ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
7
Июль 2023года
План работы
Программы и планы

Как разработать и реализовать программу наставничества в новом учебном году: рекомендации и образец документа

Марина Лазарева, разрабатывает программы и обучает управленцев системы образования в России, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения», к. п. н.
В статье – образец программы наставничества от ведущего эксперта Академии Минпросвещения. Смотрите рекомендации и примеры форм работы, чтобы индивидуализировать программу для вашей школы, назначить ответственных и запланировать этапы работы в Год педагога и наставника.

Воспользуйтесь готовым образцом, чтобы регламентировать систему наставничества в вашей школе. Документ адаптируйте под потребности школы, например, расширьте формы работы и типы наставничества. Составьте пояснительную записку, заполните необходимые разделы программы и продумайте структуру управления. Внедрите программу за три этапа.

СПРАВКА

Флеш-наставничество – когда наставники встречаются с наставляемыми в течение 1 часа. После этого участники решают, хотели бы они продолжать встречи

Составьте пояснительную записку программы наставничества

В пояснительной записке определите актуальность программы. Перечислите те запросы и проблемы школы, при решении которых используете технологию наставничества. Сформулируйте цель и задачи в зависимости от вида, уровня школы и формы наставничества.

ПРИМЕР

Цель работы с учениками с низкими образовательными результатами – повысить успеваемость, со школьниками на уровне СОО – профориентация, подготовка к конкурсам профессионального мастерства

Определите целевые группы программы: ученики, молодые специалисты, педагоги, родители. Оцените образовательные потребности и выделите приоритетные формы наставничества.

Укажите период, за который планируете реализовать программу. Он варьируется от нескольких месяцев до трех лет и зависит от приоритетных задач, планируемых результатов, подготовленности наставляемых и опыта наставников.

Опишите формы работы, которые собираетесь использовать. Исходите из задач и уровня образования, профессиональной деятельности и первоначальных запросов участников программы. Запланируйте формы наставничества, которые будете реализовывать в разных типах.

ПРИМЕР

Формы наставничества: «ученик – ученик», «студент – ученик», «учитель – ученик», «работодатель – ученик». Типы наставничества: индивидуальное, групповое, тьюториал, тренинг, проектная мастерская, виртуальное наставничество, флеш-наставничество, командное наставничество, перевернутое наставничество, скоростное наставничество, шедоуинг, стажировка.

Заполните разделы программы

Проанализируйте связь программы с федеральными и региональными нормативно-правовыми документами, локальными актами школы и укажите нормативную базу. Запланируйте ожидаемые результаты программы. Пропишите показатели ее эффективности, в том числе процессуальные. Их желательно соотнести с задачами.

ПРИМЕР

Возможные показатели эффективности: оценка наставнической программы, уровень удовлетворенности. Процессуальные показатели: устойчивая внутренняя мотивация наставляемого, компетентность в деятельности, которую он осваивает; качество образовательной среды и социально-психологической атмосферы.

Укажите, с какой периодичностью будет происходить оценка, какими способами и где рассмотрят ее результаты. Например, в качестве текущего контроля один раз в месяц в повестке совещаний при руководителе.

Включите в программу современные формы работы

Оптимально включить в программу современные формы, технологии, методы. Их примеры смотрите в шпаргалке. В плане мероприятий на учебный год укажите их наименования, форму, сроки. Сразу пропишите ответственных, участников и ожидаемые результаты.

СПРАВКА

Шедоуинг – тип наставничества, когда наставляемый наблюдает за действиями опытного наставника. При этом он не задает вопросов и никак не комментирует происходящее

Регламентируйте структуру управления программой

В структуре управления программой укажите конкретные трудовые действия участников программы: руководителя, куратора, наставника и наставляемого. Если есть необходимость, включите в структуру и других специалистов образовательной организации, например, педагога-психолога, социального педагога. Конкретизируйте каждую функцию. Ознакомьтесь с вариантом структуры управления в таблице.

Если вы – руководитель программы наставничества, назначьте куратора. Например, руководителя профобъединения учителей или одного из педагогов.

Образец программы наставничества

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

Запланируйте этапы, чтобы внедрить программу наставничества

На подготовительном этапе разработайте программно-методическое обеспечение, проинформируйте о программе, подберите и обучите специалистов, оформите приказы и информационные письма. Проведите предварительную диагностику интересов и ожиданий учеников, их родителей и педагогов, подготовьте оборудование и опубликуйте информацию о программе в СМИ и соцсетях школы.

На содержательном этапе подберите наставнические пары или группы так, чтобы запрос наставляемого соответствовал компетентности наставника, и организуйте их взаимодействие. Отбирайте наставляемых на основе предварительного анкетирования, педагогического наблюдения за учебной и профессиональной деятельностью. Принимайте решение по итогам личных собеседований, с учетом пожеланий родителей и работодателей, а также задач программы.

На содержательном этапе наставляемый включается в индивидуальную и групповую творческую деятельность, овладевает знаниями и навыками самоопределения в выборе видов деятельности. Также на этапе проведите текущий мониторинг, соберите обратную связь, оцените промежуточные результаты и, если есть необходимость, скорректируйте содержание программы.

На заключительном этапе организуйте рефлексию и мониторинг, проанализируйте работу и обобщите результаты. Соберите успешные кейсы, опубликуйте аналитические методические материалы по итогам программы, поощрите наставников за активную общественную работу. Чтобы проверить, как реализовали программу наставничества в школе, воспользуйтесь чек-листом.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

7
Июль 2023года
План работы
Функциональная грамотность

Функциональная грамотность учеников. Рекомендации, как формировать в начальной школе с нового учебного года

Ирина Костромина, заместитель директора по УР МАОУ «Гимназия № 1», г. Сыктывкар, Республика Коми
Татьяна Антонова, Ирина Быкова, Ирина Напалкова, Ирина Есова, учителя начальных классов МАОУ «Гимназия № 1», г. Сыктывкар, Республика Коми
В статье – четыре рекомендации, чтобы сформировать функциональную грамотность учеников в 2023/24 учебном году. Предлагаем вам примерный план, анкету и готовые задания для учителей.

Чтобы сформировать функциональную грамотность школьников в новом учебном году, разработайте в июле план. Затем поручите руководителю методобъединения повысить компетентность педагогов, а также разработать на заседаниях задания по функциональной грамотности. Далее проконтролируйте, как педагоги используют их на уроках, и выявите уровень сформированности функциональной грамотности учеников.

Рекомендация 1. Разработайте план

По новому ФГОС НОО школа создает условия, чтобы сформировать функциональную грамотность учеников. То есть школьники должны уметь решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности и овладеть ключевыми компетенциями, чтобы успешно взаимодействовать с изменяющимся миром (п. 34.2 ФГОС начального общего образования).

Чтобы выполнить требования ФГОС, разработайте план для 2023/24 учебного года. Включите в него период, содержание, возможные формы деятельности, ответственных. Пример ниже.

План на 2023/24 учебный год

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

– добавьте строку в план

– удалите строку плана

Печать – распечатать план

ВАЖНО

Примеры заданий из исследований ТIMSS, PIRLS смотрите на fioco.ru

Рекомендация 2. Поручите повысить компетентность педагогов

Обязательно включите в план работу с педагогами. Поручите руководителю методобъединения на одном из заседаний выявить с помощью анкеты, что педагоги знают о функциональной грамотности, какие современные приемы и технологии помогают ее формировать, какую форму методического сопровождения предпочтет учитель, если затрудняется ответить на вопросы.

Далее по результатам анкетирования руководитель методобъединения решает, в какой форме повысить компетентность педагогов. Например, провести семинар или круглый стол по теме «Как формировать функциональную грамотность учеников через решение практико-ориентированных задач»; организовать индивидуальные консультации, назначить курсы повышения квалификации.

Рекомендация 3. Предложите разработать задания

Добавьте в план пункты о разработке заданий по функциональной грамотности для уроков и внеурочной деятельности. На заседании методобъединения наши учителя проанализировали планируемые результаты по новому ФГОС и компетентности, которые проверяют задания из исследований ТIMSS, PIRLS.

Далее на основе заданий из исследований составили собственные по читательской, математической и естественно-научной грамотности. Они позволят научить: понимать сюжетную ситуацию и переводить ее на язык предметной области, находить способ решения; работать с информацией в форме рисунка, текста, таблицы, диаграммы, с реальными данными, величинами и единицами измерений; интерпретировать результат с учетом предложенной ситуации, использовать учебный и жизненный опыт.

Примеры заданий

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

Рекомендация 4. Выявите уровень сформированности функциональной грамотности

Включите в план комплексную работу, чтобы выявить уровень функциональной грамотности и сформированность планируемых результатов учеников.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

7
Июль 2023года
План работы
Образовательная программа

Образец приказа, чтобы утвердить ООП всех уровней образования по ФОП

Елена Губанова, ректор ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», к. п. н., доцент, почетный работник высшего профессионального образования
В статье – образец приказа, чтобы утвердить образовательные программы, которые скорректировали под ФОП НОО, ООО и СОО. ООП по уровням образования разместите в приложениях к приказу или на электронном носителе.

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

Добавить – добавьте работников, которых нужно ознакомить с приказом

– кликните на точки и прочитайте подсказки

Печать – распечатайте приказ

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей