
Травля в классе: готовые инструменты, чтобы выявить и прекратить
В ситуации травли всегда есть три роли: жертва, агрессор, наблюдатели, которые не участвуют в издевательствах, но и не поддерживают пострадавшего. Агрессоров всегда несколько – против жертвы группа детей.
Раздайте анкету с признаками травли
Чтобы вовремя заметить травлю, педагогу нужно следить за поведением школьников во время уроков, контролировать отношения в классе на переменах, обращать внимание на эмоционально-поведенческую сферу, анализировать здоровье и внешний вид, наблюдать за учениками из группы риска. Предложите коллегам заполнить готовую анкету.
Рекомендуйте следить за поведением во время уроков
Жертвы травли испытывают сильный эмоциональный стресс, который отражается на учебе. Они могут пропускать занятия или опаздывать на них. Также ученику сложно сосредоточиться на учебе, во время урока он ведет себя скованно, боязливо, не проявляет инициативы, никогда не тянет руку, даже если знает ответ на вопрос, и отказывается выходить к доске.
Задача педагога – не пропустить очевидные признаки травли. Агрессоры могут портить, разбрасывать или прятать школьные принадлежности жертвы, например, учебники, тетради или личные вещи. Когда школьник отвечает, то другие ученики смеются, шумят, передразнивают и комментируют его слова.
Мы собрали все признаки травли на уроке и составили памятку для педагога. Раздайте ее педагогам, чтобы они знали, на какие тревожные сигналы обратить внимание, и вовремя приняли меры.

ВАЖНО
Школьники редко рассказывают родителям о травле в классе, поэтому задача педагога – своевременно заметить и прекратить опасное поведение учеников
Предложите контролировать отношения в классе на переменах
Жертв изолируют от основного коллектива. У них нет друзей, они стараются держаться поближе к учителям на переменах и в столовой, избегают сверстников, старшеклассников. Жертву социальной травли подчеркнуто игнорируют: не здороваются, отказываются называть по имени, придумывают унизительные клички.
Жертва не может попросить о помощи: одноклассники отказываются одолжить ей линейку или поделиться учебником, молчат в ответ на обращение. С ней отказываются сидеть за одной партой, не хотят принимать в групповые игры.
Жертвы травли нет в общих чатах класса, о ней распускают слухи и сплетни. В ситуациях кибербуллинга жертву исподтишка фотографируют, чтобы после сделать унизительный коллаж. Признаки травли на переменах – в памятке.
Обращайте внимание педагогов на эмоционально-поведенческую сферу
Жертвой травли может стать любой ребенок. В группе риска тревожные, робкие, замкнутые, неуверенные в себе дети, а также импульсивные, несдержанные ребята, которых легко вывести из себя.
У жертвы травли резко меняется настроение. Она выглядит вялой, испуганной. Ученик может глупо улыбаться в ответ на агрессию, стараться отшутиться или убежать. Также он больше общается с учителями. Жертва травли боится резких движений, одноклассников, она – постоянный объект шуток, юмора. К концу учебного дня она выглядит неопрятно.
Попросите проанализировать здоровье и внешний вид
Жертвами травли часто становятся дети, чей внешний вид и физическое здоровье сильно выделяются на фоне большинства. Например, дети могут носить очки или брекеты, необычную прическу, хромать, заикаться. В группе риска – дети с ОВЗ.
Пусть на собраниях классные руководители и педагог-психолог расскажут родителям, как травля может повлиять на здоровье школьника:
- ученик может начать чаще болеть и пропускать школу;
- в ситуации травли быстро устает, легко отвлекается и может уснуть во время урока;
- на теле ученика появляются синяки и царапины, причины которых он объяснять отказывается.
Предложите классным руководителям раздать родителям памятку с признаками травли.

СПРАВКА
Жертвой травли может стать любой ученик, но чаще всего – школьники, которые отличаются от большинства внешним видом, эмоциональным и физическим состоянием
Рекомендуйте наблюдать за детьми из группы риска
Поводами для травли часто становятся национальность, цвет кожи, материальное и социальное положение семьи. Также чаще подвергаются травле гендерно неконформные дети, чье поведение и внешний вид отклоняются от типичных представлений о мальчиках и девочках.
Рекомендуйте коллегам обращать внимание на обидные прозвища, клички и обзывательства, которые выкрикивают дети. Например, «черный», «узкоглазый». Агрессоры могут подчеркивать различия в статусе. Например, «нищеброд». Также могут демонстрировать свой телефон или нарочито громко обсуждать брендовую одежду или отдых на дорогих курортах, чтобы унизить жертву и выразить презрение.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Педсовет и совещание при директоре: как проводить заседания в ближайшем учебном году
Обсудить текущие задачи и проблемные вопросы можно двумя способами: провести заседание педсовета или совещание при директоре. Их структуру, срок полномочий и компетенции, порядок, в котором формируют, принимают решения, закрепляют в уставе школы. Далее расскажем, как проводить педсоветы и совещания при директоре.

СПРАВКА
Чтобы решить вопросы по трудовому праву работников, оплате труда, проводят общее собрание. На нем не решают учебно-методические вопросы
Педсовет – выбрать формат, написать план и повестку
Чтобы организовать и провести педсовет, определите его структуру и содержание. Выберите формат заседания. Предусмотрите, чтобы педсовет был внесен в план работы, который утвердите у директора приказом. Также определите вопросы для повестки и установите порядок работы педсовета. Решения педсовета секретарь зафиксирует в протоколе. Изберите или назначьте секретаря в соответствии с порядком, который указан в уставе школы.
Выберите формат заседания. Их может быть два: общий и малый. Общие педсоветы проводят по ежегодным потребностям школы, которые не меняются. Обязательных общих педсоветов – пять: установочный в августе, педсовет по качеству образования, о допуске к ГИА, о переводе учеников 1–8-х и 10-х классов в следующий класс, по итогам учебного года. Также общий педсовет собирают, когда нужно изменить или утвердить локальный акт, который касается всех педработников.
Заседание малого педсовета проводят, когда собирать педсовет в полном составе нет необходимости. Обычно малые педсоветы проводят, чтобы проанализировать образовательные результаты класса или параллели, готовность выпускников к ГИА. На малом педсовете согласовывают график административных контрольных работ, решают воспитательные вопросы. Решением малого педсовета можно направить ученика на территориальную ПМПК или допустить к ГИА после ликвидации академической задолженности.
Проводите педсоветы по плану. В начале года утвердите у директора план работы педсовета на учебный год. Смотрите образец приказа об утверждении плана работы педсовета. Этим приказом руководитель закрепляет перечень педсоветов, которые нужно провести за год. Поэтому приказ о подготовке отдельно к каждому педсовету не требуется. Включите план работы педсовета в приложение к приказу.
Образец приказа о плане работы педсовета
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

ДОКУМЕНТ
Основные положения о педагогическом совете включите в устав школы. Зафиксируйте в нем компетенции, срок полномочий, порядок формирования и работы педсовета. Так прописано в п. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Определите вопросы для повестки. В повестку педсовета включайте вопросы о том, как реализовали программу развития школы. Обсуждайте с педагогами ООП, если изменяли ее компоненты, новые планы работы школы, отчет о самообследовании. Члены педсовета могут принимать перечень учебно-методических комплектов, учебников и учебных пособий, которые используют в образовательной деятельности, и локальные акты.
ПРИМЕРЫ ДОКУМЕНТОВ
Если локальный акт нужно изменить, члены педсовета согласовывают его окончательную редакцию перед тем, как акт подпишет директор школы. Если нужно утвердить новый локальный акт, можно только ознакомить педагогов с содержанием документа и выслушать их замечания. Корректировать акт вы не обязаны.
Педагогический совет ходатайствует об участии педагогических работников в профессиональных конкурсах. Вносит предложения, как поощрить или наградить педагогов.
Повестку готовят для общего и для малого педсовета. Пример повестки малого педагогического совета смотрите ниже.
ПРИМЕР. Повестка малого педагогического совета «Анализ образовательных результатов 10-х классов за I полугодие»
Установите порядок работы педсовета. Чтобы организовать работу педсовета, утвердите регламент работ отдельным локальным актом. Включите в него сведения о месте заседания и его структурных единицах. Обозначьте сроки и порядок, в котором извещают членов педсовета о заседаниях и знакомят с материалами, регламент заседаний и порядок открытого, тайного и заочного голосования. Распределите обязанности, отметьте особенности документооборота.
Решения педагогического совета обязательны для всех педагогических работников школы. Поэтому обсуждайте на педсовете, выполнили ли педагоги ранее принятые решения.
Совещание при директоре – утвердить график и подготовить протокол
Совещание при директоре проводите, когда педсостав нужно срочно проинформировать, что изменилось в работе, обсудить текущие и перспективные задачи. Отдельно составлять график или циклограмму совещаний на год не нужно. Примерный график утверждают в составе плана работы школы на учебный год на августовском педсовете. Директор может внести изменения в утвержденный график в случае, если есть производственная необходимость, приказом по школе. Смотрите в таблице форму графика совещаний при директоре.
Таблица. График совещаний при директоре на апрель
Для совещания при директоре достаточно вести краткий протокол и тезисно обозначить в нем пункты. Смотрите, как оформить краткий протокол. В приложение к протоколу включите список участников совещания и их решение по вопросу повестки.
Вы можете оформить более подробный протокол. Он подразумевает, что на заседании решения по каждому вопросу вы фиксируете более детально. Пропишите в протоколе, кто и по какому вопросу выступил. Зафиксируйте комментарии и вопросы присутствующих, какой был получен ответ. Подробно опишите в протоколе решение по каждому из вопросов повестки.
Образец протокола для совещания при директоре
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Методы тайм-менеджмента для замдиректора, чтобы все успевать
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
