ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
4
Апрель 2025года
Работа с документами
Учебные планы

Вредные советы, как не нужно составлять учебные планы на 2025/26 год

Елена Ильяшенко, эксперт Системы Завуч, стаж работы заместителем директора по содержанию образования более 10 лет, ­к. п. н., доцент
Наталья Романова, главный редактор журнала
В статье собрали популярные мифы о том, какими должны быть учебные планы на 2025/26 учебный год, и развенчали их. Узнаете, где чаще всего ошибаются коллеги, которые обращаются в экспертную поддержку Актион Образование. А чтобы вы не повторили их ошибки, подготовили подсказки по разработке учебных планов на будущий год.

В этой статье – пять вредных советов, которым точно не нужно следовать, если хотите, чтобы к вашим учебным планам не было претензий. Эти советы – не плод фантазий редакции. Уже больше трех лет экспертная поддержка Актион Образование проверяет учебные планы, которые присылают нам ваши коллеги. Мы обобщили этот опыт и нашли несколько ошибок, которые допускают чаще других. Они никак не связаны с географией – в Москве, Красноярске и Владивостоке в одних и тех же местах ошибаются люди, которые никогда не встречались. Поэтому все советы основаны на мифах, которые распространены в профессиональной среде и ведут к неправильно составленным документам. Мы развенчали мифы и дали подсказки, чтобы вы были спокойны за свои учебные планы.


Главное в статье СкрытьСамая частая ошибка – не брать в расчет обновления федеральных документов. В первую очередь, ФГОС и ФОП. Вы удивитесь, но иногда нам все еще присылают учебные планы, которые составили по ФКГОС.

В 2025/26 учебном году начнут действовать изменения в ФОП, которые существенно повлияют на учебные планы. Главное в этих изменениях – на уровне ООО придется разработать минимум два учебных плана. С 1 сентября вступят в силу поправки, которые касаются преподавания истории, обществознания и ОДНКНР.

В учебных планах ООО не будет ОДНКНР – предмет исключают из ФГОС и ФОП с 01.09.2025 (приказ Минпросвещения от 19.02.2024 № 110). Вместо этого Минпросвещения дополнило учебный предмет «История» новым курсом – «История нашего края».

Ученики, которые перейдут в 5-й класс в 2025/26 учебном году, будут изучать обществознание только в 9-м классе. А те, кто уже начал учиться на уровне ООО до 1 сентября 2025 года, будут изучать предмет с 8-го класса. 6-е и 7-е классы изучать обществознание с 2025/26 учебного года не будут. Вам придется составить отдельные учебные планы для тех, кто уже учился на уровне ООО и тех, кто на него перешел. А если вы еще доучиваете девятиклассников по ФГОС второго поколения – для них тоже понадобится отдельный учебный план. Смотрите шпаргалку с предметами, которые нужно включить в разные варианты учебных планов на уровне ООО.

Главное в статье СкрытьПредметы в учебных планах ООО и сроки изучения

Кликните на картинку, что посмотреть ее в реальном размере.


Скачать

К сведению

Это не все изменения, которые нужно будет учитывать, когда разрабатываете учебные планы на следующий год. Полезные советы о том, как составить документы, мы дадим в летних номерах журнала.

На уровне СОО состав предметов по годам изучения для тех, кто перейдет в 10-й класс, не изменится. Учебные планы будете корректировать из-за изменений в часах на предмет, но разрабатывать отдельные варианты не придется.


Главное в статье СкрытьВторой распространенный миф – школа вправе перераспределить учебные часы так, как считает нужным, главное – сохранить содержание. Это ошибка. Действительно, вы можете изменить часы на изучение, но для отдельных предметов только в сторону увеличения.

Про перераспределение часов на уровне НОО в законе ничего не сказано. Раз нет запрета, то менять часы из ФОП НОО можно. Но при этом нельзя снижать количество часов по тем предметам, по которым обязательны федеральные рабочие программы.

На уровне ООО и СОО можно сократить часы на изучение только для предметов, по которым не проводят ГИА и не предусмотрено непосредственное применение федеральных рабочих программ (пп. 6.2, 6.3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ). При этом запрета увеличивать количество часов нет. На схеме смотрите, на изучение каких предметов можно и нельзя сократить часы.

Схема. Как можно перераспределять часы на изучение предметов в учебных планах по ФОП

Кликните на картинку, что посмотреть ее в реальном размере.


Скачать


Следующий миф – о формируемой части учебных планов. Основных ошибок тут три. Первая – как во вредном совете, вообще не включать формируемую часть в учебный план. Вторая – включить предметы обязательной части в формируемую. Третья – называть предметы в обязательной и формируемой частях одинаково. Разберем все три ошибки.

В учебных планах обязательно должна быть часть, которую формируют участники образовательных отношений. Это нужно, чтобы выдержать соотношение частей образовательной программы. При этом вместе объем недельной нагрузки обязательной и формируемой частей не должен превышать максимум, который установили в СанПиН (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

Обязательные предметы в формируемую часть включать нельзя. Если хотите увеличить часы, которые закладываете на их освоение, – сделайте это в рамках обязательной части или за счет дополнительных предметов в формируемой. Также в формируемую часть включайте курсы, которые выберут ученики и родители, и коррекционные курсы на уровне ООО для учеников с ОВЗ.

Проверьте названия учебных предметов, курсов, модулей и курсов внеурочной деятельности формируемой части. Они не должны повторять названия обязательных учебных предметов и курсов. Если хотите ввести курс, который углубляет и расширяет программу предмета из обязательной, назовите его по-другому. Например, курс «Загадки российской истории» для углубленного изучения истории.


Это заблуждение касается названий учебных предметов. Часто в учебных планах, которые присылают на проверку, мы видим сокращенные или вовсе неверные названия предметов. Например, информатику вписывают как «Информатика и ИКТ», физическую культуру – как физкультуру или физру и т. д.

Учебный план – официальный документ, часть ООП школы. Поэтому все названия учебных предметов должны быть указаны в нем так, как они указаны во ФГОС и ФОП. Для иностранного языка, родного языка и родной литературы в скобках нужно указать, какой именно язык изучают школьники.


Последний миф про учебные планы не совсем про их содержание и не совсем миф. В апреле у вас достаточно других дел, чтобы плотно заниматься разработкой учебных планов. При этом школа должна при поступлении ознакомить родителей с ООП, по которой будут учиться дети, а значит, и с учебными планами. А еще нужно планировать, какие курсы будете включать в формируемую часть и план внеурочки, чтобы учителя успели написать рабочие программы и пройти курсы повышения квалификации к сентябрю. Поэтому в разработке учебных планов рекомендуем придерживаться принципа «торопиться медленно».

Содержание образования на новый учебный год

Скачать

«Торопиться медленно» значит не откладывать работу на последний момент, но и не стремиться сделать ее немедленно. К апрелю у вас уже должно быть представление об ООП для всех уровней на будущий год. Но утверждать окончательный вариант ООП не стоит. Ведь Минпросвещения еще может внести изменения и в ФОП, и во ФГОС. Так уже было в феврале, когда отменили быстрый переход на новый вариант изучения истории и обществознания и выбрали более плавный вариант. Именно поэтому наш вредный совет вреден не до конца. Скорее всего, дорабатывать учебные планы и ООП в целом вам придется летом. Но потратите гораздо меньше времени, если уже сейчас продумаете и обсудите проекты документов.

Если вы не проводили педсовет о содержании образования, рекомендуем запланировать заседание по готовым материалам. Их можете скачать правее, на полях этой статьи. А чтобы у вас был ориентир, смотрите образцы учебных планов на уровень ООО.

Главное в статье СкрытьУчебные планы ООО

Инструкция
Кликните на вкладку и выберите класс. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Преимущества досрочного перехода на ФГОС-2021

В нашей области по решению региональных властей в 2024/25 учебном году мы полностью перешли на обновленные ФГОС на уровнях НОО и ООО. Считаем это решение оправданным по нескольким причинам.

Во-первых, перевод на обновленный ФГОС сокращает количество документации – все школьники на уровне учатся по одной образовательной программе. Во-вторых, ООП по обновленным ФГОС проще привести в соответствие с ФОП, так как федеральные программы, в свою очередь, уже составлены с учетом ФГОС-2021.

А еще перевод на обновленные стандарты поможет избежать противоречий в системе оценивания. Например, если КИМ для ВПР или других внешних оценочных процедур будут составлять с опорой на ФГОС-2021.

Елена Крылова, директор КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского», опыт работы заместителем директора по УВР более 10 лет, финалист конкурса «Завуч года», руководитель региональной инновационной площадки «Опорная школа как ресурсный центр» на базе лицея

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

4
Апрель 2025года
Работа с документами
Микрообучение на 5 минут

Практикум для замдиректора: как без ошибок составить учебные планы на 2025/26 учебный год

Курс поможет заместителю директора потренироваться составлять учебные планы на 2025/26 учебный год без ошибок.

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

4
Апрель 2025года
Работа с документами
Справки по ВСОКО

Справка номера. Об итогах контроля посещаемости в рамках ВСОКО

В статье – образец справки по итогам контроля посещаемости. Документ понадобится, чтобы выявить учеников, которые систематически пропускают уроки, и до конца учебного года скорректировать работу по профилактике прогулов. Справку разработали для уровня ООО. Включили результаты мониторинга посещаемости и выявленные причины пропусков. Сформулировали выводы и дали рекомендации педагогам, как работать с учениками, которые систематически не посещают школу.

Образец справки

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.