
Как составить рабочую программу по обновленному ФГОС СОО и ФОП. Инструкция
Когда в вашей школе будет готов проект учебного плана СОО на 2023/24 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите нормативно-правовые документы и локальные акты, которые регламентируют, как разрабатывать рабочие программы. Так вы выполните все требования к программам. Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет составить рабочую программу по требованиям обновленного ФГОС СОО и в соответствии с федеральной образовательной программой (ФОП).
Ознакомьтесь с документами
для которых обязательно применять федеральные рабочие программы на уровне СОО
Изучите три новых нормативных документа, которые содержат требования к рабочим программам или информацию о них. Первый – обновленный ФГОС СОО в редакции документа от 23 сентября 2022 года (приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413). Второй – Федеральный закон, который вносит поправки в Закон об образовании и статью 1 Закона об обязательных требованиях (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Третий – федеральная образовательная программа среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 23.11.2022 № 1014).
Рекомендуем собраться с коллегами и обсудить все новые документы на заседании методобъединения, методического или педагогического совета. Так вы совместно проанализируете изменения, определите и проработаете важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.
Примерные программы. Примерные рабочие программы по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, больше не используйте. Ведомства исключили из нормативных документов упоминания о примерных программах (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Вместо них включили понятие федеральных основных общеобразовательных программ.
Федеральные программы. Теперь вы вправе использовать федеральные рабочие программы по учебным предметам без изменений (ч. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Такие программы включили в содержательный раздел ФОП. Но доработать федеральные рабочие программы все же придется. Разработчики не внесли в них тематическое планирование, как это требует образовательный стандарт (п. 18.2.2 ФГОС СОО).
Не по всем предметам есть федеральные рабочие программы, а только по тем, которые школе придется применять в обязательном порядке (ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). На уровне среднего общего образования это русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ. Для таких предметов федеральная программа содержит требования только на базовом уровне.
Локальные акты. Ознакомьтесь с локальным актом, который устанавливает, как разрабатывать рабочие программы в вашей школе. Например, положением о рабочей программе. Такой документ школа составляет на основе требований ФГОС.
В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Положение устанавливает сроки, на какой период вам необходимо составить рабочие программы.

ВАЖНО
До 1 июня 2023 года Минпросвещения разработает федеральные рабочие программы по всем предметам, которые обязательно должны изучить школьники
Оформите структуру рабочей программы
Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливает обновленный ФГОС СОО. Так, рабочая программа учебного предмета или курса должна содержать три обязательных раздела (п. 18.2.2 ФГОС СОО). Смотрите их на рисунке 1. А структуру рабочей программы курса внеурочной деятельности смотрите на рисунке 2. Другие разделы, например, пояснительная записка или календарно-тематическое планирование, необязательно включать в документ. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закрепляет школьное положение о программе.
Рисунок 1. Обязательные разделы рабочей программы учебного предмета, курса | Рисунок 2. Обязательные разделы рабочей программы курса внеурочной деятельности |
---|---|
![]() Скачать |
![]() Скачать |
В федеральной образовательной программе разработчики упоминают про тематическое планирование, но не приводят его. При этом в федеральных рабочих программах есть пояснительная записка, которую не требует разрабатывать стандарт. Смотрите структуру рабочей программы по ФГОС СОО и по ФОП в таблице 1. Документы содержат разные названия и порядок разделов, которые должны быть в рабочей программе по учебному предмету или курсу. Чтобы выполнить требования обоих документов, рекомендуем дополнить структуру рабочей программы, которую устанавливает ФГОС, пояснительной запиской, как в ФОП. Но такое решение должно закреплять школьное положение о рабочей программе.
Таблица 1. Структура рабочей программы учебного предмета
Если вы используете федеральную рабочую программу по учебному предмету, то добавьте в нее тематическое планирование. Это необходимо, чтобы структура рабочей программы соответствовала требованиям ФГОС СОО. В тематическом планировании укажите количество академических часов, которые отводите на освоение каждой темы. Также добавьте примечание, как учитываете при обучении рабочую программу воспитания. Такое требование содержит стандарт (п. 18.2.2 ФГОС СОО).
В отличие от ФГОС-2021 НОО и ООО, обновленный ФГОС СОО не содержит требования, что в тематическом планировании нужно прописать для каждой темы электронные или цифровые образовательные ресурсы. Добавьте информацию об ЭОР или ЦОР по каждой теме, если это устанавливает локальный акт о рабочей программе.
-
Как разрабатывать рабочие программы по обязательным предметам, для которых в ФОП нет федеральных рабочих программ?
Рекомендуем отложить разработку рабочих программ по обязательным предметам до лета. Минпросвещения планирует включить в ФОП федеральные рабочие программы по остальным предметам, которые обязательно должны изучить школьники (письмо от 16.01.2023 № 03-68). Ведомство сделает это до 1 июня 2023 года
Пропишите планируемые результаты
В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочей программе, как подготовить этот раздел.
Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования ФГОС СОО. В обновленном стандарте планируемые результаты прописали подробнее, чем в предыдущей редакции документа (глава II ФГОС СОО).
Если вы используете федеральную рабочую программу по предмету, то планируемые результаты оставьте без изменений. Если вы самостоятельно разрабатываете рабочую программу, то проверьте, чтобы планируемые результаты были не ниже тех, что разработчики сформулировали в обновленном ФГОС и ФОП. Также соотнесите рабочую программу в этой части с локальными актами, например, целевым разделом ООП СОО. Проверьте, чтобы документы соответствовали друг другу. Рекомендуем скопировать планируемые результаты из текста стандарта. Не меняйте содержательно формулировки личностных и метапредметных результатов, которые возьмете из новой редакции ФГОС. Так вы обеспечите единое образовательное пространство, как рекомендует Минпросвещения.
Система оценки результатов. Когда рабочая группа будет обновлять ООП по требованиям новой редакции ФГОС СОО и в соответствии с ФОП, вас могут попросить сформулировать особенности оценки достижения планируемых результатов по вашему учебному предмету.
Такие формулировки школа описывает самостоятельно, потому что в ФОП разработчики не прописали особенности оценки по отдельным учебным предметам. Но ФОП содержит блоки, по которым нужно описать оценку предметных результатов (п. 18.26 ФОП СОО). Смотрите их в примере.
ПРИМЕР. Что включить в описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету согласно ФОП СОО

ВАЖНО
С сентября 2023 года Минпросвещения планирует ввести курс начальной военной подготовки в рамках ОБЖ. Запланируйте внести изменения в рабочую программу по предмету
Обновленный ФГОС СОО предъявляет такие же требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, как и предыдущая редакция стандарта. Смотрите требования к системе оценки на рисунке 3.
Подготовьте содержание
По предметам русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ, которые школьники будут изучать на базовом уровне, используйте федеральные рабочие программы из ФОП. Но рекомендуем проанализировать и сравнить содержание федеральной рабочей программы и предметных результатов в обновленном ФГОС СОО. Поскольку новая редакция стандарта предъявляет более четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине (п. 9 ФГОС СОО). Смотрите в таблице 2 пример сравнения содержания по русскому языку базового уровня в ФОП и предметных результатов в обновленном ФГОС СОО.
Если выявите, что содержание федеральной рабочей программы не соответствует предметным результатам во ФГОС, то дополните программу содержанием, которого недостает. Школа обязана соблюдать требования ФГОС. Закон об образовании имеет юридическую силу выше, чем приказы министерства, и устанавливает приоритет ФГОС над федеральными программами.
Для обязательных предметов на углубленном уровне самостоятельно разработайте рабочие программы. Но возьмите за основу федеральные рабочие программы, чтобы содержание учебного предмета или курса было ниже соответствующего содержания в ФОП (ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Рабочие программы по другим предметам вы вправе разработать самостоятельно. Но соотнесите содержание, которое вы запланировали в рабочей программе, с обновленным ФГОС СОО, а также ФОП. Минпросвещения планирует дополнить ФОП федеральными рабочими программами по остальным предметам. Так же ведомство рекомендует использовать федеральные рабочие программы в неизменном виде или в качестве методической основы, чтобы разработать авторскую программу (письмо Минпросвещения от 16.01.2023 № 03-68).
В содержании рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса. За основу можете взять содержательный раздел ФОП. Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на уровне СОО по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.
Проверьте, что в содержании рабочих программ учли концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Смотрите на схеме концепции, которые уже утвердили. Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в содержании формы проведения занятий с детьми (п. 18.2.2 ФГОС СОО).
По желанию приложите к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.
Составьте тематическое планирование
В тематическое планирование рабочей программы по учебному предмету или курсу включите два обязательных элемента. Первый – перечень тем, которые планируете освоить со школьниками. Второй – количество академических часов, которое отведете, чтобы освоить каждую тему. В тематическом планировании для курса внеурочной деятельности достаточно перечислить темы (п. 18.2.2 ФГОС СОО).
Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, планируемые результаты освоения раздела или темы. Еще вариант – описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Смотрите фрагмент тематического планирования, которое составили по требованиям обновленного ФГОС СОО и в соответствии с федеральной образовательной программой.
Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Количество часов, которое отвели на контрольные работы, должно соответствовать графику оценочных процедур. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Календарно-тематическое планирование. Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочей программе. Например, в календарно-тематическом планировании укажите тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Включите информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.
Учитывайте рабочую программу воспитания
Обновленный ФГОС СОО закрепляет, что рабочие программы предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Сделайте это в тематическом планировании (п. 18.2.2 ФГОС СОО). Например, отразите воспитательный компонент содержания программы по каждой теме в отдельной колонке таблицы тематического планирования. Смотрите пример.
Фрагмент тематического планирования по требованиям обновленного ФГОС СОО
Чтобы выявить воспитательный потенциал предмета, соотнести цель и целевые приоритеты воспитания с ресурсами своего учебного предмета. Приоритеты воспитания смотрите в рабочей программе воспитания вашей школы. Рекомендуем вместе с коллегами на тематических заседаниях проанализировать целевые приоритеты воспитания на уровне СОО и обсудить возможности каждого предмета. Это поможет вам сузить цель воспитания до задач конкретного предмета и конкретного урока.
Как отразить рабочую программу воспитания в тематическом планировании
Конкретных требований к тому, как учесть и отразить рабочую программу воспитания в тематическом планировании рабочей программы, федеральное законодательство не предъявляет. Поэтому школа может самостоятельно определить способ и закрепить его в положении о рабочей программе. Например, указать в тематическом планировании приоритеты можно тремя способами. Первый – в самой таблице тематического планирования перечислить целевые приоритеты для каждого раздела или темы рабочей программы. Недостаток этого способа – приоритеты будут повторяться из раздела в раздел. Второй способ – указать целевые приоритеты перед таблицей тематического плана. Третий способ – пронумеровать целевые приоритеты и прописать их после таблицы, чтобы компактно указать номера приоритетов для каждого раздела или темы в плане.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Какие стенды разместить в учебных кабинетах
Рисунок. Алгоритм, чтобы создать QR-код для документа
Скачать
Проконтролируйте, чтобы школьные стенды содержали актуальную информацию. Сделайте акцент на учебных стендах в кабинетах, на которых педагоги-предметники размещают информацию для школьников. Например, по актуальным темам уроков, ГИА и профориентации. А чтобы разобраться, какие еще стенды разместить в школе и какими сведениями их наполнить, воспользуйтесь памяткой. Дополнительно отметили в памятке, для кого предназначена информация на стенде.
Рекомендуем представить стенды в учебных кабинетах в виде двух блоков: постоянной и текущей информации. Блок с постоянной информацией содержит данные об учебных программах, режиме дня, расписании и наградах. Текущую информацию в блоке педагогу придется менять – пусть определит ее по актуальным событиям и мероприятиям, которые предстоят по его предмету или в его классе.
Важно, чтобы учитель не перегружал стенды объемными документами, которые оттолкнут читателя. Если необходимо разместить большие локальные или нормативные акты, предложите коллеге использовать QR-коды. Смотрите на рисунке справа алгоритм, как создать QR-код для документа. Пусть учитель создаст список с объемными документами, разместит его на стенде и дополнит QR-кодами. А полный текст документов опубликует технический специалист на официальном сайте школы.
Стенды с информацией по учебному предмету
Поручите педагогам оформить в своих учебных кабинетах стенды по предмету. Пусть разместят там дидактические, справочные, наглядные и занимательные материалы. Функция такого стенда – помочь ученику усвоить информацию, которую сложно воспринять в письменном и устном виде.
С помощью наглядной и занимательной подачи учитель заинтересует ребенка предметом, расширит его кругозор. Информацию рекомендуем оформить в виде таблиц, схем, тематических рисунков. Смотрите примеры, что разместить на стенде в кабинетах географии и русского языка.
ПРИМЕР. Что разместить на стенде в кабинете географии
Стенд в кабинете русского языка и литературы
Инструкция
Здесь и далее кликайте на , чтобы прочитать подсказку
Стенды с информацией по ГИА
Убедитесь, что учителя-предметники разместили на стендах сведения, с помощью которых школьники подготовятся к государственной итоговой аттестации. Например, основные и резервные дни экзаменов, какие вещи выпускники вправе взять на ГИА по конкретному предмету. Также предложите педагогам подготовить памятки о том, как выполнить сложное задание на экзамене, и разместить их на стенде. Смотрите примеры памяток с рекомендациями для девятиклассников, чтобы подготовиться к ГИА по русскому и английскому языкам.
Памятки для школьников
Инструкция
Кликните на название памятки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующую, нажмите на ту, которую открыли, и вернитесь к списку

СПРАВКА
Федеральных требований, как оформлять стенды в школе, нет. Поэтому ориентируйтесь на региональные и муниципальные нормы. Если их тоже нет, соблюдайте общие принципы оформления
Стенды по профориентации
Поручите педагогам наполнить стенды информацией о профессиях, которые касаются их учебных предметов. Это позволит школьникам выбрать направление профессиональной деятельности и будущую профессию. Еще ученик поймет, какие предметы следует изучать углубленно в выпускных классах. Смотрите в примере, чем наполнить стенд по профориентации.
ПРИМЕР. Информация для стенда по профориентации
Стенд по профориентации в кабинете математики
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях | |||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Карточки для педагогов, чтобы сформировать смысловое чтение у школьников
Убедитесь, что педагоги развивают функциональную грамотность школьников на уроках и задают на дом задания, чтобы сформировать это умение. Такое требование закрепляют ФГОС НОО и ООО третьего поколения (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Сделайте акцент на читательской грамотности, которая входит в структуру функциональной. Именно это умение проверяют в рамках федеральных оценочных процедур – международного исследования PIRLS и Общероссийской оценки по модели PISA.
Чтобы развить читательскую грамотность у учеников, педагоги должны обучить детей смысловому чтению. Его цель – точно и полно понять содержание текста, уловить все его детали и практически осмыслить информацию. Для этого учителям необходимо научить школьников определять цель чтения и выбирать его темп. Кроме того, школьники должны уметь извлекать из текстов различных жанров сведения, которые нужны, а также определять основную и второстепенную информацию. Еще один аспект смыслового чтения – формулировать проблемы и главную идею текста. Такие умения носят метапредметный характер. Минпросвещения закрепило их во ФГОС уровней образования (п. 42.1 ФГОС-2021 НОО, п. 43.1 ФГОС-2021 ООО, п. 8.1 ФГОС СОО).
Объясните педагогам, что смысловое чтение – сложный навык, который дети в состоянии освоить, если психологически готовы к этому. Ведь с его помощью учителя формируют у учеников устную и письменную речь, что позволяет продуктивно учиться и осваивать образовательную программу. Какими учебными навыками должны обладать школьники, чтобы педагоги смогли научить их смысловому чтению, смотрите в таблице.
Предложите учителям-предметникам карточки с рекомендациями и упражнениями для учеников 5–11-х классов. С помощью карточек педагоги разовьют навыки смыслового чтения, когда школьники работают с текстами на уроках русского и английского языков, математики, литературы, истории.
Упражнения и рекомендации, чтобы развивать у школьников смысловое чтение
Инструкция
Кликните на вкладку и выберите предмет. Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях | |||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

К СВЕДЕНИЮ