ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
11
Ноябрь 2024года
Образовательная деятельность
Электронное обучение

Положение об электронном обучении и применении ДОТ. Готовый образец с безопасными формулировками

В статье предлагаем образец положения об электронном обучении и применении ДОТ. Такой документ обязательно должен быть в каждой школе, которая использует ФГИС «Моя школа» и ЭОР. В образце даем безопасные формулировки, которые не вызовут у проверяющих вопросов.

Правительство обязывает определить в локальном акте о применении электронного обучения и ДОТ:

  • основные средства обучения и цифровой образовательный контент, виды ДОТ, которые используете при реализации программ;
  • способы применения электронного обучения и ДОТ, необходимость и ограничения по применению цифровых образовательных сервисов и цифрового образовательного контента в обучении;
  • образовательные программы, которые реализуете с применением исключительно электронного обучения, ДОТ;
  • порядок оказания учебно-методической помощи ученикам, технической помощи ученикам и педагогам;
  • соотношение объема занятий в форме контактной работы школьников с педагогами и с применением электронного обучения, ДОТ;
  • порядок фиксации хода образовательного процесса, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации;
  • перечень ответственных за поддержку применяемых технологий.

Все эти аспекты включили в образец. Положение разработали на основе Правил, которые утвердили постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678.

Образец положения

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

11
Ноябрь 2024года
Итоговое сочинение
Планирование и организация

Все инструменты, чтобы замдиректора организовать итоговое сочинение в 2024/25 учебном году

Роман Дощинский, соавтор пособий для подготовки к ЕГЭ, заведующий лабораторией русского языка и литературы ФИПИ, член Общественного совета при Рособрнадзоре, к. п. н.
В статье – инструменты, чтобы вовремя и без проблем организовать итоговое сочинение в декабре. Роман Дощинский, соавтор пособий для подготовки к ЕГЭ, член Общественного совета при Рособрнадзоре, разработал календарь итогового сочинения, карточки, памятки для учителей и учеников. Также есть образцы организационных приказов и аналитической справки о результатах подготовки. Все документы прошли юридическую экспертизу.

Предлагаем инструменты, чтобы подготовить школу к итоговому сочинению. Сверьте по календарю итогового сочинения даты, когда проводить подготовительные мероприятия, проверить работы и ознакомить учеников с результатами. Утвердите приказы о составе комиссий и тренировочном итоговом сочинении. Организуйте в выпускных классах подготовку учеников к испытанию с помощью опорных материалов.

Календарь итогового сочинения

В этом учебном году содержание и форма проведения итогового сочинения существенно не изменились по сравнению с 2023/24 годом. Смотрите в таблице названия документов, которые регламентируют проведение итогового сочинения.

Документы, которые регламентируют проведение итогового сочинения

 Сокращенное название документаВыходные данные
 Порядок ГИА-11Приказ Минпросвещения, Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552
 Методические рекомендации, чтобы организовать и провести итоговое сочинениеПисьмо Рособрнадзора от 14.10.2024 № 04-323
 Методические рекомендации, чтобы подготовиться к итоговому сочинениюОбновленная страница «Итоговое сочинение» на fipi.ru

Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря последнего года обучения, а дополнительно – в первую среду февраля и во вторую среду апреля (пп. 22 и 30 Порядка ГИА-11). Значит, календарь итогового сочинения на учебный год включает три основополагающие даты: 04.12.2024, 05.02.2025, 09.04.2025.

Воспользуйтесь календарем итогового сочинения. По нему сориентируетесь, в какие сроки и что именно необходимо сделать, чтобы подготовить, провести и выдать результаты итогового сочинения.

Главное в статье СкрытьКалендарь итогового сочинения

Кликните на картинку, чтобы посмотреть календарь в полном размере


Скачать

ВАЖНО

Рособрнадзор вправе определять и дополнительную дату итогового сочинения на основании мотивированных обращений регионов, если невозможно провести испытание в установленные Порядком даты (подп. 3 п. 20 Порядка ГИА-11)

Организационные приказы и справка по итогам

До 04.11.2024 утвердите два локальных акта: приказы о составе комиссий и о тренировочном итоговом сочинении. Подготовьте приказ о составе комиссий по проведению и проверке итогового сочинения. Образец приказа смотрите далее.

Главное в статье СкрытьГотовый приказ 

Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Поправьте текст документа
– смотрите подсказку
Добавить – добавьте работников, которых нужно ознакомить с приказом
Печать – распечатайте приказ

Комиссии должны состоять минимум из трех человек. Можно подготовить единый приказ, чтобы утвердить состав обеих комиссий – и по проведению, и по проверке. А еще порядок ГИА-11 разрешает формировать единую комиссию по проведению и проверке сочинения. Это удобно, если в школе сочинение пишет мало учеников.

В комиссию, которая проводит итоговое сочинение, включите любых педагогов, кроме тех, которые преподают у выпускников. Так рекомендовал в прошлом году Рособрнадзор (п. 2.6.4.1 Методических рекомендаций).

Членам комиссий во время итогового сочинения запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Также нельзя помогать участникам.

Посчитайте, сколько всего человек потребуется привлечь: в каждом кабинете должно присутствовать не менее двух членов комиссии. Выберите также дежурных вне аудитории и технического специалиста. Дежурные проследят за порядком вне учебных кабинетов. Технический специалист напечатает бланки, если печать проходит в школе. Также он получит темы итоговых сочинений и тексты изложений, а после испытания скопирует, отсканирует бланки. Если в вашей школе есть выпускники с ОВЗ, дети-инвалиды или инвалиды, которых нужно сопровождать на испытании, утвердите приказом состав сопровождающих.

ВАЖНО

Литературные произведения иностранных агентов запрещено распространять среди несовершеннолетних. Ученикам нельзя обращаться к ним в своей работе (Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» от 14.07.2022 № 255-ФЗ (с изменениями))

В комиссию, которая проверяет сочинение, включите только учителей русского языка. Рособрнадзор определил требования к членам комиссии по проверке итогового сочинения и изложения. Для объективности ведомство не рекомендует привлекать к проверке педагогов, которые преподают в выпускных классах. А также тех, кто может иметь конфликт интересов, например, родственников выпускников. Скачайте памятку в конце статьи.

Утвердите приказ о проведении тренировочного итогового сочинения. Смотрите образец приказа. Запланируйте дату сочинения не позднее середины ноября. Так у вас будет время для работы над ошибками и коррекционно-обучающей деятельности. В приказе предусмотрите не только день для тренировки, но и дни, в которые учителя проверят работы. Ознакомьте с приказами под подпись всех задействованных сотрудников.

По итогам тренировки составьте справку. Образец справки смотрите далее. В ней дайте список общих дефицитов, которые выявили на пробнике, а также список выпускников, которые имеют риски неуспешности. Поручите учителям русского языка и литературы разработать план мер, чтобы предупредить неуспешность на реальном итоговом сочинении.

Главное в статье СкрытьПример аналитической справки 

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Задействуйте школьную психологическую службу в рамках тренировочных мероприятий. Специалисты через наблюдения и в беседах помогут выявить группу выпускников, которые имеют низкий уровень психологической готовности к итоговому сочинению и испытывают стресс. Поручите педагогам-психологам школы запланировать на ближайший месяц специальную групповую и индивидуальную работу с такими учениками. Рекомендуйте специалистам воспользоваться анкетой и упражнениями, чтобы психологически настроить выпускников на испытание.

СПРАВКА

На fipi.ru опубликовали обновленный образец комплекта тем 2024/25 учебного года. Там же без изменений опубликовали структуру закрытого банка тем итогового сочинения, комментарии к разделам и критерии оценивания

Пример комплекта тем и карточки с опорной литературой

В 2024/25 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из закрытого банка, который пополняется каждый год: темы 1, 2 – из раздела «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; темы 3, 4 – из раздела «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; темы 5, 6 – из раздела «Природа и культура в жизни человека». Комплекты будут содержать темы, которые использовались в прошлые годы, и новые темы, которые разработали в 2024 году.

На тренировочном итоговом сочинении используйте один из комплектов тем, которые сформированы по принципу «по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения».

ПРИМЕР. Комплекты тем для тренировочного итогового сочинения

Комплект тем 1
Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать?
Почему принято говорить, что надежда умирает последней?
Всегда ли ценны заветы отцов?
Каким я вижу свое место в жизни страны?
Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества?
Комплект тем 2
Обида – это проявление слабости?
Когда поражение ценнее победы?
Что значит в жизни человека родительский дом?
Есть ли место гуманизму на войне?
Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
Согласны ли Вы с утверждением Н.В. Гоголя: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»?

Чтобы подготовить выпускников к итоговому сочинению, воспользуйтесь карточками с тематическими направлениями сочинений и опорной литературой к ним. Карточки по направлениям «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека» и «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» смотрите далее. 

Главное в статье СкрытьКарточки для учеников

Инструкция
Кликните на вкладку, чтобы посмотреть и скачать карточку 

Алгоритм. Методический ход отработки итогового сочинения


Скачать

Памятки для учителей и учеников

Предложите учителям и ученикам технологии, как написать итоговое сочинение. Воспользуйтесь нашими материалами в этой статье, чтобы выработать алгоритм написания, разъяснить ученикам типичные ошибки, процедуру и критерии оценивания. Затем посетите уроки русского языка и литературы в 11-м классе. Оцените, как учителя и ученики работают с предложенными материалами.

Рекомендуйте учителям русского языка и литературы, которые работают в выпускных классах, научить школьников применять алгоритм, чтобы написать итоговое сочинение. Воспользуйтесь готовым алгоритмом. Также смотрите методический ход, чтобы отработать предложенный алгоритм.

Рекомендуйте учителям ознакомиться самим и ознакомить учеников с типичными ошибками в итоговом сочинении. Раздайте педагогам памятки «Типичные ошибки выпускников в итоговом сочинении». Более подробно познакомиться с типичными ошибками можно в Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению. Еще один ресурс, чтобы подготовиться к испытанию, – вебинар от разработчиков итогового сочинения. Он доступен на платформе VK.

Напомните учителям, что выпускников необходимо ознакомить с процедурой итогового сочинения и критериями, по которым оценят их работу. Предложите раздать школьникам памятку «Процедура и критерии оценивания».

Главное в статье СкрытьПамятки для учеников и педагогов

Инструкция
Кликните на название памятки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующую, нажмите на ту, которую открыли, и вернитесь к списку

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

11
Ноябрь 2024года
Итоговое сочинение
Психологическое сопровождение

Анкета и упражнения для психологической подготовки выпускников к итоговому сочинению

Александра Фокина, эксперт журнала, заведующий кафедрой общегуманитарных дисциплин и психологии ОАНО ВО МИТУ, доцент, член Федерации психологов-консультантов России, практикующий педагог-психолог, к. психол. н.
В статье – упражнения, чтобы положительно настроить выпускников на итоговое сочинение. Предложите педагогу-психологу и классным руководителям выпускных классов использовать их для подготовки школьников к испытанию. Анкета легко позволит выявить уровень психологической готовности выпускников. В нее включили вопросы, чтобы оценить уровень тревожности, навыки самоконтроля, уверенность в знаниях и умение устанавливать контакты.

Анкета, чтобы оценить уровень готовности

Поручите педагогу-психологу оценить, насколько школьники готовы к итоговому сочинению. Предложите специалисту воспользоваться анкетой для выпускников. Смотрите образец анкеты.

Анкета для выпускников

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Анкетирование позволит выявить уровень тревожности и психоэмоционального напряжения перед итоговым сочинением. А также оценить эмоциональное состояние, навыки самоконтроля и самоорганизации, уверенность в собственных знаниях и умение устанавливать контакты в процессе обучения.

По результатам анкетирования организуйте работу с учениками, чтобы снять эмоциональное напряжение и повысить умственную работоспособность. Например, обучите выпускников выполнять специальные упражнения.

Упражнения, чтобы подготовить к испытанию

Чтобы организовать психологическую подготовку выпускников к итоговому сочинению, предложите педагогам использовать упражнения из кинезиологической методики «Гимнастика мозга». Комплекс упражнений координирует работу мыслей, эмоций и тела. Упражнения помогут повысить умственную и физическую работоспособность. Также ученики снимут стресс, и система «мозг – тело» заработает в оптимальном режиме.

Рекомендуйте педагогам выполнять упражнения с учениками в начале или во время урока. Отдельные упражнения «Гимнастики мозга» можно использовать в качестве физминуток.

В комплекс «Гимнастика мозга» входит пять групп упражнений: ритмирование; движения, которые пересекают среднюю линию тела; упражнения, которые растягивают мышцы тела; упражнения, которые повышают энергию тела; упражнения на позитивный настрой. Подробное описание техники упражнений ниже. Далее расскажем, по каким принципам объединили упражнения в каждую группу.

Упражнения для выпускников

Инструкция
Выберите карточки с упражнениями. Нажмите на карточку, чтобы прочитать содержание упражнения

Ритмирование

Упражнения позволяют эффективнее воспринимать учебный материал. Перед началом «Ритмирования» рекомендуем выпить воды. Вода – средство быстрого восстановления умственной работоспособности. Вода необходима мозгу для химических реакций, в которых происходит передача электрических импульсов. Утоление жажды повышает энергетический уровень и улучшает мыслительные способности. Крайне важно, чтобы в образовательном учреждении соблюдали питьевой режим: доступ всех учеников к питьевой воде на всем протяжении учебного дня.

Упражнение «Кнопки мозга» обогащает мозг кислородом и подготавливает его к восприятию информации. Повышает направленность внимания, способность быстро просматривать текст, правильно воспринимать и воспроизводить письменный текст. Выполняется стоя и сидя.

Упражнение «Перекрестные шаги» одновременно активизирует обширные зоны обоих полушарий мозга и восстанавливает естественный режим работы мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает быстро включиться в любую деятельность. Ритмирование способствует бодрости тела и ясности мыслительного процесса. Выполняется сидя или стоя.

ВАЖНО

Кинезиология – научная и практическая дисциплина, которая изучает мышечное движение во всех его проявлениях и учит использовать его для коррекции физического и эмоционального состояния

Упражнение «Крюки» направлено на сбалансированную активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария. Упражнение активирует работу ретикулярной формации – системы, которая поддерживает тонус и активное бодрствование. Приводит к интегрированному состоянию, которое помогает наиболее эффективно учиться и реагировать на то, что происходит. Упражнение снижает выброс адреналина, что помогает успокоиться и сознательно переключить внимание. Выполняется сидя или стоя.

Движения, которые пересекают среднюю линию тела

Упражнения способствуют интеграции связей полушарий. Это помогает полноценно воспринимать материал, сосредотачиваться, дольше удерживать внимание, легче воспроизводить материал.

Группа включает четыре упражнения. Также сюда входит упражнение «Перекрестные шаги» из первой группы.

Упражнение «Ленивые восьмерки для глаз» полезно выполнять после работы на компьютере. Оно снимает усталость глаз, боль в спине и напряжение в мышцах шеи. Повышает качество восприятия прочитанной информации. Устанавливает связь «рука – глаз», поэтому улучшаются действия, которые требуют зрительной работы. Включает оба полушария головного мозга и улучшает концентрацию внимания при письме, чтении. После упражнения ученики лучше следят за материалом, который написан на доске.

Упражнение «Ленивые восьмерки для письма» активизирует связь «рука – глаз» перед письменной работой или чтением. Помогает прояснить мысли, которые нужно выразить письменно. Упражнение поможет ученикам справиться со стрессом во время контрольных работ, сочинений, улучшает почерк и стимулирует память.

Упражнение «Слон» активизирует все каналы восприятия: аудиальный, визуальный и кинестетический. При его выполнении активизируются все зоны мозга, поэтому специалисты называют его наиболее эффективным упражнением всей кинезиологической гимнастики. Рекомендуется людям с нарушением внимания. Улучшает память, речь, навыки чтения, понимания того, что прочитали. Стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению.

Упражнение «Энергезатор» повышает уровень кислорода в крови, расслабляет мышцы шеи и плеч. Помогает пробудить организм после долгого сидения или работы за компьютером. Восстанавливает мышечное равновесие, а оно в свою очередь помогает эмоциональному равновесию.

Упражнения, которые растягивают мышцы тела

Когда мышцы растягиваются и принимают естественное состояние и длину, они посылают в мозг сигнал. Сигнал «сообщает», что человек находится в спокойном, расслабленном состоянии и готов к познавательной работе.

Группа упражнений, которые растягивают мышцы тела, помогает нормализовать эмоциональное состояние, успокаивает, дает ощущение безопасности.

Упражнение «Сова» помогает расслабить мышцы шеи, спины. Снимает напряжение, которое возникает, когда человек долго находится в статичной позе, например, долго пишет. Упражнение восстанавливает кровообращение, нормализует приток крови к головному мозгу, активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи и мышления. Это позволяет более плавно и связно говорить. Кроме того, «уханье» полезно невротизированным, эмоционально неблагополучным школьникам, оно способствует снижению ненужного, лишнего напряжения. Упражнение выполняется сидя и стоя.

Упражнение «Помпа» растягивает и расслабляет зажимы икроножной и камбаловидной мышц. Из-за стресса они напрягаются и укорачиваются. Упражнение улучшает навыки коммуникации. Способствует развитию речи, понимающего слушания, чтения, усиливает языковые способности. Упражнение помогает сформировать навык сосредотачиваться на достижении результата и способность завершать начатое; увеличивает длительность рабочего внимания, улучшает социальное поведение.

Упражнения, которые повышают энергию тела

Упражнения группы обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов. Они происходят между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Перед началом гимнастики выпейте воды и выполните упражнение «Кнопки мозга» из первой группы.

Группа включает упражнение «Думающий колпак». Оно активизирует весь механизм слухового восприятия, способствует развитию памяти, воспроизведению по памяти уже изученного, помогает усваивать информацию на слух.

Упражнения на позитивный настрой

Упражнения способствуют спокойному, успешному обучению. В группу входит упражнение «Позитивные точки». После упражнения ослабевают негативные эмоциональные реакции. Получается иначе взглянуть на стрессогенную, тревожащую ситуацию. Это помогает сбалансировать стрессовое состояние.

Упражнение «Позитивные точки» полезно давать перед контрольными работами и экзаменами. Ученики легче вспоминают материал, который выучили, а также лучше усваивают и запоминают новую информацию. В группу упражнений на позитивный настрой входит упражнение «Крюки» из первой группы.

Упражнения всех пяти групп просты и практичны в применении. Используйте их, чтобы помочь ученикам подготовиться к разным видам деятельности, снять усталость после работы, успокоиться и расслабиться. Посмотрите в таблице, в каких ситуациях применять упражнения.

Таблица. В каких ситуациях применять упражнения


Скачать

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК