ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2016года
Образовательная деятельность
Образовательные программы и технологии

Научите школьника писать эссе

Александр Торопцев, руководитель семинара по детской и юношеской литературе в ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького», член Союза писателей России
Главное в статье
  1. Написание эссе – продуктивная форма подготовки к итоговому сочинению, которая развивает интеллект и творческий потенциал учеников.
  2. Учитель при проектировании блоков тем может выбрать следующие: «Семья», «Школа», «Путь в жизни», «Малая родина», «Моя страна» и др.
  3. Матрица тем эссе и примеры работы с ней сформированы для разного возраста учеников. Педагог учитывает условия ОО и актуальность тем.
  4. Учитель проводит урок в форме диалога для подготовки к эссе. После написания эссе – проводит урок-семинар и анализирует работы.

Три составляющие для подготовки к написанию эссе

Чтобы увлечь школьников написанием эссе, сделать эту работу полезной, интересной и творческой, учителям нужно постоянно помнить о трех его составляющих:

1. Автор

Вспомним мысль Аристотеля Стагирита: «Человек – существо общественное». Несмотря на то что в людях гораздо больше общего, чем частного, каждый человек уникален.

2. Мировоззрение

На динамику развития мировоззрения человека оказывают влияние его внутренняя уникальность, социальное положение его семьи и, естественно, возраст.

А также пространство (страна, в которой он живет, и его малая родина). И время: оно имеет разные качества, которые непосредственно влияют на социально-психологическое состояние общества и каждого человека.

3. Тема эссе

Темы для эссе каждый учитель формулирует индивидуально. При этом учитывает сказанное в пунктах 1 и 2.

5
класс –

начало систематического обучения написанию эссе

Школьное эссе является небольшой научно-популярной работой. Именно так надо относиться даже к эссе пятиклассника. Осмысляя ту или иную проблему на уровне своего интеллекта и житейского опыта, ученик ищет и часто находит аргументы, соответствующие тому и другому. Он изучает в жизни не только себя и своих одноклассников, но и крупных писателей, подавляющее большинство которых мечтает понравиться юным читателям.

К сведению

Эссе – это искренняя книга!

Эссе (в переводе с французского – «попытка, проба, очерк», от латинского exagium – «взвешивание») – литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.

Образец жанра – «Опыты» («Эссе») Мишеля Монтеня. После его смерти прошло 424 г., но подобных по красоте произведений было немного.

В понятиии «эссе» сплетаются жизненный, читательский, авторский опыт осмысления прожитого и прочитанного. Мишель Монтень начинает книгу такими словами: «Это искренняя книга, читатель…».

Искренняя! Осмыслять прожитое или прочитанное – одно дело. Наедине с собой легко быть искренним и независимым. Другое дело – выносить размышления в строку и на всеобщее обсуждение. Это может вызвать у читателей неприятные для автора эмоции. Или такие рассуждения могут нанести вред тем, о ком говорит автор. Искренность – дело ответственное. Не каждый школьник справится с ответственностью. Задача педагога – научить подростка ответственности за свои слова.

Тема эссе – осмысление учениками жизненного и читательского опыта

Эссе – это попытка осмысления учениками своего жизненного и читательского опыта. Для того чтобы научиться формировать блоки тем и конкретные темы эссе, учителю необходимо знать:

СПРАВКА

Темы эссе для всего класса – наименее продуктивный вариант, они сформулированы по принципу «все для всех» и далеко не каждому ученику будут интересны

  1. Возраст – возрастные и личностные возможности учеников разных классов.
  2. Пространство – место жительства и место расположения школы.
  3. Время – качественные характеристики того временного интервала, в котором живут учителя и ученики.
  4. Школу – например, степень элитарности образовательной организации.
  5. Семьи учеников.
  6. Интеллектуальные возможности ученика в конкретном возрасте.
  7. Интересы учеников.
  8. Степень социальной адаптации ученика и отношение к нему одноклассников.

Педагог учитывает все факторы и составляет темы или блоки тем для эссе. Подходить к формированию блоков советуем вариативно и составлять их для одного ученика и разных групп.

Если учитель поработает в течение одного года (иногда – месяца) над конкретными темами эссе, то уже на следующий год он потратит на ту же работу и времени, и энергии в два раза меньше. И так – ежегодно. То есть первый год работы педагога над темами – это капитал на всю жизнь. Ежегодный индивидуальный подход в подготовке тем эссе для учеников позволяет учителю остаться импровизатором, что в таком деле самое важное.

Матрица тем эссе

Учитель при проектировании блоков тем может выбрать следующие:

  • «Семья»;
  • «Школа»;
  • «Путь в жизни»;
  • «Малая родина»;
  • «Моя страна» и др.

Для удобства планирования тем предлагаем матрицу тем эссе (таблица). Она может быть подготовлена учителем для разных возрастов: учащихся 5-7-х классов, 8-9-х классов и 10-11-х классов.

Пример матрицы иллюстрирует возможности индивидуального подхода учителя к темам эссе для разных учеников.

Учитель знает своих обучающихся и может найти другие блоки тем, менять их в зависимости от разных особенностей учащихся и образовательных организаций (далее – ОО), а также событий, происходящих в мире, стране, городе, районе, школе и в личной жизни учеников.

Пример матрицы тем для обучающихся 5-7-х классов

Влияние возраста учеников на выбор темы эссе

Учитель выбирает форму работы для написания эссе по определенной теме, исходя из возрастных особенностей обучающихся.

Возрастные возможности учеников 5-7-х классов.

ВАЖНО

Предпочтительнее давать индивидуальную тему каждому ученику 5-7-х классов

До 10–11 лет ребенок чаще задает вопросы, начинающиеся со слов «что» и «как». Происходит стремительное накопление жизненного опыта. Уже в этом возрасте человек пытается систематизировать знания. В двенадцатилетнем возрасте с человеком происходит качественная метаморфоза: он все чаще, осмысляя информацию и систематизируя ее, задает себе и окружающим самые важные вопросы, начинающиеся со слова «почему». Формируя темы эссе для учащихся этого возраста, увлекаться подобными вопросами не стоит. Хотя и отказываться от них совсем – неверно. Именно поэтому нужно особенно аккуратно подходить к формированию тем эссе для обучающихся 11-13-летнего возраста.

В этом возрасте человек склонен фантазировать. Можно ли учесть это качество в процессе формирования тем эссе? Можно и нужно. Другое дело, что не каждый педагог, даже в молодом возрасте, обязан сам быть фантазером или помнить свои детские фантазии. Но как же в таком случае быть? Надо довериться учащимся в выборе тем эссе.

Пример

Вот тема для эссе, предложенная учеником 5-го класса: «Куда и зачем 5 „Б“ отправится завтра на вертолете, если нам его подарят?».

Ее можно продолжить следующими темами: «Нашей школе подарили яхту»; «Нашей школе подарили современную электричку со скоростью 300–400 км в час».

Справочник заместителя директора школы № 4 (2016), поможет реализовать программу литературных семинаров в школе. Автор статьи А.П. Торопцев

Возрастные возможности учеников 8-9-х классов.

В этом возрасте с людьми происходят интересные метаморфозы: они влюбляются, задумываются о смысле жизни, о поведении родителей, о взаимоотношениях между одноклассниками. Все перечисленное – темы для эссе.

Возрастные возможности учеников 10-11-х классов.

Жизнь ставит перед молодыми людьми главные вопросы. В этом возрасте человек склонен к скептицизму. Учащиеся не понимают того, с чем им приходится сталкиваться, пытаются делать серьезные выводы, часто подвергаются резкой критике со стороны взрослых и замыкаются в себе.

Пример

Хорошие темы для эссе: «Кем быть?», «Зачем мне надо быть тем-то или тем-то, если меня интересуют совсем другие сферы деятельности?».

Для этой возрастной категории лучше использовать все варианты работы с темой (индивидуально, в группе, фронтально).

Особенности образовательной организации и содержание эссе

Педагог понимает, что в содержание эссе обучающийся интегрирует окружающий его мир. В этом мире значительное место занимает школа. Предлагаем учитывать специфику ОО при подготовке к эссе.

Образовательные организации с углубленным изучением предметов в крупных городах.

ВАЖНО

Предпочтительнее ученикам 8-9-х классов давать разные темы для групп из 5–10 чел.

Рассмотрим особенности таких школ на примере литературных семинаров в ГАОУ г. Москвы «Гимназия № 1306» (ассоциированная школа ЮНЕСКО, «Школа молодых политиков»). В таких школах изучают, как правило, два-три иностранных языка. Практически каждый ученик с пятого класса знает, чем он будет заниматься в жизни.

Так, один из учащихся знал, что будет заниматься нефтяным бизнесом, по семейной традиции. Другой – что продолжит обучение в Англии, тоже по семейной традиции. Третий учащийся 5-го класса вел с руководителем «диалог равных» по современным вопросам и проблемам экономической географии. С такими учениками нужно работать только индивидуально.

Пример

Учитель преподает в Биробиджанской школе. Среди учеников 10-11-х классов есть очень способные к естественно-научным дисциплинам. Кто-то из них хочет служить в таможенной службе. Некоторые готовятся поступать на экономические и юридические факультеты. Кое-кто мечтает стать инженером или даже ученым и работать в аэрокосмической отрасли.

Блоки тем: «Семья», «Время», «Земля», «Космос», «Путь в жизни».

Темы:

«Время требует от страны смелых решений, в т. ч. и в освоении космоса»;

«Земля – колыбель, всего лишь наша колыбель»;

«Дифференциация всей инфраструктуры государства требует грамотных экономистов (юристов, чиновников)»;

«Я хочу быть мэром».

Образовательные организации с углубленным изучением предметов в регионах.

Эти ОО демократичнее. Ученики чутко реагируют на социально-политические и экономические события в регионах. Например, строительство космодрома «Восточный» меняет государственную инфраструктуру в близлежащих районах и даже областях. У школьников появляется интерес к точным наукам, к тем производственным возможностям, которые открыл для них космодром. Или ученики мечтают уехать из города и заниматься другими профессиями.

Пример

Школа расположена, например, в Магнитогорске, где есть мощный градообразующий металлургический комбинат и знаменитая хоккейная команда. В девятом классе гуманитарного лицея учится талантливая девочка, мечтающая поступить в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Ее старший брат – будущий инженер-металлург – бредит, естественно, хоккеем и не понимает сестру, которая может покинуть родной город. А второй ее брат, офицер, уже побывал в горячих точках. Он тоже мечтает переехать ближе к Москве.

Блоки тем: «Семья», «Путь в жизни», «Война и люди», «Любовь», «Малая родина». Дополнительный блок тем: «Гении», «Талантливые люди», «Посредственные люди».

Конкретные темы:

«Я не хочу быть домохозяйкой, как мама»;

«Нужно быть первым среди первых, или достаточно быть крупным мастером своего дела»;

«Мой брат – солдат»;

«Любовь – это не только счастье, но и проверка на долготерпение (из наблюдений разных семей)»;

«Малая родина для меня слишком мала».

ВАЖНО

Учитель не предлагает тему типа «Самое русское дерево – береза», если ученики живут в селе. Выясните интересы подростков. Темы должны быть актуальны именно для этой группы учеников

Темы школьных эссе в этом случае нужно корректировать с учетом новых реалий. В такой ситуации предпочтительнее предлагать разные темы эссе для групп учеников из 5–10 чел.

Образовательные организации с языковым, билингвальным образованием, изучением национальных языков и культур.

Целью многих учащихся в ОО с углубленным языковым или билингвальным образованием является учеба в вузах крупных городов нашей страны и зарубежья.

Педагог формулирует темы для учеников, которые готовы покорять цивилизационные центры. Предпочтительнее давать разные темы для групп учеников из 5–10 чел.

Пример

Темы эссе:

  • «Недавно я побывал в Нью-Йорке»;
  • «Мое путешествие в Лондон» и т. д.

Для учащихся, которые изучают национальный язык и культуру, возможна тема эссе «Мы самый древний народ России». Эта тема столь же благородна, сколь и опасна. Она по силам только педагогу, который уже познакомил учеников с историческими примерами человеколюбия.

Общеобразовательные организации в регионах.

Таких большинство. Учесть личностные качества всех учеников, чтобы каждому из них дать индивидуальную тему для эссе, возможно, но трудно. Целесообразнее работать с группами учеников из 5–10 чел.

Пример

Учитель работает в обычной школе одного из регионов. Рядом находится хорошо оборудованный стадион, на котором в футбольной секции занимается пятиклассник. Учится он на твердые тройки и четверки, все мечты его на футбольном поле. Семья со средним достатком. Отец тоже увлечен спортом. Мама – инженер. Старшая сестра поет народные песни и мечтает поступить в хоровое училище. Тренер хвалит подростка и берет его на сборы.

