План обучения работе по ФОП для вашего коллектива
Конструктор плана обучения: компонуем семь обязательных пунктов
Давайте вместе составим план обучения для ваших педагогов. Заодно прокачаете свои управленческие навыки. Ниже вы увидите список тем, которые отобрали эксперты Академии. Но последовательность их изучения перепутана. Чтобы получился готовый план, понадобится расположить пункты в правильном порядке. Для этого перетаскивайте плашки к верным, на ваш взгляд, номерам. То, чему надо обучить в первую очередь, к цифре один, о чем поговорить после – к цифре два и так далее. В комментарии к ответу найдете подробный обзор плана.
Обратите внимание: здесь нет абсолютно правильной последовательности. Мы отбираем темы и формируем стратегию обучения исходя из логики и опыта преподавателей.
Какой формат обучения выбрать: советы от преподавателей Академии
Итак, с планом обучения разобрались. Возможно, вы решите самостоятельно его реализовать. Но, скорее всего, остановитесь на готовых курсах повышения квалификации. На что обращать внимание, чтобы сделать выбор, – в чек-листе ниже.
Что предлагает Академия Ресурсы образования
Теперь предложим вам готовый вариант обучения – если не хотите тратить время на поиски. Это программа «Применение ФОП: изменения в ООП, взаимодействие с родителями и подготовка рабочих программ». Даже из названия вы видите, какие навыки освоят педагоги вместе с преподавателями Академии. А еще скачают полезные памятки и образцы, посмотрят презентации, видео с экспертами, получат возможность общаться с преподавателями. И, конечно, будут много практиковаться. Хотите попробовать пройти несколько таких тренажеров? Давайте попробуем!
Предлагаем определить, какие требования необходимо соблюдать, чтобы сформировать содержание учебного предмета. Распределите плашки с нормами в пустое поле, ограниченное пунктиром, под «Нельзя» и «Можно». Затем кликните на «Проверить». Если все карточки станут зелеными – вы правы. Полезные пояснения к тренажеру – снова в комментарии к ответу.
Рассмотрим еще один тренажер. С его помощью педагоги составят алгоритм, чтобы сформировать предметные результаты в рабочей программе с учетом ФОП и ФГОС. Вы уже знаете, как он работает. Испытаете свои силы?
Если хотите подробнее изучить программу – можете взять бесплатный демо-доступ к Академии на семь дней. Этого времени достаточно, чтобы принять решение. Также напомним, что для руководителей тоже есть программа по ФОП – «Переход школы на ФОП: организационные решения и обновление ООП». Надеемся увидеть вас среди наших студентов!
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Переход на обновленный ФГОС СОО
Подготовьте педагогов к переходу
Чтобы подготовить школу к переходу на обновленный ФГОС СОО, разработайте дорожную карту. Так вы равномерно распределите мероприятия и увидите сразу весь процесс перехода в перспективе. Запланируйте методическую поддержку педагогов на весь период перехода на обновленный стандарт. Расскажите об изменениях коллегам с помощью компактных карточек.
Как составить рабочую программу по обновленному ФГОС СОО и ФОП. Инструкция>>
Дорожная карта, чтобы перейти на обновленный ФГОС СОО>>
Обновления во ФГОС СОО в шести карточках>>
Разработайте ООП
Проект новой ООП не обязательно создавать с нуля – внесите изменения в уже существующую программу или используйте федеральную (ФОП). К 1 сентября 2023 года скорректируйте все разделы в ООП под требования обновленного ФГОС СОО и федеральной образовательной программы.
Что изменить в организационном разделе ООП в соответствии с ФОП и обновленным ФГОС СОО>>
Учебные планы по обновленному ФГОС СОО. Все изменения в фактах и цифрах>>
Что изменить в содержательном разделе ООП в соответствии с ФОП и обновленным ФГОС СОО>>
Что изменить в ООП для перехода на обновленный ФГОС СОО – целевой раздел>>
Практикум для замдиректора: что скорректировать в целевом разделе ООП из-за обновленного ФГОС СОО>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Пять трудностей, которые возникли в рабочих программах из-за новых ФГОС. Алгоритмы, чтобы решить
Структура рабочей программы не соответствует ФГОС
![]() |
В этом учебном году школы впервые реализуют рабочие программы, которые педагоги разработали по ФГОС второго и третьего поколений. Причина затруднений учителей в том, что они путают требования нового и старого образовательных стандартов к структуре документа. Например, если школа перешла на ФГОС-2021 только в 1-х и 5-х классах, а педагоги ведут уроки не только в них. В таком случае учителя могут разработать рабочие программы по одному шаблону, чтобы сэкономить время. Но это приводит к ошибкам в документах. Чтобы педагоги разобрались с требованиями ФГОС к структуре рабочих программ, предложите им памятку.
Если структура рабочей программы не соотносится с требованиями ФГОС, проверяющие посчитают, что школа не выполняет нормы, которые закрепляет образовательный стандарт. Санкция в таком случае – предписание устранить нарушение в ближайшие сроки. Сразу же исправьте такую проблему, если выявили ее. Чтобы последовательно устранить проблему, используйте алгоритм в карточке 1.
Не указали ЭОР и ЦОР для каждой темы
![]() |
Требование указывать электронные или цифровые образовательные ресурсы для каждой темы в тематическом планировании касается только тех рабочих программ, которые педагоги составили по требованиям ФГОС-2021. Кроме того, электронные и цифровые ресурсы, которые учителя перечисляют в документах, должны входить в федеральный перечень Минпросвещения (приказ от 02.08.2022 № 653). Фрагмент тематического планирования, где зафиксировали ЭОР и ЦОР, смотрите в примере.
Пример. Фрагмент тематического планирования по географии
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
– посмотрите подсказку
Если педагоги не перечислили электронные и цифровые образовательные ресурсы в рабочих программах, дайте коллегам задание изучить федеральный перечень. Помочь учителям выбрать электронные и цифровые образовательные ресурсы, а также исправить недочеты в рабочих программах поручите руководителям методобъединений. Алгоритм, чтобы исправить проблему, смотрите в карточке 2.
Не отразили воспитательный компонент содержания по каждой теме
![]() |
Требование отразить в рабочих программах воспитательный компонент содержат ФГОС второго и третьего поколений. Если педагоги этого не сделали, проверяющие напишут предписание, что школа не реализуют образовательный стандарт.
ФГОС-2021 обязывает учителей отразить рабочую программу воспитания в рабочих программах по предмету, курсу или модулю (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). При этом стандарт не определяет, в какой части рабочей программы нужно это сделать. Школа регламентирует этот вопрос самостоятельно. Изменения, которые Минпросвещения утвердило для ФГОС второго поколения, тоже закрепляют необходимость отражать воспитательный компонент в рабочей программе, а именно – в тематическом планировании (пп. 1.3, 2.3 Изменений, утв. приказом от 11.12.2020 № 712).
Рекомендуем на уровне школы выбрать единый подход, чтобы отражать рабочую программу воспитания в рабочих программах. Например, закрепить в локальном акте требование фиксировать воспитательный компонент в тематическом планировании. Дополнительно оформите рекомендации и шаблоны, чтобы педагоги оформили рабочую программу единообразно и без ошибок.
Модуль «Школьный урок» рабочей программы воспитания и рабочие программы по предметам должны соотноситься друг с другом. Как это сделать, смотрите в примере. А если учителя не отразили воспитательный компонент в рабочей программе, используйте алгоритм в карточке 3, чтобы решить проблему.
Пример. Как соотнести модуль «Школьный урок» рабочей программы воспитания с рабочей программой по предмету
Инструкция
Кликните на вкладку и выберите фрагмент. Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
– посмотрите подсказку

ВАЖНО
Проконтролируйте, что педагоги отражают в рабочих программах требования предметных концепций
Содержание рабочей программы не соответствует ФГОС
![]() |
Рабочие программы, которые педагоги составили для 1-х и 5-х классов, должны соответствовать ФГОС-2021. Убедитесь, что учителя не перепутали образовательные стандарты и не включили в документы для таких классов содержание ФГОС второго поколения. Это серьезное нарушение, которое заключается в том, что педагог в течение учебного года реализовывал содержание другого образовательного стандарта.
Во ФГОС второго поколения не входят дидактические единицы содержания учебного предмета. Чтобы разработать содержание рабочей программы, учителю нужно ориентироваться на предметные результаты в образовательном стандарте и на содержательный раздел ПООП уровня образования. А со следующего учебного года педагоги должны опираться на формулировки из ФОП вместо ПООП. В стандартах третьего поколения разработчики зафиксировали планируемые предметные результаты в глагольной форме в виде конкретных дидактических единиц.
Педагогу придется внести изменения в рабочую программу и заполнить лист корректировки по ее содержанию. Предложите учителю готовый образец документа. А чтобы исправить проблему, используйте алгоритм в карточке 4.
Образец листа корректировки содержания рабочей программы
Инструкция
Кликните на вкладку и выберите фрагмент. Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
– посмотрите подсказку

СПРАВКА
ЭОР и ЦОР – это верифицированный образовательный контент, который проверили и допустили использовать в школах, чтобы реализовать образовательную программу
Планируемые результаты не соответствуют требованиям ФГОС
![]() |
В стандартах третьего поколения разработчики расширили и детализировали все виды предметных результатов. Педагогам необходимо отразить это в рабочих программах для 1-х и 5-х классов. А документы для 2–4-х и 6–9-х классов в этом году можно было составить по требованиям образовательных стандартов второго поколения.
По новым ФГОС школа реализует личностное развитие учеников по восьми направлениям, каждое из которых детализировали в документе. Метапредметные результаты в образовательных стандартах второго и третьего поколений представили в трех направлениях: регулятивные, коммуникативные и познавательные. Однако во ФГОС-2021 их конкретизировали.
Проверьте, чтобы в рабочих программах учебных предметов формулировки планируемых результатов отражали требования ФГОС. Кроме того, они должны соответствовать и тем результатам, которые школа зафиксировала в целевом разделе ООП уровней образования. Если по итогам контроля рабочих программ обнаружили, что планируемые результаты не соответствуют требованиям старых или новых ФГОС, устраните эту проблему. Чтобы это сделать, опирайтесь на алгоритм в карточке 5.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
