
Практикум для замдиректора: что включить в приказ об отчислении и выдаче аттестатов‑2023
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Анализ работы школы за год: какие разделы включить замдиректора в свою часть документа
Главное в статье СкрытьЧек-лист для замдиректора
Инструкция
Кликните Заполнить, чтобы открыть документ, отметьте галочкой раздел. Распечатайте чек-лист, нажав кнопку Печать

ВАЖНО
Все разделы в анализ включать необязательно, выберите из них те, которые отражают особенности вашей школы
Раздел 1. Образовательная деятельность
Зафиксируйте в разделе информацию о приеме детей в школу, переходе на ФОП, как организовывали допобразование и соответствует ли расписание санитарным требованиям. Также дайте характеристику образовательным программам и работе педагогов по учебному плану.
Прием. Отметьте, как выполняете преимущественные условия приема неродных братьев и сестер из одной семьи. Оцените, как действует первоочередный порядок приема детей мобилизованных и прием заявлений о зачислении через портал госуслуг. Укажите, размещаете ли информацию о количестве мест в первых классах на портале госуслуг, о сроках приема заявлений льготников и граждан с закрепленных территорий.
Образовательные программы. Дайте краткую характеристику образовательным программам, по которым обучали в 2022/23 учебном году, в том числе ООП по новому ФГОС. Укажите, соблюдали ли требования к содержанию и структуре программ, как использовали оценочные и методические материалы. Охарактеризуйте связь системы оценки достижения планируемых результатов с ВСОКО, есть ли противоречия между этим подразделом ООП и локальными актами о ВСОКО.
Включите в раздел информацию об ООП и об адаптированных программах, если их реализует ваша школа. Проанализируйте переход на ФГОС-2021. Отметьте, был ли запрос от учеников и родителей на углубленное изучение предметов, как вводили такие предметы на уровне НОО и ООО. Соблюдали ли единые правила, когда составляли пояснительную записку к новым ООП НОО и ООО. А также – требования к результатам освоения модулей ОРКСЭ, когда разрабатывали ООП НОО.
Проверьте, есть ли в тематическом планировании каждой рабочей программы, кроме программы воспитания, электронные образовательные ресурсы. Расскажите, как организовали уроки родного и второго иностранного языков из перечня школы, если для этого есть условия и заявления родителей.

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Как собрать сведения о работе педагогов, чтобы не нарушить требования о бумажной нагрузке>>
Полный комплект документов, чтобы в июне организовать прием в 10-е профильные классы>>
Циклограмма на июнь: ГИА и еще 36 дел заместителя директора>>
Переход на ФОП. ФОП по уровням образования действуют со 2 января 2023 года. Опишите, какие мероприятия школа уже реализовала, чтобы перейти на ФОП. Соотнесите содержание и планируемые результаты собственных ООП с теми, которые есть в ФОП. Отразите в разделе, как выполнили основное требование к ООП по уровням образования – содержание и планируемые результаты должны быть не ниже тех, что прописали в федеральных образовательных программах.
Допобразование. Сообщите о дополнительных общеобразовательных программах, в том числе по платным услугам. Можно показать на диаграмме, как осваивали программы по направлениям: социально-педагогическому, художественному, техническому, туристско-краеведческому, естественно-научному, физкультурно-спортивному. Также в каждом направлении выделите доли тех, кто обучается за плату. Опишите, как создавали доступную среду для разных нозологических групп. А еще – как учитывали особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Работа по учебному плану. Проанализируйте, как педагоги выполнили обязательную часть учебного плана и часть, которую формируют участники образовательных отношений по учебным предметам и классам. Вы можете подготовить таблицы для каждого уровня образования. Скачайте образец.
Главное в статье СкрытьОбразец аналитической формы
Инструкция
Нажмите Копировать внизу формы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Сделайте вывод о том, выполнили ли педагоги учебный план в полном объеме. Если план выдали не полностью, предусмотрите меры, чтобы ликвидировать отставание в следующем учебном году.
Расписание по СанПиН. Проанализируйте расписание учебных занятий, чтобы понять, как учителя выполнили требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20. Также определите трудность расписания по ранговой шкале и постройте графики, как распределялась учебная нагрузка по классам.

ДОКУМЕНТ
СП 3.1/2.4.3598-20 по работе школ в условиях коронавируса действует до 1 января 2024 года
Раздел 2. Программа повышения качества образования
Покажите в анализе, как реализовывали в учебном году программу повышения качества образования. Оцените результаты промежуточной и итоговой аттестации, ВПР и итогового собеседования, внутришкольного мониторинга образовательных достижений. Обратите внимание на качество работы с разномотивированными учениками и как подготовлены выпускники.
Промежуточная и итоговая аттестация. Приведите динамику результатов промежуточной и итоговой аттестации. Затем сравните результаты текущего года с результатами трех последних лет. Далее отметьте учителей с положительной динамикой, сделайте выводы.
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений. Покажите на диаграммах, как поменялись достижения учеников, если сравнивать с прошлым учебным годом. Нарисуйте динамику по средним оценкам и по количеству выпускников с медалями или похвальными грамотами. Напишите, как независимые диагностики подтверждают показатели внутришкольного контроля качества, например, муниципальные или региональные проверочные работы.

ВАЖНО
Информацию для подраздела о разномотивированных учениках пусть предоставят руководители методобъединений, а часть информации для подраздела о выпускниках – педагог-психолог
Разномотивированные ученики. Поручите руководителям методобъединений проанализировать, как педагоги разрабатывали задания для высокомотивированных и низкомотивированных учеников. А потом – как школьники выполняли такие задания. Включают ли работы задания разных уровней сложности в соответствии с КЭС и требованиями к уровню подготовки учеников. Также, как справлялись с заданиями базового уровня сложности низкомотивированные ученики, а с заданиями повышенного уровня – высокомотивированные, соответствуют ли задания требованиям к образовательным результатам.
Пусть руководители отметят, как на заседаниях методобъединений учителя анализировали проверочные работы разных уровней сложности. Включают ли педагоги в уроки темы и разделы, которые не усвоили или плохо усвоили школьники.
Выпускники. Оцените, насколько качественно учителя-предметники готовят выпускников 9-х и 11-х классов. Для этого проанализируйте работу тех педагогов, по предметам которых школьники планируют сдать экзамены. Отметьте сложность учебного предмета и проанализируйте информацию об учителе, например, стаж, категорию и опыт подготовки к ГИА. Установите, включает ли педагог экзаменационные задания в уроки. Определите процент учеников, которые выбрали предмет этого педагога, чтобы пройти итоговую аттестацию. Оцените формы работы, которые педагог чаще всего использует в выпускных классах и период, когда педагог начал готовить учеников к экзаменам.
Посмотрите образовательные результаты выпускников перед экзаменами: проверьте классные журналы и посетите занятия по предметам, которые школьники выбрали для ГИА. Еще проанализируйте результаты диагностических работ в форме ГИА, которые проводили в течение учебного года. Подведите итоги собеседований педагогов со школьниками и их родителями по экзаменам. А еще определите результативность консультаций для выпускников, которые проводил педагог-психолог в течение учебного года. Образец оценочного листа по подготовке к ГИА скачайте справа.
ВПР и итоговое собеседование. В подразделе напишите, как ученики справились с заданиями, уложились ли в отведенное время. Если на ВПР выявили пробелы, оптимизируйте содержание образовательных программ. Совместно с руководителями методобъединений добавьте часы, чтобы школьники повторили темы, с которыми не справились. Кроме того, включите в состав рабочих программ по предмету задания, которые развивают вариативность мышления и умение применять знания в новой или нестандартной ситуации. А еще – задания, с помощью которых дети научатся создавать и преобразовывать модели и схемы, когда решают задачи или проводят эксперименты.
Раздел 3. Программа развития УУД
В разделе анализа за год покажите результаты мониторинга функциональной грамотности и ИКТ-компетентности учеников. Проанализируйте результаты стартовой и итоговой диагностической работы, как ученики выполнили итоговый индивидуальный проект.
Стартовая и итоговая диагностическая работа на метапредметной основе. Отразите, какие формы, методы, приемы работы использовали учителя, чтобы сформировать метапредметные результаты. В подразделе проанализируйте результаты стартовой и итоговой диагностической работы, оцените динамику результатов. По итогам сделайте выводы. Образец листа анализа смотрите далее.
Главное в статье СкрытьОбразец листа анализа
Инструкция
Нажмите Копировать внизу листа анализа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Функциональная грамотность по новому ФГОС. Опишите, какие мероприятия провели, чтобы развить функциональную грамотность. Лучше – по направлениям: с педагогами, учениками. В подразделе рассмотрите уровень функциональной грамотности учеников на входном этапе и результаты итоговой диагностики в 5–9-х классах. Проверьте, включает ли ООП ООО задания, которые формируют функциональную грамотность школьников, и КИМ, чтобы оценить результаты. Также посмотрите, какие учебные пособия для учеников закупили и какой разработанный материал из открытого банка заданий внедрили.

ВАЖНО
Если перевели всю начальную школу на новый ФГОС, включите в анализ работы результаты мониторинга функциональной грамотности по программе формирования УУД
ИКТ-компетентность учеников. Опишите, как педагоги формируют у школьников ИКТ-компетенции. Кратко охарактеризуйте крупные проекты школы в сфере ИКТ, если были. Обозначьте, что помогает формировать ИКТ-компетентность школьников. Например, олимпиады по информатике, внеурочное мероприятие: хакатон, регулярный внеурочный курс: «Основы сайтостроения», «Лаборатория 3D-моделирования», индивидуальные проекты по ИКТ.
Итоговый индивидуальный проект. Расскажите об особенностях учебно-исследовательской и проектной деятельности, по каким направлениям ученики выполняли проекты. Опишите, каких результатов достигли школьники: соответствовал ли выбор темы запросам ученика, достиг ли поставленных целей, справился ли ученик с ограничениями по срокам, какова оценка проекта, как ученик справился с публичным представлением проекта.
Раздел 4. Условия, чтобы реализовать ООП
Пропишите кадровые, психолого-педагогические, информационно-методические условия работы школы. Информацию по кадровому составу школы и то, как реализовали план повышения квалификации, лучше представить в виде таблиц.
Кадровые. Покажите, укомплектовали ли школу кадрами, каков уровень квалификации педагогов, непрерывно ли профессиональное развитие, методическую работу. Опишите, сколько педагогов имеют высшее образование, первую и высшую квалификационную категорию. А также – сколько педагогов со стажем до 10 лет, более 20 лет, какие есть вакансии. Образец таблицы, чтобы представить кадровый состав школы смотрите далее.
Образец таблицы
Инструкция
Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Оцените, как реализовали перспективный план повышения квалификации учителей, в том числе по новому ФГОС. Образец таблицы, чтобы показать повышение квалификации учителей смотрите далее.
Образец таблицы
Инструкция
Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Обобщите данные, как выполнили перспективный план-график аттестации учителей. Укажите, сколько педагогов подтвердили или не подтвердили заявленную категорию. Также в подразделе опишите методическую работу: какие методобъединения есть в школе, их состав, график заседаний и педсоветов.
Психолого-педагогические. Пусть специалисты в отчетах укажут количественную информацию о том, сколько мероприятий они провели, и проведут качественный анализ результатов мероприятий. Например, педагог-психолог напишет, как выявлял высокомотивированных учеников, какие конкретно консультации и тренинги проводил с участниками олимпиад и конкурсов в течение года, как они поддержали учеников во время конкурсных испытаний.
Информационно-методические. Опишите, достаточно ли было ресурсов: цифровых версий учебников, адаптированных под онлайн заданий, видеоуроков, образовательных платформ. Пусть заведующий библиотекой проанализирует: все ли ученики обеспечены бесплатными учебниками и учебными пособиями, мультимедийным компьютерным оборудованием. Укажите, что планируете пополнить электронно-цифровые фонды, если при анализе выявили дефицит.

СПРАВКА
Минпросвещения разъяснило в письме от 21.02.2023 № АБ-800/03, откуда школе брать учебники по предмету или комплектные учебные пособия, если в новом ФПУ их нет
Раздел 5. Управленческая деятельность
В разделе проанализируйте локальные акты школы, посещенные уроки, как реализовали план внутришкольного контроля. Еще включите в анализ программу педсоветов и электронный документооборот.
Локальные акты. Проанализируйте локальные акты, чтобы они не противоречили новым ФГОС. Например, в положении об ИУП проверьте, не предусмотрели ли в нем увеличение срока обучения. ФГОС устанавливают, что для детей на ИУП срок обучения можно сократить, а увеличить нельзя. Если в документе предусмотрели увеличение срока, нужно уточнить норму и обозначить, что она не распространяется на детей, которые обучаются по новым ФГОС.
Посещенные уроки. Укажите в подразделе, какие оценочные листы или критерии анализа урока использовали в течение года. Расскажите, насколько хорошо учителя понимают критерии анализа урока, внеурочного занятия или занятия по программе допобразования. Укажите достижения педагогов. Если выявили неудачи учителей, напишите, какую работу провели, чтобы исправить недостатки и помочь педагогам. Если в школе проводили предметные или метапредметные недели, то напишите о результатах.
План внутришкольного контроля. Проанализируйте итоги плана внутришкольного контроля: сколько посетили уроков и внеурочных занятий, насколько качественно педагоги готовятся и проводят занятия, как выполняют требования ФГОС к уроку, в том числе ФГОС-2021. Опишите, как применяют новые технологии на уроках, какие используют формы и методы для мотивации школьников, соответствуют ли эти формы и методы целям и задачам урока. Расскажите, как учителя формируют и развивают УУД. Оцените результативность мастер-классов учителей внутри школы и вне ее.
Педсоветы. В подразделе можете написать, какую программу педсоветов реализовала школа в учебном году. А также указать, как педагоги выполняют протоколы педсоветов и заседаний методобъединений. Покажите, как педсоветы и другие методические мероприятия помогли учителям повысить качество результатов учеников.
Электронный документооборот. Отразите в подразделе, как внедряли электронный документооборот. Опишите, с какими трудностями столкнулись, повысилась ли эффективность работы.
ПРИМЕР. Формулировка, когда будете анализировать электронный документооборот
- Аттестаты-2023: оформляем без ошибок, на которые вас спровоцируют изменения в этом году>>
- ФОП: как обновить организационный раздел ООП НОО и ООП ООО>>
- Четыре модели методической работы для нового учебного года>>
- Сильные стороны педагогов. Как выявить и использовать в работе>>
- Учебные планы НОО и ООО по старым и новым стандартам в цифрах>>
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Образец справки, чтобы проанализировать методическую работу за год
Проконтролируйте работу школьных методических объединений, чтобы проверить, как они реализовали ООП уровней образования за учебный год. Проанализируйте работу каждого методобъединения или тех, которые выберете. Для этого изучите протоколы заседаний, проведите экспертизу рабочих программ и побеседуйте с руководителями методических объединений. Результаты рекомендуем представить в виде таблицы и закрепить их в аналитической справке. Воспользуйтесь готовым образцом документа.
Образец справки
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец
Укажите в аналитической справке названия методических объединений, количество педагогов в них и их руководителей. В таблице с результатами анализа опишите предмет, способы контроля и фактические показатели по четырем критериям. По первому и второму критериям оцените, как педагоги разработали содержание ООП уровней образования, и представьте результаты их работы. По третьему – зафиксируйте, как учителя участвовали в непрерывном профессиональном образовании. По четвертому критерию проверьте, как методобъединения организовали внеурочную деятельность с учениками.
Если методические объединения по итогам года показали низкие результаты, продумайте, как организовать их деятельность по-другому. Например, предложите руководителям методобъединений поменять модель их работы. Варианты моделей смотрите в статье>>.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ: