ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
11
Ноябрь 2024года
Качество образования
Справки по ВСОКО

Справка месяца. Об итогах контроля преподавания ОБЗР

В статье – образец справки по итогам контроля преподавания нового предмета «Основы ­безопасности и защиты Родины». В справку включили: контроль образовательной деятельности по предмету, кадрового обеспечения, материально-технической оснащенности кабинетов, ведения журналов успеваемости; анализ посещенных уроков ОБЗР. Воспользуйтесь образцом, чтобы внести свои результаты контроля.

Образец справки

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

11
Ноябрь 2024года
Образовательная деятельность
Электронное обучение

Новые Правила электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. Кого они на самом деле касаются и как применять

Елена Литвинова, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Белгорода, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации
Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование. Лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования
В статье рассказали, почему новые Правила электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий должны применять все школы. Вместе с юристом и практиком разобрались, как именно их применять. Все новые понятия из Правил собрали в памятке и прописали, какие документы должны быть в каждой школе.

С сентября 2024 года действуют новые Правила электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (постановление Правительства от 11.10.2023 № 1678). Рекомендуем обратить на этот документ внимание. Далее в статье расскажем, почему новые Правила на самом деле касаются практически любой школы. Также читайте, как их нужно применять, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих и родителей.

Почему новые Правила касаются любой школы

Любое применение электронных образовательных ресурсов подпадает под определение электронного образования, которое закрепили в новых Правилах и Законе об образовании (п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Получается, что все школы, которые используют ФГИС «Моя школа», в той или иной части применяют электронное обучение и должны организовать работу по новым Правилам.

Новые ФГОС и ФОП активно ориентируют педагогов на использование электронного контента. Каждый раз, когда педагоги дают школьникам задания, которые нужно выполнить с помощью ресурса из списка ЭОР, они применяют или электронное обучение, или дистанционные образовательные технологии (ДОТ). То есть новые Правила распространяются как минимум на большинство ООП НОО, ООО и СОО.

ВАЖНО

ФГИС «Моя школа» и ЭОР – это применение электронного обучения и ДОТ. Если используете их, значит, применяете электронное обучение и дистанционные технологии

Что изменилось в Правилах

Новые Правила существенно отличаются от предыдущих. Правительство добавило в документ детальные нормы, которые соответствуют современным технологиям. Определили порядок введения электронного обучения и применения ДОТ, проведения промежуточной и итоговой аттестаций, сроки публикации документов на сайте, особенности отказа от дистанционки.

В Правилах ввели новые термины и определения, которых нет в Законе об образовании. Все новшества собрали в памятке. Рекомендуем раздать памятку педагогам и родителям, чтобы все одинаково понимали значение новых терминов.

Теперь школа может реализовывать образовательную программу дистанционно полностью или частично (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Но такой способ реализации программ должен соответствовать требованиям ФГОС.

Чем отличается электронное обучение от применения ДОТ

При электронном обучении школьник самостоятельно выполняет задания учителя и использует при этом базы данных, цифровые образовательные сервисы, информационные технологии, технические средства и информационно-телекоммуникационные сети. При этом ученик может не взаимодействовать с педагогом в режиме реального времени.

При обучении с применением ДОТ информационные и телекоммуникационные технологии применяют при опосредованном, то есть на расстоянии, или частично опосредованном взаимодействии ученика и педагога (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Подробнее особенности электронного обучения и обучения с применением ДОТ смотрите в таблице.

Особенности электронного обучения и обучения с применением ДОТ

 Вид обученияНеобходимые ресурсыВзаимодействие с педагогомПример
 Электронное обучениеБазы данных, цифровые образовательные сервисы, информационные технологии, технические средства и информационно-телекоммуникационные сетиНе требуетсяУченик: просматривает видеолекцию в записи; выполняет домашнее задание на цифровой платформе, например, ФГИС «Моя школа»
 Обучение с применением ДОТИнформационные и телекоммуникационные технологииУченик и учитель взаимодействуют на расстоянии в режиме реального времениУчитель ведет онлайн-урок в режиме реального времени через «Сферум»

Как утвердить, какие программы реализуете с применением электронного обучения и ДОТ

Решение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и ДОТ принимают совместно со всеми участниками образовательных отношений (п. 12 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). То есть участвовать в выборе должны и педагоги, и родители, и школьники.

Оформить решение о реализации программ с применением электронного обучения или ДОТ нужно в виде локального акта. В буквальном смысле это означает, что локальный акт должны утвердить все участники образовательных отношений. Но это противоречит законодательству, так как педагоги, дети и родители не имеют права утверждать локальные акты.

Чтобы утвердить решение и не нарушить требования, есть один безопасный вариант. Поручите коллективам с представителями от педагогов, родителей и детей рассмотреть проекты актов, в которых вы регулируете применение электронного обучения и ДОТ, а затем согласуйте эти документы. Например, такими коллективами могут быть управляющий совет или отдельно совет родителей, совет обучающихся и педсовет. Решения этих органов надо зафиксировать в протоколах. Желательно там указать обе формулировки – что органы согласовали и приняли локальные акты. Тогда вы подтвердите проверяющим, что выполнили требования новых Правил. Смотрите, как оформить решение в протоколе педсовета.

Фрагмент протокола заседания педсовета

Инструкция
Здесь и далее нажмите Копировать внизу образца, откройте файл Word и вставьте текст (Ctrl V)

1
мая –

крайний срок, чтобы уведомить о формате обучения в следующем учебном году

Обязательно согласуйте и утвердите локальные акты, которые подтвердят, что ученики и родители согласны на реализацию программ в электронном или дистанционном формате. Если школа не закрепит решение и правила электронного обучения и применения ДОТ, родитель или совершеннолетний ученик может написать заявление с отказом. Тогда вам придется учить ребенка без электронных образовательных ресурсов и с очным взаимодействием педагога с учеником (п. 12 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Согласованные и утвержденные локальные акты надо разместить на сайте школы до 1 мая включительно. Это крайний срок, когда надо уведомить участников образовательных отношений о формате обучения в новом учебном году (п. 11 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Школа не обязана размещать на сайте локальные акты, которые регулируют реализацию программ с применением электронного обучения и ДОТ в 2024/25 учебном году, потому что новые Правила действуют с 1 сентября. Но безопаснее будет все-таки опубликовать документы, как только их утвердите, чтобы у проверяющих не возникло вопросов. Локальные акты можно разместить в подразделах «Документы» или «Образование» раздела «Сведения об образовательной организации». Другой вариант – создать отдельный раздел «Электронное обучение и применение ДОТ».

Документы, которые нужно составить по новым Правилам

Закрепите особенности организации электронного обучения и обучения с применением ДОТ в положение. Чтобы ввести дистант, понадобится приказ. А если вводите его по инициативе родителя, возьмите заявление. Также нужно подготовить расписание и внести изменения в образовательные программы.

Положение. Урегулируйте общие вопросы в локальном акте, например положении об организации образовательного процесса с применением электронного обучения и ДОТ. Подробнее о том, что написать в положении, и готовый образец смотрите в статье.

Приказ. Приказ понадобится, если вводите дистанционку для одного или нескольких учеников, когда дети не могут посещать школу. Приказ издает директор. В нем определяют ответственного за удаленное взаимодействие.

Смотрите образец приказа. В него включили пункты об ответственных и размещении приказа вместе с положением на сайте и информационных стендах.

Готовый приказ

Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Поправьте текст документа
– смотрите подсказку
Добавить – добавьте работников, которых нужно ознакомить с приказом
Печать – распечатайте приказ

Заявление. Если вводите электронное обучение или обучение с применением ДОТ по инициативе родителя, возьмите от него заявление, например, об организации обучения на время болезни ребенка. Предусмотрите это правило в положении. Смотрите образец заявления.

Образец заявления родителей о выборе обучения с применением дистанционных технологий




















Образец заявления родителей

Скачать

Локальный акт
Локальный акт
Пропишите в шаблоне заявления актуальное название локального акта, который регулирует применение ДОТ в школе. Это может быть положение или порядок

ВАЖНО

Информацию о расписании занятий, электронных платформах и способах связи обязательно дублируйте в разных источниках – на школьном сайте, в электронном дневнике, VK-мессенджере, делайте рассылку по электронной почте

Расписание. Для дистанционных занятий подготовьте отдельное расписание. Санитарные требования для расписания уроков с применением ДОТ те же, что и для обычного расписания. Чтобы школьникам и родителям было проще сориентироваться, рекомендуем сразу включить в расписание тему или раздел, который понадобится в ФГИС «Моя школа».

Постарайтесь придерживаться рекомендации Роспотребнадзора о том, чтобы переводить 1–5-е классы на дистанционное обучение в последнюю очередь (п. 2.20 МР 2.4.0330-23). Это позволит детям лучше адаптироваться к учебному процессу.

Министерство определило оптимальное количество занятий в день, на которых ученики могут использовать компьютеры. Для школьников разных возрастов количество таких уроков отличается. Ученики 1–4-х классов могут использовать компьютер максимум на 1 уроке, 5–8-х классов – на 2 уроках, а в 9–11-х классах – на 3 уроках в день (информация Роспотребнадзора от 25.09.2020). Учитывайте эти рекомендации, когда будете составлять расписание уроков.

Чтобы утвердить расписание, подготовьте приказ. Поручите техническому специалисту разместить новое расписание на школьном сайте, чтобы с ним могли ознакомиться педагоги, родители и ученики. Классным руководителям поручите рассказать ученикам и родителям об изменениях в расписании и провести инструктаж по организации онлайн-обучения и регламенту работы. Смотрите образец приказа.

Готовый приказ

Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Поправьте текст документа
– смотрите подсказку
Добавить – добавьте работников, которых нужно ознакомить с приказом
Печать – распечатайте приказ

Образовательные программы. Проверьте, чтобы в ООП было указано, что для ее реализации используете электронные образовательные ресурсы. Новые ФГОС обязывают указывать это в тематическом планировании для каждой темы (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО).

Если вводите обучение с применением ДОТ, также отразите это в ООП. Например, укажите в пояснительной записке, что части программы могут быть реализованы с помощью дистанционных технологий.

Еще скорректируйте систему оценки достижения планируемых результатов целевого раздела ООП, если она отличается. Пропишите новые формы контроля, которые используете при онлайн-обучении.

ВАЖНО

Нельзя использовать мобильники для обучения. Это требование санитарных правил (п. 3.5.3 СП 2.4.3648-20). Расскажите об этом требовании родителям учеников

Ресурсы для электронного обучения и ДОТ

Для электронного обучения или применения ДОТ у школы и ученика должны быть три типа ресурсов: оборудование, доступ к образовательной платформе и интернет.

Оборудование. Набор устройств для работы с цифровым контентом одинаковый для ученика и учителя. Примерный перечень для комфортного обучения такой:

  • стационарный компьютер с монитором, ноутбук или планшет, к которому можно присоединить клавиатуру;
  • клавиатура и мышь;
  • микрофон;
  • стереонаушники;
  • веб-камера;
  • принтер и сканер;
  • фото- и видеокамера цифровая.

А чтобы обучать детей начальных классов с помощью ноутбуков, понадобится дополнительная клавиатура (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Предупредите об этом родителей.

В классах может понадобиться дополнительное оборудование – интерактивные доски, проекторы и др. При выборе оборудования ориентируйтесь на МР 2.4.0330-23. Например, Роспотребнадзор рекомендует использовать интерактивные доски и панели с токопроводящими поверхностями, которые передают информацию в компьютер при нажатии на поверхность доски и не требуют применения маркеров. Лучше, если доска будет обратной проекции, когда проектор размещается позади доски. Это исключает слепящий эффект от лампы проектора и тень пользователя на проецируемом изображении.

Цифровая образовательная платформа. Школы должны использовать ФГИС «Моя школа» в качестве единой платформы для детей, учителей и родителей (ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Федеральная система предоставляет доступ к образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории страны. Другие платформы использовать нельзя.

Дополнительно уделите внимание мессенджерам, через которые организуете взаимодействие между детьми, учителями и родителями. Напомните педагогам, чтобы не использовали запрещенные мессенджеры для рассылки информации, которая содержит персональные данные учеников. Например, нельзя публиковать сведения об успеваемости учеников в родительский чат в WhatsApp.

Перечень запрещенных сервисов утверждает Роскомнадзор (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2022 № 584-ФЗ, информация Роскомнадзора от 01.03.2023). Сейчас в списке запрещенных мессенджеров Telegram, Viber, WhatsApp, Skype for Business, Discord, Microsoft Teams, Snapchat, Threema, WeChat.

Контроль доступов. Регулярно проверяйте, что у всех учеников, родителей и педагогов есть доступ к ФГИС «Моя школа». Такой доступ должен быть у школьников независимо от места их нахождения.

Проверьте, что предоставили ученикам, родителям и педагогам доступ к документам и ресурсам по образовательной деятельности. Это учебные планы, рабочие программы, издания электронных библиотек и ЭОР, которые содержат электронные учебно-методические материалы из рабочих программ, в том числе и онлайн-курсы.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

11
Ноябрь 2024года
Образовательная деятельность
Микрообучение на 5 минут

Практикум: как замдиректора организовать электронное и дистанционное обучение по новым правилам

Практикум поможет заместителю директора организовать в школе электронное обучение или обучение с применением дистанционных образовательных технологий. На первом уроке вспомните отличия электронного обучения от дистанционного. На втором уроке потренируетесь организовывать дистанционное обучение. Определите, какое оборудование и интернет-ресурсы для этого понадобятся. На третьем уроке узнаете, как без ошибок составить положение об электронном обучении и применении ДОТ. В конце пройдите итоговый тест и получите сертификат. Желаем успехов!

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК