ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2022года
Новости
Изменения в работе

Опубликовали методрекомендации, чтобы организовать внеурочную деятельность по ФГОС-2021

Что изменилось: Минпросвещения направило в школы методрекомендации по организации внеурочной деятельности по ФГОС-2021 НОО и ООО (письмо от 05.07.2022 № ТВ-1290/03). Документ разъясняет содержание внеурочной деятельности по новым образовательным стандартам и предлагает три модели плана внеурочной деятельности на выбор.

Минпросвещения рекомендует использовать часы внеурочной деятельности на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое и гражданско-патриотическое развитие школьников. Внеурочная деятельность должна иметь воспитательную направленность и соотноситься с рабочей программой воспитания школы.

Модели планов внеурочной деятельности. Методрекомендации содержат три модели планов внеурочной деятельности, из которых школы могут выбрать одну. Варианты различаются видами и содержанием деятельности. Аналогичные модели плана внеурочной деятельности предлагает примерный план внеурочной деятельности из ПООП ООО по ФГОС-2021. Посмотрите модели планов внеурочной деятельности, которые предлагают методрекомендации, в таблице 1.

Таблица 1. Модели планов внеурочной деятельности

 Модель плана внеурочной деятельностиСодержательное наполнение
 Преобладание учебно-познавательной деятельностиЗанятия учеников по углубленному изучению отдельных учебных предметов.
Занятия школьников по формированию функциональной грамотности.
Занятия учеников с педагогами, которые сопровождают проектно-исследовательскую деятельность.
Профориентационные занятия школьников
 Преобладание педагогической поддержки учениковДополнительные занятия учеников, которые испытывают затруднения в освоении учебной программы.
Дополнительные занятия школьников, которые испытывают трудности в освоении языков обучения.
Специальные занятия учеников, которые испытывают затруднения в социальной коммуникации.
Специальные занятия школьников с ОВЗ
 Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятийЗанятия учеников с педагогами, которые сопровождают деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления.
Занятия школьников в рамках циклов специальных внеурочных занятий, где рассматривают актуальные социальные и нравственные проблемы современного мира.
Занятия учеников в объединениях, которые затрагивают социальную сферу – экологических, волонтерских и трудовых

Структура планов внеурочной деятельности. Минпросвещения перечисляет направления для плана внеурочной деятельности и характеризует их. Ведомство предлагает распределить направления по двум частям – рекомендуемой для всех участников и вариативной. Также методрекомендации содержат пример, как распределить часы в плане внеурочной деятельности. Смотрите таблицу 2.

Таблица 2. Распределение часов в плане внеурочной деятельности

 Направление внеурочной деятельностиРекомендуемое количество часов в неделюОсновное содержание занятий
 

ЧАСТЬ, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ВСЕХ УЧЕНИКОВ

 Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»1Основная цель: развитие ценностного отношения учеников к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам
 Занятия по формированию функциональной грамотности учеников1Основная цель: развитие способности учеников применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы
 Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей учеников1Основная цель: развитие ценностного отношения учеников к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т. п.); создание условий для познания учениками самих себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности
 

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

 Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей учеников3Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие учеников, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения учеников к знаниям как залогу их собственного будущего и к культуре в целом как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для учеников с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации
 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей учеников в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов2Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей учеников в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие учеников, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т. п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев); занятия по Программе развития социальной активности учеников начальных классов «Орлята России»
 Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей учеников, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с учениками комплекса мероприятий воспитательной направленности2Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение психологического благополучия учеников в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро- и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; выборного Совета учеников, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией; Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т. п.

Методическая поддержка учителей. Методрекомендации включают список мер методической поддержки, чтобы школы смогли реализовать внеурочную деятельность по новым ФГОС. Так, для педагогов разрабатывают сценарии занятий «Разговоры о важном», рабочие программы внеурочной деятельности, интенсивы, УМК по развитию школьных театров, спортивных клубов и музеев. Методические материалы готовят Академия Минпросвещения и Институт стратегии развития образования РАО.

Методическая поддержка администрации. Методрекомендации содержат комплекс организационно-управленческих мероприятий. Также документ предлагает школам чек-лист, чтобы школы могли провести самодиагностику. Это позволит определить, готовы ли вы реализовать внеурочную деятельности по ФГОС-2021 НОО и ООО.

Источник: письмо Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03