка и ИЗО (п. 5.3 приказа от 05.10.2020 № 546). По ним можно выставлять «зачтено/не зачтено». Если используете безотметочный вариант, не забудьте это прописать в положении, чтобы не было вопросов и проблем с аттестатами потом. Также добавьте в документ норму о безотметочном обучении по физической культуре для учеников, которые относятся к специальной медицинской группе (приказ Минпросвещения от 01.04.2022 № 196).

В положении пропишите, как выставляете отметки по этим предметам в течение всего периода их изучения. Например, это может быть норма о том, что со 2-го по 8-й класс и со 2-го по 7-й класс по музыке и ИЗО соответственно используете безотметочное обучение с выставлением «зачет/незачет». Или в течение всего периода изучения предметов их оцениваете по 5-балльной системе, а в последний год переходите на зачетную систему и в аттестат выставляете «зачет».

Аттестация по курсам внеурочки. Внеурочная деятельность –неотъемлемая часть ООП школы, а ее освоение сопровождается промежуточной аттестацией. Поэтому процедуру нужно планировать и для курсов внеурочки. Пропишите в положении норму о том, что промежуточная аттестация по курсам определяется ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной деятельности. Это может быть участие учеников в фестивалях, эстафетах, концертах, театральных постановках, конференциях, тестированиях, защита проекта. Отталкивайтесь от того, в каких формах вы реализуете внеурочку. Например, для курса по функциональной грамотности логично выбрать проект.

Условия аттестации для экстернов, детей с ОВЗ, на надомном обучении. Даже если у вас в школе нет таких учеников, норму о промежуточной аттестации для детей с ОВЗ, надомников и экстернов нужно закрепить в положении. Во-первых, такой ученик может появиться в любой момент. Во-вторых, не нужно будет в экстренном порядке вносить изменения в локальный акт.

Учитывайте особые образовательные потребности детей с ОВЗ, когда организуете их промежуточную аттестацию. Проверьте, чтобы условия соответствовали тому, что вы прописали в системе оценки достижения планируемых результатов освоения АООП. Можно прописать в положении особенности проведения аттестации для детей с ОВЗ конкретной нозологии. Когда определяете формы промежуточной аттестации, учитывайте рекомендации ПМПК.

Для надомника можно проводить промежуточную аттестацию как в общем порядке, так и в специальных формах. Это зависит от заболевания ученика. Формы процедуры нужно будет указать в его учебном плане, а сроки – в календарном учебном графике.

В отдельном разделе положения регламентируйте промежуточную аттестацию экстернов. Пропишите, что школа устанавливает сроки подачи заявления на аттестацию и ее график, который согласует с экстерном и его родителями.

Ликвидация академической задолженности. Задолженность возникает у ученика, если он не прошел промежуточную аттестацию хотя бы по одному предмету в установленные сроки или не явился на нее без уважительных причин. В этом случае школьника переводят в следующий класс условно (ч. 8 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Когда описываете в положении порядок ликвидации, ориентируйтесь на статью 58 Закона «Об образовании в РФ». Ключевые точки в документе: ученик вправе ликвидировать академическую задолженность в пределах одного года с момента ее образования, у ученика есть две попытки. Во время первой он сдает задолженность учителю, во время второй – специальной комиссии, которую создают приказом директора.

Пропишите в положении возможные модели обучения школьника, если он не ликвидировал академическую задолженность: повторное обучение, если есть заявление родителей; обучение по АООП по рекомендации ПМПК, обучение по ИУП. Отдельно зафиксируйте в локальном акте особенности ликвидации академической задолженности для выпускников – ее нужно провести до педсовета по допуску к ГИА. Решения для сложных ситуаций.

Решения для сложных ситуаций во время промежуточной аттестации

Инструкция
Кликните на , чтобы посмотреть решение


Скачать

ВАЖНО

Если академическая задолженность образовалась у ученика 4-го класса, то его нельзя перевести в 5-й класс условно (ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Ведь ученик заканчивает обучение на уровне образования и переходит на другой

Аттестация на уровне НОО. В ФОП НОО закреплен принцип промежуточной аттестации – оценку ученику выставляют по журналу, при этом учитывают результаты накопленных текущих оценок и оценок за тематические проверочные работы. Специальных контрольных работ в рамках промежуточной аттестации не проводят.

В ФОП НОО указано, что промежуточную аттестацию проводят со 2-го класса (п. 19.39 ФОП НОО). Но закон не запрещает проводить ее в 1-м классе, если это будет закреплено в локальном акте школы (п. 10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Если вы пропишите в положении норму о промежуточной аттестации в 1-х классах, укажите, что ее организуют в формах без балльного оценивания. Ведь в 1-х классах – безотметочное обучение. Проводите процедуру с помощью листов индивидуальных достижений, портфолио, результатов психолого-педагогического наблюдения. Во 2-й класс переводите учеников без дополнительных условий.

Во 2–4-х классах промежуточную аттестацию проводят на основе накопленной оценки и результатов тематических проверочных работ. Результаты фиксируют в журнале успеваемости.

Аттестация в 9-х, 11-х классах. ФОП ООО и СОО не определяют, как организовать промежуточную аттестацию. Школа это устанавливает сама. Учтите, что процедуры допуска к промежуточной аттестации не может быть. Ее проходят все выпускники, даже те, кто имеет отрицательные результаты текущего контроля успеваемости. В положении можно прописать норму, что аттестацией считать годовые оценки выпускника. Так вы снизите нагрузку на них перед ГИА.

Установите локальным актом возможность учета индивидуальных достижений. Например, выпускник 9-го класса – призер регионального этапа ВсОШ по обществознанию. Вы вправе выставить ему оценку по обществознанию и засчитать ее за промежуточную аттестацию.

Приказ о промежуточной аттестации

Так как формы промежуточной аттестации прописаны в учебном плане, а сроки – в календарном учебном графике, приказ издавать необязательно. Но если вы отразите в документе организационные моменты процедуры, это будет удобно для педагогов. Ведь они должны проинформировать учеников и родителей.

Протокол результатов аттестации

Если проводите процедуру на основании годовых отметок учеников, выведите отчет из электронного журнала. Когда организуете аттестацию в форме экзамена или годовой контрольной, разработайте единую форму протокола. Включите в нее те статистические и аналитические данные, которые будут входить в годовой анализ работы школы или в отчет о самообследовании. Пример протокола смотрите в конце статьи.

Справка по итогам промежуточной аттестации

Если в локальном акте школы зафиксировали норму о том, что по итогам промежуточной аттестации оформляете справку, то ее придется написать. Включите в нее общие сведения: цель, сроки, формы, результаты по каждому классу и предмету, итоговые цифры успеваемости по школе, качество обученности. Пропишите фамилии учеников, которые не прошли процедуру. А также – классы и предметы, по которым ученики показали низкий уровень качества знаний. Сформулируйте выводы и рекомендации. Но отдельно справку можно не писать, а сразу включить результаты в анализ работы школы и оформить их так, как в логике построен годовой анализ работы.

ПРИМЕР. Фрагмент анализа работы школы с итогами промежуточной аттестации

<...>
Промежуточный (четвертной) и промежуточный (переводной) контроль
<...>
На основании положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в течение года были проведены:
– промежуточная аттестация в форме экзаменов по итогам года в 5–8-х классах по русскому языку и математике;
– промежуточная аттестация в форме экзаменов по итогам года для обучающихся 10-х классов по русскому языку, математике, химии, физике, истории.
Общий средний балл на промежуточной аттестации в 5–8-х, 10-х классах составил 3,86, качество – 66%. Успеваемость по итогам года составила 99,6%. Условно в следующий класс переведен 1 человек, имеющий академическую задолженность по нескольким предметам:
Соколов Вячеслав, 7 «А» класс – «Алгебра», «Геометрия».
На «4» и «5» учебный год закончили 344 человека, средний балл – 4,3, качество обученности – 62%. Идентичные показатели в сравнении с предыдущим годом. В 2025/26 учебном году необходимо:
1. Включить в перечень зимних административных контрольных работ диагностические работы по дополнительным предметам углубленного обучения: литература, биология, информатика.
2. <...>

Образцы приказа и протокола

Инструкция
Кликните на вкладку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.