ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2016года
Дополнительное образование
Программы и курсы

Литературный семинар в школе

Главное в статье

1. Развитие у обучающихся литературного вкуса и гражданской ответственности – забота руководителя семинара.

2. Литературный семинар учит использовать язык как инструмент для решения учебных задач.

3. Семинар развивает логику и импровизационное мышление – важные качества для политиков, бизнесменов, писателей.

4. Выбор темы, написание эссе и его анализ – необходимая подготовка к итоговому сочинению.

Александр Торопцев, руководитель семинара по детской и юношеской литературе в ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького», член Союза писателей России

Разные задачи

Язык – главный инструмент, без которого невозможно решать учебные задачи. Руководитель литературного семинара учит пользоваться этим инструментом. Школьной программы для этого недостаточно. Учитель обязан дать учащимся конкретный объем знаний. Есть педагоги, которым удается, выполняя образовательную программу, учить относиться к языку по-граждански. Гражданин – это профессия, которую невозможно познать, не владея родным языком. И лишь единицы из педагогов могут сочетать «должности» учителей и руководителей литературных семинаров. Это два подпространства творчества, которые в условиях образовательной организации не могут и не должны сливаться в единое целое.

Литературный семинар проводит профессиональный писатель. Во-первых, он привык оценивать тексты и работать над ними профессионально. Во-вторых, над ним не довлеет необходимость выполнять образовательную программу. В-третьих, он обладает большей степенью свободы, нежели любой учитель. В-четвертых, нельзя забывать о писательском авторитете, который в такой работе играет главную роль.

Писатель начинается тогда, когда он приучает себя к работе над собственными текстами, а не когда он их пишет. Опыт работы в ГАОУ г. Москвы «Гимназия № 1306» (далее – гимназия № 1306) показывает, что обучающиеся понимают разницу между «написать» и «довести текст до совершенства». Они начинают относиться к своим произведениям, как к детям. Труд становится созидательным.

Чек-лист

Формы взаимодействия ученика и учителя на семинаре:

  • Диалектика – поиск истин через раскрытие противоречий.
  • Эристика – искусство спора.
  • Диатрибы – назидательные беседы, речи философско-морального содержания.
  • Апория – постановка трудноразрешимой проблемы, в которой заложено противоречие

Редактирование – это воспитание, обучение, мастерство. Тяжелая работа для 12-15-летних! Но на литературных семинарах они профессионально работают над своей строкой, над русским литературным языком.

Если администрация школы планирует литературные семинары, то следует помнить и еще об одном моменте при выборе руководителя литературного семинара. Это должен быть писатель, склонный к творческой педагогике.

Для творческого диполя учитель-ученик характерны формы взаимодействия: диалог, диалектика, эристика, диатрибы, апория и др. Руководитель литературного семинара должен владеть этими формами и стремиться познавать, импровизировать и творить вместе с учениками.

Литературный вкус и литературный слух

И литературный вкус, и литературный слух, и гражданскую ответственность можно приобрести на уроках русского языка и литературы, как, впрочем, и на других уроках. Но в рамках литературного семинара эта работа плодотворнее.

Совсем не обязательно, чтобы обучающиеся на семинаре поступали в Литературный институт имени А. М. Горького. И совсем не обязательно, чтобы они становились литераторами. Но все они, поработав хотя бы три-четыре года с профессиональным писателем, научатся не только писать тексты, но и понимать разницу между М. А. Шолоховым и Б. Акуниным, А. П. Платоновым и любым современным детективщиком. А девочкам как будущим матерям не помешают знания русской детской литературы XIX–XX вв. Дополнительное образование должно учитывать все.

Проведение семинара: форма, место, время, возраст участников

На литературном семинаре работают обучающиеся, начиная с 12 лет. Подросток обогатился личным и книжным опытом, чаще задает себе вопрос «почему?», а не «что?» и «как?». Он активно думает о самоопределении.

Литературный семинар организуется один раз в неделю. Его лучше проводить в школьной библиотеке, в непосредственной близости к книгам. Полезны выездные семинары. Учащиеся гимназии № 1306, например, ездили в Переделкино, в Саввино-Сторожевский монастырь. По впечатлениям от этих поездок писали рассказы, стихотворения, эссе.

Руководитель выбирает форму проведения семинара:

ВАЖНО!

Литературный семинар поможет учащимся не бояться писать текст эссе и выражать свои мысли.

Изучение новых произведений малой прозаической формы расширяет возможности выбора примеров на итоговом сочинении

1. Чтение произведений авторами (обучающимися). Авторы читают свои новые или переделанные произведения, после чего все обсуждают тексты. Важно создать настроение круглого стола: все равны и никто не чувствует психологического давления руководителя. Он есть, он «ведет», но так аккуратно, чтобы обсуждающие этого не замечали. Каждый имеет право высказать свое обоснованное мнение, отрицательное или положительное.

Обоснованное мнение – важная составляющая творчества. Задумал – написал – прочитал – послушал – продумал. Может быть, ученик продумал не на семинаре. Может быть, на семинаре он обиделся на мнение одноклассника. Но дома, наедине с собой, обязательно вспомнил сказанное и осмыслил.

Важна еще одна составляющая творчества: умение на слух воспринимать прочитанное и быстро формулировать свое обоснованное мнение. Это развивает логику, вырабатывает импровизационное мышление. Навык полезен в жизни не только для писателя, но и бизнесмена, политика, любого человека в конкретном деле.

2.Чтение синопсиса. Синопсис – изложение в общем обзоре без подробной аргументации и детальных рассуждений предмета или области знаний. Авторы читают синопсис большой подборки. Ее должны прочитать дома 3–4 участника семинара и написать о ней отзывы на 2–3 страницах каждый.

20

учащихся –
максимальное количество участников литературного семинара

3. Мозговая атака. Она позволяет обсудить проблемы, которые интересуют учащихся. После мозговой атаки руководитель семинара задает на дом написать эссе по обсуждаемой теме. Мозговые атаки готовятся заранее и тщательно. Лучше объявлять тему мозговой атаки за две-три недели, чтобы участники подготовились к ней. Если тема рождается неожиданно, в процессе обсуждения материала, интересует учащихся, то мозговую атаку устраивают без подготовки.

4. Чтение и обсуждение произведений классиков литературы. Россияне – богатые наследники. Есть непревзойденные шедевры отечественной литературы и уникальные по художественным достоинствам переводы мировой литературы. При такой форме работы на семинаре важно избежать двух стереотипов. Первый: зачем писать плохо – лучше читать и обсуждать хорошее. Второй: некоторые обучающиеся говорят, что обсуждать лучше слабые произведения начинающих писателей, где налицо всевозможные ошибки.

Но у признанных мастеров слова, у классиков, нужно и можно учиться тому, какие средства использовали они для достижения своих целей. А средств эстетического воздействия на читателя много. Кто-то владеет диалогом, кто-то – мастер интриги, кто-то – психологически убедителен, кто-то – чуткий лирик…

5. Монологи руководителей семинаров. Каждому писателю есть что сказать на литературном семинаре о творчестве, о собственном творчестве, о произведении. Эти монологи должны быть строго дозированы: максимум 15–20 мин за весь семинар. Главное, чтобы говорили участники семинара, чтобы они творили и учились формулировать свои мысли.

Профессиональные подсказки

Подсказка 1.«Половина хвалит – половина критикует». В любом коллективе быстро образуется «авторитетная пирамида». Кто-то, прочитав две-три свои приличные новеллы, обретает авторитет. Но четвертое его сочинение явно слабое. И все молчат. Бывают и другие причины молчания. Чтобы активизировать обсуждение, ведущий предлагает половине присутствующих хвалить текст, а другой половине – обоснованно критиковать.

Подсказка 2.«Анализируй свой текст». Иногда человек читает явно слабую вещь, и ее ругают. Автор нервничает, хотя он во время обсуждения обязан молчать. После обсуждения педагог предлагает автору дать литературный анализ своего произведения и убедить критиков в несправедливости их суждений. Как правило, автор, лучший знаток своего произведения, не может оценить его.

12

лет –
лучший возраст для начала участия в литературном семинаре

Подсказка 3. «Задай вопрос». Во время мозговых атак педагог просит учеников задать вопрос по теме. По тому, какой вопрос задает учащийся педагогу и всем присутствующим, становится ясно, как глубоко он знает и понимает обсуждаемую проблему.

Подсказка 4. «Анализируй тексты разных жанров». Правы те руководители литературных семинаров, которые в формате одного семинара занимаются и с поэтами, и с прозаиками, и с драматургами. А также с детскими писателями и с теми, кто пишет для взрослых. Слово – неделимо. И тем, и другим, и третьим есть чему поучиться друг у друга. Но не каждому руководителю по силам такая работа. Поэтому руководитель-прозаик на один из семинаров приглашает известного поэта или драматурга.

Главное средство постижения профессионализма – редактирование и корректура участниками семинара произведений друг друга, изучение и анализ образцов мировой литературы.

Подсказка 5. «Внутренние задачи руководителя». Они связаны не только с выбором направления деятельности обучающихся на одном литературном семинаре. Важно обратить внимание на формулировку тем эссе. Выбор темы, написание эссе и его анализ вместе с участниками семинара – необходимая подготовка к итоговому сочинению.

Руководитель семинара формулирует внутреннюю задачу не только с опорой на литературоведческие знания, которые должны усвоить обучающиеся. На выбор влияет список произведений для изучения на семинаре. Примеры формулировок представлены в таблице.

Пример планирования внутренних задач на учебный год
МесяцВнутренняя задача руководителя литературного семинара
СентябрьСоставляющие литературного произведения. Композиция как одна из составляющих художественного произведения
ОктябрьПространство и время в художественном произведении. Стилистика как уникальность и своеобразие авторского почерка и как необходимость, вызванная темой, героями произведения, жанром. Лексика как уникальность и своеобразие авторского почерка и как необходимость, вызванная темой, героями произведения, жанром. Чувство реального как основа художественного произведения
НоябрьМетафора в художественном произведении. Необходимость изучения истории планеты и своей Родины. Образно-интуитивное мышление: русская литература и русская действительность
ДекабрьАллитерация, ее возможности в литературном произведении. Художественные средства в литературном произведении. Многообразие жанров и тем в литературе Золотого и Серебряного веков. Жанровое оскудение современной русской литературы
ЯнварьСосуществование реального, вымышленного и фантастического в современной литературе. В поисках сказки: сегодня сказки пишут многие, но крупных сказочников нет
ФевральПолитический трактат, или речь как средство достижения политических целей и способ самовыражения (от Лисия, Демосфена и Цицерона до Марата, Ленина и Черчилля). Школьная повесть, школьная тема в современной литературе для детей и подростков. Сборник сочинений разных авторов, работающих в разных жанрах, как своеобразное и сложное литературное произведение
МартСюжет в современной русской литературе. Иллюстрирование современной книги для детей, подростков и юношества. Фантастический рассказ, фантастическая повесть в современной литературе. Приключенческая и детективная литература
АпрельЛюбовная лирика для подростков. Современная историческая проза для детей и юношества. Изучение истории на современном этапе развития. Употребление ненормативной лексики в литературном произведении
МайВторая мировая война и Великая Отечественная война в современном искусстве и современной русской литературе. Характеры героев и персонажей

Итоговый проект: альманах

Профессионала и коллектив оценивают по тому продукту, который он производит. В случае литературного семинара – это ежегодно выпускаемый альманах. В его содержание включают произведения обучающихся, которые посещали литературный семинар в школе. Также в альманах можно и нужно включать лучшие сочинения учеников, не посещавших по разным причинам семинар.

Участники семинара не только пишут свои произведения, но и редактируют, осуществляют корректуру (естественно, на первом этапе создания альманаха), разрабатывают под руководством специалиста макет альманаха, оценивают иллюстративный ряд.

Для качественной подготовки альманаха руководителю необходимо реализовать на занятиях следующие внутренние задачи:

  • анализ произведений разных жанров;
  • мотивирование обучающихся на написание произведений разных жанров;
  • подготовка сборника сочинений разных авторов, работающих в разных жанрах;
  • иллюстрирование книги для детей, подростков и юношества.

Организация системы литературных семинаров повышает интерес обучающихся к русской и зарубежной литературе, помогает сделать правильный выбор профессии, дает возможность выявлять литературно одаренных обучающихся, а им самим – поработать профессионально над своими произведениями.

Тем обучающимся, которые уже сделали выбор и решили стать литераторами, семинары помогут преодолеть творческие конкурсы в Литературном институте, на факультетах журналистики и т. д. Кроме того, работа на семинарах – это первая ступень к вершинам литературного мастерства.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.