
Ответы юриста на частые вопросы ваших коллег о каникулах, семейном обучении, психологическом сопровождении
Отвечает Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование
1. Школа хочет выпустить локальный акт, в котором будет прописан показатель «Процент детей, не перешедших порог по результатам государственной итоговой аттестации». Этот показатель будет влиять на заработную плату педагога. Правомерно ли это?
Да, правомерно, если такие условия будут предусмотрены системой оплаты труда. Условия назначения выплат предусматривают в системе оплаты труда организации. Изменение системы оплаты труда вызывает изменение такого обязательного условия трудового договора работников, как соглашение о зарплате, и потому его нужно проводить в соответствии с требованиями статьи 74 ТК. При этом критерии, по которым устанавливают выплаты, организация определяет самостоятельно. Примерные направления, чтобы разработать показатели эффективности деятельности педагогических работников школ, установлены в письме Минобрнауки от 20.06.2013 № АП-1073/02.
2. Гражданка Украины получила гражданство РФ. Имеет диплом бакалавра по специальности «Журналистика» и переподготовку на психолога, выданные в Украине на украинском языке. Может ли школа принять ее на должность педагога-психолога?
Нет, принять такого кандидата на работу нельзя. У работника должно быть оконченное высшее образование по профильному направлению. В данном случае по психологии. Курсы переподготовки относятся к дополнительному профессиональному образованию. Если работник пройдет такие курсы, квалификация по-прежнему не будет соответствовать требованиям Профстандарта, утв. приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н.
В этой ситуации не имеет значения и факт признания украинского документа об образовании в России. Здесь имеет значение, что полученная квалификация не дает права работать педагогом-психологом в школе.
3. Обязательны ли дополнительные каникулы для первоклассников при модульной системе обучения (5/1)?
Нет, дополнительные каникулы не обязательны. Предоставлять дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти в первом классе необходимо при четвертном режиме обучения. Периоды каникул федеральным законодательством не установлены.
Школа устанавливает периоды обучения и отдыха самостоятельно, в календарном учебном графике образовательной программы. На федеральном уровне установлена только минимальная продолжительность каникулярного времени – 7 календарных дней (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
4. Работник записал разговор с заместителем директора и передал третьим лицам. Законно ли это?
Вести аудиозапись не запрещено, если только ограничения не установлены локальным актом организации. Это может быть закреплено в Правилах внутреннего трудового распорядка. Запрещена скрытая аудиозапись, которая может собирать сведения о частной жизни лица без его ведома (ст. 137 УК).
Также запрещено распространение такой информации и демонстрация ее иным лицам, кроме как участникам беседы или с их согласия. Если согласия нет – действия сотрудника незаконны.
5. Можно ли обучать и аттестовать 10–11-е классы не по полугодиям, а по триместрам, то есть годовая оценка будет складываться не из двух полугодовых, а трех триместровых?
Да, можно. Школа самостоятельно устанавливает порядок промежуточной аттестации и периоды обучения детей. Процедуру промежуточной аттестации необходимо закрепить в локальном акте.
Периоды обучения определяет образовательная программа, в частности, календарный учебный график. Поэтому школа вправе оставить оценивание по полугодиям, даже если в календарном учебном графике закреплена триместровая система обучения.
Если вы хотите сохранить полугодовую аттестацию для удобства заполнения аттестата, то это не обязательно. Порядок выдачи аттестатов также предусматривает возможность определять итоговую отметку на основе четвертных или триместровых отметок (п. 5.3 Порядка выдачи аттестатов).
6. Ребенок на семейном обучении в 1-м классе. Проходить промежуточную аттестацию за 1-й класс родители не собирались, а сразу хотели через 9 лет пройти за 9-й. Обязан ли ученик проходить промежуточную аттестацию ежегодно, если в локальном акте школы есть такое требование?
Проходить промежуточную аттестацию ежегодно школьник на семейном обучении не обязан. Решение о том, когда проходить аттестацию, принимают родители. Школа организует аттестацию для экстерна, только если есть заявление от родителей. Родители вправе сами определить, когда проходить аттестацию, с учетом темпов и последовательности того, как ребенок изучает материал; а также выбирать школу. При семейном обучении перевода в следующий класс не происходит. Экстерны входят в контингент школы только на время промежуточной аттестации, если родители обратились с таким заявлением. Школа вправе в локальном акте предусмотреть порядок аттестации экстернов, но при этом не может диктовать им кратность прохождения аттестации и темпы изучения материала.
Промежуточную аттестацию ученик обязан пройти, если он уже зачислен в школу в качестве экстерна, чтобы пройти промежуточную аттестацию. В этом случае родитель должен обратиться с заявлением в школу, указать в нем, что ребенок будет проходить аттестацию за весь уровень обучения. Затем школа составляет график аттестации, в течение которого ученик ее проходит. Изменять график аттестации родители или ученик не могут.
Если ученик пропустил промежуточную аттестацию без уважительной причины, у него образуется академическая задолженность. В этом случае школе необходимо предоставить возможность ученику ее ликвидировать. Для этого нужно установить сроки для ликвидации академической задолженности. Ликвидировать задолженность ученик имеет право дважды, но не позднее 1 года с того момента, как она образовалась. Экстерн, который не смог ликвидировать академическую задолженность, должен вернуться в школу и продолжить обучение в ней (ч. 10 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
7. Как вести социально-психологическое сопровождение в школе, если отсутствует педагог-психолог?
Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляет психолого-педагогический консилиум. В состав ППк включают заместителя директора – в качестве председателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога (п. 2.4 Примерного положения, утв. распоряжением Минпросвещения от 09.09.2019 № Р-93). Но если какого-то из этих специалистов нет, вы можете создать консилиум без него, равно как и вести социально-психологическое сопровождение в школе. Однако учтите, если в школу зачислят ребенка, которому ПМПК порекомендует занятия с педагогом-психологом, вы обязаны будете их организовать (п. 39 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115).
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Молодой педагог в коллективе: как помочь адаптироваться
Контрольные точки, чтобы проверить в ноябре подготовку к итоговому сочинению
В.С. устроилась в нашу школу учителем истории после института. В отношениях с учителями проявляла сдержанность и отдаленность. Завучу говорила, что трудностей не испытывает и в помощи не нуждается. Но завуч ощущала напряжение молодого специалиста.
Учителя не приняли В.С., считали ее высокомерной. На вопросы и просьбы помочь отвечали, что сами не знают: им казалось, что она их проверяет. Наставником назначили руководителя методобъединения. Она стала говорить завучу, что В.С. не выполняет поручения и игнорирует ее рекомендации. Учителям наставник жаловалась на В.С., чем сформировала отрицательное отношение коллег к ней. Завуч обратилась за советом к педагогу-психологу.
Решили создать независимую конфликтную группу из числа педагогов других школ. Группа посещала уроки В.С и беседовала с учителями. Организовали мини-консилиумы, в которых участвовали педколлектив школы и учителя конфликтной группы. На встречах В.С. становилась малословной, закрытой.
Психолог с завучем решили побеседовать на эту тему с В.С. Оказалось, что она испытывает трудности в общении со взрослыми. Кажется, что она высокомерна и не хочет общения, а на самом деле не умеет этого делать. В.С. привлекли к деятельности внутришкольного совета. Она стала помогать учителям организовывать мероприятия с детьми. Беседы с психологом помогли наставнику и остальным учителям принять особенности нового педагога. Далее – подробно о том, как наладить отношения в коллективе и помочь адаптироваться молодому специалисту.

ВАЖНО
Чтобы получить обратную связь от молодого педагога, можете воспользоваться анкетой
Поддерживайте обратную связь
Чтобы адаптация молодого педагога в коллективе была легкой, поддерживайте обратную связь с новым сотрудником. Как обеспечить педагогу быструю и безболезненную адаптацию, смотрите в памятке. Также предложите сотруднику вопросы, чтобы заполнять дневник обратной связи. В дневнике молодой педагог зафиксирует положительные и отрицательные моменты в отношениях с коллегами. Положительные моменты усилят мотивацию педагога, а отрицательные – укажут руководителю, на что обратить внимание и скорректировать. Давайте рекомендации по каждой затруднительной ситуации и помогайте выйти из нее.
Допматериалы
Инструкция
Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующий, нажмите на тот, который открыли, и вернитесь к списку
Циклограмма вашей работы на ноябрь
Анкета, чтобы оценить, насколько выпускники психологически готовы к итоговому сочинению
Помогайте молодому педагогу и коллективу настроиться на позитив
Адаптация нового педагога в коллектив – это не односторонний процесс. Учитывайте, как настроен педагогический коллектив и сам адаптируемый. Предложите коллегам следовать правилам, которые помогут избежать трудностей. Раздайте им памятки с правилами.
Взаимодействуйте с педагогом-психологом
Вовлекайте психолога в процесс адаптации. Индивидуальные встречи или психологические тренинги позволят молодому педагогу легче адаптироваться. Специалист поможет преодолеть негативный настрой, сформирует положительную установку на работу.
Привлекайте опытных коллег к адаптации молодого сотрудника
Организуйте мини-консилиумы или совещания с коллегами, чтобы внедрить нового педагога в коллектив. На совещаниях обсуждайте ситуации, с которыми сталкивается новичок. Обучайте, как нужно действовать в таких ситуациях. Например, обсудите, как решить конфликт с коллегой. Или что делать, если молодому сотруднику отказываются помочь более опытные коллеги.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Практикум для замдиректора: что вам и вашим педагогам нужно знать о новом Порядке аттестации
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
