
Жалоба родителей на педагога. Как построить разговор заму, чтобы не дошло до директора
Новая циклограмма по ВСОКО. Приказы и аналитические справки на сентябрь
Упражнения для тренинга, чтобы в сентябре подготовить учителей к нагрузкам в учебном году
Ситуация 1. Педагог прав
Случай 1 | |
Родители одиннадцатиклассницы жалуются на учителя математики за то, что на уроках он мало внимания уделяет заданиям повышенной сложности по ЕГЭ. А эти задания не входят в школьную программу. |
Случай 2 | |
Мама второклассника жалуется на учительницу своего сына, что ребенку на уроках скучно. При этом вам известно, что уроки строятся грамотно, уровень вовлеченности учеников в работу высокий, учебный интерес у большинства учеников этого класса сформирован. |
В необоснованных жалобах предметом обвинения выступают педагогические действия, которые педагог совершил по регламенту, справедливо, профессионально. То есть правильно. Типичные случаи необоснованных жалоб родителей на педагога связаны с оцениванием, дисциплинарными воздействиями, объемом и качеством учебных заданий. Родитель ожидает от педагога особой лояльности к своему ребенку. Или его представления об уровне требований, о правилах в школе существенно различаются с принятыми в образовательной организации.
Как действовать. Внимательно выслушайте родителя, чтобы понять истинное содержание его жалоб и пожеланий. Суммируйте то, что расскажет родитель.
Реплики замдиректора
Инструкция
Здесь и далее нажмите Копировать внизу реплики замдиректора, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Озвучьте норматив, который объясняет действия педагога. Иногда жалующийся искренне не информирован. Либо дезинформирован – например, другим родителем или собственным ребенком. Расскажите, какие существуют нормы, правила, программы, документы, которыми учитель обязан руководствоваться. Укажите, что педагог действовал в обсуждаемой ситуации согласно им.
Реплики замдиректора
Дайте жалующемуся ответить на вашу реплику. Родитель может обижаться, возмущаться, ваша задача в том, чтобы, если надо, разъяснить норму еще раз подробно и внимательно выслушать родителя и на этом этапе.
Скажите, что предлагаете обсудить, какие действия, которые вписываются в норму или закон, могут помочь сгладить проблему, облегчить ее решение. Предложите варианты. Например, посещать дополнительные занятия, получить индивидуальное задание по договоренности с педагогом, разделить ответственность семьи и школы, достичь единства в требованиях семьи и школы к ребенку, проконсультироваться у педагога-психолога.
Реплики замдиректора
Совет. Говорите вежливо, но предельно ясно и через закон. Внимательно расспросите, выразите сочувствие переживаниям за ребенка, но сделайте отсылку к нормативу, который объясняет действия учителя. Выдвиньте альтернативное предложение, которое смягчит проблему.
Ситуация 2. Педагог неправ
Случай 1 | |
Учитель, когда ругала шестиклассницу за нарушение дисциплины на уроке, использовала оскорбления, выражалась грубо, непедагогично указывала ученице на недостатки, переходила на личности. |
Случай 2 | |
Учитель накануне урока выложил домашние задания в электронный журнал после 21:00, родители жалуются, что это происходит не в первый раз. |
Обоснованные жалобы родителей указывают на неправомерное поведение педагога. Это оскорбления ученика или очевидные нарушения, когда учитель ведет урок. Например, неспособность удержать дисциплину, неадекватный темп, тирания оценками.
Как действовать. Проведите активный расспрос, тщательно зафиксируйте для себя все значимые детали и обстоятельства произошедшего. Так вы познакомитесь с ситуацией и дадите выговориться жалующемуся. Узнайте детали и обстоятельства также от педагога. От педагога запросите письменную объяснительную.
Реплики замдиректора
Покажите, что воспринимаете жалобу всерьез. Не озвучивайте встречные претензии – это только усилит желание родителей наказать школу. Скажите, что поможете. Сразу дайте задание родителю. Например, описать в докладной на ваше имя обстоятельства события.
Реплики замдиректора
Сообщите, какие действия вы предпримете, скажите, что каждое действие будет находиться под вашим персональным контролем, и спросите, чего еще хотел бы родитель для решения ситуации. Выберите из его пожеланий то, что можно и правильно было бы сделать, согласитесь с этим. Назначьте следующий разговор, по телефону или лично, на конкретную дату, чтобы обсудить динамику ситуации.
Реплики замдиректора
Совет. Никого не ругайте, не критикуйте действия родителя или его ребенка. Если ребенок нарушил требования устава, дисциплину, не выполнял задания, напомните правило – «вот это делать надо» – но не в форме критики, а именно в форме правила. Не высказывайтесь негативно об учителе. Вместо этого можно сказать о том, что правильными действиями было бы то-то и то-то.
Проведите активный расспрос и покажите, что приняли жалобу всерьез. Дайте понять, что слышите и сочувствуете. Назовите ближайшие действия по решению проблемы и назначьте конкретное время следующей встречи.
Ситуация 3. Родители жалуются постоянно
Случай 1 | |
Мама девочки приходит в школу с жалобами не реже двух раз в месяц. Ее не устраивает то учебная нагрузка, то оценка дочки по какому-либо предмету, то необходимость предоставить персональные данные для ОГЭ. |
Случай 2 | |
Папа ученика начальной школы пишет жалобы в школьных чатах и приходит к замдиректора, жалуется на низкую квалификацию педагогов, воспитательные мероприятия, инфекционные заболевания в классе его ребенка. |
В каждой школе есть родители, для которых жалобы на педагогов – занятие привычное и, возможно, любимое. Их стратегия поведения – выдвигать все новые требования и претензии в ответ на действия школы. Многие из них – это люди, для которых конфликт – способ самопредъявления миру, они не стремятся завершить конфликт, растягивают его, открывают в нем все новые стороны. Такие родители с высокой вероятностью будут жаловаться неустанно и обращаться в инстанции выше. Но попробовать урегулировать поток жалоб от них можно.
Как действовать. Держитесь строго, не бойтесь. Фиксируйте все обращения и жалобы родителей, записывайте, просите родителя написать подробное изложение его пожеланий и претензий. Часто такие родители противоречат сами себе или пишут бездоказательно, огульно. Это может быть важным аргументом, если все-таки они отправят жалобу в вышестоящие инстанции.
Реплики замдиректора
Отвечайте на жалобы кляузника в официальном письменном тоне и всегда добавляйте, что высказывания и обвинения, которые не имеют доказательств, могут считаться клеветническими. Если в жалобах родитель клевещет на педагогов, это ситуация, где надо незамедлительно отвечать юридически грамотными действиями. Оформите письменный ответ на жалобу и одновременно информируйте родителя, что педагог вправе подать иск на него за клевету либо уже подает этот иск, если педагог готов. Смотрите пример ответа на письменное обращение родителя.
Пример ответа на письменное обращение родителя
Реплики замдиректора
Работу по разрешению трудностей, которые были поводом к жалобе, всегда проводите строго по регламенту, документируйте каждый шаг, на письменные обращения отвечайте письменно. Поддерживайте связь с родителем-жалобщиком для информирования о ходе служебного расследования, предложениях, как улучшить ситуацию.
Совет. Не бойтесь. Школы часто сталкиваются с родителями, которые постоянно приходят с жалобой, и вышестоящие органы знают это. На жалобы кляузников реагируйте проведенным по правилам служебным расследованием и письменным ответом в официальной форме. Учитывайте, что запретить подавать жалобы невозможно, но можно подать встречное заявление о клевете.
Фиксируйте жалобы письменно. Предупреждайте о предстоящем служебном расследовании и об ответственности за клевету. Документируйте каждый шаг работы и не пытайтесь подружиться, с такими родителями надо быть не «милым», а сильным.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Упражнения для тренинга, чтобы в сентябре подготовить учителей к нагрузкам в учебном году
Пример чек-листа для педагогов
Скачать
Перед началом учебного года я провела тренинг с учителями школьных отделений нашего образовательного комплекса. На мероприятии научились выполнять упражнения, чтобы снять напряжение и справиться с нагрузками. Предлагаю и вам организовать такой тренинг с учителями в начале сентября. А чтобы получить от участников тренинга обратную связь, предложите им заполнить чек-лист.
Подготовительные упражнения и активная игра
В начале предложите упражнения «Разогревалки-самооценки» и «Ассоциация». Они помогут снять усталость, создать атмосферу комфорта и настроиться на работу. Далее организуйте активную игру «Кенгуру». Игра помогает чувствовать себя свободно, вызывает позитивные эмоции.
Упражнение для саморегуляции
Расскажите учителям о способе саморегуляции в стрессовой ситуации – «Методе пяти пальцев» и предложите использовать его в конце каждой рабочей недели, чтобы привести себя в состояние внутреннего психологического баланса.
Упражнения, которые сработают быстро и в любой ситуации
Следующие практические упражнения помогают избавиться от стресса и напряжения «здесь и сейчас». Предложите учителям выполнить упражнение «Замороженные». Сделайте акцент на визуализацию. Упражнение поможет, когда важно сдержаться, сохранить безразличие и невозмутимость, особенно если что-то или кто-то очень злит, раздражает и напрягает. Покажите, как выполнять дыхательное упражнение «Гимнастика Гермеса» и упражнение «Отряхнись».
После выполнения упражнений обсудите вопросы: когда и где можете использовать это упражнение? насколько вы готовы его выполнить, не опасаясь за мнение о вас? Дайте возможность учителям сказать об ощущениях. Что понравилось или смутило, о чем задумались, когда выполняли упражнения. Задавайте общий вопрос всем. Пусть ответят желающие. Необязательно, чтобы все по очереди говорили о своих ощущениях.
Упражнения для педагогов
Инструкция
Выберите карточки с упражнениями. Нажмите на карточку, чтобы прочитать содержание упражнения
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Урок «Функциональная грамотность как планируемый результат современного урока» в курсе для начальной школы
Предлагаем вам готовый сценарий шестого урока из курса по функциональной грамотности для педагогов начальной школы. Занятие позволит педагогам выстроить обучение так, чтобы достигать планируемых результатов по функциональной грамотности.
Урок состоит из подготовительного и четырех основных этапов. На подготовительном этапе ведущий предложит педагогам поделиться результатами самоанализа по итогам посещения уроков. Для этого предварительно составьте график и организуйте для педагогов взаимопосещения уроков. Чтобы проанализировать урок, предлагаем план самоанализа с готовыми формулировками.
На первом этапе урока ведущий расскажет педагогам, какие условия нужно создать и какие технологии использовать, чтобы сформировать функциональную грамотность у школьников. Второй этап – практический. Участники разделятся на группы и выполнят практические задания. На третьем этапе участники рассмотрят приемы и методы, которые формируют функциональную грамотность. На четвертом этапе ведущий подведет итоги урока, предложит педагогам посетить повторно урок у коллеги, проанализировать его и заполнить чек-лист. Пример чек-листа для педагогов смотрите здесь.
Урок «Функциональная грамотность как планируемый результат современного урока»
Ведущий:
Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга фразой: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать...» Вы вправе закончить фразу так, как хотите. Сегодня у нас урок «Функциональная грамотность как планируемый результат современного урока».
Участники приветствуют друг друга.

Допматериалы:
план самоанализа урока
Подготовительный этап
До урока заместитель директора составляет график взаимопосещения уроков. По итогам посещения урока педагог делает самоанализ.
Ведущий:
Вы проводили открытые уроки и посещали уроки коллег. По итогам посещения выполнили самоанализ. Предлагаю поделиться результатами.
Педагоги озвучивают результаты самоанализа.
Пример плана
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Этап 1. Как формировать функциональную грамотность на уроках
Ведущий:
Функциональная грамотность – степень грамотности, которая помогает решать стандартные жизненные задачи в разных отраслях жизни на базе в основном прикладной информации. Принято выделять ряд составляющих: читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и цифровую грамотность.
Новый ФГОС НОО задает новые требования к содержанию системы школьного образования и особенно к результатам освоения ОП НОО. Если мы говорим о формировании функциональной грамотности, то здесь важно понимать, что на уроках используем практико-ориентированные задания, определенные педагогические, методические приемы для того, чтобы сформировать умения школьников применять эти знания, для решения каких-то проблем, даже самого простого плана. Для работы с элементами функциональной грамотности зарекомендовали себя учебные игры и ситуационные задания, кейс-метод. Соответственно, это подстегивает школьников функционировать вместе, находить конкретные решения. На развитие функциональной грамотности хорошо использовать задания, которые предполагают общение или учебное сотрудничество, то есть работу в группах. Именно в регулярной совместной работе или в мозговом штурме нередко рождаются очень интересные яркие решения. Очень важно это, когда мы касаемся каких-то особенностей креативного мышления. Чтобы сформировать функциональную грамотность, предлагаю использовать разные ресурсы. Например, задания на платформе Учи.ру, онлайн-тренажеры по функциональной грамотности, электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.
Чтобы сформировать функциональную грамотность школьников, необходимо соблюдать следующие условия. Во-первых, обучение должно носить деятельностный характер. Одна из целевых функций обучения любому предмету – развить у школьников умения независимой учебной работы. Во-вторых, школьники должны активно изучать новый материал. В-третьих, на уроках использовать формы коллективной работы.
Нужно применять различные образовательные технологии. Например, проблемно-диалогическая технология изучения новой информации, которая позволяет формировать организационные, умственные и другие компетенции, в том числе умение самостоятельно работать. Также технология создания типа правильной читательской работы. Она создает условия, в которых формируются главные коммуникативные умения. Технология проектной работы обеспечивает условия, чтобы сформировать всевозможные типы УУД. Сюда входит подготовка плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, которые предусматривают обязательную презентацию результатов.
Можно включать обучение на базе «образовательных ситуаций», то есть проектную проблему. Образовательная проблема в этом случае заключается в том, чтобы создать условия, которые будут стимулировать деятельность ребенка. Или использовать уровневую дифференциацию обучения. Она меняет стиль взаимодействия преподавателей с учениками. Ученик становится партнером, который имеет право на принятие решений, к примеру, о содержании личного образования, уровне его усвоения. Главная же проблема и ответственность преподавателя – помочь ребенку принять и выполнить решения, а также использовать информационные и коммуникационные технологии, чтобы сформировать базу данных главных умственных умений, таких как сопоставление и обобщение, анализ и синтез. Используйте также технологию оценивания учебных достижений учеников.
Можно использовать интерактивные технологии. В этом случае педагог включает приемы обучения, которые связаны с активной деятельностью. На примере квест-игры «Мой первый заработок» разнообразные типы работы помогают ученикам обобщить знания по финансовой грамотности. Школьники учатся зарабатывать денежные средства интеллектуальным трудом. Три команды совершили путешествие по шести станциям. У любой команды свой маршрутный лист. В маршрутном листе указаны путь, название станций. На станциях учащиеся получали разные задания и выполняли их. За верное выполнение заданий каждая из команд получала денежные средства, подлинные монеты номиналом в 1, 2, 5 рублей. На заключительной станции команды встретились, подсчитали число заработанных денег и потратили их, верно расходуя свой доход.
Таким образом, работу по формированию функциональной грамотности учеников можно проводить в различных формах, на разных этапах урока, в рамках изучения всех учебных предметов. Также стоит помнить, что подход к формированию навыков функциональной грамотности должен быть системным и единым. Ситуация, когда тренировкой читательской грамотности педагоги занимаются лишь на уроках литературного чтения, математической – на математике, а естественно-научной – на окружающем мире, в корне неправильная. Все эти компоненты взаимосвязаны и представляют собой целый и единый комплекс умений человека.

Допматериалы:
задания для групповой работы
Этап 2. Работа над практическими заданиями в группах
Ведущий:
Предлагаю перейти к практической части нашего занятия и выполнить задания. Вам нужно будет рассмотреть особенности формирования функциональной грамотности на каждом этапе урока. Практическую часть проведем на примере урока «открытия» новых знаний и умений.
Чтобы выполнить задания, вам нужно распределиться на 4 группы: окружающий мир, математика, русский язык, литературное чтение. Первое задание такое: каждая группа получит фрагмент тематического планирования и определит виды деятельности, которые формируют функциональную грамотность.
Ведущий распределяет педагогов на группы. Педагоги выполняют задание, слушают ответ представителя каждой группы.
Ведущий:
А сейчас предлагаю группам выполнить второе задание и определить, как можно включить в этап актуализации элементы формирования математической грамотности.
Группы выполняют задание и озвучивают результаты работы.
Ведущий:
В следующем задании вам нужно спланировать вопросы для эвристической беседы на этапе «открытия» нового материала.
Группы выполняют задание и озвучивают результаты работы.
Ведущий:
Чтобы сформировать функциональную грамотность, школьникам необходимо предлагать задания различных видов: игры, ребусы, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Такие задания развивают у учеников произвольное внимание, познавательные интересы и потребности, умение использовать различные средства коммуникации, чтобы грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, увеличивают словарный запас. Приведите примеры заданий на формирование функциональной грамотности.
Группы выполняют задание и озвучивают результаты работы.
Задания для работы в группах
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Этап 3. Приемы и методы формирования функциональной грамотности
Ведущий:
Рассмотрим некоторые методы и приемы формирования функциональной грамотности на конкретных примерах. Первый прием – «Решение открытых исследовательских и изобретательских задач» или ТРИЗ. Школа учит решать закрытые задачи, а жизнь требует решения открытых задач. Открытые задачи допускают разные подходы к решению, разные варианты ответов. В открытой задаче условие «размытое», содержит неопределенности. Методы решения разнообразны. Может быть любое количество ответов. Подобные задачи развивают творческий потенциал ученика, учат применять знания в различных жизненных ситуациях, а значит, в полной мере реализовать требования нового образовательного стандарта. При решении подобных задач можно использовать приемы «Мозговой штурм», «Корзина идей» и приемы решения изобретательских задач.
Второй прием – «Проектные задачи» или метод проектов. Проектная задача – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий ребенка. Действия направлены на еще никогда не существовавший в практике ребенка результат или продукт. Когда младшие школьники решают проектные задачи, они осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Поэтому проектные задачи носят чаще всего групповой характер. Есть четыре этапа проектной задачи:
1. Погружение в проект. 2. Организация деятельности. 3. Осуществление деятельности. 4. Презентация результатов и рефлексия.
Каковы же педагогические эффекты решения проектных задач? Во-первых, это возможность организовать сотрудничество между детьми при решении проектных задач. Во-вторых, обучение способу проектирования через специально разработанные задания. И в-третьих, возможность «переноса» известных способов действия в модельную ситуацию.
Третий прием – «Опыты и эксперименты». Прием реализуют на уроках окружающего мира. Опыт и эксперимент – это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления природы, выяснить их причинно-следственные связи, развивают наблюдательность и мышление учеников. Дают возможность познакомить школьников с законами природы в доступной форме. Ученики смогут через практико-ориентированную деятельность расширить свой кругозор и понять закономерность многих природных процессов и явлений. Прием опытов и экспериментов – эффективное средство формирования естественно-научной грамотности, позволяет ученикам успешно выполнить задания Всероссийской проверочной работы по окружающему миру.
Четвертый прием – «Дидактические игры». Этот прием можно использовать и как организационную форму работы. В зависимости от поставленных целей и задач используют разные виды игр: игра-упражнение, игра-эксперимент, игра-соревнование, сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие, игра-драматизация. При правильном руководстве, когда школьников побуждают к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.
Игра-квест в образовательной деятельности – это специально организованный вид исследовательской деятельности. Образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны выполнить образовательные задачи. На основе рекомендуемых информационных ресурсов и собственного опыта школьники ведут целенаправленный поиск решения учебной проблемы по указанным ориентирам и адресам.

Допматериалы:
чек-лист
Этап 4. Подведение итогов
Ведущий:
Уважаемые коллеги, наше занятие подошло к концу. Предлагаю вам посетить повторно урок у коллеги и проанализировать его в соответствии со схемой оценки формирования функциональной грамотности. Для этого воспользуйтесь графиком взаимопосещений. Также для анализа вам понадобится чек-лист.
Ведущий раздает педагогам чек-листы и предлагает ими воспользоваться при посещении уроков.
Ведущий:
Закончить наше занятие хочу словами древнего философа Конфуция: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить».
Чек-лист для педагога
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
