ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
6
Июнь 2022года
Профессиональные компетенции
Программы и планы

Программа наставничества: какие документы подготовить к новому учебному году

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, к. п. н., ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ»
В статье разберетесь, зачем нужна программа наставничества в школе и как ее внедрить в новом учебном году. Также найдете комплект документов, которые нужно разработать, чтобы начать реализацию программы наставничества в школе.

Аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение

Минпросвещения разработало целевую модель наставничества и подготовило Методические рекомендации, чтобы внедрить систему наставничества в школах (распоряжение от 25.12.2019 № Р-145). Разработчики описали формы и виды наставничества, права и обязанности, а также функции участников. В ведомстве считают, что школам следует разработать систему, по которой ученики и педагоги получат в помощь наставников.

Внедрите программу наставничества в вашей школе в следующем учебном году, если глава региона принял соответствующее решение (п. 4.3 Методологии, утвержденной распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145). Для этого в июне займитесь разработкой нормативной базы. Так, составьте программу наставничества, разработайте положение о ней, подготовьте приказ о внедрении наставничества.

СПРАВКА

Ключевыми фигурами в реализации целевой модели наставничества выступают ученики в возрасте от 10 лет и педагоги (п. 1.2 Методологии, утвержденной распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145)

Система наставничества в школе

Целевую модель наставничества внедряют в школах, организациях дополнительного образования и СПО. Наставником в школе может стать опытный учитель. Еще наставником может быть успешный и активный старшеклассник. Главное, чтобы они обладали авторитетом, лидерскими качествами и хотели поддержать коллег или учеников.

Начинающему учителю наставник поможет адаптироваться к коллективу, ученикам и специфике работы, а опытному – справиться с выгоранием. Наставник сможет поспособствовать профессиональному развитию коллег, прояснить цели, послужить примером и оценить со стороны деятельность педагога.

Наставник потребуется школьнику с низкими образовательными результатами и трудному подростку. Если наставником будет ученик, то он окажет влияние на товарища как равный, без строгой субординации. Школьнику-новичку наставник поможет адаптироваться в новой обстановке и познакомиться с одноклассниками, а нерешительному и талантливому ученику – подготовиться к олимпиаде или публичному выступлению с проектом.

Если вы правильно организуете работу наставников, в школе повысится качество подготовки учеников и снизится количество школьников из группы риска. Еще один положительный момент – повысится школьное благополучие.

СПРАВКА

Ответственным за внедрение наставничества в школе обычно назначают замдиректора по УВР. Куратором может быть работник школы или представитель соцпартнера, если он занимается вопросами наставничества, волонтерства, образованием и воспитанием

Нормативная база

Обычно ответственным за создание системы наставничества директор назначает замдиректора по УВР. Поэтому ваша задача – разработать положение о программе наставничества и оформить саму программу. Также подготовьте приказ о внедрении программы наставничества со следующего учебного года.

Положение о программе наставничества. Чтобы внедрить наставничество в школе, разработайте положение. В документе опишите, для чего собираетесь организовать наставничество, определите зоны ответственности и функции участников. Еще опишите права и обязанности наставников и их подопечных.

Продумайте и укажите в программе, кто может стать наставником и как будет проходить отбор и обучение желающих принять участие. Подробно пропишите критерии, по которым будете формировать пары или группы из наставников и наставляемых. Также опишите процесс закрепления наставнических пар.

Перечислите документы, которые наставники должны представить по итогам своей работы. Определите отчетные периоды и опишите, как будете проводить мониторинг работы наставников. Готовый образец положения о наставничестве найдете в конце этой статьи.

Программа наставничества. Разработайте программу наставничества и выделите в ней девять основных разделов. Перечень основных разделов программы наставничества и их содержание смотрите в таблице. Чтобы не составлять программу с нуля, смотрите готовый образец программы наставничества в конце этой статьи. Так вы сократите время на разработку объемного документа.

Чтобы проинформировать учителей и учеников о программе наставничества, разместите документ на сайте школы. Опубликуйте описание форм наставничества и шаблоны заявлений для желающих принять участие в программе. Укажите фамилии, телефон и электронную почту ответственного и куратора программы наставничества.

Приказ о внедрении системы наставничества. Составьте приказ о внедрении программы наставничества в школе. Приказом можете утвердить положение о программе наставничества, саму программу и планируемые результаты ее внедрения. Такие документы можете оформить в виде приложений к приказу. Укажите в приказе ответственного за внедрение наставничества в школе и куратора, а также зафиксируйте их обязанности. Приказ о внедрении системы наставничества оформите самостоятельно или возьмите готовый образец.

Комплект образцов, чтобы реализовать программу наставничества

Инструкция

1. Выберите документ.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Что входит в обязанности куратора программы наставничества 

НА ЗАМЕТКУ

Смотрите видео

Video Player is loading.
Current Time 0:00
Duration -:-
Loaded: 0%
Stream Type LIVE
Remaining Time -:-
1x

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

6
Июнь 2022года
Профессиональные компетенции
Видеостатья

Как побеседовать с родителями ребенка, который вызывает опасения

В статье найдете видео о том, как педагогу аккуратно поговорить с родителями ученика, который вызывает опасения. Что даст этот разговор и о чем конкретно беседовать, расскажет Александра Фокина, практикующий психолог, член Федерации психологов-консультантов России, кандидат психологических наук. Используйте видеоматериалы статьи, чтобы объяснить учителям, как выстроить разговор с родителями школьника, который проявляет признаки опасного подростка.

НА ЗАМЕТКУ

Смотрите видео

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

6
Июнь 2022года
Профессиональные компетенции
Микрообучение на 5 минут

Как организовать работу по обобщению педагогического опыта

В статье-практикуме найдете алгоритм, чтобы обобщить педагогический опыт учителей. Также узнаете нюансы, которые нужно учесть в зависимости от формы обобщения педагогического опыта.

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.