
Что изменить в организационном разделе ООП в соответствии с ФОП и обновленным ФГОС СОО

Переход на обновленный ФГОС СОО. Цикл статейМы продолжаем спецпроект по обновленному ФГОС СОО, чтобы вы разобрались во всех новых требованиях к ООП и поэтапно разработали программу. В этой статье читайте, как составить организационный раздел ООП СОО. |

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
ФОП: как обновить целевой раздел любой ООП>>
Тематический педсовет о профориентационной работе>>
Как принять ребенка в школу в 2023 году. Практикум для замдиректора>>
В обновленном ФГОС СОО структура организационного раздела образовательной программы не изменилась по сравнению с предыдущей редакцией стандарта. Но в обновленном ФГОС разработчики значительно поменяли требования к учебному плану. Поэтому в эту часть орграздела ООП вам придется внести больше всего изменений. При этом взять без изменений организационный раздел из ФОП СОО не получится. Новая редакция стандарта и ФОП содержат разные названия и количество частей орграздела. Еще в ФОП нет образцов календарного учебного графика, плана внеурочной деятельности и календарного плана воспитательной работы. Разработчики лишь описали такие документы.
Таблица. Структура организационного раздела ООП
Учебный план
Возьмите из федеральной образовательной программы готовый вариант учебного плана профиля. Разработчики составили 19 вариантов федерального учебного плана. Их достоинство – есть варианты для 5- и 6-дневной учебной недели, количество часов соответствует санитарным нормам и требованиям обновленного ФГОС. Еще вам не нужно разрабатывать никакую дополнительную методическую документацию, если применяете федеральный учебный план (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Посмотрите пример формулировки для ООП.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Федеральные учебные планы имеют особенности. Во всех вариантах профилей, кроме универсального, на физическую культуру разработчики отвели два часа. При этом третий час школа должна реализовать за счет часов внеурочной деятельности, спортивных секций или спортивных клубов. Таким образом, третий час физкультуры пойдет не в счет часов учебного плана. Еще федеральный учебный план универсального профиля предназначен для старшеклассников, чей выбор предметов для углубленного изучения не подходит под остальные профили. Поэтому универсальный профиль можете использовать, чтобы ограничиться базовым уровнем изучения предметов или выбрать собственный список предметов для углубленного изучения.
Школа вправе самостоятельно разработать учебный план, а не использовать федеральный из ФОП. Так вы отразите уникальные особенности образовательного процесса в учебном плане, например, углубленное изучение языков или спортивную направленность школы. В таком случае рекомендуем составить учебный план на основе федерального. При этом вам придется дополнительно разработать методическую документацию, например, составить пояснительную записку, приложить протоколы заседаний советов, которые заинтересованы в изменениях. Посмотрите пример формулировки для ООП.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Если необходимо, вы можете перераспределить время из федерального учебного плана (п. 6.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Например, сократить количество часов по предметам, по которым не проводят ГИА, чтобы организовать углубленное изучение отдельных предметов и профильное обучение
Проверьте, что в учебном плане, который разработали самостоятельно, выполняете федеральные рабочие программы по обязательным предметам. То есть проследите, что выделили на эти предметы часов не меньше, чем в федеральном учебном плане. На уровне СОО это русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ. Еще убедитесь, что соблюдаете в учебном плане требования обновленного ФГОС СОО. Например, включили 13 обязательных предметов и не вышли за границы максимальной аудиторной нагрузки. Подробнее о новых требованиях обновленного ФГОС СОО к учебным планам смотрите в статье>>.
-
Можно ли выделить на учебный предмет меньше часов, чем определили в федеральном учебном плане?
Да, но только по некоторым предметам на уровнях ООО и СОО. На уровне НОО возможности уменьшать часы нет. Чтобы установить в учебном плане ООО или СОО меньшее количество часов по предмету, чем в федеральном учебном плане, нужно проверить два момента. Первый – по предмету не должно быть ГИА (ч. 6.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Второй – предмет не должен входить в число тех, по которым в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы. В итоге уменьшить часы можно на ИЗО, музыку, технологию, ОДНКНР и второй иностранный язык. Неоднозначная ситуация остается с родным языком, родной литературой и физкультурой. По родному языку и родной литературе сейчас ГИА не сдают. Однако обновленный ФГОС СОО предусматривает итоговую аттестацию по этим предметам. Поэтому уменьшать часы в учебном плане рискованно. По физкультуре также не проводят ГИА и пока нет федеральной рабочей программы. Однако Минпросвещения выпустило разъяснения о количестве часов на физкультуру (письмо от 21.12.2022 № ТВ-2859/03). На физкультуру придется выделить три часа, но оформить это можно по-разному.

СПРАВКА
До 1 сентября 2025 года для нынешних десятиклассников вы можете продолжить реализовывать учебный план профиля, который соответствует предыдущей редакции ФГОС СОО (п. 27.20 ФОП СОО)
План внеурочной деятельности
В федеральной образовательной программе нет конкретной формы плана внеурочной деятельности и распределения часов. Поэтому форму документа разработайте самостоятельно. При этом в ФОП разработчики описали план внеурочной деятельности (п. 29 ФОП СОО). Такой план школа вправе менять в зависимости от профилей обучения. Вариативный компонент плана внеурочной деятельности в ФОП представили по отдельным профилям. Поэтому вы можете выбрать формулировки в зависимости от профилей обучения в своей школе. Но не меняйте инвариантный компонент плана внеурочной деятельности из ФОП – он одинаковый и обязательный для всех профилей.
Одна из особенностей плана внеурочной деятельности в ФОП СОО – разработчики используют понятие инвариантных и вариативных компонентов. При этом в ФОП НОО и ООО речь идет об инвариантной и вариативной частях. Хотя преемственность подходов и содержания между уровнями образования в федеральных программах соблюдена.
Обновленный ФГОС не содержит новых требований к плану внеурочной деятельности.
Рекомендуем скорректировать план внеурочной деятельности в нынешней ООП в соответствии с федеральной программой, чтобы сэкономить время. Учитывайте запросы учеников и их родителей. Если вводите новые курсы внеурочной деятельности, не забудьте дополнить содержательный раздел ООП рабочими программами. Посмотрите пример формулировки для ООП о плане внеурочной деятельности.
Пример формулировки
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Когда реализуете план внеурочной деятельности, нагрузка в течение года может распределяться неравномерно. Это предполагает специфика профильного обучения. Так, инвариантную часть плана школы могут выполнять во время учебных четвертей, а вариативную по профилям обучения – в каникулярное время.
максимум часов внеурочной деятельности за два года обучения на уровне СОО
Календарный учебный график
Школа вправе решить, применять ли федеральный календарный учебный график или разработать свой документ. В любом случае вам придется самостоятельно определить форму календарного учебного графика, поскольку в ФОП нет конкретного образца документа, а есть только его описание. Если вы разработаете документ, который соответствует описанию в ФОП, то получите федеральный календарный учебный график. Посмотрите пример формулировки для ООП в таком случае.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Для федерального календарного учебного графика разработчики указали конкретные сроки начала и окончания учебного года – это 1 сентября и 20 мая. Причем если на 1 сентября приходится выходной день, то учебный год нужно начинать в первый следующий за ним рабочий день. Если выходной выпадает на 20 мая, то учебный год надо закончить в предыдущий день. А для 9-х и 11-х классов окончание учебного года придется определить в зависимости от графика ГИА. Еще в федеральном графике разработчики зафиксировали продолжительность учебных четвертей и каникул. Все требования к календарному учебному графику, которые разработчики прописали в ФОП, соответствуют санитарным нормам.
Обновленный ФГОС СОО не содержит требований к календарному учебному графику. В стандарте разработчики упомянули о нем один раз – когда перечисляли содержание организационного раздела ООП.
Если самостоятельно составляете календарный учебный график, то проверьте, чтобы он соответствовал федеральной образовательной программе. Еще учитывайте мнение участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона, когда разрабатываете документ. Проверьте, что чередуете учебную деятельность и каникулы по календарным периодам учебного года. Посмотрите пример формулировки для ООП, если самостоятельно разрабатываете учебный график.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

ВАЖНО
Школа вправе организовать учебный год по триместрам (п. 28.14 ФОП)
Календарный план воспитательной работы
Возьмите из ФОП федеральный календарный план воспитательной работы. Он содержит единый для всех школ перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Но школа вправе проводить дополнительные мероприятия. Главное, чтобы они соответствовали федеральной рабочей программе воспитания и ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей. Еще в ФОП разработчики отметили, что федеральный календарный план воспитательной работы можно реализовать в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Рекомендуем дополнить календарный план воспитательной работы мероприятиями на 2023 год из единых планов и перечней, которые направили ведомства (письмо Минпросвещения от 16.02.2023 № СК-224/06/04-02/144/НР/Т04-06). Такие документы содержат сведения о мероприятиях, которые рекомендованы для школ, ссылки на организаторов мероприятий и положения о проведении.
Включите в календарный план воспитательной работы мероприятия, чтобы популяризировать профессию учителя. Президент подписал указ, по которому объявил 2023 год Годом педагога и наставника (Указ от 27.06.2022 № 401). Правительство также утвердило план основных мероприятий по проведению Года педагога и наставника (распоряжение Правительства от 18.02.2023 № 399-р).
Когда разработаете школьный календарный план, сопоставьте мероприятия с содержанием рабочей программы воспитания. Проследите, что каждое событие решает воспитательную задачу. Если привлекаете ресурсы других организаций, с которыми сотрудничаете, проверьте, что включили в календарный план совместные мероприятия.
Посмотрите пример формулировки для ООП о календарном плане воспитательной работы.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Оформление календарного плана воспитательной работы. Обновленный ФГОС СОО, ФОП, а также единые планы и перечни не регламентируют, как школе оформить календарный план воспитательной работы. Предлагаем использовать один из вариантов. Первый – дополнить школьный календарный план воспитательной работы мероприятиями из федерального календарного плана, единых планов и перечней, плана к Году педагога и наставника. Второй – использовать федеральный календарный план воспитательной работы, но добавить в него традиционные региональные и школьные события, а также мероприятия из единых планов и перечней, плана к Году педагога и наставника. Третий – в таблицу из единых планов и перечней включить мероприятия федерального календарного плана воспитательной работы, плана к Году педагога и наставника, а также традиционные региональные и школьные события.
Система условий реализации ООП
В ФОП нет подраздела о системе условий реализации программы. Возьмите эту часть из действующей образовательной программы. Но дополните двумя формулировками информационно-методические условия реализации ООП. В первой пропишите, что школа обеспечила безопасные условия использования электронной информационно-образовательной среды, чтобы хранить информацию об участниках образовательных отношений, цифровых образовательных ресурсах, которые используете, и организации образовательной деятельности в соответствии с СП и СанПиН. Во второй опишите, что материально технические условия реализации программы соответствуют СП и СанПиН. Это два изменения, которые внесли разработчики в обновленный ФГОС СОО.
Остальные требования к системе условий реализации ООП в новой версии стандарта остались прежними по сравнению с предыдущей редакцией документа.
- Учебные планы по обновленному ФГОС СОО. Все изменения в фактах и цифрах>>
- Алгоритм, чтобы провести промежуточную аттестацию выпускников без проблем>>
- Дорожная карта, чтобы перейти на федеральные образовательные программы>>
- «Стоп фаббинг» – как отучить педагогов смотреть в телефоны на педсоветах и совещаниях>>
- Переход на обновленный ФГОС СОО>>
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Учебные планы по обновленному ФГОС СОО. Все изменения в фактах и цифрах
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Алгоритм, чтобы провести промежуточную аттестацию выпускников без проблем

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Что изменить в организационном разделе ООП в соответствии с ФОП и обновленным ФГОС СОО>>
Промежуточная аттестация – это обязательная процедура в выпускных классах (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). На основе промежуточной аттестации ученики 9-х и 11-х классов получают допуск к экзаменам. Посмотрите на схеме 1 универсальный алгоритм, который позволит организовать процедуру. А разъяснения по каждому этапу промежуточной аттестации читайте далее в статье.
Главное в статье СкрытьСхема 1. Алгоритм промежуточной аттестации
Главное в статье СкрытьПодготовьтесь к промежуточной аттестации
Проводите процедуру по требованиям, которые закрепили в локальном акте школы. Например, в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Школа должна допустить выпускника к процедуре, даже если у него отрицательные результаты текущего контроля успеваемости. Часто в локальных актах ваши коллеги закрепляют допуск к промежуточной аттестации. Проверьте, что в вашем документе нет пункта о допуске к процедуре. Иначе нарушите требования законодательства. Промежуточная аттестация – это право и обязанность ученика. Ни формального, ни документального допуска к этой процедуре быть не должно. В локальном акте можете указать, что отметками за промежуточную аттестацию в 9-х классах считаете годовые отметки, а в 11-х – годовые и полугодовые. Еще вариант – в качестве отметки за промежуточную аттестацию закрепить результаты ВПР или другой независимой диагностики. Так, не будет вопросов у проверяющих, почему отметка за промежуточную аттестацию влияет на годовую.
Посмотрите формы процедуры. Опирайтесь на формы промежуточной аттестации, которые отразили в учебных планах ООП ООО и СОО (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Здесь школа фиксирует формы промежуточной аттестации по всем предметам учебного плана, которые ученики освоили в выпускном классе. Вы вправе использовать различные формы процедуры. Например, письменные и устные работы, педагогическое наблюдение, экспертизу и учет текущих достижений школьника.
Подготовьте КИМ. Поручите руководителям методобъединений проверить актуальны ли оценочные материалы для промежуточной аттестации, которые педагоги использовали в прошлые учебные годы. Если необходимо, пусть учителя скорректируют КИМ или подготовят новые. Например, это актуально для школ, которые в 2022/23 учебном году перешли на новый ФГОС ООО всем уровнем образования. Письменно согласуйте оценочные материалы с педагогами на заседаниях методобъединений.
Составьте список учеников группы риска. Заранее напишите список выпускников, у которых есть риск академической задолженности. Уведомите об этом родителей таких учеников. Организуйте индивидуальную дополнительную подготовку школьников. Для этого поручите учителям составить график консультаций и провести их, а классным руководителям – проконтролировать, как выпускники посещают дополнительные занятия.
Определите учеников с индивидуальными достижениями. Подготовьте список выпускников, которые добились индивидуальных достижений. Например, по итогам олимпиад и конкурсов. Освободить этих учеников от промежуточной аттестации нельзя, так как это нарушает их право освоить ООП. Однако школа вправе провести для них процедуру в форме учета индивидуальных достижений, если закрепили это в локальном акте. Посмотрите ниже пример, который описывает такую ситуацию.
ПРИМЕР. Победа во ВсОШ по литературе

СПРАВКА
Промежуточная аттестация – процедура, которая подтверждает, что ученик освоил отдельную часть или весь объем учебного предмета или курса. Поэтому составлять план подготовки к ней не нужно
Разработайте график. График промежуточной аттестации подготовьте в виде приложения к приказу о ее проведении. Так удобнее уведомить выпускников и их родителей о сроках процедуры. Предлагаем оформить график в виде расписания и указать в нем класс, предмет, форму и дату проведения, кабинет.
Включите работы в рамках промежуточной аттестации в общешкольный график оценочных процедур, чтобы не дублировать контрольные. Например, запланируйте процедуру в сроки, когда пройдет контрольная работа по предмету. Тогда вам не придется менять расписание уроков, а также вы не перегрузите выпускников.
Оформите приказ. Подготовьте приказ о проведении промежуточной аттестации. В документе укажите период и сроки проведения процедуры, ее формы по каждому предмету.

ВАЖНО
Сроки, когда выпускник ликвидирует академическую задолженность, не планируйте на каникулярное время (п. 11 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
Проведите промежуточную аттестацию по расписанию
Процедуру для выпускников нужно провести заранее – до того как проведете педсовет по допуску к ГИА. Дата протокола, по которому школа допускает учеников до итоговой аттестации, должна быть раньше даты первого экзамена. По ходу промежуточной аттестации проверяйте, что педагоги своевременно выставляют отметки в журнал.
Подведите итоги промежуточной аттестации
Когда школа проведет промежуточную аттестацию, подготовьте аналитическую справку и приказ по итогам процедуры. Если выпускники получили отметки не ниже удовлетворительных, допустите их к итоговой аттестации. А если у ученика одна или несколько неудовлетворительных отметок за год, то у него образуется академическая задолженность. Пока выпускник не ликвидирует ее, школа не праве допустить его к ГИА.
Провести педсовет. Организуйте педсовет по допуску выпускников к экзаменам. Составьте список учеников, которые прошли промежуточную аттестацию, чтобы допустить их к ГИА. Отдельно зафиксируйте школьников, у которых образовалась академическая задолженность. Нужно указать фамилии и имена таких выпускников, класс и предметы, по которым они получили неудовлетворительные отметки. Также определите сроки и форму, чтобы ученики ликвидировали задолженности. Приложите списки к протоколу педсовета, а список школьников, которые справились с промежуточной аттестацией, – еще и к приказу о допуске к ГИА.
Уведомить родителей о результатах. Поручите классным руководителям ознакомить родителей с результатами промежуточной аттестации. Для родителей выпускников, у которых образовалась академическая задолженность, сделайте выписку из протокола педсовета. Подготовьте акт, чтобы согласовать с родителями сроки и формы ликвидации академический задолженности. Классному руководителю нужно ознакомить родителей с документом под подпись. Образец акта согласования скачайте справа.
Разработать план-график. Убедитесь, что педагоги, по предметам которых у выпускника образовалась академическая задолженность, составили план-график, чтобы ее ликвидировать. К документам учителю нужно приложить КИМ, которые он планирует использовать на пересдаче. Контрольно-измерительные материалы и план-график утвердите на заседании методобъединений.
Ознакомить родителей с планом-графиком. Классные руководители знакомят с планом-графиком выпускников и их родителей. Если родители отказываются предпринимать действия, когда у ученика возникла академическая задолженность, школа вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Сообщите в комиссию информацию, что родители уклоняются от своих обязанностей.
Организовать ликвидацию академической задолженности. Предусмотрите для ученика дополнительные занятия и консультации с учителями. Также рекомендуем подключить к работе педагога-психолога и социального педагога.
У выпускника есть две попытки устранить академическую задолженность. Первый раз ученик пересдает предмет учителю. Если ликвидировать академическую задолженность не удалось, назначьте вторую попытку с комиссией. Директор утверждает ее состав и сроки действия полномочий. Обычно в состав комиссии входят педагоги школы, в которой учится выпускник. Однако, если школьник сомневается, что его работу оценят объективно, он вправе потребовать включить в состав комиссии учителей из другой школы. Если ученик справится с пересдачей, подготовьте протокол и приказ о ликвидации академической задолженности. Образцы документов скачайте справа.
Подведите результаты по итогам ликвидации академической задолженности
Когда выпускник устранит академическую задолженность, проведите тематический педсовет по допуску к экзаменам. Еще один вариант – включить вопрос по допуску в повестку планового педсовета.
Если школьник не ликвидирует академическую задолженность, обсудите с родителями его дальнейшее обучение. Условно перевести выпускника нельзя, поэтому родители решают, как их ребенок продолжит учебу. Предложите три варианта: повторное обучение, обучение по АООП по рекомендациям ПМПК или обучение по индивидуальному плану (ч. 9 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Решение родителей директор школы закрепляет в приказе.
Опишите порядок промежуточной аттестации выпускника-экстерна
Закрепите порядок аттестации для экстернов в локальном акте, который регулирует порядок промежуточной аттестации. Предусмотрите этот раздел, так как экстерн может прийти в любой момент. Для таких выпускников нужно организовать промежуточную и итоговую аттестацию. При этом отказать экстерну вы не вправе.
В разделе локального акта о промежуточной и итоговой аттестации экстернов опишите, как такие выпускники проходят аттестационные процедуры. Также укажите, какие документы оформите и как допустите ученика до ГИА. Готовую формулировку для локального акта школы скачайте справа. А чтобы разобраться, как действовать по итогам промежуточной аттестации выпускника-экстерна, воспользуйтесь алгоритмом на схеме 2.
Схема 2. Допуск выпускника-экстерна к ГИА по итогам промежуточной аттестации
-
До какого срока выпускник должен ликвидировать академическую задолженность?
Пересдачу проведите, прежде чем школа выпустит приказ о допуске к ГИА. Сделайте так, если учебный план позволяет назначить даты до выхода приказа. Важно, чтобы родители не возражали против этой даты пересдачи и выпускник успел подготовиться к процедуре. Если возможности ликвидировать задолженность до того, как выйдет приказ о допуске к ГИА, нет, то выпускник вправе закрыть долг в течение календарного года с момента, когда он возник (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Сроки согласуйте с родителями школьника. Чтобы закрепить согласование в письменной форме, подготовьте акт. Составьте документ в свободной форме.
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ:
- ФОП: как обновить целевой раздел любой ООП>>
- Учебные планы по обновленному ФГОС СОО. Все изменения в фактах и цифрах>>
- Циклограмма на апрель: корректировка ООП в соответствии с ФОП и еще 31 дело>>
- Тематический педсовет о профориентационной работе>>
- Как принять ребенка в школу в 2023 году. Практикум для замдиректора>>
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ: