ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2022года
Программа наставничества

Алгоритм, чтобы выстроить работу

Марина Лазарева, доцент кафедры педагоги и психологии СПбУТУиЭ, к. п. н., ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ»
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 8. В статье – алгоритм, который поможет школе организовать взаимодействие участников программы наставничества. Его разработала кандидат педагогических наук с опорой на свой экспертный опыт. Алгоритм соответствует Целевой модели наставничества, которую утвердило Минпросвещения. Также эксперт подготовила карточки, которые помогут сформировать наставнические пары или группы и определить формы их взаимодействия. Еще найдете образцы индивидуальных планов и опросники, чтобы организовать и проконтролировать работу пары или группы в течение учебного года. Для каждой формы наставничества найдете свой образец плана и карточку.

Аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение

Минпросвещения утвердило целевую модель наставничества и рекомендовало внедрить ее в школах (распоряжение от 25.12.2019 № Р-145). Реализовать программу наставничества в школе нужно в том случае, если региональный орган исполнительной власти выпустил соответствующий приказ или распоряжение.

Для начала займитесь разработкой нормативной базы. Нужно подготовить три документа – программу наставничества, положение и приказ. Дорожную карту, чтобы внедрить наставничество в школе, можете включить в структуру программы. А в приказе пропишите ответственного за организацию наставничества и куратора.

Когда подготовите нормативную базу, соберите у коллег данные о потенциальных наставниках и наставляемых. Поручите куратору подготовить две базы – наставников и наставляемых. Соберите заявления у желающих принять участие в программе.

Затем поручите куратору провести обучение наставников. Здесь можно привлечь экспертов и специалистов по наставничеству или пригласить опытных учителей из других школ, которые уже были наставниками. Когда закончите подготовительные мероприятия, организуйте работу наставников и наставляемых.

СПРАВКА

Когда подберете пары для наставников и сформируете группы, подготовьте приказ, чтобы директор утвердил решение

Шаг 1. Сформируйте наставнические пары или группы

Организуйте общее мероприятие для наставников и наставляемых. Привлеките к участию куратора и педагога-психолога. Желательно использовать активные формы взаимодействия на мероприятии. Например, квест или соревнование. Это поможет сплотить участников и определить пары или группы.

Когда будете формировать пары или группы участников, ориентируйтесь на опыт наставника и запросы наставляемых. Стремитесь к тому, чтобы в парах или группах сложились взаимные интересы и симпатия. Используйте три карточки с характеристиками участников. Карточки помогут сформировать наставнические пары или группы, а также определить формы взаимодействия между участниками.

Характеристики участников

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите карточку, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Шаг 2. Подготовьте индивидуальные планы

Совместно с куратором и наставниками выберите для индивидуальных планов форму наставничества и ролевую модель. Также определите мероприятия, сроки проведения и планируемый результат. Возьмите образец индивидуального плана под руководством наставника для формы «Ученик – ученик» и другие формы наставничества.

Образцы индивидуального плана развития под руководством наставника по форме

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите образец плана.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Шаг 3. Продумайте организационные вопросы

Определите количество очных встреч наставников с наставляемыми. Привлеките к обсуждению куратора и наставников. Такие встречи нужно планировать заранее, а их длительность должна быть не менее часа.

Дистанционная работа наставника с наставляемым в формате переписки в соцсетях или телефонных разговоров не регламентируется. Однако наставнику необходимо фиксировать результаты таких встреч. Например, в дневнике. Это поможет наставнику своевременно скорректировать план, а куратору – оценить работу наставника.

Шаг 4. Проанализируйте встречи наставников и наставляемых

Вместе с куратором посетите встречи наставников и наставляемых в течение учебного года. Чтобы проанализировать встречи, предложите участникам программы опросник, а затем – сравните ответы. Возьмите готовый образец опросника.

Поручите куратору посетить заключительную встречу каждой наставнической пары или группы. На этой встрече необходимо обсудить работу и подвести ее итоги. Пусть куратор предложит наставникам и наставляемым опросник и зафиксирует ответы. Воспользуйтесь готовым образцом опросника. Так вы сможете оценить результаты работы наставника.

Опросники наставника с наставляемым

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите опросник, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Шаг 5. Проведите финальное мероприятие

Чтобы подвести итоги реализации наставничества и наградить лучшие пары или группы, запланируйте финальное мероприятие. Например, фестиваль. Пусть он будет торжественным и публичным. Так, школа заинтересует тех, кто хочет стать наставником, и повысит престиж наставнической деятельности.

Пригласите на мероприятие учеников, родителей, педагогов и выпускников школы. Включите в план мероприятия презентации работ наставнических пар или групп. Лучшие презентации разместите на сайте школы в разделе «Наставничество». Также можно создать виртуальную или реальную доску почета наставников с фотографиями и достижениями участников программы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

10
Октябрь 2022года
Программа наставничества

Программа наставничества: инструменты, чтобы провести мониторинг реализации

Марина Лазарева, доцент кафедры педагоги и психологии СПбУТУиЭ, к. п. н., ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ»
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 9. В статье – комплект инструментов, которые помогут провести мониторинг реализации программы наставничества. С помощью опросных листов подведете итоги в два этапа. Опросник для SWOT-анализа позволит выявить сильные и слабые стороны наставничества в вашей школе. А анкета для куратора поможет ему провести качественный анализ программы и оценить ее. Для каждой формы наставничества найдете свой образец опросных листов и опросника для SWOT-анализа. Все образцы учитывают требования целевой модели наставничества, которую утвердило Минпросвещения.

СПРАВКА

SWOT-анализ – отчет, который выявляет факторы внутренней и внешней среды школы по четырем категориям:
Strengths (сильные стороны);
Weakness (слабые стороны);
Opportunities (возможности);
Threats (угрозы)

В школе должна быть нормативная база, чтобы реализовать наставничество, – положение, программа и приказ. Также придется собрать данные о потенциальных участниках программы наставничества. На основании этих сведений куратор сможет подготовить две базы – наставников и наставляемых. Еще участники программы должны написать заявление о желании принять участие в программе, а наставники – пройти обучение у кураторов.

Когда закончите подготовительные мероприятия, организуйте работу наставников и наставляемых. Для этого сформируйте наставнические пары или группы с учетом пожеланий и запросов участников. Вместе с куратором разработайте индивидуальные планы для каждой пары или группы. Также отразите в документах мероприятия и сроки, форматы и количество встреч участников.

Чтобы подвести итоги реализации программы наставничества, поручите куратору организовать мониторинг в два этапа (п. 6.1 Методологии, утвержденной распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145). На первом этапе нужно оценить качество и условия реализации программы и работу наставнических пар. На втором – проанализировать влияние наставничества на участников.

Оцените качество и условия реализации программы

Поручите куратору провести SWOT-анализ реализации программы наставничества. Для этого куратору нужно опросить наставников и наставляемых. Предложите коллеге опросники для SWOT-анализа по формам, которые реализую в вашей школе. Когда куратор обобщит ответы наставников и наставляемых, он сможет внести сведения по каждой форме наставничества в таблицу SWOT-анализа.

Опросники для SWOT-анализа

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите образец опросника.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Порекомендуйте куратору заполнить анкету. Используйте готовый образец анкеты. Затем вместе с куратором проанализируйте его ответы и сделайте выводы. Это позволит оценить условия организации программы наставничества и понять, насколько она соответствует требованиям Минпросвещения.

Форма анкеты куратора

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Проанализируйте влияние программы на участников

На втором этапе мониторинга поручите куратору провести анкетирование наставников и наставляемых. Это следует сделать перед началом, а также после завершения совместной работы участников программы. Скачайте ниже и воспользуйтесь готовыми опросными листами для форм наставничества, которые реализуете в школе. Когда наставники и наставляемые пройдут анкетирование, проанализируйте их ответы и сделайте выводы.

Опросные листы для первого этапа программы наставничества

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите образец опросника.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Опросные листы для второго этапа программы наставничества

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите образец опросника.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2022года
Спецпроект. Документы

Документы–2022: направления контроля работы педагогов

В сервисе комплект документов, которые помогут оперативно проконтролировать работу педагогов по основным направлениям их деятельности. Для каждого направления контроля найдете готовые инструменты и образцы, которые помогут зафиксировать итоги проверки.

Video Player is loading.
Current Time 0:00
Duration -:-
Loaded: 0%
Stream Type LIVE
Remaining Time -:-
1x






Инструкция

Кликайте по вкладкам с названиями направлений контроля, чтобы выбрать документы.

 – закрыть вкладку

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Анкеты, чтобы определить уровень гражданско-патриотического воспитания школьников

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите анкету.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Справка по итогам исследования уровня гражданско-патриотического воспитания школьников

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

 Справка по итогам контроля работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

КАЧЕСТВО УРОКОВ 

Карта оценки и протокол хода урока

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку.

2. Кликните Копировать внизу протокола, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).

3.  – посмотрите подсказку.

4. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Форма мониторинга качества уроков

Кликните Копировать внизу формы, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

 Содержание▲

 4 справки по итогам контроля качества результатов учеников перед ВПР

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Анкета для педагогов

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Диагностическая карта

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Cправка по итогам проверки готовности педагогов к переходу
на новые ФГОС

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНЫМ КАБИНЕТАМ

Лист контроля № 1. Учебная доска

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте



















Шаблон листа контроля № 1
Скачать

Содержание▲

Лист контроля № 2. Специальное оборудование

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте







Шаблон листа контроля № 2
Скачать

Содержание▲

Лист контроля № 3. Учебная мебель

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте

























Шаблон листа контроля № 3
Скачать

Содержание▲

Лист контроля № 4. Учебное оборудование

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте

































Шаблон листа контроля № 4
Скачать

Содержание▲

Лист контроля № 5. Условия для пребывания

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте
























Шаблон листа контроля № 5
Скачать

Содержание▲

САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НА УРОКАХ

Лист контроля № 1. Подготовка кабинета

Инструкция

Листайте странички документа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Лист контроля № 2. Организация урока в 1-х классах

Инструкция

Листайте странички документа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Лист контроля № 3. Организация урока во 2-11-х классах

Инструкция

Листайте странички документа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Cправка по результатам контроля соблюдения санитарных правил

Инструкция

Листайте странички справки, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В УРОКАХ

Лист контроля чтобы оценить, как учителя включили в уроки воспитательный компонент

Инструкция

 – посмотрите подсказку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Справка по результатам контроля

Инструкция

Листайте страницы справки, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

3 карты контроля уроков, чтобы проверить, как педагоги развивают функциональную грамотность школьников

Инструкция

Вместо синего текста введите свои данные. Скачать карты вы можете, нажав

Содержание▲

Анкета, чтобы выявить профессиональные затруднения педагогов
в вопросах формирования функциональной грамотности школьников

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ВНЕДРЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

9 бланков анализа, чтобы проверить, как педагоги внедряют концепции преподавания

Инструкция

Скачайте бланк с результатами, нажав на кнопку

Содержание▲

ПОДГОТОВКА К ГИА

План контроля подготовки к ГИА

Инструкция

Листайте страницы плана, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Оценочный лист качества подготовки к ГИА

Инструкция

Листайте страницы оценочного листа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Карта оценки урока в выпускном классе перед ГИА

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Содержание▲

Справки по итогам контроля качества образовательных результатов выпускников 9-х и 11-х классов перед проведением ГИА

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите справку. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛОВ УСПЕВАЕМОСТИ

Чек-лист

Содержание▲

5 образцов справок по итогам контроля, которые отличаются по цели проверки журналов

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНИКОВ

Приказ о мониторинге

Инструкция

Листайте образец приказа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Отчет педагога-предметника по классам

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Карта анализа срезовых работ

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Отчет педагога-предметника о работе с неуспевающими учениками

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Справка по итогам контроля

Инструкция

Листайте образец справки, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ОБЪЕМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Таблица для анализа объема выполнения РП 

Кликните на черные точки , чтобы прочитать комментарии.

Содержание▲

Образец листа корректировки РП

Кликните на черные точки , чтобы прочитать комментарии

Содержание▲

 Образец справки по объему выполнения рабочих программ 

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: УРОВЕНЬ ВЫПОЛНЕНИЯ И КАЧЕСТВО

Таблица 1. Уровень реализации содержания программы

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Таблица 2. Уровень полноты выполнения программы

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Таблица 3. Уровень реализации практической части программы

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Таблица 4. Практические мероприятия за учебный год

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Таблица 5. Учебные достижения школьников

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные.  – посмотрите подсказку.

Содержание▲

Справка по итогам контроля

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

РАБОТА С ЛИЧНЫМИ ДЕЛАМИ ШКОЛЬНИКОВ

Положение, личная карта, опись

Инструкция

Выберите вкладку с документом.

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

Добавить – добавьте строки, чтобы внести других учеников

Печать – распечатайте документ

 – посмотрите совет или подсказку

Содержание▲

Памятка «Документы, которые родители должны подать вместе с заявлением о приеме в школу»

Содержание▲

Памятка «Личное дело ученика: в каком порядке подшивать документы при приеме»

Содержание▲

Чек-лист «Как заполнять личное дело при переводе ученика в следующий класс»

Содержание▲

Чек-лист «Как заполнять личное дело при переводе ученика из другой школы»

Содержание▲

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Требования к структуре рабочих программ


Скачать

Содержание▲

Образец справки по итогам контроля структуры рабочих программ

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Шаблон для самоанализа воспитательной деятельности классного руководителя

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Содержание▲

Фрагмент технологической карты воспитательной деятельности классных руководителей по параллели

Инструкция

Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Содержание▲

Справка по итогам воспитательной работы за учебный год


Скачать

Содержание▲

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК

Алгоритм, чтобы выстроить работу

В статье – алгоритм, который поможет школе организовать взаимодействие участников программы наставничества. Его разработала кандидат педагогических наук с опорой на свой экспертный опыт. Алгоритм соответствует Целевой модели наставничества, которую утвердило Минпросвещения. Также эксперт подготовила карточки, которые помогут сформировать наставнические пары или группы и определить формы их взаимодействия. Еще найдете образцы индивидуальных планов и опросники, чтобы организовать и проконтролировать работу пары или группы в течение учебного года. Для каждой формы наставничества найдете свой образец плана и карточку.

Войдите или зарегистрируйтесь

Мы сразу откроем неограниченный доступ к журналу на 3 дня.

Впервые на сайте? Зарегистрируйтесь