
Промежуточная аттестация в 2024/25 учебном году: особенности документов и сложные ситуации
Вредные советы, как не нужно составлять учебные планы на 2025/26 год
Текущий, промежуточный, итоговый. Видеоинструкция, чтобы разобраться в видах контроля
Готовые оценочные листы проектов для всех уровней образования
Перед промежуточной аттестацией проверьте, все ли особенности процедуры учли в положении. Далее – подробно, что включить в документ. А также – нужно ли разрабатывать приказ, протокол и справку по промежуточной аттестации. Чтобы урегулировать четыре сложные ситуации во время процедуры, дали карточки с их описаниями и готовыми решениями.
Положение о промежуточной аттестации
Включите в положение норму о безотметочной форме аттестации по отдельным предметам, аттестации по курсам внеурочной деятельности, условия аттестации детей с ОВЗ, экстернов; порядок ликвидации академической задолженности. Пропишите особенности процедуры на уровне НОО и в 9-х, 11-х классах.
Образец положения
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО
Формы промежуточной аттестации прописывают в учебном плане школы, сроки – в календарном учебном графике, а в положении о промежуточной аттестации – общие подходы к организации процедуры. Все три документа должны коррелировать друг с другом
Безотметочная форма аттестации по предметам. Минпросвещения допускает безотметочную систему обучения по некоторым предметам – музыка и ИЗО (п. 5.3 приказа от 05.10.2020 № 546). По ним можно выставлять «зачтено/не зачтено». Если используете безотметочный вариант, не забудьте это прописать в положении, чтобы не было вопросов и проблем с аттестатами потом. Также добавьте в документ норму о безотметочном обучении по физической культуре для учеников, которые относятся к специальной медицинской группе (приказ Минпросвещения от 01.04.2022 № 196).
В положении пропишите, как выставляете отметки по этим предметам в течение всего периода их изучения. Например, это может быть норма о том, что со 2-го по 8-й класс и со 2-го по 7-й класс по музыке и ИЗО соответственно используете безотметочное обучение с выставлением «зачет/незачет». Или в течение всего периода изучения предметов их оцениваете по 5-балльной системе, а в последний год переходите на зачетную систему и в аттестат выставляете «зачет».
Аттестация по курсам внеурочки. Внеурочная деятельность –неотъемлемая часть ООП школы, а ее освоение сопровождается промежуточной аттестацией. Поэтому процедуру нужно планировать и для курсов внеурочки. Пропишите в положении норму о том, что промежуточная аттестация по курсам определяется ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной деятельности. Это может быть участие учеников в фестивалях, эстафетах, концертах, театральных постановках, конференциях, тестированиях, защита проекта. Отталкивайтесь от того, в каких формах вы реализуете внеурочку. Например, для курса по функциональной грамотности логично выбрать проект.
Условия аттестации для экстернов, детей с ОВЗ, на надомном обучении. Даже если у вас в школе нет таких учеников, норму о промежуточной аттестации для детей с ОВЗ, надомников и экстернов нужно закрепить в положении. Во-первых, такой ученик может появиться в любой момент. Во-вторых, не нужно будет в экстренном порядке вносить изменения в локальный акт.
Учитывайте особые образовательные потребности детей с ОВЗ, когда организуете их промежуточную аттестацию. Проверьте, чтобы условия соответствовали тому, что вы прописали в системе оценки достижения планируемых результатов освоения АООП. Можно прописать в положении особенности проведения аттестации для детей с ОВЗ конкретной нозологии. Когда определяете формы промежуточной аттестации, учитывайте рекомендации ПМПК.
Для надомника можно проводить промежуточную аттестацию как в общем порядке, так и в специальных формах. Это зависит от заболевания ученика. Формы процедуры нужно будет указать в его учебном плане, а сроки – в календарном учебном графике.
В отдельном разделе положения регламентируйте промежуточную аттестацию экстернов. Пропишите, что школа устанавливает сроки подачи заявления на аттестацию и ее график, который согласует с экстерном и его родителями.
Ликвидация академической задолженности. Задолженность возникает у ученика, если он не прошел промежуточную аттестацию хотя бы по одному предмету в установленные сроки или не явился на нее без уважительных причин. В этом случае школьника переводят в следующий класс условно (ч. 8 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Когда описываете в положении порядок ликвидации, ориентируйтесь на статью 58 Закона «Об образовании в РФ». Ключевые точки в документе: ученик вправе ликвидировать академическую задолженность в пределах одного года с момента ее образования, у ученика есть две попытки. Во время первой он сдает задолженность учителю, во время второй – специальной комиссии, которую создают приказом директора.
Пропишите в положении возможные модели обучения школьника, если он не ликвидировал академическую задолженность: повторное обучение, если есть заявление родителей; обучение по АООП по рекомендации ПМПК, обучение по ИУП. Отдельно зафиксируйте в локальном акте особенности ликвидации академической задолженности для выпускников – ее нужно провести до педсовета по допуску к ГИА. Решения для сложных ситуаций.
Решения для сложных ситуаций во время промежуточной аттестации
Инструкция
Кликните на , чтобы посмотреть решение

ВАЖНО
Если академическая задолженность образовалась у ученика 4-го класса, то его нельзя перевести в 5-й класс условно (ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Ведь ученик заканчивает обучение на уровне образования и переходит на другой
Аттестация на уровне НОО. В ФОП НОО закреплен принцип промежуточной аттестации – оценку ученику выставляют по журналу, при этом учитывают результаты накопленных текущих оценок и оценок за тематические проверочные работы. Специальных контрольных работ в рамках промежуточной аттестации не проводят.
В ФОП НОО указано, что промежуточную аттестацию проводят со 2-го класса (п. 19.39 ФОП НОО). Но закон не запрещает проводить ее в 1-м классе, если это будет закреплено в локальном акте школы (п. 10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Если вы пропишите в положении норму о промежуточной аттестации в 1-х классах, укажите, что ее организуют в формах без балльного оценивания. Ведь в 1-х классах – безотметочное обучение. Проводите процедуру с помощью листов индивидуальных достижений, портфолио, результатов психолого-педагогического наблюдения. Во 2-й класс переводите учеников без дополнительных условий.
Во 2–4-х классах промежуточную аттестацию проводят на основе накопленной оценки и результатов тематических проверочных работ. Результаты фиксируют в журнале успеваемости.
Аттестация в 9-х, 11-х классах. ФОП ООО и СОО не определяют, как организовать промежуточную аттестацию. Школа это устанавливает сама. Учтите, что процедуры допуска к промежуточной аттестации не может быть. Ее проходят все выпускники, даже те, кто имеет отрицательные результаты текущего контроля успеваемости. В положении можно прописать норму, что аттестацией считать годовые оценки выпускника. Так вы снизите нагрузку на них перед ГИА.
Установите локальным актом возможность учета индивидуальных достижений. Например, выпускник 9-го класса – призер регионального этапа ВсОШ по обществознанию. Вы вправе выставить ему оценку по обществознанию и засчитать ее за промежуточную аттестацию.
Приказ о промежуточной аттестации
Так как формы промежуточной аттестации прописаны в учебном плане, а сроки – в календарном учебном графике, приказ издавать необязательно. Но если вы отразите в документе организационные моменты процедуры, это будет удобно для педагогов. Ведь они должны проинформировать учеников и родителей.
Протокол результатов аттестации
Если проводите процедуру на основании годовых отметок учеников, выведите отчет из электронного журнала. Когда организуете аттестацию в форме экзамена или годовой контрольной, разработайте единую форму протокола. Включите в нее те статистические и аналитические данные, которые будут входить в годовой анализ работы школы или в отчет о самообследовании. Пример протокола смотрите в конце статьи.
Справка по итогам промежуточной аттестации
Если в локальном акте школы зафиксировали норму о том, что по итогам промежуточной аттестации оформляете справку, то ее придется написать. Включите в нее общие сведения: цель, сроки, формы, результаты по каждому классу и предмету, итоговые цифры успеваемости по школе, качество обученности. Пропишите фамилии учеников, которые не прошли процедуру. А также – классы и предметы, по которым ученики показали низкий уровень качества знаний. Сформулируйте выводы и рекомендации. Но отдельно справку можно не писать, а сразу включить результаты в анализ работы школы и оформить их так, как в логике построен годовой анализ работы.
ПРИМЕР. Фрагмент анализа работы школы с итогами промежуточной аттестации
Образцы приказа и протокола
Инструкция
Кликните на вкладку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
