ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
9
Сентябрь 2023года
Качество образования
Внутришкольный контроль

ОРКСЭ. Как замдиректора проверить обучение в новом учебном году

Елена Крылова, финалист Первого Всероссийского конкурса «Завуч года – 2019», руководитель региональной инновационной площадки «Опорная школа как ресурсный центр» на базе лицея, директор КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
Елена Ильяшенко, эксперт Актион Образование, к.п.н., доцент
В новом учебном году все ученики 4-х классов обязаны изучить один модуль из предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». Поэтому вам нужно проконтролировать, насколько качественно учителя преподают предмет. В статье – рекомендации, как запланировать и провести внутришкольный мониторинг. Также вы найдете полный комплект документов, чтобы организовать контроль и подвести его итоги.

Чтобы проконтролировать обучение ОРКСЭ, запланируйте мониторинг в плане развития ВСОКО. Подготовьте приказ, с помощью которого организуете проверку. В нем укажите сроки мониторинга и ответственных. 

Образец приказа

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

Добавить – добавьте работников, которых нужно ознакомить с приказом

– посмотрите совет или подсказку

Печать – распечатайте приказ

Подготовьте материалы, чтобы провести мониторинг: анкету для учителей, опросник для учеников и анкету для родителей. Анкеты помогут выявить, насколько качественно учителя преподают предмет. А также – какие модули имеют наибольшую популярность среди учеников и родителей и почему. Воспользуйтесь готовыми образцами ниже.

Для опросника учеников и анкеты родителей есть сводные таблицы результатов анкетирования. Подведите итоги самостоятельно, чтобы не увеличивать бумажную нагрузку на учителей.

Готовые документы

Инструкция

Нажмите на вкладку и выберите материал.
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать документы

По итогам мониторинга составьте аналитическую справку, где сделайте общие выводы и дайте рекомендации педагогам. После этого на основе справки подготовьте приказ, чтобы принять управленческие решения. Например, можно поручить учителям разнообразить формы, методы и приемы, когда преподают учебный предмет ОРКСЭ. Или предложить проблемное обучение, технологии уровневой дифференциации, коллективный способ обучения, технологии развивающего обучения.

Образец приказа

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

Добавить – добавьте работников, которых нужно ознакомить с приказом

– посмотрите совет или подсказку

Печать – распечатайте приказ

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

9
Сентябрь 2023года
Качество образования
Стартовая диагностика

Как замдиректора организовать стартовую диагностику. Пошаговая инструкция, образцы приказов и методики

Дарья Соловьева, методист МАУ ДО «Центр детского творчества», г. Сыктывкар, автор более 100 публикаций, разрабатывает и внедряет программы по воспитанию и социализации школьников
В сентябре вам нужно организовать стартовую диагностику первоклассников, чтобы соблюсти требование ФОП. Для этого уже есть пошаговая инструкция, образцы приказов и диагностические методики для педагога-психолога. 

Проведите стартовую диагностику первоклассников в сентябре. Для этого утвердите у директора приказ, рекомендуйте педагогу-психологу диагностические методики, раздайте учителям таблицы для педагогического наблюдения, подведите итоги стартовой диагностики.

1

шаг

Утвердите у директора приказ по стартовой диагностике

С помощью приказа «О проведении диагностического контроля готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе» проинформируйте педагогов под подпись о том, что проводите диагностику. В приказе укажите, на основании каких документов проводите диагностику, ее период, срок, до которого педагог-психолог представляет вам справку по итогам диагностики, а классные руководители информируют родителей о ней.

Образец приказа

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

Добавить – добавьте работников, которых нужно ознакомить с приказом

– кликните на точки и прочитайте подсказки

Печать – распечатайте приказ

2

шаг

Рекомендуйте педагогу-психологу диагностические методики

Педагог-психолог на стартовой диагностике определяет, как развита у первоклассника познавательная сфера, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная. Диагностирует словарный запас, выявляет уровень начальных математических представлений, внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность.

Предложите специалисту методику «Беседа о школе», чтобы выявить мотивацию учения. Методика «Кто прав?» позволит диагностировать, сформированы ли у ребенка действия, которые направлены на учет позиции собеседника или партнера. Еще больше методик и заданий смотрите далее.

Методики и задания для стартовой диагностики

Инструкция

Кликайте на вкладки, чтобы скачать методики

3

шаг

Раздайте учителям таблицы для педагогического наблюдения

Педагогическое наблюдение реализует классный руководитель. Оно позволяет построить профиль адаптивности класса. Учитель наблюдает, как дети проявляют себя на занятиях в классе, переменах, когда общаются со сверстниками. Результаты заносит в таблицу. В течение месяца педагог корректирует и уточняет таблицу.

Таблица для педагогического наблюдения


Скачать

4

шаг

Подведите итоги стартовой диагностики: подготовьте приказ

Подготовьте приказ «Об итогах диагностического контроля готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе». Включите в него приложением аналитическую справку по итогам стартовой диагностики, которую представит вам педагог-психолог. В ней специалист отображает результаты прохождения первоклассниками диагностических методик и отдельных заданий, если они предлагались. 

Образец приказа

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

Добавить – добавьте работников, которых нужно ознакомить с приказом

– кликните на точки и прочитайте подсказки

Печать – распечатайте приказ

Результаты педагогического наблюдения рекомендуйте классным руководителям представить на родительском собрании. Они пригодятся педагогу-психологу, когда он будет проводить коррекционно-развивающую работу в течение учебного года.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

9
Сентябрь 2023года
Профессиональные компетенции
Работа с низкомотивированными детьми

Как заместителю директора справиться с низкомотивированными детьми: лайфхаки, которые сработали

Наталия Никулина, заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги, к. п. н., победитель Всероссийского конкурса «Завуч года – 2019»
Светлана Михайлова, заместитель директора по воспитанию и социализации ГБОУ «Школа № 814» г. Москвы
Мотивация у школьников снижается из-за проблем со здоровьем, неуспешности в любимом деле, учебе, если ученик испытывает стресс в школе. Предлагаем опыт работы от заместителей директора, у которых получилось повысить мотивацию школьников.
После долгих безуспешных попыток они нашли четыре лайфхака, которые помогут и вам. 

СПРАВКА

Чемпионат «Абилимпикс» – это конкурс профессионального мастерства для людей с ОВЗ и инвалидностью

Успех в зоне интереса

У подростка – врожденные проблемы со слухом. А как следствие – проблемы с речью, отстраненность, некоммуникабельность, низкая мотивация к учебе. Он привык к одиночеству, замкнут. Семья контактна, мама стремится помочь сыну.

Попытки объяснить, что учиться нужно, чтобы выбрать профессию и реализоваться в жизни, не приносят успеха. Успеваемость остается низкой. Попытки увлечь дополнительным образованием встречают протест. Подросток смирился с ярлыком не такого, как все: аутсайдера, одиночки.

Классный руководитель обращается к заместителю директора, чтобы найти выход из ситуации. Из разговора с мамой замдиректора узнает, что мальчик любит готовить. Он поручает учителю технологии подготовить подростка к чемпионату «Абилимпикс» в номинации «Кулинарное дело».

Не сразу, но подросток соглашается на уговоры классного руководителя, учителя технологии и мамы. Итог – ученик становится победителем чемпионата. Снимается в ролике, рассказывает о своей победе. Сверстники начинают проявлять к нему интерес. Успех заразителен. Успеваемость подростка заметно улучшается. Кулинарное дело он выбирает своей будущей профессией.

  Совет: старайтесь выявить сферу интересов низкомотивированного ученика и создать условия, чтобы успешно их реализовать. Даже если интересы – вне учебных занятий. Пусть школьник почувствует себя успешным в том, что ему интересно. Попробуйте. Хулиган и двоечник, который любит собак, может стать хорошим волонтером. Ученики, которые не участвуют в жизни класса, могут оказаться успешными блогерами или киберспортсменами.
Подход: интерес ребенка – успех в зоне интереса – педагогическая победа – мотивация.

Возможность быть сопричастным любимому делу

Ученица любит танцевать. Занимается хореографией с дошкольного возраста. Но совершенно лишена танцевальных данных. К началу подросткового возраста она чувствует свою неуспешность в любимом деле, замыкается, редко посещает занятия кружка в школе, так как опасается насмешек за свою неуклюжесть, снижает успеваемость.

Родители сообщают педагогу дополнительного образования, что их ребенок на занятия кружка больше ходить не будет. А классному руководителю говорят о плохом душевном состоянии дочери. Попытки уговорить их водить ребенка на занятия кружка неуспешны. Педагоги обращаются к заместителю директора.

Замдиректора предлагает педагогу дополнительного образования найти в балетном спектакле роль для девочки: статичную, которая не требует танцевального мастерства, но значимую для сюжета представления. Педагог предлагает ученице роль в новом спектакле. Сцена, аплодисменты, цветы, успех наравне со всеми, хотя и в своем, особом качестве. Итог – девочка не стала балериной, но успешно окончила школу, выбрала другую профессию, на всю жизнь сохранила любовь к балету и счастливые детские воспоминания.

  Совет: не стремитесь увлечь ученика чем-то другим, если он утрачивает мотивацию из-за неуспешности в любимом деле. Постарайтесь найти для него свою нишу в поле его интересов, где он сможет почувствовать себя полезным, ценным, значимым.
Подход: неуспешность в сфере интересов – возможность быть сопричастным любимому делу – педагогическая победа – мотивация.

Пример значимого взрослого

В соревнованиях по военно-спортивной подготовке команда старшеклассников участвует, только если настаивает классный руководитель. Интереса к мероприятиям у учеников нет. Воспитательные беседы с классом не дают существенных результатов. О ситуации классный руководитель рассказывает руководству школы, и вместе с замдиректора ищут пути решения.

На соревнования решают пригласить ветерана Великой Отечественной войны, участницу обороны Москвы. Ей 93 года. Подростки смотрят с удивлением на старушку, которой в ее возрасте не сидится дома. Бабушка рассказывает им немного о московском ополчении, читает наизусть стихи о Москве. В тире попадает в девятку из спортивного пистолета, сокрушается, что ей с винтовкой было привычнее, из винтовки попала бы в яблочко. Итог – старшеклассники провожали ее стоя, отдавая честь и аплодируя.

  Совет: используйте пример значимого взрослого. Особенно если этот человек способен поразить учеников.
Подход: значимый взрослый – эффект личного примера – педагогическая победа – мотивация.

Смена «Летняя школа»

В 3–6-х классах – большая группа учеников с низкими и неудовлетворительными оценками по предметам. В учебном году учителя занимались с ними на дополнительных занятиях, разрабатывали индивидуальные задания для уроков, беседовали с родителями, педагогом-психологом. В результате ситуация только немного улучшилась.

Чтобы повысить учебную мотивацию, показать ученикам, что работать на занятии в команде интересно, а отвечать – не страшно, замдиректора вместе с педколлективом решает провести особую смену летнего школьного лагеря. Создают творческие группы учителей, которые разрабатывают программу смены «Летняя школа».

Классные руководители определяют кандидатов для участия. Замдиректора проводит встречу с родителями и информирует их. В «Летней школе» учеников объединяют в отряды. За каждым отрядом закрепляют наставника – предметника или учителя начальных классов. Много внимания уделяют живому общению, командообразованию, коллективным делам.

Итог – к новому учебному году у детей появилось желание приходить в школу, установились доброжелательные отношения между педагогами и учениками, дети нашли друзей из других классов, научились анализировать свои затруднения и достижения. Учителя тоже многому научились. Например, создавать ситуации успеха и готовить мотивирующие занятия.

  Совет: применяйте нетрадиционные формы работы для детей с низкой учебной мотивацией. Например, проводите занятия в игровой форме. Сделайте их максимально увлекательными, не похожими на школьные уроки, без «натаскивания» по предметам. Это повысит познавательную активность школьников.
Подход: нетрадиционные формы работы – познавательный интерес – успех в учебной деятельности – педагогическая победа – мотивация.

Программа смены

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

– удалите строку таблицы

– добавьте строку в таблицу

Печать – распечатайте программу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК