ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2022года
К началу учебного года

Как составить рабочую программу по новым ФГОС. Инструкция

Лариса Бикбаева, замдиректора по УВР МБОУ «СОШ № 12» г. Анжеро-Судженск
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 3. В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Примеры с фрагментами рабочей программы помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания. Вам же останется только раздать педагогам готовую инструкцию с примерами.

ВАЖНО

Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

Скачать

Ознакомьтесь с документами

Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.

Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1 справа. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей


Скачать

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

СПРАВКА

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей по ФГОС 2021 года скачайте с сайта fgosreestr.ru

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

Требования
Требования
В таблице – общие требования к предметным результатам уровня образования. Требования для конкретного предмета найдете в четвертых разделах новых ФГОС НОО и ООО

Скачать

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

Скачать

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021


Скачать

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4 справа. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование


Скачать

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей


Скачать

Также посмотрите фрагмент рабочей программы по истории, в которой программа воспитания учтена в пояснительной записке. Смотрите еще два фрагмента, в которых воспитательный потенциал уроков отражен в тематическом планировании или в разделе о содержании предмета, курса, модуля.

Фрагменты рабочих программ, в которых учитывается программа воспитания

Инструкция

Кликните на название, чтобы посмотреть фрагменты

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2022года
К началу учебного года

Промежуточная аттестация-2022: правила организации и нестандартные ситуации

Натали Кужель, , редактор-эксперт журнала
Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион • Образование
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 4. В статье – как организовать промежуточную аттестацию, чтобы не нарушить требования законодательства. Узнаете, как провести контрольные мероприятия на дистанте, как выставить оценку школьнику, который находится на длительном лечении, и особенности процедуры в других нестандартных ситуациях, которые могут произойти в любой школе.

Промежуточную аттестацию проводите в любых классах. Процедура обязательна для всех школьников (ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому можете провести ее даже в первых классах, но не используйте при этом балльное оценивание. Выбирайте такие формы промежуточной аттестации, которые не предполагают выставления отметок – встроенное педагогическое наблюдение, условные шкалы, листы индивидуальных достижений.

Не вводите процедуры допуска к аттестации. Аттестация – это право и обязанность ученика. Ни формального, ни документального допуска к этой процедуре быть не должно. Не проводите педсовет по допуску к процедуре. Отрицательные результаты текущего контроля успеваемости – это не основание, чтобы не допускать ученика к аттестации.

Самостоятельно определяйте сроки, форму и порядок аттестации. Периодичность и порядок закрепите в локальном акте школы, например, положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Обычно промежуточную аттестацию проводят раз в год. Но можно проводить и чаще. Например, в конце каждого учебного периода: четверти, триместра или полугодия. Оценочные материалы, формы аттестации и ее сроки закрепите в ООП уровней образования. Формы промежуточной аттестации укажите те, которые отразили в учебном плане, а сроки – которые отметили в календарных учебных графиках для всех ООП общего образования.

ВАЖНО

Оценочные материалы разрабатывают педагоги школы (п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Оценочные материалы включите в фонд оценочных средств

Утверждайте график аттестации и состав комиссии приказом. Школа не обязана издавать приказ о проведении промежуточной аттестации, но он облегчит вам работу. В нем удобно закреплять состав аттестационной комиссии, расписание консультаций и график промежуточной аттестации. График промежуточной аттестации оформите приложением к приказу. Так будет проще уведомить о сроках аттестации учеников и их родителей. Чтобы избежать дублирования работ по промежуточной аттестации, включите их в общешкольный график оценочных процедур. Например, вы можете запланировать промежуточную аттестацию в те же сроки, в которые будет проходить контрольная работа по предмету. Тогда вам не придется менять расписание уроков и вы не перегрузите учеников.

Фиксируйте и оформляйте результаты согласно локальному акту. Результаты промежуточной аттестации фиксируйте, как установили в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Проще использовать пятибалльную оценочную шкалу, так как она позволяет единообразно фиксировать и обрабатывать результаты промежуточной аттестации, сводить их и включать в отчет о самообследовании. Другие оценочные шкалы обычно применяют, если школа использует результаты внешней оценки. А оформить результаты можно протоколом. Зафиксируйте все результаты в протоколе, в том числе и неудовлетворительные. Укажите в протоколе учеников, которые пропустили промежуточную аттестацию.

Предусмотрите порядок аттестации в нестандартных ситуациях. Закрепите такой порядок в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Например, опишите, как действовать, если нужно аттестовать ребенка, который проходит семейное образование или находится на самообразовании. Далее смотрите 6 нестандартных ситуаций промежуточной аттестации, которые могут произойти в любой школе, и особенности процедуры в каждом из случаев.

Ситуация 1. Перешли на дистант

  Из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в регионе наша школа перешла на дистанционное обучение. Как провести промежуточную аттестацию на дистанте?

Локальные акты. Проводите промежуточную аттестацию в полном объеме как отдельную процедуру. Не нужно составлять отдельно положение о текущем контроле и промежуточной аттестации при дистанционном обучении. Если предусмотрели отдельные правила для текущего контроля и промежуточной аттестации при дистанционном обучении, закрепите их в общем локальном акте – положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Можете включить правила в локальный акт, который регулирует дистанционное обучение, например, в положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Тогда сделайте на него отсылку в общем положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Это нужно, чтобы проверяющие органы не вынесли предписание.

Формы аттестации сохранили. Вы можете оставить прежние формы промежуточной аттестации, если понимаете, что такие формы реально организовать на дистанте. Так, проводите промежуточную аттестацию в той форме, в которой и планировали, но с поправкой на дистанционное обучение. Например, если запланировали сочинение, то попросите учеников включить Zoom и всех писать работу в режиме реального времени. Если потребуется, то поручите педагогам-предметникам скорректировать материалы для промежуточной аттестации под дистанционный формат.

Формы аттестации изменили. Возможна ситуация, когда в локальном акте вы предусмотрели формы промежуточной аттестации, которые невозможно провести дистанционно, или понимаете, что формы, которые запланировали, слишком сложны для школьников на дистанте и не хотите перегрузить учеников контрольными процедурами. Тогда нужно внести изменения в ООП уровней образования в части учебного плана, чтобы поменять формы промежуточной аттестации. Поручите педагогам пересмотреть и упростить формы, в которых они планируют проводить промежуточную аттестацию. Например, вместо диагностической работы выбрать тестирование. Напомните педагогам, что если они меняют формы промежуточной аттестации, то им придется в сжатые сроки подготовить новые оценочные материалы.

Чтобы заменить формы промежуточной аттестации и оценочные материалы, нужно внести изменения в ООП уровня образования и утвердить их в том порядке, который установлен в вашей школе. Школа самостоятельно устанавливает формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Но когда вносите изменения в локальные акты, которые затрагивают права учеников и работников, а промежуточная аттестация – это право учеников, то вы должны учитывать мнение советов школьников, родителей и педагогов. Еще ваши изменения в локальных актах не должны ухудшать положение школьников или педагогов (ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Ситуация 2. Зачислили экстерна

  К нам обратились родители ребенка, который проходит семейное образование. Они хотят пройти промежуточную аттестацию в нашей школе. Как организовать промежуточную аттестацию ребенка, который проходит семейное образование или находится на самообразовании?

Четыре документа. Чтобы провести аттестацию такого ребенка, вам понадобятся четыре документа: приказ о приеме для прохождения промежуточной аттестации, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, протокол и справка об обучении или об освоении части образовательной программы.

Заявление. Получите заявление о приеме экстерна на промежуточную аттестацию от родителей ребенка, который проходит семейное образование. Ребенок, который находится на самообразовании, может самостоятельно подать заявление, если достиг возраста 18 лет. Используйте форму заявления, которую утвердил учредитель, или разработайте свою. Проконтролируйте, чтобы в заявлении родители указали предметы, по которым ребенок будет проходить промежуточную аттестацию. Еще не забудьте получить согласие родителей на обработку персданных ребенка. Также учитывайте региональные нормативные акты, так как в них могут быть установлены дополнительные требования к пакету документов, которые родители подают вместе с заявлением. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также порядок возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений с экстернами школа устанавливает самостоятельно в локальных нормативных актах.

Приказ. На основе заявления родителей директор должен издать приказ о зачислении ученика. С момента зачисления такой ребенок считается экстерном. В этот период экстерн пользуется всеми академическими правами учеников по соответствующей образовательной программе (письмо Минобрнауки от 15.11.2013 № НТ-1139/08).

График. График проведения промежуточной аттестации экстерна установите самостоятельно. Промежуточную аттестацию экстернов проводите по всем учебным дисциплинам ООП соответствующего уровня образования. Укажите в графике формы и сроки проведения промежуточной аттестации.

Когда готовите график, запланируйте одно испытание по предмету в день. Не забудьте согласовать график аттестации с родителями экстерна (п. 27 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). График промежуточной аттестации экстернов должен утвердить директор школы. Например, в приложении к приказу о приеме ребенка в школу для прохождения промежуточной аттестации. Ознакомьте с графиком проведения аттестации экстерна, а также его родителей под подпись.

Еще организуйте консультации для экстерна по предметам, по которым планируете проводить промежуточную аттестацию. С графиком консультации также ознакомьте экстерна и его родителей.

Комиссия. Промежуточную аттестацию экстерна может провести предметная комиссия. В ее состав включите не менее 3 человек. Персональный состав комиссии обсудите с председателями методических объединений или руководителями предметных кафедр школы. В каждую комиссию также включите секретаря, который будет фиксировать ход промежуточной аттестации в протоколе. Составы предметных комиссий должен утвердить приказом директор. Не забудьте ознакомить всех членов предметных комиссий с приказом под подпись.

Контрольные мероприятия. Промежуточную аттестацию экстернов предметные комиссии должны проводить по контрольно-измерительным материалам ООП соответствующего уровня общего образования, которые прошли экспертизу и утверждены приказом директора. Также объем знаний, который ребенок получил при обучении в форме семейного образования или самообразования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС соответствующего уровня общего образования.

Порядок проведения промежуточной аттестации экстернов регулируют региональные нормативные акты и локальные нормативные акты школы, например, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Успешное прохождение аттестации. Результаты промежуточной аттестации экстернов по каждому предмету можете фиксировать в отдельных протоколах. Следите за тем, чтобы их подписывали все члены аттестационной комиссии. Также передавайте каждый протокол на утверждение директору. К протоколам прикладывайте письменные работы экстернов.

Можете завести для учета результатов промежуточной аттестации экстернов журнал. На федеральном уровне такая обязанность не закреплена. В журнале фиксируйте результаты аттестации каждого экстерна отдельно.

Если экстерн успешно прошел промежуточную аттестацию, выдайте ему справку об обучении или справку об освоении части образовательной программы (п. 27 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Отметьте в справке результаты промежуточной аттестации экстерна. Форму справки установите самостоятельно или используйте форму, которую установили органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.

Неудовлетворительный результат. Если экстерн получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или не присутствовал на аттестации без уважительных причин, то у него появляется академическая задолженность. Экстерн должен ликвидировать задолженность в сроки, которые вы установили в положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

У экстерна есть две попытки, чтобы ликвидировать задолженность. Сделать это можно только в течение года с момента, когда он первый раз не прошел аттестацию. Обратите внимание, что в этот период нельзя включать время болезни ребенка (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Если ребенок, который проходит обучение в форме семейного образования или самообразования, не ликвидирует задолженность в установленные сроки, то обучаться дальше в таком режиме он не может. Проинформируйте родителей, что ребенка необходимо зачислить в школу, чтобы он продолжил свое образование в ней (ч. 10 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Напомните родителям, что они имеют право зачислить ребенка в любую школу, а не только в ту, где он раньше проходил промежуточную аттестацию.

Если родители ребенка не создали условия, чтобы он ликвидировал задолженность, и не хотят отдавать его в школу, то они не выполняют свои обязанности (ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2 ст. 63 Семейного кодекса). Сообщите об этом в орган опеки и попечительства.

Ситуация 3. Появились надомники и школьники на длительном лечении

  В школе есть ученик, который получает образование на дому. Такой ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья и нуждается в длительном лечении в стационаре. Как провести промежуточную аттестацию школьника, который учится на дому или находится на длительном лечении?

Договор. Если ваша школа заключила договор о сетевом взаимодействии с медучреждением для обучения детей, которые находятся на длительном лечении в стационарах, то образовательным процессом занимаются специалисты обеих организаций (ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В таком случае с ребенком работают разные специалисты: лечащий врач и другие медицинские работники, которые занимаются лечением ученика; учителя-дефектологи, учителя-логопеды, учителя-предметники, педагоги-психологи, тьюторы; социальные работники, ассистенты, социальные педагоги, педагоги-организаторы.

Локальные акты. Дети, которые обучаются на дому, школьники с ОВЗ или с инвалидностью могут проходить обучение по ИУП. Промежуточную аттестацию проводите для таких детей в формах, которые самостоятельно определили учебным планом и положением о промежуточной аттестации.

Внесите в положение о текущем контроле и промежуточной аттестации пункты, которые касаются аттестации надомников. Например, какие формы можно использовать для промежуточной аттестации таких учеников. Или как проводить аттестацию: дистанционно или на индивидуальных занятиях на дому.

Формы аттестации. Учтите особенности аттестации школьников, которые учатся на дому. Промежуточную аттестацию можно проводить в общем порядке или предусмотреть специальные формы в зависимости от заболевания ребенка. Тогда в положении нужно сослаться на ООП уровней образования. Формы промежуточной аттестации надомника следует указать в индивидуальном учебном плане, а сроки – в календарном учебном графике.

Если ИУП ученика предусматривает самостоятельное изучение какого-либо предмета, для промежуточной аттестации можно использовать разные формы: проектную работу, реферат, практическую или лабораторную работу и др. Объем и требования к работе определяет педагог-предметник. Он основывается на рабочей программе и утверждает формы промежуточной аттестации на заседании методобъединения. Формы промежуточной аттестации и сроки ее проведения зафиксируйте в плане-графике. С ним нужно будет ознакомить родителей и ученика под подпись.

Итоги. Результаты промежуточной аттестации учеников-надомников педагог фиксирует в журнале. В нем же нужно отразить решение педагогического совета о переводе ученика в следующий класс, если он успешно освоил учебную программу за год. Такой педсовет можно провести в общем порядке.

Если ученик не освоил учебную программу в полном объеме, как правило, он не остается на повторное обучение. Предоставьте школьнику право на ликвидацию задолженности. Если он дважды не сможет ее ликвидировать, предложите родителю выбрать один из вариантов обучения: повторное, по ИУП, по АООП. Помните, что школа не имеет права применять дисциплинарные взыскания к ученикам во время их болезни.

Если надомник временно обучался в образовательном подразделении медицинской организации, то чтобы вы смогли зачесть его образовательные результаты, ученик должен представить справку об обучении, которую выдала организация, проводившая обучение. Зачет результатов проводите по учебным предметам, которые указаны в справке об обучении. При этом ориентируйтесь на ваш локальный акт – положение о зачете результатов учеников. В этом документе вы должны регламентировать порядок зачета результатов освоения предметов, курсов, дисциплин и составить его с учетом Порядка зачета, который установили министерства (приказ Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845, № 369).

Ситуация 4. Особые формы для школьников с ОВЗ и детей-инвалидов

  Школьник получил статус ребенка с ОВЗ. Его родители спрашивают, будут ли у ребенка особые формы проведения промежуточной аттестации. Как школе закрепить организацию промежуточной аттестации учеников с ОВЗ и детей-инвалидов в отдельных формах?

Формы аттестации. Школьник с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах (п. 2.9.9 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Если вы предусматриваете отдельные формы промежуточной аттестации для учеников с ОВЗ, то закрепите это в локальном акте о формах и порядке промежуточной аттестации. Учтите, что система оценки результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы должна базироваться на приоритете динамики индивидуальных достижений ученика. Еще особенности проведения промежуточной аттестации можете установить в адаптированной образовательной программе, которую самостоятельно готовите и утверждаете.

Ситуация 5. Аттестация особых групп детей

  В школу зачислили нового ученика, который приехал из другой страны. В предыдущей школе обучение проводилось на иностранном языке, поэтому ребенок плохо говорит по-русски и плохо понимает русскую речь. Может ли школа для особых групп школьников установить особенности организации и иные формы промежуточной аттестации?

Нестандартные случаи. В рамках промежуточной аттестации могут возникать вопросы, как быть с аттестацией особых групп детей. Например, часто болеющие дети, школьники из малообеспеченных или многодетных семей, дети-иностранцы, ученики, которые находятся в социально опасном положении. Таким детям может понадобиться больше времени на выполнение задания, чем остальным детям.

Школьники, которых можно отнести к особой группе, нуждаются в дополнительных возможностях, чтобы комфортнее пройти процедуру промежуточной аттестации. Например, если ребенок относится к категории часто болеющих детей, то для него сделать возможным пройти аттестацию дистанционно. Для учеников, для которых русский язык не является родным, ввести дополнительную консультативную помощь педагога на промежуточной аттестации. Например, по более подробному разъяснению задания, ведь такой ребенок мог не до конца понять, что именно от него требуется сделать. Для малообеспеченных и многодетных семей установить особенности промежуточной аттестации на дистанте. Ведь не всегда дети из таких семей имеют возможность удаленно пройти контрольные мероприятия.

Локальный акт. Школа может формально закрепить все вопросы промежуточной аттестации особенных групп школьников в локальном акте. Продумайте возможные ситуации, когда ребенок в силу объективных причин не может пройти промежуточную аттестацию в той форме, в которой проходят все остальные дети. Уточните в положении о промежуточной аттестации, как особенные дети пройдут процедуру. Например, «промежуточная аттестация осуществляется в форме письменной работы. Детям, которые находятся в социально опасном положении, срок выполнения письменной работы продлевается в 1,5 раза либо предоставляется возможность разбить выполнение задания на части и закончить в течение двух дней».

Ситуация 6. Аттестация «автоматом»

  Ученик выиграл региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Учитель хочет автоматически выставить отметку за промежуточную аттестацию по литературе такому школьнику. Может ли школа освободить от промежуточной аттестации ученика?

Учет достижений школьников. Если вы хотите дать возможность получить отметку за промежуточную аттестацию автоматически, предусмотрите в учебном плане форму проведения промежуточной аттестации «учет достижений обучающихся». Освобождать учеников от промежуточной аттестации нельзя, так как это нарушает их право освоить ООП.

Определите категории учеников, к которым будете применять форму «учет достижений обучающихся», и составьте перечень засчитываемых достижений. Например, учитывайте в качестве промежуточной аттестации оценки за диагностические работы, результаты олимпиад или конкурсов. Такую промежуточную аттестацию можно провести в форме зачета. Вы сможете зачесть индивидуальные достижения ученика в качестве промежуточной аттестации, только если такую форму прописали в положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2022года
К началу учебного года

Как контролировать работу молодых и вновь прибывших специалистов

Елена Кондратенко, замдиректора по УВР МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, Калужская область, Малоярославецкий район, поселок Детчино
Эту статью мы повторяем к началу учебного года из № 4. В статье – как провести контроль работы молодых и вновь прибывших специалистов. Поможет карта анализа урока нового коллеги. Еще найдете справку, чтобы зафиксировать результаты контроля.

ВАЖНО

Посещайте уроки молодого и вновь прибывшего специалиста систематически и в течение продолжительного времени. Сначала дайте учителю возможность провести самоанализ урока, а затем подробно обсудите его ход с педагогом

Проверьте школьную документацию, которая регулирует методическое сопровождение новых коллег. Например, положение о наставничестве, о внутришкольном контроле, об индивидуальной траектории профессионального развития и др. Так, в положении об индивидуальной траектории профессионального развития молодых или вновь прибывших специалистов вы можете отразить, как будете контролировать реализацию индивидуальной траектории.

Включите в план ВШК персональный контроль нового специалиста. Зафиксируйте сроки и форму контроля, ответственных и планируемый результат. Также привлеките к этой работе педагога-наставника, руководителя ШМО и психолога школы.

Используйте разные формы контроля – посещение уроков нового специалиста, анализ его документации и беседу. Еще можете организовать контрольный срез знаний в классах, в которых преподает педагог. Это позволит оценить динамику учебных достижений учеников. По результатам проверки подготовьте аналитическую справку.

Посетите занятия

В ходе контроля посетите уроки и занятия внеурочной деятельности нового специалиста. Посмотрите, как учитель владеет методикой преподавания предмета и поддерживает дисциплину на уроке. Также проверьте, как педагог учитывает возрастные особенности школьников.

Схема. Позиции, чтобы дать общую оценку уроку


Скачать

Чтобы дать общую оценку урока молодого или вновь прибывшего специалиста, охарактеризуйте занятие по восьми позициями. Смотрите позиции на схеме выше. Оценить урок по ведущим аспектам поможет карта анализа. Возьмите готовый образец карты.

Образец карты анализа урока

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Организация урока. Проверьте, как новый учитель готовился к уроку – имел ли план, конспект или карту урока, подготовил ли учебный кабинет. Еще оцените, как педагог выдержал организационную структуру урока. Определил ли коллега цели урока, привлекал ли к этому учеников, связал ли цели с планируемыми результатами.

Содержание урока. Понаблюдайте, соответствует ли содержание материала урока требованиям программы. Проанализируйте, получается ли у учителя выделять главное, есть ли связь содержания урока с ранее изученным материалом. Оцените, насколько понятно и доступно педагог излагает материал урока, обучает ли школьников добывать знания самостоятельно. Также посмотрите, есть ли воспитательная и практическая направленность содержания урока.

Методы и приемы. Проследите, какие методы обучения применяет учитель на разных этапах занятия. Зафиксируйте, какие методы и приемы позволили раскрыть содержание учебного материала и развить познавательную активность учеников. Еще оцените методику организации деятельности учеников на уроке. Проконтролируйте, были ли приемы индивидуализации и дифференциации обучения, а также чередование и соотношение форм работы.

Изучите документацию педагога

Изучите документацию, которую ведет новый специалист. Проанализируйте, своевременно ли он заполняет электронный журнал и соответствует ли пройденное на уроке КТП. Оцените накопляемость и объективность отметок. Зафиксируйте, соответствует ли домашнее задание требованиям положения о домашнем задании. Посмотрите рабочие тетради учеников. Сделайте выводы о периодичности и качестве их проверки учителем. Проанализируйте результаты учебных достижений учеников по предмету и их динамику.

Проведите беседу с учителем

Побеседуйте с новым педагогом. Рассмотрите особенности его профессиональной деятельности и дайте рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию. Еще обсудите дефициты, которые выявили по результатам посещения уроков педагога и анализа его документации. Оцените степень адаптации специалиста в коллективе и профессии.

Подготовьте справку

По результатам контроля подготовьте аналитическую справку. В ней пропишите цель контроля и его сроки. Дайте целостную оценку по результатам посещенных уроков. Отметьте положительные моменты в работе учителя, зафиксируйте недостатки, сформулируйте выводы и пропишите рекомендации для педагога. Ознакомьте учителя с результатами проверки. Форму аналитической справки выберите в зависимости от статуса нового педагога. Возьмите готовый образец аналитической справки, чтобы оценить работу молодого специалиста.

Образцы аналитических справок по итогам контроля деятельности специалиста

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите справку. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей