ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
11
Ноябрь 2023года
Итоговое сочинение
Готовимся к государственной итоговой аттестации

Контрольные точки, чтобы проверить в ноябре подготовку к итоговому сочинению

Роман Дощинский, начальник отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования МЦКО, специалист в области итоговой аттестации, соавтор пособий для подготовки к ЕГЭ, член Общественного совета про Рособрнадзоре, к. п. н.
В статье – шесть контрольных точек, которые избавят от жалоб родителей по процедуре итогового сочинения. А еще помогут понять, на что обратить внимание, когда проверяете подготовку к испытанию. Также эксперт-методист предложил образец заявления, календарь для итогового сочинения, чек-лист, чтобы посетить уроки педагогов, и список опорной литературы для учеников.

Контрольная точка 1. Проинформировали педагогов, учеников и родителей

Если не успели проинформировать педагогов, проведите в первых числах ноября малый педсовет. Познакомьте педколлектив с изменениями в Порядке ГИА-11, утв. приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552. Приказ действует с 1 сентября 2023 года. Вопросы для повестки педсовета – в таблице 1.

Проконтролируйте, проводят ли классные руководители классные часы, делают ли информационные рассылки для учеников. А также какие вопросы обсудили с одиннадцатиклассниками на классных часах.

ПРИМЕР. Вопросы для классных часов

– Что такое допуск к ГИА, что от него зависит?
– Все ли одиннадцатиклассники должны написать итоговое сочинение?
– Когда и как проводят итоговое сочинение?
– Что можно, а что нельзя использовать на испытании?
– Кто и в какие сроки проверяет итоговые сочинения?

ВАЖНО

В беседе с родителями на собрании обсудите, что возможно заменить итоговое сочинение на итоговое изложение для отдельных учеников. Изложение вправе писать ученики с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды, дети, которые обучаются по состоянию здоровья на дому

Убедитесь, что по итогам классных часов ученикам раздали под подпись памятки из приложения 5 Методрекомендаций, которые направлены письмом от 21.09.2023 № 04-303. Посетите тематические родительские собрания или проведите его сами для родителей одиннадцатиклассников.

ПРИМЕР. Вопросы для родительских собраний

– На что влияет итоговое сочинение?
– Кто из учителей готовит выпускников к испытанию?
– Когда в школе проводят тренировочное итоговое сочинение и почему нужно серьезно отнестись к его результатам?
– Какие есть ресурсы для самостоятельной подготовки к испытанию, можно ли подать апелляцию, если не согласны с полученным результатом?

На собраниях нужно раздать родителям под подпись памятки из приложения 5 Методрекомендаций, которые направлены письмом от 21.09.2023 № 04-303. Подробнее о собрании по итоговому сочинению читайте в статье «Родительское собрание по итоговому сочинению: как подготовиться и сценарий мероприятия». На школьном сайте и стендах первого этажа не забудьте обновить информационные материалы по итоговому сочинению. Поместите на стенд даты календаря итогового сочинения.

Главное в статье СкрытьКалендарь итогового сочинения


Скачать

Контрольная точка 2. Провели методическую работу по подготовке итогового сочинения

Проверьте, составили ли учителя русского языка примерные комплекты тем и списки опорной литературы по разделам и подразделам закрытого банка тем итогового сочинения. Посетите уроки русского языка и литературы в 11-х классах. А также организуйте методический совет.

Проверьте примерные комплекты тем и списки опорной литературы. В 2023/24 учебном году для итогового сочинения в раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» закрытого банка тем добавили новый подраздел «Язык и языковая личность» и уточнили комментарий к разделу. Также комплекты тем будут содержать темы, которые использовали в прошлые годы, и новые темы, которые разработали в 2022 и 2023 годах. Если педагоги русского языка и литературы затрудняются составить примерные комплекты тем, предложите им готовый.

ПРИМЕР. Комплект тем итогового сочинения 2023/24

– Какую жизненную цель можно назвать благородной?
– Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?
– Как становятся героями на войне?
– Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?
– Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
– Реальное и виртуальное общение: в чем преимущества каждого из них?

ВАЖНО

Учитывайте, что в обновленных ФГОС и ФОП СОО усилена метапредметная составляющая. Поэтому вовлекайте в подготовку к итоговому сочинению не только учителей русского языка и литературы. Ознакомьте всех учителей-предметников с рекомендациями, как обучать писать связный текст, на fipi.ru

А также раздайте списки опорной литературы. В каждом подразделе представленного списка сначала два небольших произведения классической отечественной литературы, далее два больших, затем одно произведение современного российского автора и одно – из зарубежной литературы.

Посетите уроки русского языка и литературы. Предложите учителям за неделю до посещения изучить Методические рекомендации, чтобы подготовиться к итоговому сочинению, на fipi.ru. В них – советы специалистов по основным направлениям подготовки. Каждое требование к сочинению и каждый критерий разобрали с двух точек зрения: положительные стороны и типичные недостатки сочинений, которые выявили при их оценке. Еще есть комплексный анализ сочинений по критериям оценивания. Когда будете посещать уроки в ноябре, воспользуйтесь готовым чек-листом.

ВАЖНО

Проверьте в локальных актах школы, что поменяли реквизиты нового Порядка ГИА. Если в каком-либо разделе локального акта ссылались на конкретные пункты Порядка, то нужно удостовериться, что его содержание не противоречит новому документу

На уроках обращайте внимание, насколько правильно и уместно ученики подбирают литературные аргументы. Участники итогового сочинения могут привлекать произведения устного народного творчества, кроме малых жанров, художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу. При этом достаточно опоры на один текст. Количество привлеченных текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

Организуйте методический совет. Проведите его в конце ноября. На заседании обсудите типичные ошибки, а также вопрос, когда проводят и проверяют итоговое сочинение. Смотрите таблицу 2.

Главное в статье Скрыть

Чтобы предупредить ошибки, ознакомьте на совете педагогов, которых задействовали в процедуре итогового сочинения, под подпись с Методрекомендациями, которые направили письмом от 21.09.2023 № 04-303.

Контрольная точка 3. Собрали документы для итогового сочинения

Проверьте, как классные руководители выпускных классов составили списки учеников, которые будут писать итоговое сочинение или итоговое изложение. А в середине ноября проконтролируйте, собрали ли классные руководители с учеников заявления, чтобы участвовать в итоговом сочинении (изложении). Образец заявления смотрите ниже. Ученики с ОВЗ вместе с заявлением предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а дети-инвалиды и инвалиды – справку, которая подтверждает инвалидность.

Главное в статье СкрытьОбразец заявления для итогового сочинения (изложения)

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать заявление

Так как итоговое сочинение вправе писать все ученики 11-х классов, которые подали заявления, проводить педсовет по допуску в основную дату не нужно. Его проводят, только если ученики пишут итоговое сочинение в дополнительные сроки – в феврале или апреле.

СПРАВКА

Подробнее о том, как организовать тренировочное итоговое сочинение (изложение), смотрите

Контрольная точка 4. Провели тренировочное итоговое сочинение

Запланируйте дату тренировочного итогового сочинения не позднее середины ноября, чтобы осталось время для работы над ошибками и коррекционно-обучающей деятельности. Используйте один из комплектов тем, которые сформированы по принципу «по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения».

ПРИМЕР.  Главное в статье СкрытьКомплекты тем для тренировочного итогового сочинения1

Комплект тем 1
Всегда ли оправдано смирение?
Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
Почему важно хранить верность семейным традициям?
Что должно оставаться неизменным в любое время?
Чему человек может научиться у природы?
Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?
Комплект тем 2
Можно ли считать, что надежда – это проявление силы духа человека?
Что такое раскаяние?
В чем может проявляться любовь к Отечеству?
Всегда ли общество ценит достойных людей?
От чего вы бы хотели предостеречь своих далеких потомков?
Может ли книга помочь в минуту отчаяния?

Если в школе есть ученики, которые будут писать итоговое изложение, для тренировочного изложения подберите материал из открытого банка на fipi.ru. Процедура тренировочного итогового сочинения должна соответствовать той, какая будет на реальном. Особое внимание нужно обратить на то, правильно ли заполняют бланки ученики и эксперты. По итогам тренировки составьте список общих дефицитов, которые выявили. А также – список выпускников, которые имеют риски неуспешности. Поручите учителям русского языка и литературы разработать план мер, чтобы предупредить неуспешность на итоговом сочинении.

СПРАВКА

По СП 3.1/2.4.3598-20 больше не нужно на итоговом сочинении соблюдать социальную дистанцию и рассаживать выпускников зигзагообразно или через парту. Но выпускникам будет удобно, если они будут сидеть по одному за партой

Контрольная точка 5. Организовали психолого-педагогическое сопровождение выпускников

Проконтролируйте, как педагог-психолог проводит анкетирование выпускников. Смотрите пример анкеты. В ноябре проверьте, провел ли педагог-психолог индивидуальные консультации с выпускниками. Прежде всего рекомендуйте специалисту оказать дополнительную помощь выпускникам с низким уровнем психологической готовности.

Контрольная точка 6. Подготовили школу к итоговому сочинению

В ноябре подготовьте школу к итоговому сочинению. За месяц до испытания утвердите приказ о составе комиссий, за две недели – внесите изменения в расписание. За два дня до итогового сочинения проверьте материальное оснащение, а за день – произвольно распределите участников по кабинетам и составьте график явки.

За месяц до итогового сочинения. Утвердите приказ о составе комиссий, они должны состоять минимум из трех человек. Можно подготовить единый приказ о составе комиссий, которые проводят и проверяют итоговое сочинение (изложение). В комиссию, которая проводит итоговое сочинение, включите любых педагогов. Посчитайте, сколько всего человек потребуется привлечь: в каждом кабинете должно присутствовать не менее двух членов комиссии.

Выберите также дежурных вне аудитории и технического специалиста, которые входят в комиссию, которая проводит испытание. Дежурные проследят за порядком вне учебных кабинетов. Технический специалист напечатает бланки, если печать проходит в школе. Также он получит темы итоговых сочинений и тексты изложений, а после испытания скопирует, отсканирует бланки. Если в вашей школе есть выпускники с ОВЗ, дети-инвалиды или инвалиды, которые нуждаются в сопровождении на испытании, утвердите приказом состав сопровождающих.

В комиссию, которая проверяет сочинение, включите только учителей русского языка. Напомните педагогам, которых назначили экспертами комиссии, что нужно сохранять объективность. Не рекомендуем привлекать к проверке педагогов, которые преподают в выпускных классах. А также тех, кто может иметь конфликт интересов, например, родственников выпускников.

ВАЖНО

Убедитесь, что в кабинетах есть специальные средства для учеников с ОВЗ, если такие ученики в школе есть. Помните, что для них нужно организовать питание и перерывы

За две недели до итогового сочинения. Проверьте расписание занятий на день сочинения. Внесите изменения в расписание, чтобы освободить кабинеты, если потребуется. Решите, сколько кабинетов выделить для итогового сочинения. Если в вашей школе есть выпускники, которые пишут итоговое изложение, выделите для них отдельные классы. При этом распределите участников в разные кабинеты. Тех, кому текст зачитывают, посадите в один кабинет, а тех, кому выдают текст для чтения, – в другой. Для детей с ОВЗ, детей-инвалидов или инвалидов выделите кабинет на первом этаже.

Предусмотрите также кабинет, чтобы организовать печать инструктивных материалов. Продумайте, где будут храниться личные вещи школьников, пока они пишут работу. Например, выделите под хранение личных вещей учебный кабинет, в котором не проводят итоговое сочинение. Также предусмотрите место для термометрии при входе в помещение и согласуйте график работы медицинского кабинета.

За два дня до итогового сочинения. Проверьте материальное оснащение для итогового сочинения. Проконтролируйте, насколько готовы кабинеты, чтобы провести испытание. Убедитесь, что педагоги удалили все наглядные материалы: ничто не должно отвлекать выпускников или давать подсказки. Проверьте также, что в кабинетах висят исправные часы. Расположите их так, чтобы каждый участник видел. Так ученики смогут контролировать время, которое осталось до конца испытания.

Проверьте, соответствуют ли кабинеты требованиям СП 3.1/2.4.3598-20. Так, при входе расположите гигиенические средства для обработки рук. А во время испытания предусмотрите бесперебойный питьевой режим. Проконтролируйте, есть ли в кабинетах орфографические и толковые словари. Если есть ученики, которые пишут изложение, приготовьте для них одновременно и орфографические, и толковые словари.

СПРАВКА

На итоговом сочинении используйте только распечатанные бланки записи. Копировать нельзя, потому что на каждом стоит индивидуальный идентификационный номер

Проконтролируйте, готовы ли задействованные в процедуре работники. Уточните, все ли знают о графике и содержании своей работы. Предупредите организаторов в аудитории, что по-прежнему для них сохраняются обязательные требования носить маски во время процедуры итогового сочинения (изложения). Отдельно убедитесь, что у технического специалиста есть доступ ко всем необходимым ресурсам.

Проконтролируйте работоспособность технических средств и средств видеонаблюдения. Получите бланки записи, чтобы провести итоговое сочинение, и отчетные формы, если их печатает РЦОИ или региональный орган исполнительной власти. Проверьте, соответствует ли количество материалов, которые доставили в школу, числу участников испытания. Если нет – обратитесь в региональный орган исполнительной власти. Если бланки записи и отчетные формы присылают в электронном виде, поручите техническому специалисту распечатать материалы. Убедитесь, что в пакете руководителя есть все нужные формы. Обеспечьте хранение бланков записи и отчетных форм в безопасном месте.

За день до итогового сочинения. Распределите участников по кабинетам в произвольном порядке. Составьте график явки школьников и проинформируйте каждого одиннадцатиклассника о нем. В этот же день поручите техническому специалисту распечатать инструктивные материалы для членов комиссий и выпускников (из Методрекомендаций, которые направлены письмом Минпросвещения от 21.09.2023 № 04-303).

К СВЕДЕНИЮ

Что нужно знать об итоговом изложении

1. Для итогового изложения используют тексты из открытого банка. Его создали в 2022/23 учебном году (письмо Рособрнадзора от 24.10.2022 № 04-408).

2. Тексты из открытого банка итоговых изложений распределены по трем разделам. Раздел «Нравственные ценности» включает тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве. В текстах поднимаются вопросы, которые связаны с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями. В раздел «Мир природы» входят тексты о красоте окружающего мира, поведении животных, их дружбе с человеком. Они побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку.

Третий раздел – «События истории». В нем – страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, которые позволяют вспомнить важные события отечественной истории, подвиги на фронте и в тылу.

3. В текущем учебном году открытый банк итоговых изложений пополнили новыми текстами. Ранее он содержал около 300 текстов, которые разработали с 2014 по 2022 год. Обновленные материалы есть на fipi.ru.


В качестве опорных материалов использовались открытые источники в интернете. Вернуться в текст>>

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей