
Функциональная грамотность учеников. Рекомендации, как формировать в начальной школе с нового учебного года
Чтобы сформировать функциональную грамотность школьников в новом учебном году, разработайте в июле план. Затем поручите руководителю методобъединения повысить компетентность педагогов, а также разработать на заседаниях задания по функциональной грамотности. Далее проконтролируйте, как педагоги используют их на уроках, и выявите уровень сформированности функциональной грамотности учеников.
Рекомендация 1. Разработайте план
По новому ФГОС НОО школа создает условия, чтобы сформировать функциональную грамотность учеников. То есть школьники должны уметь решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности и овладеть ключевыми компетенциями, чтобы успешно взаимодействовать с изменяющимся миром (п. 34.2 ФГОС начального общего образования).
Чтобы выполнить требования ФГОС, разработайте план для 2023/24 учебного года. Включите в него период, содержание, возможные формы деятельности, ответственных. Пример ниже.
План на 2023/24 учебный год
Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Отредактируйте текст документа
– добавьте строку в план
– удалите строку плана
Печать – распечатать план

ВАЖНО
Примеры заданий из исследований ТIMSS, PIRLS смотрите на fioco.ru
Рекомендация 2. Поручите повысить компетентность педагогов
Обязательно включите в план работу с педагогами. Поручите руководителю методобъединения на одном из заседаний выявить с помощью анкеты, что педагоги знают о функциональной грамотности, какие современные приемы и технологии помогают ее формировать, какую форму методического сопровождения предпочтет учитель, если затрудняется ответить на вопросы.
Далее по результатам анкетирования руководитель методобъединения решает, в какой форме повысить компетентность педагогов. Например, провести семинар или круглый стол по теме «Как формировать функциональную грамотность учеников через решение практико-ориентированных задач»; организовать индивидуальные консультации, назначить курсы повышения квалификации.
Рекомендация 3. Предложите разработать задания
Добавьте в план пункты о разработке заданий по функциональной грамотности для уроков и внеурочной деятельности. На заседании методобъединения наши учителя проанализировали планируемые результаты по новому ФГОС и компетентности, которые проверяют задания из исследований ТIMSS, PIRLS.
Далее на основе заданий из исследований составили собственные по читательской, математической и естественно-научной грамотности. Они позволят научить: понимать сюжетную ситуацию и переводить ее на язык предметной области, находить способ решения; работать с информацией в форме рисунка, текста, таблицы, диаграммы, с реальными данными, величинами и единицами измерений; интерпретировать результат с учетом предложенной ситуации, использовать учебный и жизненный опыт.
Примеры заданий
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец
Рекомендация 4. Выявите уровень сформированности функциональной грамотности
Включите в план комплексную работу, чтобы выявить уровень функциональной грамотности и сформированность планируемых результатов учеников.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
