
Мониторинг результатов по допобразованию: как провести с помощью таблицы, карточек и анкет

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ
В НОМЕРЕ
1. Программа наставничества: какие документы подготовить к новому учебному году>>
2. Циклограмма на июнь: результаты учебного года, переход на новый ФГОС и еще 29 дел>>
3. Анализ работы школы за год. Чек-листы, чтобы подготовить свою часть документа>>
Педагогу и родителям важно видеть не только предметные знания и умения, которые приобрел школьник за время обучения по программе допобразования. Акцент в дополнительных общеразвивающих программах следует делать и на развитии познавательных процессов, универсальных умений и личностных качеств.
Организуйте мониторинг результатов освоения учениками дополнительных общеразвивающих программ так, чтобы задействовать всех участников образовательного процесса. В конце учебного года проведите анализ трех видов планируемых результатов – предметных, метапредметных и личностных. Отследить результаты освоения школьниками программ допобразования поможет таблица для мониторинга. С опорой на данные в таблице педагог подготовит индивидуальные карточки учета образовательных результатов учеников по программе допобразования. Так учитель отследит динамику результатов освоения программы по конкретному ребенку.
По итогам учебного года проведите опрос среди родителей, чтобы узнать их удовлетворенность результатами обучения детей по программам допобразования. Проконтролируйте, что организовали допобразование в школе в соответствии с требованиями законодательства. Используйте памятку с перечнем основных нормативных актов, которые регулируют программы допобразования.
Заполнить таблицу мониторинга
Заполните вместе с педагогом дополнительного образования таблицу мониторинга образовательных результатов учеников. Посмотрите готовый образец таблицы для мониторинга образовательных результатов школьников по программам допобразования. Предметные результаты поручите внести педагогу. А метапредметные и личностные результаты оцените совместно с педагогом.
Образец таблицы для мониторинга образовательных результатов школьников по дополнительным общеразвивающим программам
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Оценить предметные результаты. Диагностику предметных результатов по таблице поручите педагогу допобразования, так как он владеет предметом и ориентируется в программе. Показатели в таблице общие для всех дополнительных общеразвивающих программ. Задача педагога – наполнить показатели конкретным содержанием и внести его в таблицу. Конкретное содержание представляет собой ожидаемые результаты, которые педагог указал в дополнительной общеразвивающей программе под выражениями «ученики будут знать...», «ученики будут уметь...».
Провести мониторинг метапредметных результатов. В допобразовании не проводят специальные диагностические и проверочные работы, чтобы отследить метапредметные компетентности школьников. Поэтому основные методы их мониторинга и анализа – педагогическое наблюдение за детьми во время текущих и итоговых занятий, выездов, а также собеседования с учениками и опросы родителей. Выявляйте метапредметные результаты учеников, когда школьники выполняют творческие задания, проводят исследования и эксперименты, готовят проекты. Также метапредметные результаты можно оценить во время дискуссий, конференций и показательных мастер-классов.
Метапредметные результаты формулируйте с учетом возраста детей и особенностей конкретной программы. Из общего перечня показателей метапредметных результатов выберите те, на формирование которых данная программа оказывает непосредственное влияние. Определите уровень их сформированности у учеников.
Проконтролировать личностные результаты. Личностные результаты школьников оценивайте по двум показателям: формирование личностных качеств, а также развитие познавательных процессов и творческих способностей. Под личностными качествами следует понимать такие виды, как организационно-волевые, адаптационные и поведенческие.
Список показателей оценки личностных результатов детей может варьироваться. В дополнительных образовательных программах такой список параметров, которые оцениваете, зависит от особенностей конкретной программы и формулируется с учетом возраста школьников.
Составить индивидуальные карточки школьников
Данные, которые вы с педагогом получили в результате анализа, учитель заносит в индивидуальную карточку учета образовательных результатов ученика по дополнительной общеразвивающей программе. Образец индивидуальной карточки школьника смотрите ниже.
Образец индивидуальной карточки учета образовательных результатов по дополнительной общеразвивающей программе
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Карточка рассчитана на весь период обучения по программе от года до трех и более лет. Педагог заполняет ее дважды в год. По карточке удобно отслеживать динамику результатов освоения программы конкретным ребенком. Срезы, которые получите в результате анализа, позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс обучения, общего развития и изменения личности каждого ребенка. Также информация поможет спланировать темп индивидуального освоения программы и решить проблемы, которые выявил анализ.
После того как педагог заполнил индивидуальные карточки и подвел итоги по учебной группе в целом, подсчитайте долю учеников по каждому из возможных уровней освоения программы от минимального до максимального.

ВАЖНО
На этапе разработки дополнительной общеразвивающей программы четко сформулируйте планируемые результаты, формы контроля и оценочные материалы
Провести анкетирование родителей
Когда заполните таблицу и диагностические карточки мониторинга образовательных результатов школьников по освоению программ допобразования, проведите анкетирование родителей. Это позволит узнать, довольны ли они качеством дополнительного образования в школе.
В анкете поинтересуйтесь, развитие каких навыков и умений у своего ребенка родители заметили. Узнайте, комфортно ли ощущает себя ученик в группе, в которой осваивает программу допобразования. Уточните, довольны ли родители перечнем кружков и секций, которые предлагает школа в сфере допобразования. Также предложите родителям оценить качество взаимодействия школы с ними, а также работу педагога. Сопоставьте результаты опросов с данными, которые получили из таблицы и диагностических карточек мониторинга образовательных результатов школьников.
Анкета для родителей
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Подведите итоги
Вместе с педагогами подведите итоги мониторинга результатов освоения учениками дополнительных общеразвивающих программ. Опирайтесь на данные, которые получили с помощью трех инструментов. Проанализируйте причины недостаточной успеваемости учеников. Также оцените перспективы последующего углубленного изучения тематики программ допобразования талантливыми детьми. Предложите педагогу составить индивидуальные маршруты дальнейшего обучения отдельных групп школьников в зависимости от уровня освоения программы, которого они достигли.
Как оценивать личностные качества в индивидуальной карточке школьника по дополнительным общеразвивающим программам

НА ЗАМЕТКУ
Смотрите видео
This is a modal window.
- Как заполнить аттестаты по последним требованиям 2022 года. Контрольные точки>>
- Как выдать аттестаты беженцам и выпускникам, которые находятся за рубежом>> >
- Практикум для замдиректора: как заполнить аттестаты по требованиям 2022 года>>
- Как проанализировать работу по формированию функциональной грамотности>>
- Функциональная грамотность: комплект образцов, чтобы подвести итоги работы>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Программа наставничества: какие документы подготовить к новому учебному году
Аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение
Минпросвещения разработало целевую модель наставничества и подготовило Методические рекомендации, чтобы внедрить систему наставничества в школах (распоряжение от 25.12.2019 № Р-145). Разработчики описали формы и виды наставничества, права и обязанности, а также функции участников. В ведомстве считают, что школам следует разработать систему, по которой ученики и педагоги получат в помощь наставников.
Внедрите программу наставничества в вашей школе в следующем учебном году, если глава региона принял соответствующее решение (п. 4.3 Методологии, утвержденной распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145). Для этого в июне займитесь разработкой нормативной базы. Так, составьте программу наставничества, разработайте положение о ней, подготовьте приказ о внедрении наставничества.

СПРАВКА
Ключевыми фигурами в реализации целевой модели наставничества выступают ученики в возрасте от 10 лет и педагоги (п. 1.2 Методологии, утвержденной распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145)
Система наставничества в школе
Целевую модель наставничества внедряют в школах, организациях дополнительного образования и СПО. Наставником в школе может стать опытный учитель. Еще наставником может быть успешный и активный старшеклассник. Главное, чтобы они обладали авторитетом, лидерскими качествами и хотели поддержать коллег или учеников.
Начинающему учителю наставник поможет адаптироваться к коллективу, ученикам и специфике работы, а опытному – справиться с выгоранием. Наставник сможет поспособствовать профессиональному развитию коллег, прояснить цели, послужить примером и оценить со стороны деятельность педагога.
Наставник потребуется школьнику с низкими образовательными результатами и трудному подростку. Если наставником будет ученик, то он окажет влияние на товарища как равный, без строгой субординации. Школьнику-новичку наставник поможет адаптироваться в новой обстановке и познакомиться с одноклассниками, а нерешительному и талантливому ученику – подготовиться к олимпиаде или публичному выступлению с проектом.
Если вы правильно организуете работу наставников, в школе повысится качество подготовки учеников и снизится количество школьников из группы риска. Еще один положительный момент – повысится школьное благополучие.

СПРАВКА
Ответственным за внедрение наставничества в школе обычно назначают замдиректора по УВР. Куратором может быть работник школы или представитель соцпартнера, если он занимается вопросами наставничества, волонтерства, образованием и воспитанием
Нормативная база
Обычно ответственным за создание системы наставничества директор назначает замдиректора по УВР. Поэтому ваша задача – разработать положение о программе наставничества и оформить саму программу. Также подготовьте приказ о внедрении программы наставничества со следующего учебного года.
Положение о программе наставничества. Чтобы внедрить наставничество в школе, разработайте положение. В документе опишите, для чего собираетесь организовать наставничество, определите зоны ответственности и функции участников. Еще опишите права и обязанности наставников и их подопечных.
Продумайте и укажите в программе, кто может стать наставником и как будет проходить отбор и обучение желающих принять участие. Подробно пропишите критерии, по которым будете формировать пары или группы из наставников и наставляемых. Также опишите процесс закрепления наставнических пар.
Перечислите документы, которые наставники должны представить по итогам своей работы. Определите отчетные периоды и опишите, как будете проводить мониторинг работы наставников. Готовый образец положения о наставничестве найдете в конце этой статьи.
Программа наставничества. Разработайте программу наставничества и выделите в ней девять основных разделов. Перечень основных разделов программы наставничества и их содержание смотрите в таблице. Чтобы не составлять программу с нуля, смотрите готовый образец программы наставничества в конце этой статьи. Так вы сократите время на разработку объемного документа.
Чтобы проинформировать учителей и учеников о программе наставничества, разместите документ на сайте школы. Опубликуйте описание форм наставничества и шаблоны заявлений для желающих принять участие в программе. Укажите фамилии, телефон и электронную почту ответственного и куратора программы наставничества.
Приказ о внедрении системы наставничества. Составьте приказ о внедрении программы наставничества в школе. Приказом можете утвердить положение о программе наставничества, саму программу и планируемые результаты ее внедрения. Такие документы можете оформить в виде приложений к приказу. Укажите в приказе ответственного за внедрение наставничества в школе и куратора, а также зафиксируйте их обязанности. Приказ о внедрении системы наставничества оформите самостоятельно или возьмите готовый образец.
Комплект образцов, чтобы реализовать программу наставничества
Инструкция
1. Выберите документ.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Что входит в обязанности куратора программы наставничества

НА ЗАМЕТКУ
Смотрите видео
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как побеседовать с родителями ребенка, который вызывает опасения

НА ЗАМЕТКУ
Смотрите видео
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ: