ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
9
Сентябрь 2022года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Как спланировать входную и стартовую диагностики, чтобы не перегрузить школьников в I четверти

Елена Ильяшенко, эксперт Актион Образование, к.п.н., доцент
В статье – способы, которые помогут организовать стартовую и входную диагностики, провести осенние ВПР, оценку по модели PISA и не перегрузить школьников контрольными работами. Разработать график оценочных процедур по требованиям ведомств и саннормам поможет пример документа с комментариями. Еще найдете готовый комплект образцов, чтобы зафиксировать изменения в графике. Все материалы учитывают рекомендации ведомств, чтобы соблюсти разрешенное количество оценочных процедур в I четверти.

Проверьте, сколько оценочных процедур запланировали в школьном графике на I четверть. В начале учебного года школы проводят стартовую и входную диагностики. А еще на осень 2022 года перенесли ВПР и запланировали Общероссийскую оценку по модели PISA. Скорректируйте график оценочных процедур, если он перегружает школьников контрольными и проверочными работами. Например, засчитайте результаты ВПР в качестве стартовой или входной диагностики, чтобы сократить количество проверочных работ. Также можете объединить несколько предметов в одной оценочной процедуре или изменить форму работы. Все изменения в графике закрепите приказами директора.

Главное в статье СкрытьОпределите количество работ

Проанализируйте школьный график оценочных процедур на I четверть в целом, в параллели и для каждого класса отдельно. Провести анализ графика оценочных процедур поможет алгоритм на схеме 1.

Стартовая и входная диагностики. В первой четверти школе нужно провести две диагностики: стартовую и входную. Так вы выявите пробелы в знаниях учеников и спланируете работу, чтобы устранить недочеты. Стартовую диагностику проводят, чтобы определить, насколько школьники готовы к обучению на новом уровне образования. Входная диагностика проверяет качество знаний учеников в начале учебного года.

Осенние ВПР-2022. В графике оценочных процедур на I четверть предусмотрите ВПР, которые не успели провести весной. Рособрнадзор перенес проверочные работы с весны на осень 2022 года из-за риска распространения коронавируса (письма от 22.03.2022 № 01-28/08-01, 01-31/08-01). Ведомство уточнило, что ВПР планируют провести с 19 сентября по 24 октября. Школы должны подготовить расписание проведения проверочных работ до 5 сентября.

Общероссийская оценка по модели PISA. Отразите в графике Общероссийскую оценку по модели PISA, если ваша школа участвует в мероприятии. Рособрнадзор планирует провести оценочную процедуру в октябре 2022 года (письмо от 17.03.2022 № 01-24/01-01). Сейчас ведомство вносит изменения в критерии оценки качества общего образования на основе международных исследований. После этого Рособрнадзор направит информацию об особенностях и сроках проведения Общероссийской оценки по модели PISA региональным органам в сфере образования.

  • Как засчитать результаты по итогам Общероссийской оценки по модели PISA?

    Если школа участвует в Общероссийской оценке по модели PISA, не планируйте в 8–9-х классах отдельные входные диагностики по биологии, химии и физике. Засчитайте в качестве входной работы результаты, которые ученики получат по итогам регионального исследования. Для школьников, которые не участвуют в Общероссийской оценке по модели PISA, проведите комплексную метапредметную работу.

Проверочные работы регионального уровня. Проверьте, что график оценочных процедур включает работы регионального уровня. Вы не можете не участвовать в оценочных процедурах федерального и регионального уровней. Поэтому, когда будете корректировать график оценочных процедур на I четверть, принимайте управленческие решения только относительно работ школьного уровня.

СПРАВКА

К оценочным процедурам отнесите все контрольные, проверочные и диагностические работы, которые школьники выполняют в классе одновременно и не менее 30 минут (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 06.08.2021 № СК-228/03, 01-169/08-01)

Главное в статье СкрытьСократите количество работ

Если количество оценочных процедур превышает то, которое рекомендуют ведомства, сократите количество работ школьного уровня. Для этого организуйте совещание с руководителями методобъединений и обсудите способы скорректировать график оценочных процедур. Поручите руководителям ШМО собрать информацию о контрольных работах по предметам. Так вы сможете запланировать входную и стартовую диагностики в те же сроки, в которые будет проходить контрольная работа по предмету. Еще можете зачесть результаты ВПР по всем предметам как стартовый и входной контроль, так как ученики пишут работы по программе предыдущего года. Тогда вам не придется менять расписание уроков и вы не перегрузите учеников.

ВПР в качестве стартовой диагностики. Стартовые работы проводят в 1, 5 и 10-х классах, чтобы проверить адаптацию учеников и их готовность обучаться на новом уровне образования. Организуйте стартовую диагностику для первоклассников в форме педагогического наблюдения, так как законодательство запрещает выставлять отметки в 1-х классах (п. 24 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Для десятиклассников запланируйте стартовые проверочные работы в графике оценочных процедур. А для учеников 5-х классов в качестве стартовой диагностики засчитайте результаты ВПР. Подготовьте приказ, чтобы зафиксировать такие решения. Смотрите ниже готовый образец приказа, чтобы засчитать результаты ВПР в качестве стартовой диагностики.

ВПР в качестве входной диагностики. Организуйте входную диагностику в первые два месяца учебного года, чтобы выявить пробелы в знаниях школьников. В 5–9-х классах используйте как входную диагностику результаты осенних ВПР. В 10-м классе засчитайте результаты стартовой работы. А для учеников 2–4-х классов предусмотрите входную диагностику по графику. Так же сделайте для учеников 11-х классов. Зафиксируйте свои решения в приказе. Готовый образец приказа, чтобы засчитать результаты ВПР в качестве входной диагностики, смотрите ниже.

Образцы приказов, чтобы засчитать результаты ВПР

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите образец приказа.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО

Порекомендуйте педагогам разработать критерии оценивания для работ, которыми заменили контрольные. Важно, чтобы школьники понимали критерии оценивания новых работ

Объедините работы по разным предметам

Проанализируйте с руководителями методобъединений, какие оценочные процедуры можно объединить в рамках предметов одной или разной направленности. Например, можно провести метапредметную или интегрированную контрольную работу. Включите в аналитическую справку результаты по итогам таких оценочных процедур, когда будете анализировать работы учеников.

Метапредметная работа. Подготовьте комплексную метапредметную работу, чтобы сократить число входных и стартовых диагностик. Включите в такую работу, например, задания по химии, физике и биологии. Так вы объедините предметы естественно-научного цикла. К тому же в рамках метапредметной работы сможете проверить, как учителя сформировали у школьников навык смыслового чтения.

Интегрированная работа. Организуйте интегрированную контрольную работу. Она похожа на метапредметную, так как содержит задания по нескольким учебным предметам. Такая работа позволит проверить как предметные знания школьников, так и степень сформированности у них УУД. В интегрированной работе объедините содержание двух предметов. В таком случае педагоги смогут четко установить критерии оценивания.

Измените формы работ

Обсудите с педагогами возможность изменить формы проверочных работ в I четверти. Так, учитель вынесет контроль знаний за пределы урока, а оставшиеся часы сможет использовать, чтобы освоить программу по предмету. Смотрите примеры форм, на которые можно заменить контрольную работу, на схеме 2. Поручите учителям зафиксировать изменения форм контрольных работ в листе корректировки рабочей программы. Образец листа корректировки смотрите ниже.

Схема 2. Примеры форм, на которые можно заменить контрольную работу


Скачать

Образец листа корректировки рабочей программы

Скорректируйте график

Зафиксируйте приказом директора все изменения, которые внесли в школьный график оценочных процедур. В приложении к документу оформите новый график оценочных процедур. Укажите в тексте приказа, кто из педагогов будет отвечать за разработку контрольных измерительных материалов и анализ результатов контрольных работ. Документ разместите на официальном сайте школы, чтобы с ним ознакомились педагоги, ученики и родители. Возьмите готовый образец приказа о корректировке оценочных процедур. Также смотрите пример графика оценочных процедур на I четверть для 9-го класса. В нем уже сократили количество работ, чтобы не перегрузить школьников.

Главное в статье СкрытьОбразец приказа о корректировке графика оценочных процедур

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьГрафик оценочных процедур на I четверть. 9-й класс

5–9 сентября
5–9 сентября
Дали школьникам возможность адаптироваться в начале учебного года
15 сентября
15 сентября
Использовали онлайн-тестирование в Google-формах по технологии и информатике. Засчитали работы в качестве входной диагностики
20 сентября
20 сентября
Засчитали результаты ВПР в качестве входной диагностики
6 октября
6 октября
Запланировали оценочные процедуры школьного уровня. Предусмотрели не более одной работы в течение учебного дня (рекомендации ведомств). Запланировали работу в облегченные дни – среду или четверг (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20)
13 октября
13 октября
Провели региональное оценочное мероприятие – Общероссийскую оценку по модели PISA. Засчитали результаты как входную диагностику в качестве метапредметной работы по биологии, физике и химии
21 октября
21 октября
Объединили входную диагностику по учебным предметам «История», «Литература». Изменили форму контрольной работы на мини-проект
24–28 октября
24–28 октября
Оставили последнюю неделю I четверти, чтобы проанализировать работы и подвести итоги входных диагностических работ
29 сентября
29 сентября
Засчитали результаты ВПР в качестве входной диагностики
4 октября
4 октября
Засчитали результаты ВПР в качестве входной диагностики
18 октября
18 октября
Засчитали результаты ВПР в качестве входной диагностики

Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

9
Сентябрь 2022года
Образовательная деятельность
Микрообучение на 10 минут

Практикум для замдиректора: как спланировать входную и стартовую диагностики в 2022 году

Перед вами четыре практических урока, которые помогут организовать стартовую и входную диагностики в новом учебном году. С помощью заданий разберетесь, как распределить оценочные процедуры в школьном графике на I четверть и не перегрузить учеников. В первом уроке вспомните, чем отличаются входная и стартовая диагностики. Во втором узнаете способы, как сократить количество контрольных и проверочных работ в начале учебного года. В третьем уроке познакомитесь с алгоритмом, который поможет скорректировать график оценочных процедур. А в четвертом потренируетесь, какие поручения дать коллегам в приказе о корректировке графика оценочных процедур. В конце вас ждет итоговый тест. Его можно проходить сколько угодно раз. Когда вы успешно справитесь с тестом, получите сертификат о прохождении программы. Желаем успехов!

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

9
Сентябрь 2022года
Образовательная деятельность
Работа с документами

Расписание занятий: шесть наглядных схем, чтобы выполнить требования 2022 года

Елена Крылова, заместитель директора по УВР КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»,
Юлия Клюквина, редактор-эксперт журнала
В статье – компактные схемы, которые помогут составить расписание на 2022/23 учебный год без ошибок. Редакция проанализировала последние документы, которые содержат санитарные требования к расписанию, и подготовила наглядные материалы. Все схемы проверил опытный эксперт-практик, который много лет готовит расписание в своей школе.

Главное в статье СкрытьШкольное расписание должно соответствовать санитарным правилам и гигиеническим нормативам (СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21). Документы содержат общие нормы к организации и продолжительности занятий и перемен. Нормы недельной и умственной работоспособности учеников прописали в методрекомендациях Минпросвещения (письмо от 17.12.2021 № 03-2161). Ведомство разработало их совместно с ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАН». Также в документе разработчики предложили образцы расписания уроков по уровням образования.

Когда будете составлять расписание, учитывайте антиковидные меры (СП 3.1/2.4.3598-20). Но помните, что часть ограничений смягчили. Теперь не нужно закреплять отдельный кабинет за каждым классом и разрабатывать специальное расписание, чтобы снизить контакты учеников (постановление Главного санитарного врача от 21.03.2022 № 9). Также можно проводить массовые мероприятия со смешанными коллективами даже в закрытых помещениях (постановление Главного санитарного врача от 20.06.2022 № 18).

СПРАВКА

Если школа нарушит санитарные требования, ей придется заплатить штраф: до 7 тыс. руб. – для должностных лиц, до 70 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 1 ст. 6.7 КоАП)

Главное в статье СкрытьКоличество смен

Определите, как будет проходить обучение, – в одну или две смены. Отразите свое решение в локальном акте о режиме занятий учеников. Но не проводите обучение в три смены, иначе нарушите требования санитарных правил (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Смотрите схему 1.

Количество уроков в день

Рассчитайте количество уроков по дням недели. В зависимости от класса число уроков может быть от трех до семи в день. Также предусмотрите ступенчатый режим для первоклассников. А факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования планируйте на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Смотрите схему 2.

Облегченные дни и трудность предметов

Предусмотрите облегченный учебный день, чтобы школьники не переутомились в течение недели. По санитарным правилам это должны быть среда или четверг (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). Еще учитывайте шкалу трудности учебных предметов, когда будете разрабатывать расписание (таблицы 6.9–6.11 СанПиН 1.2.3685-21). Посмотрите схему 3. Шкалы трудности учебных предметов на уровне основного и среднего общего образования смотрите ниже.

Шкалы трудности учебных предметов на уровне основного и среднего общего образования

Продолжительность занятий и перемен

Установите длительность урока не более 45 минут. Учитывайте, что для первых или компенсирующих классов верхняя граница меньше, а требований к нижней границе нет. Не планируйте перемену между уроками меньше 10 минут, иначе нарушите саннормы и право детей на отдых (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

Определите продолжительность перерыва между уроками и внеурочной деятельностью. По санитарным правилам такая перемена должна быть не менее 30 минут (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20), а по СанПиН – не менее 20 минут (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Чтобы не нарушить санитарные требования, рекомендуем запланировать перерыв между урочной и внеурочной деятельностью в 30 минут. Исключение – индивидуальная программа развития для детей с ОВЗ, так как урочная и внеурочная деятельность могут чередоваться в течение дня (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

  • Можно ли проводить уроки иностранного языка и информатики без деления классов на подгруппы?

    Да, можно. Требований по делению класса на группы на уроке нет. Школа самостоятельно решает, делить класс на группы или нет (п. 21 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). При этом ориентируйтесь на кадровые, финансовые и материально-технические условия школы.

Проверьте, что перерыв между началом факультативных или дополнительных занятий и последним уроком составляет не меньше 20 минут (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Смотрите требования к продолжительности занятий и перемен на схеме 4.

Первый урок по понедельникам

Запланируйте в расписании цикл занятий «Разговоры о важном» (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № 03-871). Ведомство рекомендует включить такие занятия в качестве внеурочных и проводить по понедельникам первым уроком во всех классах. Смотрите схему 5.

Если решили проводить занятия «Разговоры о важном» в качестве курса внеурочной деятельности, предусмотрите после них перерыв в 30 минут. Так вы выполните санитарные требования и рекомендации Минпросвещения. Смотрите образец расписания звонков на понедельник с внеурочным занятием, которое стоит первым уроком.

Образец расписания звонков по понедельникам с внеурочным курсом «Разговоры о важном»

Перерыв после внеурочки
Перерыв после внеурочки
Если включите внеурочное занятие «Разговоры о важном» в расписание, предусмотрите после него перемену в 30 минут
Динамическая пауза
Динамическая пауза
Предусмотрите для учеников 1-х классов динамическую паузу в середине учебного дня не менее 40 минут

Занятия «Разговоры о важном» удобно проводить как элективный курс. Тогда сможете включить его в учебный план и установить перерыв в расписание как между уроками. К тому же элективные курсы должны посещать все школьники, а курсы внеурочной деятельности – по желанию. Смотрите образец расписания звонков на понедельник с элективным курсом, который стоит первым уроком.

Образец расписания звонков по понедельникам с элективным курсом «Разговоры о важном»

Перерыв после урока
Перерыв после урока
Если включите занятия «Разговоры о важном» в расписание как элективный курс, предусмотрите после него перемену не меньше 10 минут
Большая перемена
Большая перемена
Запланируйте большую перемену в 20–30 минут после 2-го или 3-го урока. Вместо одной большой перемены можете установить две перемены по 20 минут каждая

Дистанционное обучение

Если в вашем регионе действуют антиковидные ограничения и вам пришлось уйти на дистант, соблюдайте санитарные требования к продолжительности и времени окончания дистанционных уроков (п. 3.5.12 СП 2.4.3648-20). Смотрите схему 6 и пример расписания дистанционного дня.

Пример расписания дистанционного дня

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.