ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2022года
Переход на ФГОС-2021

Как составить рабочую программу по новым ФГОС. Инструкция

Лариса Бикбаева, замдиректора по УВР МБОУ «СОШ № 12» г. Анжеро-Судженск
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 3. В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Примеры с фрагментами рабочей программы помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания. Вам же останется только раздать педагогам готовую инструкцию с примерами.

ВАЖНО

Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

Скачать

Ознакомьтесь с документами

Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.

Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1 справа. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей


Скачать

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

СПРАВКА

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей по ФГОС 2021 года скачайте с сайта fgosreestr.ru

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

Требования
Требования
В таблице – общие требования к предметным результатам уровня образования. Требования для конкретного предмета найдете в четвертых разделах новых ФГОС НОО и ООО

Скачать

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

Скачать

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021


Скачать

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4 справа. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование


Скачать

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей


Скачать

Также посмотрите фрагмент рабочей программы по истории, в которой программа воспитания учтена в пояснительной записке. Смотрите еще два фрагмента, в которых воспитательный потенциал уроков отражен в тематическом планировании или в разделе о содержании предмета, курса, модуля.

Фрагменты рабочих программ, в которых учитывается программа воспитания

Инструкция

Кликните на название, чтобы посмотреть фрагменты

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2022года
Переход на ФГОС-2021

Шесть локальных актов по обучению, которые надо проверить из-за ФГОС-2021

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 9. В статье разберетесь, какие локальные акты нужно обновить в связи с переходом 1-х и 5-х классов на ФГОС-2021. Юрист Актион Образование проанализировал все изменения и подготовил образцы. Готовые примеры формулировок помогут вам скорректировать текст документов и учесть новые требования.

В 2022/23 учебном году школы переходят на ФГОС-2021 НОО и ООО, поэтому перед началом нового учебного года проведите ревизию документов. Вам понадобится обновить содержание локальных актов школы, чтобы учесть все требования новых образовательных стандартов. В некоторых документах будет достаточно обновить нормативно-правовую базу. Например, в положении об организации обучения лиц с ОВЗ. А в таких локальных актах, как положение о дистанционном обучении и порядок обучения по индивидуальному учебному плану, нужно учесть ряд требований, которые включает новый ФГОС.

Положение о рабочей программе

Скорректировать положение о рабочей программе необходимо в связи с новыми требованиями ФГОС-2021 к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов или модулей. Какие изменения коснулись структуры рабочей программы в соответствии с требованиями новых ФГОС, посмотрите на схеме.

Вы можете разработать два раздела в локальном акте и соединить нормы образовательных стандартов второго и третьего поколения в одном документе. Так, добавьте требования к структуре и содержанию рабочей программы учебного курса, предмета или модуля по новым ФГОС. Старые требования пока нужно оставить. Ведь даже если все 1–9-е классы перешли на новые ФГОС НОО и ООО, 10–11-е классы продолжают обучаться по ФГОС СОО второго поколения. А в них требования к рабочей программе не изменились. Как сформулировать в положении требования новых образовательных стандартов к структуре рабочих программ, посмотрите в примере.

Фрагмент положения о рабочей программе – о структуре рабочих программ по ФГОС-2021

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации

В новых образовательных стандартах есть требования к системе оценки достижения планируемых результатов ООП ООО. Теперь необходимо создать специальные условия, чтобы проводить текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию с учетом здоровья учеников с ОВЗ и их особых образовательных потребностей (п. 31.3 ФГОС-2021 ООО). Ранее ФГОС не содержал такого требования. Укажите новые сведения в разделах положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации. Как сформулировать в положении требования ФГОС-2021 к условиям аттестации учеников с ОВЗ, посмотрите в примере.

Фрагмент положения о текущем контроле и промежуточной аттестации – об условиях аттестации учеников с ОВЗ

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Порядок обучения по индивидуальному плану

Проанализируйте порядок обучения по индивидуальному учебному плану. Ведь новые ФГОС содержат пункт, который позволяет сократить срок обучения для детей по ИУП (п. 17 ФГОС-2021 НОО, п. 17 ФГОС-2021 ООО). В образовательных стандартах второго поколения такого уточнения не было. При этом ФГОС-2021 не предусматривают возможность увеличить срок обучения по индивидуальному учебному плану. Однако вы можете предусмотреть этот аспект в локальном акте об ИУП. Для этого обозначьте в документе, что срок обучения по ИУП для детей, которые обучаются по новым ФГОС, можно ускорить. Посмотрите пример формулировки о сроках обучения по ИУП по ФГОС-2021 в порядке обучения по индивидуальному учебному плану.

Фрагмент порядка обучения по индивидуальному учебному плану – о сроках обучения по ИУП

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Положение о языке обучения

По новым ФГОС родители школьников вправе выбирать, включать ли в учебный план предметы «Литературное чтение на родном языке» на уровне НОО, «Родная литература» и «Второй иностранный язык» на уровне ООО, а также «Родной язык» на уровне НОО и ООО (п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Если родители не захотят, чтобы дети осваивали эти предметы, школа не должна их вводить. Пропишите новые требования ФГОС-2021 об учебных предметах по выбору родителей в положении о языке обучения. Можете опираться на формулировку в примере.

Фрагмент положения о языке обучения – об учебных предметах по выбору родителей

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

СПРАВКА

ФГОС-2021 впервые закрепил требование, что школа должна обеспечить доступ к своей информационно-образовательной среде, в том числе к результатам промежуточной аттестации (п. 34.3 ФГОС-2021 НОО, п. 35.3 ФГОС-2021 ООО)

Положение о дистанционном обучении

ФГОС-2021 закрепляют право школы применять различные образовательные технологии (п. 19 ФГОС-2021 НОО, п. 19 ФГОС-2021 ООО). Образовательные стандарты второго поколения такого права не допускали. Это нововведение поможет школе объяснить родителям, что она может использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в процессе обучения. Также школа должна обеспечить школьников индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам, если ученики работают с дистанционными технологиями. Причем доступ должен быть не только на территории школы, но и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС-2021 НОО, п. 35.4 ФГОС-2021 ООО).

В положении о дистанционном обучении следует обновить перечень нормативных правовых актов. Добавьте в него новые ФГОС и пункт об обязательном доступе школьников к информационно-образовательной среде школы. Как это оформить, посмотрите в примере.

Фрагмент положения о дистанционном обучении – о перечне нормативных правовых актов и предоставлении индивидуального авторизованного доступа для школьников

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Положение об организации обучения лиц с ОВЗ 

В перечне документов, на основании которых разработали положение об организации обучения лиц с ОВЗ, укажите новый ФГОС основного общего образования. Именно этот образовательный стандарт содержит нормы, которые регламентируют обучение учеников с ОВЗ. Формулировку, чтобы обновить нормативную базу в положении, смотрите в примере.

Фрагмент положения об организации обучения лиц с ОВЗ – о перечне нормативных правовых актов

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Другие локальные акты

Video Player is loading.
Current Time 0:00
Duration -:-
Loaded: 0%
Stream Type LIVE
Remaining Time -:-
1x

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2022года
План работы
Локальные документы

Что включить в положение об особенностях преподавания ОДНКНР по ФГОС-2021

Елена Крылова, заместитель директора по УВР КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
В статье разберетесь, какие особенности зафиксировать в положении о преподавании ОДНКНР. Также найдете готовый образец документа, который учитывает требования ФГОС-2021 и новой концепции преподавания предметной области ОДНКНР.

Включите ОДНКНР в учебный план и разработайте положение об особенностях его преподавания. Укажите в документе форму, в которой собираетесь организовать изучение предметной области. Зафиксируйте регламент, по которому родители выбирают учебный курс или модуль ОДНКНР. Также пропишите, как планируете оценивать предметные результаты школьников и как будете выставлять отметку за предмет или курс в аттестат. Проверьте, чтобы положение соответствовало требованиям ФГОС-2021 ООО и концепции преподавания предметной области ОДНКНР. Посмотрите готовый образец положения.

Образец положения об особенностях преподавания ОДНКНР по ФГОС-2021

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ОДНКНР входит в перечень обязательных предметных областей на уровне ООО. Поэтому школе необходимо предусмотреть ее в обязательной части учебного плана. Еще одно требование нового стандарта – родители выбирают учебный модуль ОДНКНР из перечня, который предлагает школа (п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Предметная область должна опираться на региональные, национальные и этнокультурные особенности региона. Также с 1 сентября 2022 года школам необходимо учитывать концепцию преподавания предметной области ОДНКНР (протокол решения ФУМО от 29.04.2022 № 2/22).

Может возникнуть ситуация, когда родитель отказывается выбирать модуль или курс ОДНКНР. Разъясните родителю, что школьник обязан освоить ООП, а эта предметная область обязательна (п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Еще один вариант – предложите перевести ребенка на индивидуальный учебный план, а модуль или курс ОДНКНР изучить в семейной форме.

Система оценивания предметных результатов

Когда будете разрабатывать систему оценивания ОДНКНР, ориентируйтесь на требования ФГОС и концепции преподавания ОДНКНР. Новый образовательный стандарт ООО содержит общие предметные результаты ОДНКНР, поэтому вам придется самостоятельно их конкретизировать. В концепции предлагают оценивать личностные результаты путем педагогического наблюдения и диагностики. Чтобы проконтролировать достижение метапредметных и предметных результатов, включите в перечень форм контроля проектные работы. Проведите промежуточную аттестацию по ОДНКНР и выставите отметки.

ВАЖНО

Учитывайте изменения, которые Минпросвещения внесло во ФГОС-2021 ООО (приказ от 18.07.2022 № 568). Ведомство скорректировало перечень обязательных учебных предметов. В него добавили учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 33.1 ФГОС-2021 ООО)

Форма изучения

ФГОС-2021 ООО не указывает, через какие предметы надо реализовывать ОДНКНР, хотя это обязательная предметная область на уровне основного общего образования. Поэтому школа вправе самостоятельно определить, как преподавать ОДНКНР. Можете реализовать предметную область как самостоятельный предмет или курс. Еще один вариант – предусмотреть модуль в составе других предметов. От вашего выбора зависит, нужно ли будет выставлять отметку за ОДНКНР в аттестат или нет.

Особенности выставления отметок в аттестат

Минпросвещения предусмотрело все варианты, когда школам нужно выставить итоговую отметку за ОДНКНР в аттестат (приказ от 01.04.2022 № 196). Это нужно сделать в трех случаях. Первый – если предметная область входила в обязательную часть учебного плана. Второй вариант – если ОДНКНР входила в формируемую часть и на ее изучение за два учебных года отвели 64 часа и более. Третий случай – если школьники закончили осваивать предметную область до 9-го класса.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей