
Карта, чтобы оценить качество урока по ФГОС и ФОП. Универсальный инструмент для контроля в ноябре
Практикум: что включить в карту контроля урока, чтобы проверить соответствие ФГОС и ФОП
Две формы, чтобы включить контроль уроков во внутренний мониторинг по ФОП
Предлагаем универсальную карту контроля, чтобы проконтролировать качество уроков. Инструмент учитывает основные подходы ФГОС обоих поколений и ФОП к уроку и поможет оценить его по последним требованиям.
На образце карты найдете плашки, которые покажут вам, какие критерии оценки урока относятся к требованиям ФГОС и ФОП. Это те компоненты, которые обязательно должны быть в уроке, чтобы он соответствовал федеральным требованиям. Остальные критерии в карте вы можете скорректировать в зависимости от особенностей вашей школы. Также можете добавить собственные критерии оценки, если используете их в работе.
Карта подойдет, чтобы проверить качество уроков на любом уровне образования и по любым предметам. Например, в ноябре уже можно уделить внимание качеству преподавания нового предмета ОБЗР на уровнях ООО и СОО, а также обновленной дисциплине «Труд (технология)» в начальной и основной школе.
Еще одно преимущество карты контроля – наглядность. Когда по итогам посещения урока заполните карту, сразу увидите, какие дефициты есть у педагога, и сможете быстро прописать рекомендации. В этом помогут формулировки критериев оценки.
Главное в статье СкрытьКарта контроля урока по ФГОС и ФОП
Как работать с картой
Выберите дату, впишите предмет, класс, тему урока и Ф. И. О. педагога. Проставьте по каждому критерию балл от 0 до 3. Вы можете добавить новый критерий в карту контроля или удалить любой из указанных. Кликните «Рекомендации», чтобы увидеть результаты. Кликните «Распечатать», если хотите сохранить результаты контроля урока.
Далее в статье смотрите подробные комментарии обо всех критериях, которые включили в карту контроля. Они помогут вам сориентироваться, на что обратить особое внимание из-за нововведений во ФГОС и ФОП.
Главное в статье СкрытьКритерии 1 и 2. Целеполагание и мотивация
На уроке обязательно обратите внимание, поставил ли педагог цель в начале. Постановка цели – обязательный элемент урока по ФГОС и ФОП.
Чтобы сформулировать цель урока, педагогу нужно отобрать планируемые результаты ФГОС – личностные, метапредметные и предметные, которые он будет формировать на уроке. При этом необходимо ориентироваться на федеральную рабочую программу (ФРП) – в ней конкретизированы планируемые результаты по предмету и распределены по годам обучения. Поэтому рекомендуем перед тем, как посетить урок, просмотреть планируемые результаты в ФРП, чтобы соотнести их с теми, которые учитель будет закладывать в цель занятия.
Постановка целей. Проверьте, как педагог ставит цели урока. Включить учеников в постановку целей – это основное условие, по которому урок будет соответствовать требованиям ФГОС. Так цель станет значимой для учеников и мотивирует их изучать тему. Школьники принимают цель урока на личностном уровне, осознают полезность, значимость и интерес работы. Они понимают, для чего нужно изучить тему, как материал урока пригодится в жизни.
Включение учеников в процесс образования – одна из основополагающих идей ФГОС. Поэтому обратите внимание, как педагог включает школьников в постановку цели и делает ли это вообще. Например, учитель может в начале занятия предложить школьникам назвать ассоциации к теме урока и сформулировать цель с опорой на них.
Достижение цели. Учитель должен иметь средства и возможность проверить, достиг ли он цели урока. Например, предложить в конце урока практическое задание, короткий тест или самостоятельную работу по теме. Или объяснить, как проверят, усвоили ли школьники материал, в контрольной работе по теме. При этом ученики должны знать критерии оценки. Еще учитель может включить школьников в проверку достижения цели. Например, предложить школьникам самим оценить выполнение работы или организовать взаимооценку. В ФОП сделали акцент на оценивании – оценки школьников должны быть обоснованными и объективными. А еще они должны формировать желание повысить результаты, то есть мотивировать школьников.
Формулировка цели. Цель должна иметь точные формулировки и описывать результат, которого нужно достичь на уроке. Например, назвать пять реформ, которые провел Петр I. А еще цель должна строго соотноситься с планируемым результатом ФРП. Например, в ФРП по истории зафиксировано, что ученик 5-го класса должен научиться «вести счет лет до нашей эры и нашей эры». Значит, учителю необходимо объяснить ученикам, что такое год, век, тысячелетие, эра, и научить школьников размещать на ленте времени даты событий, произошедших до нашей эры и в нашу эру. Проверьте цель урока по этому показателю.
Критерий 3. Предметное содержание урока
Учителя должны соблюдать требование Закона об образовании: планировать содержание любого урока не ниже соответствующего содержания в ФОП (ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). То есть педагог должен учить тому, что зафиксировано в федеральной рабочей программе по предмету. Особенно строго нужно относиться к отбору содержания, если это предмет с непосредственным применением ФРП. Смотрите в таблице, для каких предметов по уровням образования закрепили непосредственное применение ФРП.
Главное в статье СкрытьТаблица. Предметы, для которых закрепили непосредственное применение ФРП
Учителя могут использовать на уроке дополнительный материал и включать в содержание то, чего нет в ФРП. Но всегда необходимо соотнести дополнительное содержание с планируемыми результатами. И нельзя исключать элемент содержания, если он прописан в ФОП. Это нарушит требование о единстве образовательного пространства.
Чтобы оценить предметное содержание урока, ориентируйтесь на ФРП по предмету. Заранее узнайте у педагога тему урока, чтобы проверить по федеральной программе, какое содержание должен обязательно выдать учитель. Также тема понадобится, чтобы проверить, соответствует ли она тематическому планированию в рабочей программе учителя или ФРП, если это предмет с непосредственным применением.
Критерий 4. Организация деятельности учеников
Главный критерий соответствия требованиям ФГОС и ФОП – как педагог организовал работу учеников на уроке. Если учитель пересказал текст учебника, а потом потребовал, чтобы ученики повторили, то урок не соответствует требованиям ФГОС и принципам ФОП.
Например, по ФГОС предметные результаты должны формироваться в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных навыков (п. 9 ФГОС ООО). ФОП ООО требует, чтобы школа формировала опыт применения УУД в жизненных ситуациях, готовность к решению практических задач (п. 32.2 ФОП ООО). Кроме того, планируемые результаты в ФОП всех уровней образования выражены в деятельностной форме. То есть педагог должен организовать деятельность так, чтобы школьники сами или в сотрудничестве с ним изучили материал урока и смогли применить его в жизни, решить какую-то проблему, научились применять новые знания в жизненных ситуациях. А еще понимали, как это может пригодиться в профессиональной деятельности.
Методы обучения. Учитель должен использовать методы обучения, которые предполагают активное участие школьников в познании. ФГОС определяет системно-деятельностный подход как основу, чтобы выстроить образовательный процесс. Такой подход предполагает, что ребенок учится в деятельности, когда активно изучает материал и понимает, зачем ему это надо.

ВАЖНО
Проконтролируйте, что учебники, которые используют педагоги, входят в актуальный федеральный перечень учебников (утв. приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858)
В программе формирования УУД в ФОП ООО и СОО указали, что в ФРП в тематическом планировании есть раздел «Основные виды деятельности». В этом разделе прописали УУД, которые надо формировать, когда изучаете тему (п. 165.2.2 ФОП ООО, п. 129.2.2 ФОП СОО). Например, на уроках обществознания и истории преобразовывать статистическую и визуальную информацию о достижениях России в текст, выступать с сообщениями, вести диалог с аудиторией, участвовать в дискуссии. Поэтому оцените, применяет ли учитель на уроках активные методы, вовлекает ли учеников в деятельность, чтобы формировать УУД.
Проектная и исследовательская деятельность. Школьников нужно включать в проектную и учебно-исследовательскую деятельность на уроке. С помощью таких форм деятельности учитель может формировать все виды УУД.
По ФОП учебно-исследовательскую и проектную деятельность необходимо проводить на уроках. Если педагог организует на уроке проектную деятельность или элементы проектной деятельности, то он формирует УУД школьников, а следовательно, формирует метапредметные умения. Однако это необязательно делать на каждом уроке. Порекомендуйте учителю включать в урок проектную и учебно-исследовательскую деятельность в зависимости от целей, содержания и планируемых результатов.
Индивидуализация обучения. Вариативность и дифференциация обучения – требование ФГОС. В ФОП вариативность представлена через вариативные модули в ФРП по труду (технологии), ОБЗР и физической культуре. Также вариативный компонент есть и в других предметах. Он реализован через выбор заданий с учетом уровня ученика и его особенностей. Вариативность заданий позволяет педагогу ориентироваться на личностные результаты, оценивать динамику ученика, его продвижение. Также в ФОП подчеркивают необходимость учитывать региональные и индивидуальные особенности учеников.
Проверьте, как педагог индивидуализирует образование. Например, работает по вариативным модулям или подбирает дифференцированные задания.
Формирование функциональной грамотности. Учитель должен включать в уроки задания на формирование функциональной грамотности школьников. Это требование ФГОС и ФОП. По ФОП школа должна формировать оценивать не только предметные и метапредметные результаты, но и функциональную грамотность. А ученики должны уметь решать учебные задачи и применять знания в жизненных проблемных ситуациях. Это возможно, если учитель будет ориентировать на формирование практических навыков, учить применять УУД в жизненных ситуациях.
Критерий 5. Оценка и рефлексия
По ФГОС и ФОП педагог должен использовать на уроке формирующее или диагностическое критериальное оценивание, самооценку и взаимооценку. В ФОП зафиксировали, что формирующая оценка поддерживает и направляет усилия ученика, включает его в самостоятельную оценочную деятельность. А диагностическая должна выявлять проблемы в обучении (п. 18.27.1 ФОП ООО). Следовательно, для диагностики проблем нужны критерии, по которым их выявляют. Таким образом, ФОП четко нацеливает учителя на формирующее и критериальное оценивание на уроке.
Диагностическое оценивание позволяет соотнести результаты, которых достиг ученик, с планируемыми на основе критериев. То есть школьник понимает, что он должен сделать, чтобы получить ту или иную отметку. Еще критериальное оценивание позволяет учителю не сравнивать результат ученика с усредненным результатом класса, а оценивать индивидуальные достижения ребенка.
Критерии оценки. Педагог должен разработать такие критерии, которые будут описывать и оценивать только то, что заявлено в цели урока. Критерии должны быть понятны школьникам и их родителям. Поэтому их нужно изложить доступным языком и довести до сведения всех учеников. Например, расположить на стендах или учебной доске в классе, вклеить в рабочие тетради детей. Так ученики смогут объективно оценить качество своей работы на уроке. Знакомить школьников с критериями оценки педагог должен перед заданием.
Рефлексия. Рефлексия на уроке – это способ формирования эмоционального интеллекта. Формировать эмоциональный интеллект – требование ФГОС и ФОП. Педагог должен организовать рефлексию и при этом учитывать возрастные особенности школьников. Смотрите варианты, как учителя могут дифференцировать рефлексию, в примере.
ПРИМЕР. Как учесть возрастные особенности школьников в рефлексии
Критерий 6. Информационное и техническое обеспечение
Одно из требований ФГОС-2021 к метапредметным результатам – чтобы школьники овладели навыками работы с информацией, то есть научились воспринимать и создавать информационные тексты в различных форматах, в том числе цифровых. Если педагог применяет информационные источники и формирует у учеников навыки работы с информацией, это развивает их познавательную активность.
По ФГОС школа должна применять ИКТ-технологии для обучения – вести уроки с помощью ЭОР и ЦОР. А по ФОП учеников необходимо еще и учить использовать электронные и цифровые ресурсы для учебы и жизни, формировать цифровую грамотность.
В рабочей программе по предмету учитель должен предусмотреть для каждого урока возможность использовать электронные или цифровые образовательные ресурсы. Причем педагог должен применять на уроке такие ресурсы, которые входят в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов (утв. приказом Минпросвещения от 18.07.2024 № 499). А использовать электронные средства обучения так, чтобы не нарушать санитарные требования.
Чтобы оценить урок по этому критерию, запросите у педагога до урока рабочую программу. Проверьте, какие ЭОР и ЦОР он запланировал использовать, а какие – использовал в реальности.
Критерий 7. Воспитательный потенциал
Педагог должен отразить в рабочей программе воспитательный компонент. Это требование закреплено во ФГОС и ФОП. А в федеральной рабочей программе воспитания прописано, что каждый урок должен иметь воспитательный потенциал, и учителю необходимо продумать, как этот потенциал реализовать. Такое требование касается всех учебных предметов. Например, педагоги должны применять активные и интерактивные формы работы, чтобы сформировать у школьников активную жизненную позицию по любому вопросу содержания материала и научить выражать эту позицию.
Кроме того, по ФОП урок должен иметь еще и профориентационный компонент, показывать важность изучаемого материала для профессии, нацеливать на выбор профессии. Это требование обязательно для уроков в основной и средней школе. Но педагоги могут добавить профориентационный компонент и для начальной школы, это будет только плюсом для преемственной работы.
Критерий 8. Охрана здоровья и соблюдение санитарных норм
ФГОС требует не только использовать на уроке как можно больше современных технологий, но и создавать благоприятные условия обучения и здоровьесберегающий режим. По ФГОС и ФОП образовательная программа каждого уровня должна быть направлена на достижение планируемых результатов при условии сохранения и укрепления здоровья обучающихся. То есть любая рабочая программа и любой урок должны быть здоровьесберегающими. Здесь требования ФГОС и ФОП соотносятся с санитарными требованиями к уроку, которые Роспотребнадзор закрепил в СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21 и Методических рекомендациях (МР 2.4.0331-23).
Роспотребнадзор рекомендовал делить урок на три этапа: период врабатывания, период наиболее высокой умственной работоспособности и период утомления (п. 2.4 МР 2.4.0331-23). Это соотносится с этапами урока в рамках системно-деятельностного подхода. Например, на этапе врабатывания проводят целеполагание, а на заключительном этапе, когда ученики уже утомились, – рефлексию.
Также общими являются требования о разнообразии видов деятельности на уроке. Так, например, по санитарным нормам в 1–4-х классах учитель должен поменять вид деятельности учеников раз в 7–10 минут, в 5–11-х классах – раз в 10–15 минут. Еще нельзя использовать на уроке больше двух электронных средств обучения (п. 3.5.2 СП 2.4.3648-20). Например, школьники могут использовать планшет и слушать аудиозапись в наушниках. А вот интерактивную доску в это время учитель должен перевести в режим ожидания.
Учитель должен проводить физкультминутки на уроке, чтобы предотвратить утомление. А еще гимнастику для глаз. Физкультминутки учат школьников заботиться о своем здоровье и помогают формировать ценностное отношение к здоровью. То есть дополнительно решают воспитательные задачи, поэтому пропускать их нельзя.
На уроках педагог должен сам соблюдать требования безопасности и учить безопасному поведению учеников. Например, безопасному обращению с едкими веществами на практических работах по химии или использованию электрических приборов на уроках физики и труда (технологии). Этого также требуют стандарты и ФОП в требованиях к планируемым результатам. Поэтому инструктаж по безопасности на уроках труда (технологии), ОБЗР и во время практических работ по физике или химии – обязательный критерий соответствия урока требованиям ФГОС и ФОП. Если урок не предполагает практику, исключите этот критерий, когда будете проводить оценку.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Практикум: что включить в карту контроля урока, чтобы проверить соответствие ФГОС и ФОП
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Две формы, чтобы включить контроль уроков во внутренний мониторинг по ФОП
Когда посетите уроки учителей, включите результаты анализа в две формы. Анализировать посещенные уроки – требование ФОП. А посещение уроков – часть внутреннего мониторинга. По ФОП внутренний мониторинг должен включать оценку профессионального мастерства учителей, которое оценивают в том числе на основе посещенных уроков (п. 18.29 ФОП ООО, п. 18.29 ФОП СОО).
Для анализа данных используйте две формы. Это карты мониторинга: карта персонального мониторинга учителя и карта мониторинга педагогов одного предмета или предметной области. С помощью карты персонального мониторинга учителя выявите дефициты конкретного педагога. Например, если обнаружили, что учитель не умеет применять ЭСО, его нужно направить на обучение. Также можно отследить прогресс по отдельным направлениям контроля и в целом.
Карты мониторинга
Инструкция
Кликните на вкладку и выберите карту. Нажмите Копировать внизу образца, откройте файл Word и вставьте текст (Ctrl + V)
Карта мониторинга группы педагогов поможет увидеть общую картину и выявить общие дефициты. Например, если нужно понять причину низких результатов ВПР по предмету или чего не хватает в работе учителей. Возможно, причина низких результатов в том, что кто-то из педагогов не владеет активными методами обучения, не умеет включать учеников в работу. Или ученики не знакомы с форматом заданий, не умеют работать с заданиями на основе житейских ситуаций, так как учитель не включает в работу задания по функциональной грамотности.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