Темы для написания эссе, которые могут быть самыми продуктивными, интересными и предпочтительными для этого ученика: «Семья», «Путь в жизни», «Дружба» и даже… «Космос».

Как можно сформулировать конкретную тему?

«Семья»:

  • «Моя мама – просто инженер»;
  • «В нашей семье все разные, но живем мы очень дружно»;
  • «Футбольная команда – это команда друзей»;
  • «Если на Луне или на Марсе построят футбольные поля, то я пойду в космонавты».

Подготовка учителя к уроку

Завершая статью, обратим внимание на организацию уроков для подготовки к написанию эссе:

Шаг 1.

Начинать нужно с внутреннего мониторинга. Учитель должен четко представлять себе возможности учеников для написания эссе по той или иной теме.

Шаг 2.

Предварительно (до написания эссе в классе) необходимо провести урок в форме диалога. Это создаст психологически комфортную обстановку, и ученики сами смогут сформулировать тему эссе.

Шаг 3.

После прочтения написанных учениками эссе можно провести «писательский мастер-класс»: ученик читает, все обсуждают, учитель подводит итог.

6
Июнь 2016года
Образовательная деятельность
Образовательные программы и технологии

Выбираем эпиграф для эссе

Александр Торопцев, руководитель семинара по детской и юношеской литературе в ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького», член Союза писателей России

Учитель помогает обучающемуся выбрать эпиграф к эссе в соответствии с темой. Предложенные примеры эпиграфов могут выступать самостоятельными темами эссе.

Эпиграф – изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, которая характеризует основную идею произведения. В первой половине XIX в. эпиграфами охотно блистали как выражением начитанности и умения применить чужую мысль в новом смысле.

Эпиграф в художественном произведении выполняет также следующие функции:

  1. Поясняет замысел автора. Пример: «Береги честь смолоду». Пословица послужила эпиграфом к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
  2. Раскрывает основную мысль произведения. Пример: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Цитата из 1-й книги Царств и эпиграф к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
  3. Выражает отношение автора к сюжету или герою. Пример: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эпиграф к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Хорошо подобранный эпиграф не только раскроет идею, тему, но и поможет правильно оценить умение автора мыслить. Эпиграф чаще всего конкретизирует тему эссе для учащегося.

Также эпиграф трансформирует тему, делает ее проблемной, либо содержащей противоречие, над которым ученик должен подумать. Это помогает активизировать интеллектуальные способности обучающегося и раскрыть его творческий потенциал.

Предлагаем учителю перечень эпиграфов из сочинений отдельных авторов Древнего Египта, Греции, Индии, Китая.

Примеры эпиграфов взяты из сказок, древнего эпоса, философских трактатов. Есть пример из «Авесты» – собрания священных текстов зороастрийцев, старейшего памятника древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке.

Примеры эпиграфов для эссе обучающихся

6
Июнь 2016года
Образовательная деятельность
Образовательные программы и технологии

Готовимся к эссе: библиография для учителя

Александр Торопцев, руководитель семинара по детской и юношеской литературе в ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького», член Союза писателей России

Во время подготовки к уроку по написанию эссе предлагаем обратиться к книгам об эпохах, мыслителях, ораторском искусстве. Библиография для учителя поможет приобщить учеников к бездонной «копилке прошлого». Это очень важно в наше время, когда мы ищем точки опоры для новых свершений. Опираться надо на опыт прошлого. Особенно в школе.

Библиография, которая представлена ниже, не совсем обычна для учителя, который готовится научить школьников писать эссе. Закономерно возникает вопрос: а зачем нам этот список?

Для ответа на данный вопрос вспомним некоторые признаки эссе:

  1. Наличие конкретной темы. Произведение, посвященное широкому кругу проблем, не может быть выполнено в этом жанре.
  2. Выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
  3. Новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
  4. И самое главное: в содержании эссе оценивается личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.

Библиография помогает понять мысли различных людей в разные эпохи, найти систему аргументов или контраргументов по теме эссе, определить индивидуальную точку зрения на историю, время, личность человека в истории, цель его жизни, специфику искусства.

Прежде чем предлагать подростку написать эссе по блоку тем «Время», напишите сами такое эссе. Перенесите в текст восприятие себя во времени, этом веке. Поймите, что дает вам конкретный день. Сформулировать точку зрения поможет книга Диогена Лаэртского или Мишеля Монтеня.

Библиография для учителя

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Ок