
Зачем использовать нестандартное образовательное видео на уроках
- Учитель проводит мониторинг видеороликов, которые его ученики смотрят на YouTube, и создает образовательное видео с учетом их интересов.
- Педагог привлекает учащихся к созданию видеороликов: в ходе работы школьники углубленно изучают тему урока.
Доступность информации в сети Интернет и ее влияние на обучающихся

ЧЕК-ЛИСТ
Интересы подростков:
- лайфхак – как упростить жизнь, используя совершенно обычные вещи;
- фэшнблогер – специалист, который объяснит, как лучше выглядеть;
- обзорщик – человек, который делает обзоры на новые устройства, события
Современное информационное пространство почти полностью переместилось в сеть Интернет. Там мы общаемся с родственниками, друзьями, записываемся на прием к врачу, планируем поездки, бронируем гостиницы. В том же пространстве мы получаем последние новости со всего мира. А мобильные технологии настолько расширили пространство, что все это можно делать буквально на ходу.
Обучающиеся привыкли к доступности информации – легко и везде. Они активно поглощают видео, аудио и текст, хотя предпочтение отдают первому и второму. Не задумываются, когда им нужно получить сведения, просто «гуглят». Это совершенно новый способ познания, который «всегда с тобой».
Первоначальной целью Интернета был доступ к знаниям из любой точки, где есть сеть. Как свободное пространство Интернет наполнен не только достоверной, но и явно ложной информацией. Современный педагог учит школьников ориентироваться в информационном потоке и бороться с ложной информацией.
Чтобы справиться с такой задачей и заинтересовать учащихся учебным предметом, нужно найти новые формы подачи, повысить мотивацию. Как это сделать?
Новые слова: лайфхак, лайфхакер и лайфхакинг
Слово «лайфхак» произошло от англ. life hacking. Это слэнговый термин, который обозначает маленькую хитрость или полезный совет в решении бытовых проблем. Лайфхак – это набор методик и приемов «взлома» окружающей жизни для упрощения процесса достижения целей при помощи хитрых трюков. Обычно лайфхакер не создает новых стратегий, а овладевает существующими.
Термин «лайфхакинг» позаимствован из IT-лексикона в 2004 г. британским журналистом Дэнни О’Брайеном. Он соединил слова life («жизнь») и hack («взлом»). Само слово давно перешагнуло компьютерные рамки. Лайфхак в настоящее время упрощает жизнь не только программисту. Наиболее близкие русские эквиваленты – «смекалка», «рецепт», «находка».
Мониторинг поисковых интересов учеников в сети Интернет
Одним из эффективных способов является мониторинг поисковых интересов учеников в сети Интернет. Обратим внимание: чем сейчас занято подрастающее поколение в свободное время? Они смотрят видео на Youtube! Причем смотрят очень многое – лайфхаки, фэшнблогеров, обзорщиков, стримеров.
Теперь признаем: интересы современных обучающихся, по сравнению с предыдущим поколением, изменились мало. Принципиально иной стала только подача: большую часть информации они получают из видео, которое самостоятельно находят в Интернете. Точно так же школьники поступают и с учебными предметами, только эти предметы объясняют им не учителя их школ, а другие обучающиеся, или другие учителя, и чаще всего – иностранные.
Учитель становится видеоблогером
Что же делать современному учителю? Очевидно – самому стать видеоблогером, взять на вооружение приемы, которые используют популярные ведущие, и превратить их в собственные приемы, переработав под свой предмет. Так решил поступить автор статьи.
Как действовать педагогу-предметнику? Учитель прислушивается к тому, что обсуждают подростки (новые просмотренные ролики в Интернете). Он может спросить, кого из популярных видеоблогеров они посоветуют посмотреть. И учитель обязательно смотрит популярное видео – много времени это не занимает.
Результат такого нехитрого мониторинга – выявление особенностей почти всех роликов, к которым проявляют интерес учащиеся:

СПРАВКА
Стример – человек, направляющий видеопоток в Интернет. Веб-камера помогает накладывать на прохождение игры свое изображение и комментарии к игре. «Стрим» – видео на хостингах YouTube или Twitch
- Ролик не должен длиться более 10 мин, лучше уложиться в 5 мин. Если ролик длиннее, то должна происходить радикальная смена действия.
- Не должно быть «говорящей головы», кадры динамичны.
- Надо общаться с аудиторией: предлагать поставить «лайк», если что-то в ролике заинтересовало, написать комментарий.
- Хорошо, если иногда происходит розыгрыш призов среди активных подписчиков.
- Ведущий должен быть явно заинтересован в том, о чем рассказывает.
Все эти приемы активно используются на уроке, педагоги знают их, разве что хронометраж в школе больше – 45 мин.
Но обратите внимание: в видео отсутствует контроль знаний. Ведущий только рассказывает о факте, предмете, и это занимает не более 5 мин. Если занимает больше, то тема разбивается на подтемы – несколько роликов. Просмотр образовательного видео, созданного по этому типу, займет не так много свободного времени обучающегося и, соответственно, не вызовет сопротивления.
Однако где же тут мотивация к обучению? Никто ведь не собирается проверять, смотрели обучающиеся ролики, созданные учителем, или нет.
Образовательный видеоролик как информационное событие
Секрет в том, чтобы превратить видеоролик в информационное событие. Для этого педагог пользуется методом современной рекламы – в этой сфере давно поняли, что просто информировать недостаточно. Реклама привлекает внимание, становится информационным поводом – тем, о чем говорят. На первый план выходит нестандартность подачи материала. Необходимо дать учащимся повод обсудить видео. Например, педагог снимает ролик в необычном месте, а не в учебном кабинете у доски. Ему необходимо выйти на улицу, на выставку, в научный музей. Учитель использует необычную интонацию, устраивает розыгрыш ценного приза, держит свою аудиторию в напряжении. Ученики должны ждать появления педагога на экране.
Учитель ориентируется на целевую аудиторию. Поэтому можно приурочить ролик к событию, которое активно обсуждается в школе, но не среди педагогического сообщества, а среди учащихся. И тогда каждый урок придется начинать с обсуждения видео, учащиеся сами будут задавать вопросы по предмету. Ведь их учит видеоблогер, а не учитель.
Также педагог привлекает учащихся к созданию видеоролика. Они пишут сценарий (для этого им придется поработать с учебным материалом), составляют раскадровку, пишут педагогу текст выступления.
На этом этапе, приступая к съемкам, учитель только исполняет роль ведущего. Далее начинается совместная работа педагога с учащимися: монтаж и выкладывание ролика на видеохостинг, PR ролика в социальных сетях.
Во время этих действий учащиеся активно работают с материалом учебного предмета. Тему, на которую снимается ролик, они глубоко осваивают. Образовательный результат, который оценивается в данном случае, – сам видеоролик.
Программы для монтажа и создания видео
Для создания видеороликов учитель может воспользоваться любой программой из следующего перечня.
Pinnacle Studio
В программе пользователь режет и склеивает, улучшает качество изображения, накладывает спецэффекты, изменяет форматы видео. Он ставит маркеры на шкале времени, пользуется возможностью совмещать существующие видео- и аудиоформаты. А также экспортирует Mp3, 3GP, WAV и Flash Video. Недостатки: большой размер (около 2Gb) и требовательность к системным параметрам.

ЧЕК-ЛИСТ
Внедрение отдельных учебных занятий с видеороликами эффективно:
- для повышения учебной мотивации;
- развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
- создания психологически комфортной образовательной среды (в т. ч. для обучающихся, склонных к девиантному поведению);
- совершенствования педагогического мастерства
Camtasia Studio
Записывает видео с экрана. Видеоизображение можно редактировать и воспроизводить при помощи встроенных проигрывателей. Сохраняются все действия в расширении AVI. Можно перевести файл в формат SWF, AVI, MOV, FLV, GIF, WMV, RM, CAMV.
Утилита содержит в себе оригинальный кодек TSCC, который качественно кодирует информацию при минимальных затратах системных ресурсов. Поэтому компьютеры слабых конфигураций способны работать с данной программой.
Adobe After Effects
Подойдет для обработки небольших по объему материалов – рекламных роликов, клипов, титров для передач и фильмов.
HyperCam 3
Подходит для захвата и записи видеоизображений с экранов мониторов для наглядного пошагового описания программ, проведения семинаров и обучающих тренингов.
Movavi Video Suite- Sony Vegas Pro
Легкая в применении для пользователей без опыта монтажа видео. Функции: конвертирование, захват, редактирование, резка, монтаж, запись на DVD и CD. Также сохраняет полученный материал на iPod и Sony PSP. Исходные форматы: AVI, MPEG различных типов (включая MPEG4), Video CD и DVD, WMF, ASF и MOV.
Adobe Premiere Pro
Предоставляет возможность редактировать ролики в режиме реального времени. Это удобно и позволяет достичь четкого контроля и качественной обработки любого сегмента видеофайла. Можно работать с форматами HD, SD, HDV, Flash Video. Есть управление файлами с помощью Adobe Bridge, который организовывает разнотипные файлы (аудио, видео или графику).
Ulead VideoStudio
Дает возможность пользователю проводить манипуляции, связанные с захватом из многих видеозаписывающих приспособлений, записью и монтажом. К видеоролику прикрепляется необходимая звуковая дорожка и эффект.
Можно захватывать файлы самых разных расширений, записывать в MPEG-1,2,3,4 в режиме реального времени. Версия Ulead VideoStudio Plus имеет возможность работать с Blu-ray и записывать видео в форматах HD. Это добавление сжимает большие размеры HD-файлов в более компактные и включает до шести эффектов одновременно.

ВАЖНО
В ходе работы над роликом педагог знакомит обучающихся с профессиями режиссера, сценариста, монтажера (режиссера монтажа), корреспондента, звукорежиссера и т. п. Урок превращается в работу студии
VirtualDub
Обладает следующими функциями: разрезка и склейка, добавление фильтров. Программа способна вставлять и убирать звук, раскладывать видео на отдельные кадры. Имеет фильтры, которые легко можно накладывать на видео. Есть функция наложения нескольких фильтров на один участок, наложения фильтров, которых нет в каталоге программы (скачиваются из сети). Раскадровка видео позволяет сохранить каждый кадр в отдельном файле и расписать сценарий сохранения.
Bandicam
Мало нагружает операционную систему. Ее удобно использовать для записи игр. Программа может снимать выбранную область экрана или полностью весь экран. Видео получается компактным по размеру и может быть сохранено в форматах AVI, XVID, MJPEG, MP2, PCM.
Windows Movie Maker
Видеоредактор, который поможет пользователю создать собственное видео и презентации. Новичок сможет почувствовать себя кинорежиссером в своей собственной студии, т. к. в программе простой и понятный интерфейс. Можно применять многократные эффекты перехода, которые заставят видео выглядеть профессионально; изменять скорость воспроизведения с возможностью просматривать полученный результат в окне предварительного просмотра; записывать заголовки для видео и добавлять титры и пр.
Современные ученики получают знания не только и не столько в школе. Это причина распространения в педагогическом сообществе стереотипа: школьники не хотят и не любят учиться, они приходят в образовательную организацию только для общения со сверстниками. Чтобы увлечь учеников образовательной деятельностью, школа должна постепенно становиться центром событий. Создавать эти события и наполнять их смыслом – задача учителей.
Сегодня школа – не только источник знаний, но и навигатор в информационном пространстве. Какие знания обучающиеся будут извлекать из информационных потоков – зависит от самих педагогов. И пусть о вас говорят!

К сведению