Алгоритм, чтобы выстроить работу
Аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение
Минпросвещения утвердило целевую модель наставничества и рекомендовало внедрить ее в школах (распоряжение от 25.12.2019 № Р-145). Реализовать программу наставничества в школе нужно в том случае, если региональный орган исполнительной власти выпустил соответствующий приказ или распоряжение.
Для начала займитесь разработкой нормативной базы. Нужно подготовить три документа – программу наставничества, положение и приказ. Дорожную карту, чтобы внедрить наставничество в школе, можете включить в структуру программы. А в приказе пропишите ответственного за организацию наставничества и куратора.
Когда подготовите нормативную базу, соберите у коллег данные о потенциальных наставниках и наставляемых. Поручите куратору подготовить две базы – наставников и наставляемых. Соберите заявления у желающих принять участие в программе.
Затем поручите куратору провести обучение наставников. Здесь можно привлечь экспертов и специалистов по наставничеству или пригласить опытных учителей из других школ, которые уже были наставниками. Когда закончите подготовительные мероприятия, организуйте работу наставников и наставляемых.

СПРАВКА
Когда подберете пары для наставников и сформируете группы, подготовьте приказ, чтобы директор утвердил решение
Шаг 1. Сформируйте наставнические пары или группы
Организуйте общее мероприятие для наставников и наставляемых. Привлеките к участию куратора и педагога-психолога. Желательно использовать активные формы взаимодействия на мероприятии. Например, квест или соревнование. Это поможет сплотить участников и определить пары или группы.
Когда будете формировать пары или группы участников, ориентируйтесь на опыт наставника и запросы наставляемых. Стремитесь к тому, чтобы в парах или группах сложились взаимные интересы и симпатия. Используйте три карточки с характеристиками участников. Карточки помогут сформировать наставнические пары или группы, а также определить формы взаимодействия между участниками.
Характеристики участников
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите карточку, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Шаг 2. Подготовьте индивидуальные планы
Совместно с куратором и наставниками выберите для индивидуальных планов форму наставничества и ролевую модель. Также определите мероприятия, сроки проведения и планируемый результат. Возьмите образец индивидуального плана под руководством наставника для формы «Ученик – ученик» и другие формы наставничества.
Образцы индивидуального плана развития под руководством наставника по форме
Инструкция
1. Кликните на кнопку и выберите образец плана.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Шаг 3. Продумайте организационные вопросы
Определите количество очных встреч наставников с наставляемыми. Привлеките к обсуждению куратора и наставников. Такие встречи нужно планировать заранее, а их длительность должна быть не менее часа.
Дистанционная работа наставника с наставляемым в формате переписки в соцсетях или телефонных разговоров не регламентируется. Однако наставнику необходимо фиксировать результаты таких встреч. Например, в дневнике. Это поможет наставнику своевременно скорректировать план, а куратору – оценить работу наставника.
Шаг 4. Проанализируйте встречи наставников и наставляемых
Вместе с куратором посетите встречи наставников и наставляемых в течение учебного года. Чтобы проанализировать встречи, предложите участникам программы опросник, а затем – сравните ответы. Возьмите готовый образец опросника.
Поручите куратору посетить заключительную встречу каждой наставнической пары или группы. На этой встрече необходимо обсудить работу и подвести ее итоги. Пусть куратор предложит наставникам и наставляемым опросник и зафиксирует ответы. Воспользуйтесь готовым образцом опросника. Так вы сможете оценить результаты работы наставника.
Опросники наставника с наставляемым
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите опросник, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Шаг 5. Проведите финальное мероприятие
Чтобы подвести итоги реализации наставничества и наградить лучшие пары или группы, запланируйте финальное мероприятие. Например, фестиваль. Пусть он будет торжественным и публичным. Так, школа заинтересует тех, кто хочет стать наставником, и повысит престиж наставнической деятельности.
Пригласите на мероприятие учеников, родителей, педагогов и выпускников школы. Включите в план мероприятия презентации работ наставнических пар или групп. Лучшие презентации разместите на сайте школы в разделе «Наставничество». Также можно создать виртуальную или реальную доску почета наставников с фотографиями и достижениями участников программы.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Программа наставничества: инструменты, чтобы провести мониторинг реализации

СПРАВКА
SWOT-анализ – отчет, который выявляет факторы внутренней и внешней среды школы по четырем категориям:Strengths (сильные стороны);
Weakness (слабые стороны);
Opportunities (возможности);
Threats (угрозы)
В школе должна быть нормативная база, чтобы реализовать наставничество, – положение, программа и приказ. Также придется собрать данные о потенциальных участниках программы наставничества. На основании этих сведений куратор сможет подготовить две базы – наставников и наставляемых. Еще участники программы должны написать заявление о желании принять участие в программе, а наставники – пройти обучение у кураторов.
Когда закончите подготовительные мероприятия, организуйте работу наставников и наставляемых. Для этого сформируйте наставнические пары или группы с учетом пожеланий и запросов участников. Вместе с куратором разработайте индивидуальные планы для каждой пары или группы. Также отразите в документах мероприятия и сроки, форматы и количество встреч участников.
Чтобы подвести итоги реализации программы наставничества, поручите куратору организовать мониторинг в два этапа (п. 6.1 Методологии, утвержденной распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145). На первом этапе нужно оценить качество и условия реализации программы и работу наставнических пар. На втором – проанализировать влияние наставничества на участников.
Оцените качество и условия реализации программы
Поручите куратору провести SWOT-анализ реализации программы наставничества. Для этого куратору нужно опросить наставников и наставляемых. Предложите коллеге опросники для SWOT-анализа по формам, которые реализую в вашей школе. Когда куратор обобщит ответы наставников и наставляемых, он сможет внести сведения по каждой форме наставничества в таблицу SWOT-анализа.
Опросники для SWOT-анализа
Инструкция
1. Кликните на кнопку и выберите образец опросника.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Порекомендуйте куратору заполнить анкету. Используйте готовый образец анкеты. Затем вместе с куратором проанализируйте его ответы и сделайте выводы. Это позволит оценить условия организации программы наставничества и понять, насколько она соответствует требованиям Минпросвещения.
Форма анкеты куратора
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Проанализируйте влияние программы на участников
На втором этапе мониторинга поручите куратору провести анкетирование наставников и наставляемых. Это следует сделать перед началом, а также после завершения совместной работы участников программы. Скачайте ниже и воспользуйтесь готовыми опросными листами для форм наставничества, которые реализуете в школе. Когда наставники и наставляемые пройдут анкетирование, проанализируйте их ответы и сделайте выводы.
Опросные листы для первого этапа программы наставничества
Инструкция
1. Кликните на кнопку и выберите образец опросника.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Опросные листы для второго этапа программы наставничества
Инструкция
1. Кликните на кнопку и выберите образец опросника.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Документы–2022: направления контроля работы педагогов
This is a modal window.
Инструкция
Кликайте по вкладкам с названиями направлений контроля, чтобы выбрать документы.
– закрыть вкладку
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Анкеты, чтобы определить уровень гражданско-патриотического воспитания школьников
Инструкция
1. Кликните на кнопку и выберите анкету.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Справка по итогам исследования уровня гражданско-патриотического воспитания школьников
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Справка по итогам контроля работы по гражданско-патриотическому воспитанию
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
КАЧЕСТВО УРОКОВ
Карта оценки и протокол хода урока
Инструкция
1. Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку.
2. Кликните Копировать внизу протокола, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V).
3. – посмотрите подсказку.
4. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Форма мониторинга качества уроков
Кликните Копировать внизу формы, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)
4 справки по итогам контроля качества результатов учеников перед ВПР
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
Анкета для педагогов
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Диагностическая карта
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Cправка по итогам проверки готовности педагогов к переходу
на новые ФГОС
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНЫМ КАБИНЕТАМ
Лист контроля № 1. Учебная доска
Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте
Шаблон листа контроля № 1
Скачать
Лист контроля № 2. Специальное оборудование
Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте
Шаблон листа контроля № 2
Скачать
Лист контроля № 3. Учебная мебель
Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте
Шаблон листа контроля № 3
Скачать
Лист контроля № 4. Учебное оборудование
Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте
Шаблон листа контроля № 4
Скачать
Лист контроля № 5. Условия для пребывания
Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте
Шаблон листа контроля № 5
Скачать
САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НА УРОКАХ
Лист контроля № 1. Подготовка кабинета
Инструкция
Листайте странички документа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Лист контроля № 2. Организация урока в 1-х классах
Инструкция
Листайте странички документа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Лист контроля № 3. Организация урока во 2-11-х классах
Инструкция
Листайте странички документа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Cправка по результатам контроля соблюдения санитарных правил
Инструкция
Листайте странички справки, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В УРОКАХ
Лист контроля чтобы оценить, как учителя включили в уроки воспитательный компонент
Инструкция
– посмотрите подсказку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Справка по результатам контроля
Инструкция
Листайте страницы справки, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
3 карты контроля уроков, чтобы проверить, как педагоги развивают функциональную грамотность школьников
Инструкция
Вместо синего текста введите свои данные. Скачать карты вы можете, нажав
Анкета, чтобы выявить профессиональные затруднения педагогов
в вопросах формирования функциональной грамотности школьников
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
ВНЕДРЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОНЦЕПЦИЙ
9 бланков анализа, чтобы проверить, как педагоги внедряют концепции преподавания
Инструкция
Скачайте бланк с результатами, нажав на кнопку
ПОДГОТОВКА К ГИА
План контроля подготовки к ГИА
Инструкция
Листайте страницы плана, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Оценочный лист качества подготовки к ГИА
Инструкция
Листайте страницы оценочного листа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Карта оценки урока в выпускном классе перед ГИА
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Справки по итогам контроля качества образовательных результатов выпускников 9-х и 11-х классов перед проведением ГИА
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите справку. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
ВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛОВ УСПЕВАЕМОСТИ
Чек-лист
5 образцов справок по итогам контроля, которые отличаются по цели проверки журналов
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНИКОВ
Приказ о мониторинге
Инструкция
Листайте образец приказа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Отчет педагога-предметника по классам
Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные. – посмотрите подсказку.
Карта анализа срезовых работ
Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные. – посмотрите подсказку.
Отчет педагога-предметника о работе с неуспевающими учениками
Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные. – посмотрите подсказку.
Справка по итогам контроля
Инструкция
Листайте образец справки, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
ОБЪЕМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Таблица для анализа объема выполнения РП
Кликните на черные точки , чтобы прочитать комментарии.
Образец листа корректировки РП
Кликните на черные точки , чтобы прочитать комментарии
Образец справки по объему выполнения рабочих программ
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: УРОВЕНЬ ВЫПОЛНЕНИЯ И КАЧЕСТВО
Таблица 1. Уровень реализации содержания программы
Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные. – посмотрите подсказку.
Таблица 2. Уровень полноты выполнения программы
Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные. – посмотрите подсказку.
Таблица 3. Уровень реализации практической части программы
Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные. – посмотрите подсказку.
Таблица 4. Практические мероприятия за учебный год
Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные. – посмотрите подсказку.
Таблица 5. Учебные достижения школьников
Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные. – посмотрите подсказку.
Справка по итогам контроля
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
РАБОТА С ЛИЧНЫМИ ДЕЛАМИ ШКОЛЬНИКОВ
Положение, личная карта, опись
Инструкция
Выберите вкладку с документом.
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Отредактируйте текст документа
Добавить – добавьте строки, чтобы внести других учеников
Печать – распечатайте документ
– посмотрите совет или подсказку
Памятка «Документы, которые родители должны подать вместе с заявлением о приеме в школу»
Памятка «Личное дело ученика: в каком порядке подшивать документы при приеме»
Чек-лист «Как заполнять личное дело при переводе ученика в следующий класс»
Чек-лист «Как заполнять личное дело при переводе ученика из другой школы»
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Требования к структуре рабочих программ
Образец справки по итогам контроля структуры рабочих программ
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Шаблон для самоанализа воспитательной деятельности классного руководителя
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Фрагмент технологической карты воспитательной деятельности классных руководителей по параллели
Инструкция
Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Справка по итогам воспитательной работы за учебный год
