ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2022года
Профессиональные компетенции
Педсовет месяца

Тематический педсовет по адаптации: как организовать и провести

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 имени Н.К. Крупской» г. Магадана, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье разберетесь, как подготовиться к тематическому педсовету по адаптации учеников 1-х, 5-х и 10-х классов и провести его. Также найдете комплект документов, чтобы организовать мероприятие. С помощью приказа закрепите решение о проведении педсовета и зафиксируете план подготовки к нему. А план поможет выстроить структуру педсовета.

Если школа хочет свести к минимуму негативные проявления адаптации, следует вести целенаправленную работу. Направьте такую работу на то, чтобы обеспечить преемственность между уровнями образования: дошкольным и начальным, начальным и основным, основным и средним. А выявить проблемы преемственности между уровнями образования поможет мониторинг адаптации школьников.

В I четверти проведите первый этап мониторинга адаптации. Проанализируйте промежуточные результаты мониторинга и подведите его итоги на малом педсовете. Как зафиксировать результаты первого этапа мониторинга адаптации читайте в статье>>.

Запланируйте и проведите по результатам мониторинга адаптации педсовет. Возьмите готовый образец приказа, чтобы провести мероприятие. В приложении к приказу найдете примерный план подготовки к педсовету по проблемам преемственности.

Пригласите на педсовет по адаптации психолога, соцпедагога, классных руководителей и учителей, которые работают в 1-х, 5-х и 10-х классах. Также в педсовете могут принять участие педагоги тех смежных уровней образования, где вы обнаружили проблемы в обучении и воспитании школьников. Совместно с коллегами обсудите результаты мониторинга. Проанализируйте затруднения, которые испытывают школьники в процессе адаптации, и способы их скорректировать. Используйте готовый план педсовета.

Образец приказа и план о проведении педсовета

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите образец.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2022года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

Как все успеть: пять методов эффективного тайм-менеджмента для замдиректора

Юлия Клюквина, редактор-эксперт журнала
В статье – пять способов, чтобы успеть выполнить все дела и поддержать гармоничный баланс между работой и личной жизнью. С их помощью научитесь грамотно распределять рабочие задачи на день и на неделю. Еще узнаете, как пересмотреть свое отношение к сложным делам и выполнить их с удовольствием.

Тайм-менеджмент отличается от привычного планирования, когда задачи распределяют по времени. Планы приходится часто переносить, поэтому цифровые и бумажные планеры или календари с таймингом начинают раздражать и вызывают чувство постоянной тревожности. Чтобы успевать выполнять рабочие и личные задачи и оставаться в ресурсном состоянии, попробуйте актуальную тенденцию – управлять не временем, а смыслами.

Метод 1. Планируйте день по системе Стивена Кови

Составляйте план на завтра в конце рабочего дня, чтобы не упустить важные рабочие задачи и личные дела. В это время у вас уже иссякают силы для активной работы, но в голове остается полная картина ситуации. Секрет нового тайм-менеджмента в том, чтобы разложить все задачи по смыслам, а не раскидывать завалы по времени. Для этого воспользуйтесь методикой Стивена Кови – американского консультанта по вопросам лидерства и управления жизнью.

Распределите задачи. Разделите дела по степени важности на песок, гальку и большие камни-валуны. К завтрашнему песку отнесите простейшие мелкие задачи, которые вы легко выполните даже в уставшем состоянии. К гальке – понятные несложные дела, результат от которых виден сразу. К делам-валунам – сложные важные масштабные задачи, которые требуют больше трех часов концентрации и принесут вам максимальную пользу. Каждый блок заполняйте от главного к второстепенному – так, чтобы сверху у вас оказались приоритетные задачи. Пример такого планирования смотрите в таблице.

Таблица. Планирование дня по смыслам по системе Стивена Кови

 ВекторДела-песокДела-галькаДела-валуны
 РаботаПоставить в приказе подпись, что ознакомились с планом мероприятий ко Дню народного единстваПодготовить аналитическую справку по итогам стартовых и входных диагностикПодготовить с педагогами-наставниками индивидуальный образовательный маршрут для учеников, которые прошли в муниципальный этап ВсОШ
Ответить на письма и сообщения по работеПровести тематический педсовет по вопросам адаптации учеников 1, 5 и 10-х классовСкорректировать перспективный план-график аттестации педагогов по их образовательным потребностям
Напомнить в корпоративном чате о тематическом педсовете по вопросам адаптации учеников 1, 5 и 10-х классовПровести собеседование с кандидатом на должность учителя математикиРазработать с представителями управляющего совета дизайн школьной формы
Проверить, как технический специалист опубликовал на официальном сайте план мероприятий ко Дню народного единстваПройти онлайн-вебинар «Как контролировать формирование функциональной грамотности школьников в течение года»Разработать новую систему мотивации для педагогов
Прочитать федеральные и региональные новости в сфере образования
 ЛичноеЗаписаться к врачуСходить к врачуСоставить дизайн-проект ремонта с архитектором
Выбрать в интернет-магазине новое пальтоОбновить зимний гардероб

Определите приоритетные задачи. Смысл концепции Кови в том, что глобальные дела-валуны не уместятся в «банку» дня, если в ней много песка и гальки. Поэтому Кови советует начинать планирование и рабочий день с дел-валунов, которые дадут результаты в будущем. А песком и галькой наполняйте «банку» задач по остаточному принципу. Такая система планирования поможет вам сфокусироваться на приоритетных задачах и не упустить важные нюансы. А если решите закрепить смыслы по времени, не забудьте добавить время на отдых, обед и снятие стресса.

СПРАВКА

Сразу выполняйте задачи, которым нужно уделить меньше двух минут. Так вы сэкономите свою энергию. Исключение – дела-песок, которые привязаны ко времени. Например, неэтично звонить коллеге после 20:00, чтобы уточнить рабочий вопрос

Метод 2. Настройтесь на состояние потока

Важно не только грамотно распланировать дела, но еще и повысить собственную продуктивность. Для этого настройтесь на поток – состояние счастья, единения с деятельностью и ситуацией.

Термин «поток» придумал и описал американский психолог Михай Чиксентмихайи. В отличие от похожего созерцательного дзена, состояние потока подразумевает активную деятельность. Она не опустошает. Такая деятельность наоборот – восполняет энергетические ямы. В потоке вы ощутите свободу, радость, удовлетворение своим мастерством. Главное, не увлекайтесь до состояния, когда начнете игнорировать базовые потребности. Например, забудете принимать пищу. А чтобы настроиться на состояние потока, соблюдайте четыре правила.

Правило 1. Формулируйте задачи правильно. Старайтесь формулировать задачи конкретно, а не размыто. Например, «научиться формировать функциональную грамотность» – это размытая задача. Чтобы ее выполнить, нужны дополнительные усилия – выбрать, как именно развивать навык. Намного понятнее – посмотреть вебинар «Инструменты, чтобы сформировать функциональную грамотность».

Правило 2. Выделяйте время на сложные задачи. Обычно нужно не меньше 23 минут, чтобы погрузиться в контекст. Это подтверждает исследование Лаборатории нейронаук и поведения человека. Вам понадобится снова вникать в контекст, если через полчаса решите переключиться на другую важную задачу. То есть первый подход – пустая трата сил. Если же выделить на важное дело-валун больше часа, то после 23-минутной настройки проще сосредоточиться на сложной задаче.

Правило 3. Выполняйте разнообразные задачи. Разнообразьте задачи, которые не получается делегировать, чтобы работа стала интереснее. Выполняйте дела на скорость и креативьте в элементарных задачах. Например, добавьте к подписи в почте вдохновляющую цитату и меняйте ее по настроению. Вознаграждайте себя вкусным напитком, когда выполните сложную задачу-гальку или валун.

Правило 4. Отвлекайтесь после работы. Заключительное правило состояния потока не про планирование, а про образ жизни после работы. Практикуйте йогу и медитацию, чтобы очистить сознание от информационного шлака. Так вам будет проще настроиться на поток и грамотно расставить приоритеты.

23
минуты –

минимальное время, за которое мозг погружается в контекст задачи

Метод 3. Стремитесь к состоянию подъема моджо

Чтобы достичь состояния потока и работать на вдохновении, прокачайте внутреннюю энергию. Состояние потока поможет работать больше и качественнее, но не даст ощущения подъема. Зато его даст состояние моджо. Оно позволит почувствовать, что вы можете достичь цели, и выбрать для этого правильные способы. В состоянии моджо эффективнее убеждать людей и выступать на публике.

Обратное состояние – ноджо. Это не столько бессилие, сколько отсутствие творческой энергии. Люди не прислушаются даже к вашим сильным доводам, когда вы находитесь в состоянии ноджо. Если обнаружите признаки ноджо, представьте в красках самые счастливые воспоминания и простите тех, на кого сердитесь. Как еще трансформировать ноджо в моджо, смотрите на схеме 1.

Схема 1. Как трансформировать ноджо в моджо


Скачать

ПРИМЕР

Директор по вашей рекомендации принял нового педагога, который приукрасил свои навыки на собеседовании. Вы раздражаетесь, потому что новый коллега отвлекает вас на свои задачи по нескольку раз в день. Раздражение – это явный признак ноджо. Подумайте о причине. Вы сердитесь не на человека, а на свою ошибку. Трансформируйте ее в созидательное русло. В нашем примере – это план, чтобы оптимизировать систему подбора учителей. В результате этой работы вы примете целевых людей. Несколько часов работы принесут выгоду школе и удовлетворение лично вам. Подумайте об этом и проникнитесь этим ощущением. И вот – раздражение превратилось во вдохновение. Идите за ним к своему моджо.

Совершенствуйте профессиональные навыки. Прокачивать моджо учит психолог и бизнес-консультант Маршалл Голдсмит. Специалист рекомендует усилить репутацию эксперта. Например, напишите статью в профессиональный журнал. Еще можете придумать новый проект, который докажет ваше мастерство коллегам из вашей и других школ.

Избавьтесь от ментальных ловушек. Перестаньте перерабатывать, откладывать решения до лучших времен и пытаться объяснить все происходящее с точки зрения законов логики. Также не критикуйте окружающих вас людей. Исключение – соискатель, которого обсуждаете с директором, и подчиненный, который обратился за обратной связью.

Работайте с внутренней энергией ежедневно. Прокачать моджо без ежедневного ритуала не получится. Каждое утро или каждый вечер напоминайте себе, кто вы сейчас и кем искренне хотите быть без оглядки на мнение окружающих.

Ноджо неизбежно, если вы не предпринимаете никаких усилий, чтобы это исправить. В этом случае разбавьте свои планы действиями, которые хоть немного приблизят к личной цели. Вы приблизитесь к моджо, даже если просто включите в план такое дело.

6
часов –

максимальная продуктивность человеческого мозга в день. Не планируйте дел на большие объемы времени, не работайте вместо обеда и ночью – лишние часы не конвертируются в качество

Метод 4. Добейтесь успеха по ромбу Ризвана Вирка

Используйте четыре принципа, чтобы не просто успевать решать оперативные и стратегические задачи на работе, но и глобально двигаться в значимом для вас направлении. Принципы описал бизнесмен Ризван Вирк. Он называет их «ромб успеха». Идея заключается в том, что интеллектуал не может быть счастлив, когда воплощает чужие планы и мечты. Речь идет не о смене работы, а о процессе, которому вы посвящаете десятки часов в неделю.

Принцип 1. Продумайте план на будущие. Визуализируйте и проговорите то, чего вы на самом деле хотите – не только для школы, но и для себя лично. Подумайте, как хотите жить через 10, 20 и 30 лет. Если вас устраивает позиция заместителя директора, прислушайтесь к себе: какие эмоции вы испытываете при мысли, что в 2031–2051 году будете занимать ту же позицию в школе. Если чувствуете, что засиделись на одном месте, придумайте, куда расти. Возможно, вы хотите открыть свой бизнес или переехать к морю. Что бы вы ни выбрали, зафиксируйте эту цель и держите перед собой. Например, распечатайте ее крупно на фоне соответствующей картинки и повесьте на стену у рабочего стола.

Принцип 2. Используйте правильные модели. Управляйте энергетическими моделями вместо того, чтобы им сопротивляться. Заменяйте сомнения или картины провала в своей голове яркой картиной успеха. Так вы расширите свои возможности.

Допустим, вы решили организовать новое образовательное пространство на базе вашей школы. На этапе обсуждений все получается, но сложностей так много, что вы разочаровываетесь. Если визуализируете провал, работа действительно пойдет не по плану: исполнители сорвут сроки, директор будет в ярости. Чтобы избежать проблем, замените картинку провала благодарностью довольных учеников и директора. Представьте, как отладили рабочий процесс до автоматизма.

Принцип 3. Определите правильный метод. Для каждой цели нужен свой подход. Чужие приемы работают только для типовых структурных задач.

Например, некоторые формы, которые Минпросвещения указало в Целевой модели наставничества, могут оказаться неактуальными в конкретной ситуации. Так, вам будет очень сложно реализовать форму наставничества «Студент – ученик», если ваша школа находится в сельской местности и поблизости нет вузов.

Принцип 4. Выберите подходящее время. Воплощайте свои идеи в правильное время – в соответствии с внутренней готовностью и внешними обстоятельствами. Не откладывайте прорывные проекты из-за ощущения тревоги и кризиса. Следуйте собственным ощущениям, чтобы повторить успех людей, которые вас вдохновляют.

Метод 5. Распланируйте неделю по пирамиде Франклина

Составьте план не только на день, но и на неделю. Так вы добьетесь своей цели и повысите продуктивность на работе. Используйте для этого пирамиду Франклина. Cмотрите ее на схеме 2. Ее принцип заключается в том, чтобы краткосрочные планы вытекали из глобальных.

Схема 2. Пирамида Франклина


Скачать

Сначала сформулируйте для себя основные жизненные принципы. Опирайтесь на них, чтобы определить глобальные цели и генеральный план, как их достичь. После стройте план на ближайшие три-пять лет, дальше – на год. На их основе составляйте планы на неделю. Так вы будете четко понимать, куда движетесь, и наполните жизнь делами, которые приведут вас к вашей глобальной цели. К тому же на моменте планирования сможете отсечь лишнее – то, что не соответствует вашим ценностям и глобальному плану.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2022года
Профессиональные компетенции
Видеостатья

Семь правил общения педагога с родителями в соцсетях

В статье найдете видео, в котором эксперт назвал семь правил делового общения педагога с родителями в соцсетях и месенджерах. Используйте видеоматериалы статьи, чтобы обсудить эту тему с коллегами на педсовете. Такие не сложные правила уберегут педагогов от конфликтов, сложностей и неприятных ситуаций, которые могут возникнуть при общении с родителями школьников.

НА ЗАМЕТКУ

Смотрите видео

Video Player is loading.
Current Time 0:00
Duration -:-
Loaded: 0%
Stream Type LIVE
Remaining Time -:-
1x

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей