ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
7
Июль 2023года
Профессиональные компетенции
Педсовет

Педсовет и совещание при директоре: как проводить заседания в ближайшем учебном году

Елена Литвинова, победитель Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья» и регионального конкурса для руководителей образовательных организаций «Векторы успеха», член Невской Образовательной Ассамблеи, член конфликтной комиссии при проведении ГИА, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Белгорода, учитель высшей категории
В статье – рекомендации, как организовать педсовет и совещание при директоре в 2023/24 учебном году. А еще смотрите образец приказа, которым утвердите план работы педсовета, и образец протокола для совещания при директоре.

Обсудить текущие задачи и проблемные вопросы можно двумя способами: провести заседание педсовета или совещание при директоре. Их структуру, срок полномочий и компетенции, порядок, в котором формируют, принимают решения, закрепляют в уставе школы. Далее расскажем, как проводить педсоветы и совещания при директоре.

СПРАВКА

Чтобы решить вопросы по трудовому праву работников, оплате труда, проводят общее собрание. На нем не решают учебно-методические вопросы

Педсовет – выбрать формат, написать план и повестку

Чтобы организовать и провести педсовет, определите его структуру и содержание. Выберите формат заседания. Предусмотрите, чтобы педсовет был внесен в план работы, который утвердите у директора приказом. Также определите вопросы для повестки и установите порядок работы педсовета. Решения педсовета секретарь зафиксирует в протоколе. Изберите или назначьте секретаря в соответствии с порядком, который указан в уставе школы.

Выберите формат заседания. Их может быть два: общий и малый. Общие педсоветы проводят по ежегодным потребностям школы, которые не меняются. Обязательных общих педсоветов – пять: установочный в августе, педсовет по качеству образования, о допуске к ГИА, о переводе учеников 1–8-х и 10-х классов в следующий класс, по итогам учебного года. Также общий педсовет собирают, когда нужно изменить или утвердить локальный акт, который касается всех педработников.

Заседание малого педсовета проводят, когда собирать педсовет в полном составе нет необходимости. Обычно малые педсоветы проводят, чтобы проанализировать образовательные результаты класса или параллели, готовность выпускников к ГИА. На малом педсовете согласовывают график административных контрольных работ, решают воспитательные вопросы. Решением малого педсовета можно направить ученика на территориальную ПМПК или допустить к ГИА после ликвидации академической задолженности.

Проводите педсоветы по плану. В начале года утвердите у директора план работы педсовета на учебный год. Смотрите образец приказа об утверждении плана работы педсовета. Этим приказом руководитель закрепляет перечень педсоветов, которые нужно провести за год. Поэтому приказ о подготовке отдельно к каждому педсовету не требуется. Включите план работы педсовета в приложение к приказу.

Образец приказа о плане работы педсовета

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

ДОКУМЕНТ

Основные положения о педагогическом совете включите в устав школы. Зафиксируйте в нем компетенции, срок полномочий, порядок формирования и работы педсовета. Так прописано в п. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Определите вопросы для повестки. В повестку педсовета включайте вопросы о том, как реализовали программу развития школы. Обсуждайте с педагогами ООП, если изменяли ее компоненты, новые планы работы школы, отчет о самообследовании. Члены педсовета могут принимать перечень учебно-методических комплектов, учебников и учебных пособий, которые используют в образовательной деятельности, и локальные акты.

ПРИМЕРЫ ДОКУМЕНТОВ

Локальные акты: о правилах приема, режиме занятий, положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, положении о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления учеников, порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися, их родителями.

Если локальный акт нужно изменить, члены педсовета согласовывают его окончательную редакцию перед тем, как акт подпишет директор школы. Если нужно утвердить новый локальный акт, можно только ознакомить педагогов с содержанием документа и выслушать их замечания. Корректировать акт вы не обязаны.

Педагогический совет ходатайствует об участии педагогических работников в профессиональных конкурсах. Вносит предложения, как поощрить или наградить педагогов.

Повестку готовят для общего и для малого педсовета. Пример повестки малого педагогического совета смотрите ниже.

ПРИМЕР. Повестка малого педагогического совета «Анализ образовательных результатов 10-х классов за I полугодие»

1. Особенности индивидуальных учебных планов учеников 10-х классов и кадрового обеспечения уровня СОО. Выступающий – замдиректора по УВР.
2. Характеристика учеников 10-х классов. Выступающие – классные руководители 10-х классов.
3. Адаптация учеников 10-х классов. Выступающий – педагог-психолог.
4. Итоги классно-обобщающего контроля в 10-х классах. Выступающие – руководители ШМО, замдиректора по УВР.

Установите порядок работы педсовета. Чтобы организовать работу педсовета, утвердите регламент работ отдельным локальным актом. Включите в него сведения о месте заседания и его структурных единицах. Обозначьте сроки и порядок, в котором извещают членов педсовета о заседаниях и знакомят с материалами, регламент заседаний и порядок открытого, тайного и заочного голосования. Распределите обязанности, отметьте особенности документооборота.

Решения педагогического совета обязательны для всех педагогических работников школы. Поэтому обсуждайте на педсовете, выполнили ли педагоги ранее принятые решения.

Совещание при директоре – утвердить график и подготовить протокол

Совещание при директоре проводите, когда педсостав нужно срочно проинформировать, что изменилось в работе, обсудить текущие и перспективные задачи. Отдельно составлять график или циклограмму совещаний на год не нужно. Примерный график утверждают в составе плана работы школы на учебный год на августовском педсовете. Директор может внести изменения в утвержденный график в случае, если есть производственная необходимость, приказом по школе. Смотрите в таблице форму графика совещаний при директоре.

Таблица. График совещаний при директоре на апрель


Скачать

Для совещания при директоре достаточно вести краткий протокол и тезисно обозначить в нем пункты. Смотрите, как оформить краткий протокол. В приложение к протоколу включите список участников совещания и их решение по вопросу повестки.

Вы можете оформить более подробный протокол. Он подразумевает, что на заседании решения по каждому вопросу вы фиксируете более детально. Пропишите в протоколе, кто и по какому вопросу выступил. Зафиксируйте комментарии и вопросы присутствующих, какой был получен ответ. Подробно опишите в протоколе решение по каждому из вопросов повестки.

Образец протокола для совещания при директоре

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

7
Июль 2023года
Профессиональные компетенции
Микрообучение на 5 минут

Методы тайм-менеджмента для замдиректора, чтобы все успевать

Предлагаем вам потренироваться, как грамотно распределять рабочие задачи на день и на неделю. В тренажере – задания с карточками с рекомендациями по системе автора методики Стивена Кови. Вам нужно определить, какие действия помогают настроиться на продуктивную работу и распределять рабочие задачи, чтобы все успевать. В конце – итоговый тест. Он поможет закрепить приемы тайм-менеджмета.

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

7
Июль 2023года
План работы
Программы и планы

Как разработать и реализовать программу наставничества в новом учебном году: рекомендации и образец документа

Марина Лазарева, разрабатывает программы и обучает управленцев системы образования в России, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения», к. п. н.
В статье – образец программы наставничества от ведущего эксперта Академии Минпросвещения. Смотрите рекомендации и примеры форм работы, чтобы индивидуализировать программу для вашей школы, назначить ответственных и запланировать этапы работы в Год педагога и наставника.

Воспользуйтесь готовым образцом, чтобы регламентировать систему наставничества в вашей школе. Документ адаптируйте под потребности школы, например, расширьте формы работы и типы наставничества. Составьте пояснительную записку, заполните необходимые разделы программы и продумайте структуру управления. Внедрите программу за три этапа.

СПРАВКА

Флеш-наставничество – когда наставники встречаются с наставляемыми в течение 1 часа. После этого участники решают, хотели бы они продолжать встречи

Составьте пояснительную записку программы наставничества

В пояснительной записке определите актуальность программы. Перечислите те запросы и проблемы школы, при решении которых используете технологию наставничества. Сформулируйте цель и задачи в зависимости от вида, уровня школы и формы наставничества.

ПРИМЕР

Цель работы с учениками с низкими образовательными результатами – повысить успеваемость, со школьниками на уровне СОО – профориентация, подготовка к конкурсам профессионального мастерства

Определите целевые группы программы: ученики, молодые специалисты, педагоги, родители. Оцените образовательные потребности и выделите приоритетные формы наставничества.

Укажите период, за который планируете реализовать программу. Он варьируется от нескольких месяцев до трех лет и зависит от приоритетных задач, планируемых результатов, подготовленности наставляемых и опыта наставников.

Опишите формы работы, которые собираетесь использовать. Исходите из задач и уровня образования, профессиональной деятельности и первоначальных запросов участников программы. Запланируйте формы наставничества, которые будете реализовывать в разных типах.

ПРИМЕР

Формы наставничества: «ученик – ученик», «студент – ученик», «учитель – ученик», «работодатель – ученик». Типы наставничества: индивидуальное, групповое, тьюториал, тренинг, проектная мастерская, виртуальное наставничество, флеш-наставничество, командное наставничество, перевернутое наставничество, скоростное наставничество, шедоуинг, стажировка.

Заполните разделы программы

Проанализируйте связь программы с федеральными и региональными нормативно-правовыми документами, локальными актами школы и укажите нормативную базу. Запланируйте ожидаемые результаты программы. Пропишите показатели ее эффективности, в том числе процессуальные. Их желательно соотнести с задачами.

ПРИМЕР

Возможные показатели эффективности: оценка наставнической программы, уровень удовлетворенности. Процессуальные показатели: устойчивая внутренняя мотивация наставляемого, компетентность в деятельности, которую он осваивает; качество образовательной среды и социально-психологической атмосферы.

Укажите, с какой периодичностью будет происходить оценка, какими способами и где рассмотрят ее результаты. Например, в качестве текущего контроля один раз в месяц в повестке совещаний при руководителе.

Включите в программу современные формы работы

Оптимально включить в программу современные формы, технологии, методы. Их примеры смотрите в шпаргалке. В плане мероприятий на учебный год укажите их наименования, форму, сроки. Сразу пропишите ответственных, участников и ожидаемые результаты.

СПРАВКА

Шедоуинг – тип наставничества, когда наставляемый наблюдает за действиями опытного наставника. При этом он не задает вопросов и никак не комментирует происходящее

Регламентируйте структуру управления программой

В структуре управления программой укажите конкретные трудовые действия участников программы: руководителя, куратора, наставника и наставляемого. Если есть необходимость, включите в структуру и других специалистов образовательной организации, например, педагога-психолога, социального педагога. Конкретизируйте каждую функцию. Ознакомьтесь с вариантом структуры управления в таблице.

Если вы – руководитель программы наставничества, назначьте куратора. Например, руководителя профобъединения учителей или одного из педагогов.

Образец программы наставничества

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

Запланируйте этапы, чтобы внедрить программу наставничества

На подготовительном этапе разработайте программно-методическое обеспечение, проинформируйте о программе, подберите и обучите специалистов, оформите приказы и информационные письма. Проведите предварительную диагностику интересов и ожиданий учеников, их родителей и педагогов, подготовьте оборудование и опубликуйте информацию о программе в СМИ и соцсетях школы.

На содержательном этапе подберите наставнические пары или группы так, чтобы запрос наставляемого соответствовал компетентности наставника, и организуйте их взаимодействие. Отбирайте наставляемых на основе предварительного анкетирования, педагогического наблюдения за учебной и профессиональной деятельностью. Принимайте решение по итогам личных собеседований, с учетом пожеланий родителей и работодателей, а также задач программы.

На содержательном этапе наставляемый включается в индивидуальную и групповую творческую деятельность, овладевает знаниями и навыками самоопределения в выборе видов деятельности. Также на этапе проведите текущий мониторинг, соберите обратную связь, оцените промежуточные результаты и, если есть необходимость, скорректируйте содержание программы.

На заключительном этапе организуйте рефлексию и мониторинг, проанализируйте работу и обобщите результаты. Соберите успешные кейсы, опубликуйте аналитические методические материалы по итогам программы, поощрите наставников за активную общественную работу. Чтобы проверить, как реализовали программу наставничества в школе, воспользуйтесь чек-листом.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей