
Минпросвещения ответило на типичные вопросы по переходу на ФГОС-2021
В ведомстве разъяснили, требуется ли заявление от родителей, чтобы перевести ребенка на обучение по ФГОС-2021. Также рассказали, как действовать школе, если родители учеников, которых зачислили до 16 июля, не дают согласие на обучение по новому ФГОС ООО. Ниже смотрите ответы на вопросы, которые непосредственно касаются работы заместителя директора школы. Полный перечень вопросов и ответов смотрите в информации, которой Минпросвещения дополнило методрекомендации (письмо от 08.08.2022 № ТВ-1517/03).
О заявлении родителей
- Требуется ли заявление родителей при переводе на обучение по обновленным ФГОС? Если школа одновременно по всем параллелям переходит на ФГОС-2021 ООО, можно ли не запрашивать согласия родителей?
С 1 сентября 2022 года все ученики 1-х и 5-х классов будут учиться по новым ФГОС НОО и ООО. Ученики 2–4-х и 6–9-х классов могут продолжить осваивать ООП по образовательным стандартам второго поколения.
Школа может перевести на ФГОС-2021 все параллели уровней НОО и ООО, если для этого есть условия и родители учеников 2–4-х и 6–9-х классов согласятся перейти на новые программы. Свое согласие родители фиксируют в заявлении. При этом школа самостоятельно устанавливает порядок согласия от родителей, а также порядок перевода конкретного класса или конкретных учеников на обучение по ФГОС-2021 (ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Об отказе родителей переходить на новые ФГОС
- Как действовать, если родители учеников, которых зачислили в школу до 16 июля, не дают согласие на обучение по ФГОС-2021 ООО?
Если родители на дают согласия, а в школе есть условия, чтобы обучать школьников по новым ФГОС, то разрешить ситуацию можно только путем диалога между ответственными специалистами и родителями. В итоге необходимо найти приемлемое для всех решение.
Об учебных предметах «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке»,
«Родная литература», «Второй иностранный язык»
- По ФГОС НОО и ООО второго поколения предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература» обязательны для изучения. Во ФГОС-2021 НОО и ООО эти предметы также входят в список обязательных. При этом, в школах, где язык образования русский, эти предметы изучают по заявлению родителей и если у школы есть для этого условия (п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Так, возникают противоречия и неоднозначная трактовка требований об обязательности или необязательности включать предметы в учебный план. Аналогичная ситуация со вторым иностранным языком на уровне ООО.
В ведомстве подчеркнули, что для учеников, которые осваивают ООП по ФГОС НОО и ООО второго поколения, предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература», «Второй иностранный язык» обязательны для изучения.
Во ФГОС-2021 предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература», «Второй иностранный язык» также входят в перечень обязательных. Однако школы включают эти предметы в учебные планы только при наличии возможностей преподавать их и с согласия родителей.
Школа может опираться на примерные ООП, когда будет разрабатывать собственный документ. В примерных ООП есть варианты учебных планов для уровней НОО и ООО как с изучением предметов «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература», «Второй иностранный язык», так и без них.
Об углубленном изучении учебных предметов
- ФГОС-2021 ООО предусматривает, что школьники могут осваивать программы по учебным предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия» и «Биология» на двух уровнях – базовом и углубленном. Если школа реализует углубленное изучения по предмету «Иностранный язык», то может ли она сохранить преподавание по этому предмету на углубленном уровне?
Школа вправе самостоятельно определить предметы для углубленного изучения. Предметы, которые определите для углубленного изучения, должны соответствовать условиям, которые содержат новые ФГОС. То есть удовлетворять различные интересы учеников, потребности в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывать этнокультурные интересы.
Об электронных учебниках
- Можно ли обеспечить учеников электронными учебниками, а не бумажными по предметам одного часа? Например, по музыке, ОБЖ, ИЗО, физической культуре.
В ведомстве ответили, что в данный момент можно выдать электронный учебник только в качестве дополнительного. По требованиям ФГОС-2021 НОО и ООО школа обязана обеспечить ученика печатным учебником по каждому предмету учебного плана. Это также касается предметов, которые школа включила в формируемую часть.
В настоящий момент в Минюсте на регистрации находятся приказы Минпросвещения, по которым предполагают внести изменения в новые ФГОС НОО и ООО. Эти проекты допускают, что ученику можно выдать электронный учебник, если предмет не входит в перечень экзаменов ГИА.
Источник: письмо Минпросвещения от 08.08.2022 № ТВ-1517/03


Рособрнадзор определил порядок и сроки осенних ВПР-2022

СПРАВКА
Школа может организовать ВПР в компьютерной форме в 6-х классах по истории и биологии, а также в 7–9-х классах по истории, биологии, географии и обществознанию
Ведомство описало в плане последовательность этапов проведения осенних ВПР-2022 и их сроки. Так в письме указали особенности проверочных работ, которые касаются компьютерной формы работы и кодов участников. Еще Рособрнадзор подготовил инструкции для ответственных организаторов ВПР в школе.
Сроки проведения. Школы должны направить информацию о сроках проведения ВПР в традиционной или компьютерной форме региональному координатору с 23 августа по 5 сентября. Также Рособрнадзор указал в письме период, из которого школы могут выбрать дату проведения ВПР в компьютерной форме. В такой форме школа может проводить проверочную работу в любой день с 3 по 22 октября.
Сроки проверки. Рособрнадзор указал, что школы нужно проверить ВПР и загрузить формы сбора результатов до 25 октября. Результаты станут известны с 21 ноября вне зависимости от того, когда школы загрузили формы сбора результатов, и в какой форме провели работы – традиционной или компьютерной.
Особенности ВПР в компьютерной форме. Порядок проведения ВПР описывает каждый этап процедуры и особенности работ в компьютерной форме. Так, если школа выбрала компьютерную форму ВПР по биологии в 7-х классах, то такую работу будут выполнять все классы параллели.
Предметы, по которым пройдут работы. Ученики будут участвовать в ВПР только по тем предметам, по которым не успели написать работы весной 2022 года. Например, школа провела ВПР по русскому языку в 5-х классах с 15 по 26 марта и получила обработанные результаты в разделе «Аналитика» в ФИС ОКО. В таком случае проводить осенью ВПР по русскому языку в 6-х класса не нужно.
Коды участников. Рособрнадзор порекомендовал распределить коды участников ВПР так, чтобы они отличались от весенних кодов только первой цифрой. Например, весной у школьника был код 40007, а осенью будет 50007.
Источник: письмо Рособрнадзора от 09.08.2022 № 08-197


Опубликовали методрекомендации, чтобы организовать внеурочную деятельность по ФГОС-2021
Минпросвещения рекомендует использовать часы внеурочной деятельности на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое и гражданско-патриотическое развитие школьников. Внеурочная деятельность должна иметь воспитательную направленность и соотноситься с рабочей программой воспитания школы.
Модели планов внеурочной деятельности. Методрекомендации содержат три модели планов внеурочной деятельности, из которых школы могут выбрать одну. Варианты различаются видами и содержанием деятельности. Аналогичные модели плана внеурочной деятельности предлагает примерный план внеурочной деятельности из ПООП ООО по ФГОС-2021. Посмотрите модели планов внеурочной деятельности, которые предлагают методрекомендации, в таблице 1.
Таблица 1. Модели планов внеурочной деятельности
Модель плана внеурочной деятельности | Содержательное наполнение | |
---|---|---|
Преобладание учебно-познавательной деятельности | Занятия учеников по углубленному изучению отдельных учебных предметов. Занятия школьников по формированию функциональной грамотности. Занятия учеников с педагогами, которые сопровождают проектно-исследовательскую деятельность. Профориентационные занятия школьников | |
Преобладание педагогической поддержки учеников | Дополнительные занятия учеников, которые испытывают затруднения в освоении учебной программы. Дополнительные занятия школьников, которые испытывают трудности в освоении языков обучения. Специальные занятия учеников, которые испытывают затруднения в социальной коммуникации. Специальные занятия школьников с ОВЗ | |
Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий | Занятия учеников с педагогами, которые сопровождают деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления. Занятия школьников в рамках циклов специальных внеурочных занятий, где рассматривают актуальные социальные и нравственные проблемы современного мира. Занятия учеников в объединениях, которые затрагивают социальную сферу – экологических, волонтерских и трудовых |
Структура планов внеурочной деятельности. Минпросвещения перечисляет направления для плана внеурочной деятельности и характеризует их. Ведомство предлагает распределить направления по двум частям – рекомендуемой для всех участников и вариативной. Также методрекомендации содержат пример, как распределить часы в плане внеурочной деятельности. Смотрите таблицу 2.
Таблица 2. Распределение часов в плане внеурочной деятельности
Направление внеурочной деятельности | Рекомендуемое количество часов в неделю | Основное содержание занятий | |
---|---|---|---|
ЧАСТЬ, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ВСЕХ УЧЕНИКОВ | |||
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» | 1 | Основная цель: развитие ценностного отношения учеников к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам | |
Занятия по формированию функциональной грамотности учеников | 1 | Основная цель: развитие способности учеников применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы | |
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей учеников | 1 | Основная цель: развитие ценностного отношения учеников к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т. п.); создание условий для познания учениками самих себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности | |
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ | |||
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей учеников | 3 | Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие учеников, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения учеников к знаниям как залогу их собственного будущего и к культуре в целом как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для учеников с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации | |
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей учеников в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов | 2 | Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей учеников в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие учеников, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т. п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев); занятия по Программе развития социальной активности учеников начальных классов «Орлята России» | |
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей учеников, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с учениками комплекса мероприятий воспитательной направленности | 2 | Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия учеников в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро- и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; выборного Совета учеников, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией; Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т. п. |
Методическая поддержка учителей. Методрекомендации включают список мер методической поддержки, чтобы школы смогли реализовать внеурочную деятельность по новым ФГОС. Так, для педагогов разрабатывают сценарии занятий «Разговоры о важном», рабочие программы внеурочной деятельности, интенсивы, УМК по развитию школьных театров, спортивных клубов и музеев. Методические материалы готовят Академия Минпросвещения и Институт стратегии развития образования РАО.
Методическая поддержка администрации. Методрекомендации содержат комплекс организационно-управленческих мероприятий. Также документ предлагает школам чек-лист, чтобы школы могли провести самодиагностику. Это позволит определить, готовы ли вы реализовать внеурочную деятельности по ФГОС-2021 НОО и ООО.
Источник: письмо Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03
